Учёт основных средств и нематериальных активов
1. Правила формирования в бухгалтерском учёте информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» утверждены приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н. Учёт основных средств на предприятиях малого бизнеса ведётся на счёте 01 - предназначенном для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, в аренде и доверительном управлении. Планом счетов предусмотрено что для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые в дальнейшем будут приняты к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств назначается счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». По основным средствам ПБУ предусмотрено что первоначальная стоимость объектов приобретённых за плату признаются суммы фактических затрат организации на приобретение минус НДС и иные возмещаемые налоги кроме случаев предусмотренных законодательством РФ. По основным средствам фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление являются: (п.8 ПБУ 6/01) - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); - суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; - суммы, уплачиваемые организациям за информационно - консультационные услуги связанные с приобретением основных средств; - регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, производимые в связи с приобретением прав на объекты основных средств; - таможенные пошлины; - невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации через которую приобретён объект основных средств.
Начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учёту проценты по заёмным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта включается в состав фактических затрат по приобретению объектов. Не включаются фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств, общехозяйственные и иные аналогичные расходы кроме случаев когда они непосредственно связаны с приобретением или изготовлением основных средств. По приобретению (поступлению) основных средств составляются следующие документы: - приказ руководителя с указанием членов комиссии о вводе в эксплуатацию; - акт приёма передачи основных средств; - акт отремонтированных, реконструированных объектов; - акт ввода в эксплуатацию автотранспортных средств; По выбытию основных средств составляются следующие документы: - акт на списание; - акт на выбытие; - акт на ликвидацию. Аналитический учёт по счёту 01 ведётся по отдельным инвентарным объектам основных средств на основании инвентарной карточки. При вводе объекта основных средств в эксплуатацию отражаются следующие операции: приобретено оборудование - Д08 К60; НДС - Д19 К60; произведена оплата за оборудование - Д60 К51; введён в эксплуатацию объект основных средств - Д01 К08; списан НДС - Д68 К19; Приобретение объекта основных средств, требующего монтажа отражается следующими операциями: потупил объект основных средств - Д07 К60; НДС - Д19 К60; монтаж - Д08 К07; введение в эксплуатацию - Д01 К08; оплата за оборудование - Д60 К51. Изменение первоначальной стоимости при переоценке - Д83 К01, при выбытии объекта - Д91 К01. Субъектами малого предпринимательства использующие форму бухгалтерского учёта с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества малых предприятий, операции связанные с выбытием, движением объектов основных средств, а так же начислением амортизации отражаются в «Ведомости учёта основных средств, начисленных амортизационных отчислений» (Ф№ В- 1).
Данная ведомость является регистром аналитического и синтетического учёта «наличия и движения основных средств и расчёт амортизационных отчислений». Данные ведомости записываются позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов, и выводится остаток основных средств на первое число следующего месяца. Перемещение основных средств внутри предприятия в ведомости не отражается. При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основныхучёт ведётся с использованием инвентарной карточки и карточки учёта движения основных средств. Учёт амортизации основных средств ведётся на счёте 02 по объектам основных средств. Амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учёте отчётного периода, к которым они относятся, и начисляется в зависимости от результатов деятельности организации в отчётном периоде. В течение срока полезного использования основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается кроме случаев их перехода на консервацию на срок более трёх месяцев по решению руководителя, а так же в период восстановления объектов, продолжительность которых не превышает 12 месяцев. Амортизационные отчисления начинают производиться с первого числа месяца следующего за месяцем ввода, и продолжается до полного погашения стоимости, либо выбытия этого объекта в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. С 1.01.2002 года вступила в силу глава 25 НКРФ «Налог на прибыль организаций». В её целях и во исполнение статьи 11 ФЗ от 6.08.2001 № 110 - ФЗ Правительство РФ утвердило классификацию основных средств, включаемую в амортизационные группы. В основу классификации принята разбивка основных средств, применяемая в постановлении № 1072 с учётом принятого решения о сокращении для целей налогообложения срока полезного использования.
Основные средства, которые числятся на балансе с 1.01.2002 года, должны амортизироваться для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НКРФ, а для целей бухгалтерского учёта в порядке и по нормам принятым организацией на дату передачи основных средств в эксплуатацию. Кроме того, амортизируемым имуществом для целей налогообложения признаётся имущество сроком использования более 12 месяцев или первоначальной стоимостью более 10 тысяч рублей. Способы начисления амортизации: - линейный; - уменьшаемого остатка; - пропорционально объёму выпускаемой продукции; - по сумме чисел лет полезного использования; Расчёт амортизации показывается в ведомости № 1. Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используется для отражения операций по их движению в ведомости по формам В - 3 и В - 4. Списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта - Д01/2 К01/1. Списана сумма начисленной амортизации - Д02 К01/2. Списывается остаточная сумма ликвидируемого объекта - Д90 К01. Стоимость материалов полученных от разборки объекта - Д10 К90. Счёт 90 закрывается в конце месяца. 2. Учёт нематериальных активов на предприятиях малого бизнеса ведётся обособлено на счёте 01, а амортизация на счёте 02. Нематериальные активы - это долгосрочные затраты, которые должны приносить доходы в течении длительного периода до тех пор пока нематериальные активы выполняют свою функцию их можно учитывать в составе активов организации. Как только они прекращают создавать условия для получения повышенного дохода затраты такого рода активов переносят на убыток в нереальную статью баланса. Следовательно, нематериальные активы необходимо амортизировать только постепенно и списывать их стоимость на выпуск продукции. ПБУ 14/2000 «Учёт нематериальных активов» утверждён приказом Минфина РФ от16.10.2000 года. Порядок учёта затрат по нематериальным активам аналогичен порядку у чёта фактических затрат на приобретение основных средств. Амортизация нематериальных активов согласно типовой рекомендации предполагает обособленное ведение на счёте 02.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляют с первого числа следующего за месяцем принятия нематериального актива к учёту. Стоимость нематериальных активов включает расходы на их приобретение и доведение до состояния, в котором они могут быть использованы с выгодой для организации. К нематериальным активам относятся: - права пользования земельными участками; - патентные права; - ноу - хау; - продукты для ЭВМ; - права на продукты для ЭВМ; - цена компании. Начислена сумма амортизации - Д20 К02. Списана начисленная амортизация - Д02 К91. Приняты к бухгалтерскому учёту нематериальные активы - Д01 К08. Аналитический учёт по счёту 01 «Нематериальные активы» ведётся по отдельным объектам нематериальных активов при этом построение аналитического учёта должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении нематериальных активов необходимо для составления бухгалтерской отчётности. Отражена сумма дооценки - Д01 К91.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|