Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая политика самодержавия

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.

Этапы экономического развития России

Экономический подъем 80-е — 90-е гг.
Экономический кризис 1900–1903 гг.
Депрессия 1904–1908 гг.
Новый экономический подъем 1909–1913 гг.

Важнейшие понятия и термины

Промышленный переворот

Индустриализация

Модернизация

Эшелоны модернизации

Винная монополия

Акции

Акционерные общества

Финансовый капитал

Способы государственной поддержки предпринимательства

· Субсидии

· Кредиты

· Налоговые льготы

· Казенные заказы

· Таможенные пошлины

Пути развития капитализма в сельском хозяйстве

· Прусский

· Американский

Виды монополистических объединений

· Картель

· Синдикат

· Трест

· Концерн

Действующие лица

Вышнеградский А.И.

Витте С.Ю.

Уметь показать на карте

Важнейшие экономические районы: Южный, Уральский, Центральный, Северо-Западный, Бакинский.

Районы, в которых аграрный капитализм развивался по прусскому и по американскому пути.

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале ХХ в.

Экономическое развитие России в начале ХХ в.

Содержание ответа

1. Промышленный подъем 90-х гг.

2. Роль государства в экономическом развитии России

3. Экономическая политика самодержавия

4. Иностранный капитал в России

5. Кризис 1900–1903 гг. Депрессия 190–1908 гг.

6. Экономический подъем 1909–1913 гг.

7. Монополизация российской промышленности

8. Складывание финансового капитала в России

9. Аграрный вопрос в России в начале ХХ века

Промышленный подъем 90-х гг.

В 80-е гг.. XIX столетия в России завершился промышленный переворот. Страна вступила в стадию капиталистической индустриализации. 90-е гг. характеризовались исключительно высокими темпами роста промышленного производства. Общий объем промышленного производства увеличился в 2 раза. Однако развитие происходило неравномерно по отраслям и регионам. Наиболее динамично развивалась тяжелая промышленность. Производство угля возросло в 90-х гг. в 3 раза, нефти — в 2,5 раза, выплавка чугуна — более чем в три раза. Приблизительно такими же темпами росло машиностроение. Почти вдвое выросла и протяженность российских железных дорог. Традиционные отрасли, прежде всего текстильная, развивались медленнее. В целом легкая промышленность увеличила производство приблизительно в 1,6 раза. Наиболее динамичным экономическим районом России оставался, как и в 80-е гг., металлургический Юг, далеко обогнавший Урал. Центральный район, специализировавшийся главным образом, в легкой промышленности, также уступал новым экономическим центрам в темпах роста.

Роль государства в экономическом развитии России.

Россия — страна «второго эшелона модернизации»

В годы экономического подъема быстро увеличилась концентрация производства, капитала и рабочей силы. По концентрации рабочей силы к началу ХХ в. Россия вышла на первое место в мире. Это было вызвано несколькими причинами. Дешевизна рабочей силы в России приводила к тому, что предприниматели нанимали большое число рабочих. Отсутствие системы дешевого доступного кредита затрудняло мелким предпринимателям конкурентную борьбу с крупными фирмами. Но главная причина состояла в том, что крупный бизнес пользовался поддержкой государства.

Россия принадлежала к так называемому «второму эшелону модернизации». Наряду с Россией к ним относятся Германия, страны Юго-Восточной Европы, Япония. (Первый эшелон составляют Западная Европа и Северная Америка. К третьему эшелону относятся страны Латинской Америки, Азии, Африки). Для стран второго эшелона характерны общие закономерности, такие как позднее начало модернизации, высокие темпы ее осуществления при активной роли государства. Власть в странах второго эшелона заинтересована в ускоренной модернизации, так как промедление грозит большим отставанием от стран «первого эшелона» и угрожает государственному суверенитету. В первую очередь государство обращает внимание на потребности обороны. В связи с этим последовательность развития отраслей индустрии в странах первого и второго эшелонов существенно различается. В Западной Европе раньше всего начался подъем легкой промышленности, затем — тяжелой, а завершило этот процесс развитие железнодорожного транспорта и становление банковской системы.

В странах «второго эшелона» транспорт и тяжелая промышленность далеко обгоняют легкую промышленность, которая может долго находиться на мануфактурной стадии. Кредитная система здесь не развивается постепенно из мелких ссудных контор, а формируется сразу с крупных банков.

Средством государственной поддержки предпринимательства может быть прямое участие государства в строительстве промышленных предприятий, как это происходило в Японии, или предоставление крупным фирмам льготных кредитов и субсидий, налоговых льгот, казенных заказов, как в России. Например, российская казна платила за поставку железнодорожных рельсов почти в 1,5 раза дороже, чем они стоили на свободном рынке. Типична для стран «второго эшелона» и применявшаяся в России протекционистская политика, т.е. защита отечественного предпринимателя высокими таможенными пошлинами. Так, незадолго до I Мировой войны таможенные пошлины в Англии составляли в среднем 6% стоимости ввозимого товара, в Германии — 8%, а в России — 30%.

Экономическая политика самодержавия

Экономическая политика России в 90-х гг. была направлена на ликвидацию огромного бюджетного дефицита. Министр финансов А.И. Вышнеградский добился значительного увеличения пошлин на импортные товары. Одновременно был значительно увеличен экспорт хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, что обеспечило превышение экспорта над импортом. Экспорт хлеба не сокращался даже во время жестокого голода 1891 г. Вышнеградский провозгласил: «Недоедим, но вывезем!». При Вышнеградском начался выкуп казной частных железных дорог. Все эти меры обеспечили превышение государственных доходов над расходами и позволили создать значительный золотой запас.

В 1892 г. Вышнеградского на посту министра финансов сменил С.Ю. Витте — один из крупнейших российских государственных деятелей и реформаторов конца XIX — начала ХХ в. Продолжая политику предшественника, Витте осуществил в 90-х гг. ряд крупных мер для укрепления российских финансов. В 1894 г. он ввел винную монополию. Продажа крепких напитков полностью перешла в руки государства, которое смогло значительно повысить цены на них. Прибыль от торговли спиртным стала важнейшей доходной статьей бюджета. Противники политики Витте обвиняли его в спаивании населения и «пьяном бюджете».

В 1897 г. Витте осуществил денежную реформу, введя свободный обмен бумажных денег на золото. Это позволило привлечь в Россию значительные иностранные инвестиции.

Важной составной частью экономической политики Витте было поощрение железнодорожного строительства. Протяженность железных дорог в годы его руководства министерством финансов возросла почти вдвое: с 29 тыс. верст до 54 тыс. Крупнейшим железнодорожным проектом явилось строительство Транссибирской магистрали. Если в 70–80-х гг. государство кредитовало частные фирмы, занимавшиеся строительством железных дорог, то в 90-х гг. стало прямо финансировать развитие транспорта из бюджета. Железнодорожное строительство не только способствовало оживлению внутренней торговли, но и создавало устойчивый рынок сбыта для угледобычи, металлургии, деревообработки, транспортного машиностроения и ряда других отраслей промышленности. Таким образом, оно использовалось как рычаг для ускорения индустриализации, что типично для стран «второго эшелона модернизации».

Экономическая политика Вышнеградского и особенно Витте во многом способствовала бурному промышленному росту 90-х гг. Однако она требовала большого напряжения российских ресурсов, росту налогов и государственного долга. Особенно дорого политика ускоренной индустриализации обходилась деревне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...