Организация внимания учащихся в начале занятия; каким образом педагогом создаётся новая психологическая ситуация быстрой настройки; что побуждает школьников сосредоточиться на предмете занятия.
Активизация внимания школьников в процессе изложения новой темы:
отчётливая целеустремлённость изложения новой темы;
чёткость её теоретического освещения;
продуманность разделения темы на отдельные звенья с применением обоснованных переходов между ними;
постановка вопросов, обращённых к мышлению школьника и побуждающих к самостоятельности в суждениях;
педагогически обоснованное сочетание словесных и наглядных средств обучения и развития.
Развитие внимания учащихся:
ясная постановка вопроса;
тактичное направление ответа на выделение основной мысли;
побуждение к логичности в ответе.
Важным условием развития внимания учащихся является наличие у самого педагога комплекса профессиональных свойств:
проявление внимания ко всему, что важно для проведения занятия;
сочетание наблюдательности за работой учащихся и их поведением со своевременностью педагогических воздействий;
умение сочетать устойчивость внимания и его подвижность в меняющихся условиях групповой работы;
соблюдение учителем выразительности внимания, его заметности для учащихся.
2. Развитие восприятия
Чёткость формулировки цели занятия.
Подготовленность учащихся к восприятию нового материала.
Включение в работу различных анализаторов.
Фиксация результатов наблюдения.
Целесообразное использование наглядных пособий.
Приёмы выделения основного, главного в предлагаемом материале (как достигается избирательность восприятия).
3. Развитие памяти
Использует ли педагог в процессе деятельности основные приёмы осмысленного запоминания:
доступность;
связь нового материала с имеющимися у учащихся знаниями;
смысловая группировка материала;
выделение смысловых опор.
4. Развитие мыслительной деятельности учащихся
Развитие логического мышления при проведении различных видов заданий на занятии.
Развитие самостоятельности мышления, его творческой направленности (с привитием элементов воссоздающего и творческого воображения школьников).
Привлечение внимания учащихся к таким качествам мышления, как логичность, последовательность, умение выделять основное в вопросах, умение делать выводы из приведённых фактов.
Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, абстрагирование.
Совершенствование форм выражения мысли: суждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных, по аналогии) и т.д.
Развитие осознания школьниками процессов своего мышления и целенаправленного его течения.
Дата
Основное содержание работы
Результаты диагностики; изменения, происходящие в поведении учащегося
Схема психолого-педагогического анализа занятия (урока)
Психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами
тема, цели и задачи занятия;
структура занятия и его психологическая необходимость.
Психологическая оценка содержания занятия
психологическое качество предложенного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности и абстрактности, обобщённости);
активизации каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения), какие эмоции могут быть вызваны?
соответствие данного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний;
как педагог делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.);
каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое и т.д.); насколько оптимально педагог реализует воспитательные возможности предлагаемого материала?
Управление познавательной деятельностью и её проявление на занятии
организация внимания:
пути организации внимания (подчёркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности, обращение к непроизвольному вниманию и т.д.);
виды внимания, имевшие место на занятии, форма их проявления у отдельных школьников;
способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую;
в каких сложных видах деятельности, предложенных педагогом, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?
организация восприятия и его характер:
что является объектом восприятия учащихся (речь педагога, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия;
использование наглядных средств, их функция на занятии;
осмысленность восприятия материала.
активизация памяти и её развитие:
обращение педагога к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия?
какие виды памяти имели место на занятии (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая, логическая)?
какие приёмы лучшего запоминания материала использовал педагог на занятии.
Схема самоанализа занятия
Определить место занятия в теме, в общем курсе. Насколько ясным стало это место для учащихся после занятия.
Соотнести поставленные цели занятия для учащихся и для учителя с достигнутыми на занятии и определить причины успеха и неудачи.
Определить уровень формирования на занятии знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений.
Ответить на вопрос, что нового дало данное занятие для развития мышления, памяти, внимания, личностных качеств, коммуникативных способностей; для развития умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно вашим интересам, темпераменту, уровню развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
Оценить степень активности учащихся на занятии. Сколько раз и кто из них высказывались на занятии, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа. При этом необходимо руководствоваться правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного детского коллектива с другим.
Оценить темп занятия. Поддерживался ли интерес учащихся к занятию на всём его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на занятии?
Как в ходе занятия была организована опора на уже имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был материал занятия?
Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников занятия, характер их общения.
Изменилось ли настроение педагога после занятия по сравнению с тем, каким оно было до занятия? В чём причина этих изменений? Что теперь, когда занятие прошло, целесообразно было бы в нём изменить? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?
11. И ещё необходимо помнить о том, что, каким бы ни было занятие, требовалось определённое мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми занятие обладало.
Схема анализа внеклассного мероприятия
1. Актуальность темы: отвечает ли тема целям и задачам воспитания в современном обществе, возрастным особенностям и конкретным задачам данного класса. Была ли она в плане воспитательной работы классного руководителя или предложена по необходимости; если предложена, то кем и почему.
2. Характеристика и оценка плана, по которому готовилось мероприятие: целенаправленность, логичность, чёткость, соответствие избранной формы и методов содержанию, выполнен ли план.
3. Содержание проведённого мероприятия: характеристика использованного материала, его воспитательное и познавательное значение, доступность, эмоциональность, конкретность; соответствие использованного материала, форм и методов возрасту детей и воспитательным задачам данного коллектива.
4. Качество подготовки: интерес детей к мероприятию, активность учащихся, организованность, дисциплинированность, использование наглядных пособий, демонстрационного материала, технических средств и т.д. Какие навыки были приобретены учащимися в процессе подготовки к мероприятию.
5. Наиболее существенные недостатки и положительные стороны по содержанию, методам проведения, по качеству подготовки и воспитательным результатам.
6. Общая оценка: выполнена ли поставленная цель, отношение детей, роль педагога в подготовке и проведении мероприятия.