Список использованных источников и литературы
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Источники Адам Бременский. История Гамбургской церкви//Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М.: Ладомир, 1996, С. 217. Александрия//Сказания о чудесах. М.: Сов. Россия, 1990. С. 114. Александрия.//Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1988. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды//Звездочтец: Русская фантастика XVII века. М.: Сов. Россия, 1990. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Художественная литература, 1975. Былины. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. С. 512. Былины. М.: Сов. Россия, 1988. С. 576. Былины в двух томах. М.: Гос. Издат. Худож. лит., 1958. «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI- XIII вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. Восточные авторы о русах и их военных предприятиях// Королёв А. С. Загадки первых русских князей. М.: Вече, 2002. Восточные авторы о славянах и русах IX в.//Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2. М.: Мол. Гвардия, 1986. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. Генрих Латвийский. Хроники Аивонии. М.: А.: Изд-во АН СССР, 1938. Гельмольд. Славянская хроника. М.: Наука, 1963. Геродот. История. М.: Ладомир, 1993. С. 600. Голубиная книга. М.: Московский рабочий, 1991. Грамота царя Алексея Михайловича//Сказания русскаго народа, собранные И. П. Сахаровым. С. 388-390. Добрыня Никитич и Алёша Попович. М.: Наука, 1974. Древнерусские предания (XI-XVI вв.). М.: Сов. Рос-сия, 1982. С. 368. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1980. С. 320. Из «Вертинских анналов»//Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Вып. 2. М.: Молодая Гвардия, 1986. С. 564. Из «Датской истории» Саксона Грамматика.//Там же. Из «Жития Георгия Амастридского».//Там же. Из «Истории» Феофилакта Симокатты//Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. С. 568.
Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе.//Пер. с древнеисландского. М.: София, 2003. С. 176. Из саги о Тидреке Бернском//Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. Из хроники «Продолжателя Регинона»//Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 2. Илья Муромец. М. -Л. Изд-во АН СССР, 1958. Ирасек А.. Старинные чешские сказания. М.: Дет. лит, 1991. С. Исландские саги; в 2 т. — Т. 1. СПб., Летний Сад, 1999. Исторические песни. Баллады. М.: Современник, 1991. Героическая песнь о походе на половцев удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие. М.: 1800. С. 46. Калевала. М.: Худ. литература, 1977. Калевипоег. Таллин, Эстгосиздат, 1950. Книга отца нашего Коркута. Б., Язычы, 1989. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. С. 496. Корни Иггдразиля. М.: ТЕРРА, 1997. Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. Маврикий Стратег о славянах и антах/ / Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1. М.: Мол. Гвардия, 1986. С. 566. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. Эксмо, 2003. С. 432. Младшая Эдда. М.: Ладомир, 1994. С. 256. Молитвы и заклинания в круге жизни. Пермь: Стрелец, 1997. Народная проза. М.: Сов. Россия, 1992. Народные русские сказки. М.: Художественная литература, 1976. С. 574. Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М.-Л.:Изд- во АН СССР, 1950. Новгородские былины. М.: Наука, 1978. О истории, что в начале русской земли и создании Новгорода и откуда происходит род словенских князей //Велесова книга.М.: Эксмо, 2002. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века. М.: Художественная литература, 1978. С. 413. Памятники литературы Древней Руси XIII в. М.: Художественная литература, 1981. Песни южных славян. М.: Художественная литература, 1976. С. Песнь о Нибелунгах. Л. Наука, 1972. С. 41-42.
Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М.: Художественная литература, 1976. С. 19, 591. Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 2. М.: Правда, 1987. Повесть о разорении Рязанской земли Батыем в 1237 г. //Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1988. Поэзия скальдов. Л.: Наука, 1979. С. 184. Пражский, Козьма. Чешская хроника. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Путевые записки Эриха Лясотты, отправленного римским императором Рудольфом II к запорожцам в 1594 г. СПб., 1873. Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. М.: Мифи-сервис, 1992. Ригведа. Мандалы I-IV. М: Наука, 1989. С. 768. Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука, 1995. С. 744. Рамаяна. М.: Наука, 1965. Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков. М.: Художественная литература. 1990. С. 527. Сатира XI-XVII веков. М.: Сов. Россия, 1986. С. 395. 777 заговоров и заклинаний русского народа. М.: Аокид-Миф, 1997.С. 543. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М.: Художественная литература, 1990. Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы. М.:Сов. Россия, 1981. С. 288. Снорри Стурлусон. Круг земной. М.: Ладомир, Наука, 1995. С.15-16. Сомадева. Океан сказаний, избранные повести и рассказы. М:ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. С. 544. Старинные диковинки: Т. 3. Кн. 1: Волшебно-богатырские повести VIII М.: Сов. Россия, 1991. С. 496. Старшая Эдда. СПб.: Азбука, 2000. С. 464. Три богатыря. Былины. М.: Художественная литература, 1977. Литература: А был ли Наполеон?//Наука и религия, 1993, № 1. С. 40-43. Литература Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. М.: Индрик, 2000. С. 336. Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах» — её истоки и художественная структура// Песнь о Нибелунгах. Л.: Наука, 1972. С. 313. Азбелев С. Н. Предания о древнейших русских князьях по записям XI-XX вв.// Славянская традиция и современный мир. Вып. 1. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. С. 9. Архангельский А.С. Два слова о слове «былина»//ИОРЯС. Т.III, Кн. 4. СПб., 1898. Астахова А. М. Былины (итоги и проблемы изучения). М. -Л.:Наука, 1966. Астахова A.M. Илья Муромец в русском эпосе// Илья Муромец. С. 408-409. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М.: Индрик, 1994. Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпо-са//Русский фольклор. XV. Л.: Наука, 1975.
Бейлис В.М. Аль Идриси (XII век) о Восточном Причерноморье и Юго-восточной окраине Русских земель.//Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М.: Наука, 1984. С. 218. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., Петербургское востоковедение, 1994. С. 46. Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992, С. 96. Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса. М.: 1871, С. 246. Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М.: «Восточная литература» РАН, 2000. Васильков Я.В. К реконструкции ритуально-магических функций царя в архаической Индии.//Письменные памятники и проблемы культуры народов Востока. М.: Наука, 1972. С. 78-80. Белецкая Н.Н. Новогодние русалии.//Славяне и Русь. М.: Наука, 1968. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003. С. 240. Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты. Л.: Наука, 1979. Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните//Русский фольклор. Т. 27. СПб., Наука, 1993. С. 273-312. Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском)// ИОРЯС, Т. XI, Кн. 3-я, СПб., 1906. С. 1-129. Веселовский СБ. Ономастикой. Словарь древнерусских имён, фамилий и прозвищ. М.: Наука, 1974. Вилинбахов В.Б. Балтийско-Волжский торговый путь// Советская археология, 1963, № 3. С. 126-135. Вилинбахов В. Б. Об одном аспекте историографии варяжской проблемы.//Скандинавский сборник, вып. VII, Таллин, Эстгосиздат, 1963. С. 333-346. Вилинбахов В.Б. Современная историография о проблеме «Балтийские славяне и Русь»// «Советское славяноведение», 1980, №1. С. 79-84. Вилинбахов В.В., Энговатов Н.Б. Где находится «Индия» русских былин?//Славянский фольклор и историческая действительность. М.: Наука, 1965. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., Алетейя, 2001. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб., Азбука, 1998. Галъковский Н.М. Борьба христианства с остатками Язычества в древней Руси. М.: Индрик, 2000. Воронин П.В. Транспорт и средства передвижения // История культуры Древней Руси. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951, Т. 2. С. 371.
Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М.: Аграф, 2000. Гацак В.В. Устное эпическое творчество во времени. М.: 1989. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 134. Гильфердинг А.Ф. История Балтийских славян. М.: ВНИИОНЭГ, 1997. Глазырина Г.В. Илья Муромец в русских былинах, немецкой поэме и скандинавской саге// Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М.: Наука, 1978. Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о северной Руси. М.: Ладомир, 1996. С. 240. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. С. 624. Гуревич А.Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М.:Наука, 1967. Гюйонварх К. -Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб., Культурная инициатива, 2001. С. 271. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., Литера, 1994. Даль В.М. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Т. I. M.: Русский язык, 1998. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII ВВ.) Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994. Джаксон Т.Н. AUSTR I GORDUM: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М.: Языки славянской культуры, 2001. Дмитриева СИ. Географическое распространение былин. М.: Наука, 1975. Дмитриева СИ. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI-XIII веков. Ижевск, Удмуртский университет, 1999. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.: Логос, 1999. Ермаков С.Э. Тропою забытого волшебства: Очерки о геомантике. М.: Издательство К. Кравчука, 2005. Жарникова СВ. Золотая нить. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003. Иванов В.В, Топоров В.Н. Навь. // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.: Сов. Энциклопедия, 1992, Т. 2. С. 195. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. С. 41.в Иванов И. Культ Перуна у южных славян. М.: Ладога -100, 2005. Иванова Т.Г. «Малые» очаги севернорусской эпической традиции. Исследование и тексты. СПб., «Дмитрий Буланин», 2001. С. 456. Из статьи Д.К. Зеленина «О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода»//Славяне и Русь: проблемы и идеи. С. 320-322. Из статьи Н.И. Коробки «Сказания об урочищах Овручского уезда и былины о Вольге Святославиче»//Королёв А. С. Загадки первых русских князей. М.: Вече, 2002. С. 458-473. Из статьи Н.С. Трухачева «Попытка локализации прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIII вв.»// Славяне и Русь: проблемы и идеи. Иловайский Д.И. Богатырь-казак Илья Муромец как историческое лицо.//Иловайский Д.И. Рязанское княжество. М.: Чарли, 1997.
Иловайский Д.И. Начало Руси. М.: Чарли, 1996. С. 496. Митр. Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб. Царское дело, 2001. С. 37-46. История боевых искусств. Россия и её соседи. М. Олимп. ACT, 1997. Караванов И. Смерть после смерти//Наука и религия, 1991, № 7. С. 38-39. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987. С. 384. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Рипол Пресс, 1998. Каргер М.К. Древний Киев. Т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М.: Мол. Гвардия, 1997. С. 446. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)// Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. СПб.: Евразия, 2005. Клейненберг Н.Э. «Дедрик Бернский» в Новгородской летописи.// Летописи и хроники. 1973. Сборник статей. Посвящается памяти А. Н. Насонова. М.: Наука, 1974. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. М.: Экс-мо-пресс, 2001. С. 133. Козловский СВ. Хвастовство в социальной практике Древней Руси IX-ХШ вв.//Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора И. Я. Фроянова. СПб. — Ижевск, Изд-во УдГУ, 2001. Колчин Б.А. Гусли древнего Новгорода//Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. Казань, Изд-во ВКУ. 1967. Васильев К. Художник по зову сердца. М.: Русский вестник, 1996. Констэбл Дж. Неандертальцы. М.: Мир, 1978. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Русич, 1993.С. 244. Косвен М.О. Амазонки: история легенды//Советская этнография, № 2, 1947. Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1990. Костомаров Н.И. История раскола у раскольников//Костомаров Н.И. Раскол. М.: Чарли, 1994. С. 608. Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во время удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М.: Чарли, 1994.С. 544. Котляревский А.А. Погребальные обряды Языческих славян. СПб., 1868. Котляревский А.А. Сочинения. Т II. СПб., 1889. С. 295-296. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988. Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М.:академический проект, Гаудеамус, 2004. Кузнецов А.В. Болванцы на Лысой горе (Очерки Языческой топонимики). Вологда, Ардвисура, 1999. Кузьмин А.Г. Истоки культовых особенностей западнославянских Языческих храмов// Вопросы истории, 1980, № 4. С. 82-84. Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов //Вопросы истории, № 11. С. 54-83. Кузьмин А.Г. Одоакр и Теодорих//Дорогами тысячелетий. М.: Мол. Гвардия, 1987. С. 126. Кузьмин А.Г. Руги и русы на Дунае//Славяне и Русь: проблемы и идеи. Кузьмин А.Г. Начало Руси. М: Вече, 2003. С. 275. Лери Ф. Друиды. СПб.: Евразия, 2000. С. 288. Липец Р.С Эпос и древняя Русь. М.: Наука, 1969. С. 17-18. Липец Р.С, Рабинович М.Г. К вопросу о времени сложения былин (вооружение богатырей)//Советская этнография, 1960, № 4. С. 30-43. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб.: Алетейя, 2001. С. 292. Лихачев Д.С. «Единичный исторический факт» и художественное обобщение в русских былинах//Славяне и Русь. М: Наука, 1968. Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество времени расцвета русского раннефеодального государства (X-XI)// Русское народное поэтическое творчество. Т. 1. М.-Л.: Изд- во АН СССР, 1953. Мавродин В.В. Русское мореходство на южных морях. Симферополь, Крымиздат, 1955. Майков Л.Н. О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863. Максимов СВ. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, Русич, 1995. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. I. M.:1897. Миллер, В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. M., 1924. Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское. СПб., 1869 Михайлов А.Д. Книга Гальфрида Монмутского и её судьба//Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. С. 218-219. Михайлов А.Д. «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори// Мэлори Т. Смерть Артура. Т. I M.: Хдожественная литература, 1991. С. И. Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции древней Руси//Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1977. Морозов И.А. Отрок и сиротинушка (возрастные обряды в контексте сюжета «о похищенных детях»)/ /Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской фольклор. М.: Лабиринт, 2001. Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М.: Рефл-бук, 2000. 480 с. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М.:Языки русской культуры, 2001. Назаренко А.В. Имя «Русь» и его производные в немецких средневековых актах (IX-XIV): Бавария — Австрия. //Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М.:Наука, 1984. Назаренко А.В. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX- первая половина XII в. М.-Л.: Наука, 1989. С. 140-144. Назаренко А.В. Об имени «Русь» в немецких средневековых источниках//Вопросы языкознания, 1980, № 5. Назаренко А.В. О «Русской марке» в средневековой Венгрии//Восточная Европа в древности и средневековье. М.: Наука, 1978. С. 302-306. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному//Средние века. Вып. 31. М.: Наука, 1968. 286 Неусыхин А.И. Дофеодальный период как стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего Средневековья).// Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. 1. М.: Наука, 1968. Нидерле Л. Славянские древности. М.: Алетейа, 2000. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.:Наука. Новиков Ю.А. Точку ставить рано... О концепции новгородского происхождения русской былинной традиции.// Фольклор. Проблемы историзма. М.: Высшая школа, 1988. Носков О.Н. Падение небес//Ориентация. Новосибирск, 1993. С. 39-49. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М.: Высшая школа, 1982. С. 190-191. Панченко А.А. Народное православие. СПб., Алетейя, 1998. С. 55. Плетнёва С.А. «Амазонки» как социально-политическое явление//Культура славян и Русь. М.: Наука, 1999. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Книга первая. М.-Л.: Госиздат, 1925. С. 364. Плисецкий М.М. Взаимосвязь русского и украинского героического эпоса. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Высшая школа, 1962. Пеннинк Н., Джонс П. История Языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000. С. 290. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Смоленск, Русич, М.: Гнозис, 1995. Потебня А.А. О происхождении названий некоторых славянских Языческих божеств//Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1989. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. С. 480. Прозоров Л.Р. Ещё раз о начале Руси: по поводу монографии В. Я. Петрухина «Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков"//Государство и общество, 1999, № 3-4. Прозоров Л.Р. «Мужики» в былинах киевского цикла: историческая реальность фольклорного термина/ /Шестая российская университетско-академическая научно-практическая конференция: материалы докладов. Ижевск. Изд-во УдГУ. 2003. С. 64-65. Прозоров Л.Р. Мятежи волхвов в Верхнем Поволжье XI в.: индоевропейские параллели//Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, Изд-во ИЭ и УУдГУ, 2002. С. 400. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 192. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988. Путилов Б.Н. Об историзме русских былин.//Русский фольклор. М. -Л.: 1966, т. 10. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. М.-Л.: Наука, 1960. Путилов Б.Н. Экскурсы в историю и теорию славянского эпоса. СПб., Петербургское востоковедение, 1999. Рабинович М.Г. Свадьба в русском городе в XVI в.//Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. С. 14. Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах//Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1989. С. 126. Рёсдаль Э. Язычество, христианство и международные связи//Славяне и скандинавы. С. 134. Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М.: Энигма, 1999. С. 148-149, 166-170. Русские святые, подвижники благочестия и агиографы. М.: Русский мир, 1992. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: 1880. Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. Рыбаков Б.А. Древности Чернигова// Материалы и исследования по археологии. М.-А.: Изд-во АН СССР, 1949, Т.Н. С. 52-53. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд -во АН СССР, 1963. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М: Наука, 1993. Рыбаков Б.А. Предпосылки образования древнерусского государства// Очерки истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв. М.: Изд-во АН СССР 1958. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: София, 2001. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: София, 2001. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М.: Фонд археологии, 1993. С. 93. Савельев Е.П. Казаки. История. Владикавказ: Спас, 1991. С. 444. Самоквасов Д. Я. Могильные древности северянской Черниговщины. М.: 1917. Самоквасов Д.Я. Раскопки северянских курганов. М.: 1916; Седов В.В. Древнерусское Языческое святилище в Перыни//Краткие сообщения института материальной культуры. М.: 1953, вып. 50. С. 103. Седов В.В. Славяне в древности. М.: Фонд археологии, 1994. Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М.: Фонд археологии, 1995. Седов В.В. Славяне: историко-археологическое исследование. М.: Языки славянской культуры, 2002. Сериков Ю.Б. «Культ голов» в каменном веке Урала// Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2002. Серяков М.Л. «Голубиная книга» — священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001. С. 664. Серяков М.Л. Сварог. М.: Яуза, Эксмо. 2004. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. М.; Саратов, 1924. Скуратов Л. Загадка мегалитов.// Национальная демократия. № 1, 1994. Славяне и Русь: проблемы и идеи. М.: Флинта, Наука, 1999. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. Смирнов А.П. Волжские болгары.//Очерки истории СССР. III-IX вв. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Соколов Б.М. Исторические элементы в былине о Даниле Ловчанине // Русский филологический вестник, 1910, Т. XIV. Соколов Б.Ю. Непра-река в русском эпосе// ИОРЯС, Т. XVII, Кн. 3, 1912. Соколов Ю.М. Русский былинный эпос.//Литературный критик, 1937, № 9. Соколов Б.М. Русский фольклор. Вып. 1. М.: 1929. Сперанский М.Н. Русская устная словесность. М.: 1917, Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л.: Лениздат, 1991 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. Татищев В.Н. История Российская. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1962, т. I. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М.: Астрель, ACT. 2000. Тимофеев В.П. А все-таки «Людота ковалъ»! (Названия Днепровских порогов — возвращаясь к старой проблеме) //Сборник Русского исторического общества. Том 1 (149). М.: Русская панорама, 1999. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. Топоров В.Н. Славянские комментарии к нескольким латинским архаизмам//Этимология 1972. М.: Наука, 1974. С. 13. Топоров В.Н. Пространство и текст//Исследования по структуре текста. М.: Изд-во МГУ, 1987. Трубицын Н.Н. Несколько мыслей об итогах изучения русского эпоса//Русский филологический вестник, 1915, № 1. 291 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты Язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд- во МГУ, 1982. С. 248. Ухов П. Д. К истории термина «былина"//Вестник Московского университета, 1953, № 4. Фамигщын А.С. Божества древних славян. СПб, Алетейя, 1995. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.: Прогресс, 1964. С. 258. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II. М.: Прогресс, 1967. С. 104. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.Ш. М.: Прогресс, 1971. Федотов Г. Святые князья//История, 1997, № 6. С. 165. Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия, 1961. Фиркс И. Фон. Суда викингов. Л.: Судостроение, 1981. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмуртский университет, 2003. С. 92. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996 С. 431. Фроянов И.Я., Юдин Ю. И. Былинная история. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. Фрэзер Дж. Золотая ветвь М.: Политиздат, 1984. С. 164-172. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1989. 292 Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне//Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986. Херрман И. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона//Славяне и скандинавы. С. 90. Хлевов А.А. Предвестники викингов. СПб.: Евразия, 2002. С. 336. Хомяков А.С О старом и новом: Статьи и очерки. М.:Современник, 1988. С. 462. Хомяков А.С. Семирамида. История рода человеческого и славянского//История, 1997, № 3. С. 32. Цапенко И.П. Питания розвитиу героiчного епосу схilних слов'ян. К. 1959. Цветков СВ. Кельты и славяне. Спб.: «БЛИЦ», 2005. Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. С. 622. Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988. Шаповалов Г.И. Корабли веры. Запорожье: Дикое Поле, 1997. Шахнович М.И. Человек восстаёт против бога. Л.: Детская литература, 1980. С. 63. Шилов Ю.А. Прародина ариев: история, обряды и мифы. Киев: Синто, 1993. Ширинский С.С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии//Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978. С. 203-206. Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб.: Евразия, 2000. С. 352. Шкунаев СВ. «Похищение» и предания об ирландских героях// Похищение быка из Куальнге. М.: Наука, 1985. С. 403-404 Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд- во МГУ, 1994. С. 144. Энциклопедия тантры. М.: Локид-Миф, 1999. С. 232. Янин В.Л. Новгородские берестяные грамоты//Древняя Русь. Быт и культура. М., Наука, 1997. Именной указатель Боги и духи Айеке-Тиермес — Громовник в мифологии саамов. Ангра Майнью — дух Зла в зороастризме. Аполлон — греческое (впоследствии — и римское) Божество солнечного света, врачевания, пророчеств и поэзии. «Аполлон» галльский — название, данное одному из пяти верховных Богов Галлии Юлием Цезарем. Целитель. Астарта — малоазиатская Богиня плодородия. Почиталась в Римской империи. Атон — божество солнечного диска, которым фараон-еретик Эхнатон пытался подменить всё многообразие культов Древнего Египта. Ахура Мазда — Единый Бог в зороастризме. Беллона — римская Богиня войны. Брахма — в индуизме Бог-созидатель, наряду с Хранителем-Вишну и Разрушителем-Шивой составляющий индуистскую «троицу» — Тримурти. Варуна — в Ведах — Божество космических вод, связан с клятвой и справедливостью. Велес, Волос — Бог волхвов, зверей, загробного мира, почитался наравне с Перуном. Веретрагна — в иранской мифологии Бог войны и победы. Имя буквально обозначает «Убийца Вритры» (древнеиндийское Вритрахан), т.е. Индра. Верпея — литовская Богиня, прядущая судьбу. Вилы — стихийные Божества древних славян, нечто вроде летающих русалок, посылали дождь, изображались как птицы с девичьими лицами. Вираджас — по одному из индуистских преданий, первый царь, сын Вишну-Упендры. Вишну (Нараяна, Упендра) — Бог-Хранитель позднего индуизма, заместивший на этой «должности» Индру-Громовержца. Ганеша — доброе Божество с слоновьей головой на пухлом теле младенца. Податель житейской мудрости, семейного счастья, материального благополучия и, соответственно, один из самых популярных Богов в Индии и за её пределами. Геката — Богиня мрака, ночных видений и чародейства в Древней Греции. Гелиос — титан, Божество Солнца, предшествовавший в этом качестве олимпийцу Аполлону. Герман — Божество (?) плодородия у южных славян. См. Ярило. Гиперион — титан, сын Геи-Земли и Урана-Неба, отец Гелиоса- Солнца, Селены-Луны и Эос-Зари. Даждьбог — Солнечный Бог, сын Сварога. См. также Хорс. Дионис — умирающее и воскресающее Божество плодородия у древних эллинов. Сын Зевса. Дэви (Кали, Дурга, Парвати) — супруга-шакти Шивы. Божество Природы. Единственное женское Божество в Пятёрке- Панчадэватте. Зевс — верховный Бог эллинов. Громовержец. «Илья-Пророк» — заместитель Перуна в русском народном православии. Индра — в ведической религии — Громовержец. Царь Богов. Исида — сестра и супруга Осириса в мифологии египтян. Богиня плодородия. Кибела — малоазиатская Богиня плодородия. Почиталась также в Римской империи. Кришна — аватара-воплощение Вишну. Лада — Богиня семейной и космической гармонии, лада, мать Лели. Леля — Богиня девичества, любви. Локи — злой насмешник и смутьян скандинавского мира Богов — Асгарда. Ману — мудрец, законодатель, спасший людей и животных во время потопа. Марс — Бог войны у римлян. «Марс» — галльское Божество, отождествлённое с римским Богом войны Юлием Цезарем. Маруты — семь братьев-ветров (ср.русскую поговорку «на семи ветрах»), сыновья Рудры и спутники Индры. Меркурий — римский Бог торговли и выгоды. В качестве такового отождествлён с греческим Гермесом, а на юге Галлии — с Езусом. Приобретённые свойства Гермеса, имевшего, кроме торговых, функции тайновидца и проводника душ в загробном мире, сделали его аналогом германского Вотана. «Меркурий», Езус — галльское Божество, отождествлённое с римским Богом Юлием Цезарем. Самое почитаемое галлами Божество, покровитель ремесленников и торговцев. «Минерва» (Бригитта, Бригантия) — галльская Богиня, отождествлённая Юлием Цезарем с римской Богиней, единственное упоминаемое им у галлов женское Божество. Мокошь (Макошь и т. д.) — единственное женское Божество в капище 980 года. Пряха судеб. Несреча — у южных славян Богиня несчастья, неудачи, прядущая нить злой судьбы. Один — Бог мертвых, волков, покровитель одержимых воинов-берсерков и скальдов у скандинавов. У германцев — Вотан или Водан. Осирис — умирающее и воскресающее Божество древних египтян. Судья мёртвых. Пергрубий — Божество плодородия у литовцев и пруссов. Переплут — Божество плодородия в Древней Руси, см. Семарьгл, Ярило. Перкуна, Перкунас — Бог-Громовержец литовцев и пруссов. Перун — верховный Бог-Громовержец славян и русов. Пиркуши — Грузинское божество огня и железа, покровитель кузнецов. Пиръо (Пиръон-падчах), лег. — Перун в чеченских легендах. Потримпс — Бог плодородия у литовцев и пруссов (возможно, Пергрубий — другое имя этого же Божества). Представлялся, наподобие славянского Ярилы, в виде юноши в белом одеянии с зеленым венком на голове. Пуруша — в индуистской мифологии — первочеловек и одновременно — воплощение верховного Божества, приносящего себя руками младших Богов в жертву ради существования мира. Радагаст, Радегаст и пр.- он же Сварожич. Почитался в городе-святилище Ретре-Радигощи в земле велетского (лютичского) племени ретарей. Изображался как воин в доспехах с птицей на шлеме и бычьей головой на щите. Некоторые более поздние источники приписывают его изображению обоюдоострую секиру. Почитался также ободритами, чехами и другими славянскими народами. Риг — Хеймдаль, страж-привратник Асгарда. Во время земных странствий зачал предков-эпонимов трёх сословий скандинавского общества: Трэля (рабы), Карла (свободные) и Ярла (знать). Род — Бог Богов русов. Воплощал судьбу и жизнетворящее начало. Рожаницы — Богини судьбы у русов и славян. Рудра — Бог бурь в ведической мифологии. Отец ветров-марутов. Лучник. Руевит — кумир воинственного Божества в Коренице на Рюгене (Руяне, Русе, Буяне). Изображался с семью лицами под одной шапкой, имея семь мечей на поясе и восьмой — в руке. Сварог — Бог огня, кузнечного дела и неба у славя Возможно, соответствует русскому Перуну. Сварожич — сын Сварога. Сварожичем называли Даждьбога, Огонь и Радагаста. Святовит (Свентовит и пр.) — четырёхликий кумир Бога Богов в крепости Аркона (Рюген). Села, лег. — громовержец в мифологии вайнахов. «Семаръгл» — самое загадочное Божество киевского святилища 980 года. См. также Ярило. Симург — волшебная птица персидских сказаний. Среча — южнославянская Богиня, прядущая удачу, хорошую судьбу. Стрибог — Бог бури и войны русов. Сурья — солнечный Бог у индуистов. Top — скандинавский Бог-Громовержец. У германцев Доннар, англосаксонский Тунор. Триглав — трёхликий кумир поморян, с глазами, спрятанными под «золотой повязкой». Ему принадлежал чёрный конь, с помощью которого гадали об удаче военных предприятий. Возможно, ему соответствует Троян у южных славян и южной части восточного славянства. Фрейр (Фрикко) — божество мира, плодородия, богатства у скандинавов. Муж и брат Фрейи. Фрейя — Богиня любви и красоты у скандинавов. Сестра и возлюбленная Фрейра. Фригг — Богиня судьбы у скандинавов. Супруга Одина. Возможно, её образ выделился из одного прообраза с Фрейей — у континентальных германцев супругу Одина-Вотана зовут Фрией, а скандинавская Фрейя отбирает павших для Одина и имеет прозвище Валькирии. Имя Фригг можно читать как фру Игг, женщина Игга (Одина), иначе выражаясь, «Баба Игга». Хорс — Солнечный Бог русов, см. также Даждьбог. Имя считается скифо-сарматским по происхождению. Шива — Божество-Разрушитель, третий в Тримурти. Имеет два аспекта — проявленный (Рудру) и непроявленный (собственно Шиву). Чернобог — гневное Божество балтийских славян, почитаемое ими здравицами над идущим по кругу ковшом, вкупе с добрым Божеством (Белобогом). Черноглав — «Бог побед», почитавшийся на Рюгене, согласно скандинавской «Книтлинга-саге». Упоминаются серебряные усы его идола. Юпитер — Бог-Громовержец римской мифологии. Ассоциировался с эллинским Зевсом. «Юпитер»-Таранис — галльское Божество Грома, ассоциировавшееся у Юлия Цезаря с римским Юпитером. Почитался как «владыка небес». Его символы — молнии, колесо с шестью спицами, молот. Ярило (Ярила, Ярыла) — умирающий и возрождающийся Бог плодородия у русских, белоруссов, сербов. Яровит — Бог плодородия и растительной силы у поморян. См. также Ярило. 2. Люди – авторы, исторические Авраамий Ростовский (XII) — монах, разрушивший в Ростове кумир Велеса. Авраамий Смоленский (XIII) — монах, отличался праведной жизнью. Его недоброжелатели, требуя отлучить Авраамия от церкви, ссылались на его знакомство с «Голубиной книгой». Адам Бременский (у 1075) — северогерманский хронист. Адриан (у в 138) — римский император с 117 года. Просвещённый правитель. Аксаков К.С. (1817-1859) — русский публицист, историк, писатель-прозаик и поэт, видный славянофил. Александр Македонский (356-323 до) — крупнейший полководец и государственный деятель древнего мира, царь Македонии, завоеватель Эллады, Египта и Персии, создатель недолговечной Македонской державы от Дуная до Инда. Герой популярного с поздней античности и средневековье романа «Александрия». Александр Ярославич (Невский) (1220-1263) — Одержал победу над шведскими пиратами на Неве и — совместно с братом Андреем — Тевтонскими рыцарями на Чудском озере. Впоследствии донёс в Орду о готовящемся его братьями Андреем и Ярославом восстании против татар, принял участие в командовании карательными войсками, став виновником гибели семьи Ярослава и смерти Андрея на чужбине. Насильно принудил новгородцев к уплате дани татарам. Отравлен татарами из соперничавшей партии в Орде. Алексеев А.И. — современный российский историк. Алексей Михайлович Романов (1629-1676) — русский царь, сын основателя династии Романовых Михаила Федоровича. Укреплял Русскую державу. Начал без ломки костей и пляски на гробах все реформы, которые ныне приписывают его сумасшедшему сыну Петру. Алёша Попович, был. — младший (по возрасту) из «первой тройки» киевских богатырей. Победитель колдуна Тугарина Змеевича. Аль Масуди (ум. в 957) — арабский писатель и путешественник. Андрей Юрьевич Боголюбский (1111-1174), сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны. Половецкое имя — Катай. Убит родичами и приближёнными. Андрей Ярославич — владимирский князь, командовавший вместе с братом Александром русским войском на Чудском озере, предводитель восстания против ордынцев. Проиграв из-за измены старшего брата, погиб в и<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|