Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников и литературы




Источники


Адам Бременский. История Гамбургской церкви//Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М.: Ладомир, 1996, С. 217.

Александрия//Сказания о чудесах. М.: Сов. Россия, 1990. С. 114.

Александрия.//Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1988.

Афанасьев А. Н. Народные русские легенды//Звездочтец: Русская фантастика XVII века. М.: Сов. Россия, 1990.

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Художественная литература, 1975.

Былины. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. С. 512.

Былины. М.: Сов. Россия, 1988. С. 576.

Былины в двух томах. М.: Гос. Издат. Худож. лит., 1958.

«Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI- XIII вв. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Восточные авторы о русах и их военных предприятиях// Королёв А. С. Загадки первых русских князей. М.: Вече, 2002.

Восточные авторы о славянах и русах IX в.//Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2. М.: Мол. Гвардия, 1986.

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984.

Генрих Латвийский. Хроники Аивонии. М.: А.: Изд-во АН СССР, 1938.

Гельмольд. Славянская хроника. М.: Наука, 1963.

Геродот. История. М.: Ладомир, 1993. С. 600.

Голубиная книга. М.: Московский рабочий, 1991.

Грамота царя Алексея Михайловича//Сказания русскаго народа, собранные И. П. Сахаровым. С. 388-390.

Добрыня Никитич и Алёша Попович. М.: Наука, 1974.

Древнерусские предания (XI-XVI вв.). М.: Сов. Рос-сия, 1982. С. 368.

Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1980. С. 320.

Из «Вертинских анналов»//Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Вып. 2. М.: Молодая Гвардия, 1986. С. 564.

Из «Датской истории» Саксона Грамматика.//Там же.

Из «Жития Георгия Амастридского».//Там же.

Из «Истории» Феофилакта Симокатты//Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. С. 568.

Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе.//Пер. с древнеисландского. М.: София, 2003. С. 176.

Из саги о Тидреке Бернском//Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1.

Из хроники «Продолжателя Регинона»//Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 2.

Илья Муромец. М. -Л. Изд-во АН СССР, 1958.

Ирасек А.. Старинные чешские сказания. М.: Дет. лит, 1991. С.

Исландские саги; в 2 т. — Т. 1. СПб., Летний Сад, 1999.

Исторические песни. Баллады. М.: Современник, 1991.

Героическая песнь о походе на половцев удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие. М.: 1800. С. 46.

Калевала. М.: Худ. литература, 1977.

Калевипоег. Таллин, Эстгосиздат, 1950.

Книга отца нашего Коркута. Б., Язычы, 1989.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. С. 496.

Корни Иггдразиля. М.: ТЕРРА, 1997.

Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988.

Маврикий Стратег о славянах и антах/ / Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1. М.: Мол. Гвардия, 1986. С. 566.

Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. Эксмо, 2003. С. 432.

Младшая Эдда. М.: Ладомир, 1994. С. 256.

Молитвы и заклинания в круге жизни. Пермь: Стрелец, 1997.

Народная проза. М.: Сов. Россия, 1992.

Народные русские сказки. М.: Художественная литература, 1976. С. 574.

Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М.-Л.:Изд- во АН СССР, 1950.

Новгородские былины. М.: Наука, 1978.

О истории, что в начале русской земли и создании Новгорода и откуда происходит род словенских князей //Велесова книга.М.: Эксмо, 2002.

Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века. М.: Художественная литература, 1978. С. 413.

Памятники литературы Древней Руси XIII в. М.: Художественная литература, 1981.

Песни южных славян. М.: Художественная литература, 1976. С.

Песнь о Нибелунгах. Л. Наука, 1972. С. 41-42.

Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М.: Художественная литература, 1976. С. 19, 591.

Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 2. М.: Правда, 1987.

Повесть о разорении Рязанской земли Батыем в 1237 г. //Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1988.

Поэзия скальдов. Л.: Наука, 1979. С. 184.

Пражский, Козьма. Чешская хроника. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

Путевые записки Эриха Лясотты, отправленного римским императором Рудольфом II к запорожцам в 1594 г. СПб., 1873.

Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. М.: Мифи-сервис, 1992.

Ригведа. Мандалы I-IV. М: Наука, 1989. С. 768.

Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука, 1995. С. 744.

Рамаяна. М.: Наука, 1965.

Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков. М.: Художественная литература. 1990. С. 527.

Сатира XI-XVII веков. М.: Сов. Россия, 1986. С. 395.

777 заговоров и заклинаний русского народа. М.: Аокид-Миф, 1997.С. 543.

Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М.: Художественная литература, 1990.

Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы. М.:Сов. Россия, 1981. С. 288.

Снорри Стурлусон. Круг земной. М.: Ладомир, Наука, 1995. С.15-16.

Сомадева. Океан сказаний, избранные повести и рассказы. М:ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. С. 544.

Старинные диковинки: Т. 3. Кн. 1: Волшебно-богатырские повести VIII М.: Сов. Россия, 1991. С. 496.

Старшая Эдда. СПб.: Азбука, 2000. С. 464.

Три богатыря. Былины. М.: Художественная литература, 1977. Литература: А был ли Наполеон?//Наука и религия, 1993, № 1. С. 40-43.

Литература

Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. М.: Индрик, 2000. С. 336.

Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах» — её истоки и художественная структура// Песнь о Нибелунгах. Л.: Наука, 1972. С. 313.

Азбелев С. Н. Предания о древнейших русских князьях по записям XI-XX вв.// Славянская традиция и современный мир. Вып. 1. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. С. 9.

Архангельский А.С. Два слова о слове «былина»//ИОРЯС. Т.III, Кн. 4. СПб., 1898.

Астахова А. М. Былины (итоги и проблемы изучения). М. -Л.:Наука, 1966.

Астахова A.M. Илья Муромец в русском эпосе// Илья Муромец. С. 408-409.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М.: Индрик, 1994.

Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпо-са//Русский фольклор. XV. Л.: Наука, 1975.

Бейлис В.М. Аль Идриси (XII век) о Восточном Причерноморье и Юго-восточной окраине Русских земель.//Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М.: Наука, 1984. С. 218.

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., Петербургское востоковедение, 1994. С. 46.

Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992, С. 96.

Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса. М.: 1871, С. 246.

Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987.

Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М.: «Восточная литература» РАН, 2000.

Васильков Я.В. К реконструкции ритуально-магических функций царя в архаической Индии.//Письменные памятники и проблемы культуры народов Востока. М.: Наука, 1972. С. 78-80.

Белецкая Н.Н. Новогодние русалии.//Славяне и Русь. М.: Наука, 1968.

Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003. С. 240.

Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты. Л.: Наука, 1979.

Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните//Русский фольклор. Т. 27. СПб., Наука, 1993. С. 273-312.

Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском)// ИОРЯС, Т. XI, Кн. 3-я, СПб., 1906. С. 1-129.

Веселовский СБ. Ономастикой. Словарь древнерусских имён, фамилий и прозвищ. М.: Наука, 1974.

Вилинбахов В.Б. Балтийско-Волжский торговый путь// Советская археология, 1963, № 3. С. 126-135.

Вилинбахов В. Б. Об одном аспекте историографии варяжской проблемы.//Скандинавский сборник, вып. VII, Таллин, Эстгосиздат, 1963. С. 333-346.

Вилинбахов В.Б. Современная историография о проблеме «Балтийские славяне и Русь»// «Советское славяноведение», 1980, №1. С. 79-84.

Вилинбахов В.В., Энговатов Н.Б. Где находится «Индия» русских былин?//Славянский фольклор и историческая действительность. М.: Наука, 1965.

Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., Алетейя, 2001.

Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб., Азбука, 1998.

Галъковский Н.М. Борьба христианства с остатками Язычества в древней Руси. М.: Индрик, 2000.

Воронин П.В. Транспорт и средства передвижения // История культуры Древней Руси. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951, Т. 2. С. 371.

Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М.: Аграф, 2000.

Гацак В.В. Устное эпическое творчество во времени. М.: 1989.

Гедеонов С.А. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 134.

Гильфердинг А.Ф. История Балтийских славян. М.: ВНИИОНЭГ, 1997.

Глазырина Г.В. Илья Муромец в русских былинах, немецкой поэме и скандинавской саге// Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М.: Наука, 1978.

Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о северной Руси. М.: Ладомир, 1996. С. 240.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. С. 624.

Гуревич А.Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М.:Наука, 1967.

Гюйонварх К. -Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб., Культурная инициатива, 2001. С. 271.

Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., Литера, 1994.

Даль В.М. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Т. I. M.: Русский язык, 1998.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII ВВ.) Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998.

Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994.

Джаксон Т.Н. AUSTR I GORDUM: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М.: Языки славянской культуры, 2001.

Дмитриева СИ. Географическое распространение былин. М.: Наука, 1975.

Дмитриева СИ. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988.

Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI-XIII веков. Ижевск, Удмуртский университет, 1999.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.: Логос, 1999.

Ермаков С.Э. Тропою забытого волшебства: Очерки о геомантике. М.: Издательство К. Кравчука, 2005.

Жарникова СВ. Золотая нить. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003.

Иванов В.В, Топоров В.Н. Навь. // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.: Сов. Энциклопедия, 1992, Т. 2. С. 195.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. С. 41.в

Иванов И. Культ Перуна у южных славян. М.: Ладога -100, 2005.

Иванова Т.Г. «Малые» очаги севернорусской эпической традиции. Исследование и тексты. СПб., «Дмитрий Буланин», 2001. С. 456.

Из статьи Д.К. Зеленина «О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода»//Славяне и Русь: проблемы и идеи. С. 320-322.

Из статьи Н.И. Коробки «Сказания об урочищах Овручского уезда и былины о Вольге Святославиче»//Королёв А. С. Загадки первых русских князей. М.: Вече, 2002. С. 458-473.

Из статьи Н.С. Трухачева «Попытка локализации прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIII вв.»// Славяне и Русь: проблемы и идеи.

Иловайский Д.И. Богатырь-казак Илья Муромец как историческое лицо.//Иловайский Д.И. Рязанское княжество. М.: Чарли, 1997.

Иловайский Д.И. Начало Руси. М.: Чарли, 1996. С. 496.

Митр. Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб. Царское дело, 2001. С. 37-46.

История боевых искусств. Россия и её соседи. М. Олимп. ACT, 1997.

Караванов И. Смерть после смерти//Наука и религия, 1991, № 7. С. 38-39.

Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987. С. 384.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Рипол Пресс, 1998.

Каргер М.К. Древний Киев. Т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М.: Мол. Гвардия, 1997. С. 446.

Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)// Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986.

Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. СПб.: Евразия, 2005.

Клейненберг Н.Э. «Дедрик Бернский» в Новгородской летописи.// Летописи и хроники. 1973. Сборник статей. Посвящается памяти А. Н. Насонова. М.: Наука, 1974.

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. М.: Экс-мо-пресс, 2001. С. 133.

Козловский СВ. Хвастовство в социальной практике Древней Руси IX-ХШ вв.//Исследования по русской истории. Сборник

статей к 65-летию профессора И. Я. Фроянова. СПб. — Ижевск, Изд-во УдГУ, 2001.

Колчин Б.А. Гусли древнего Новгорода//Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978.

Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. Казань, Изд-во ВКУ. 1967.

Васильев К. Художник по зову сердца. М.: Русский вестник, 1996.

Констэбл Дж. Неандертальцы. М.: Мир, 1978.

Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Русич, 1993.С. 244.

Косвен М.О. Амазонки: история легенды//Советская этнография, № 2, 1947.

Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1990.

Костомаров Н.И. История раскола у раскольников//Костомаров Н.И. Раскол. М.: Чарли, 1994. С. 608.

Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во время удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М.: Чарли, 1994.С. 544.

Котляревский А.А. Погребальные обряды Языческих славян. СПб., 1868.

Котляревский А.А. Сочинения. Т II. СПб., 1889. С. 295-296.

Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988.

Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М.:академический проект, Гаудеамус, 2004.

Кузнецов А.В. Болванцы на Лысой горе (Очерки Языческой топонимики). Вологда, Ардвисура, 1999.

Кузьмин А.Г. Истоки культовых особенностей западнославянских Языческих храмов// Вопросы истории, 1980, № 4. С. 82-84.

Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов //Вопросы истории, № 11. С. 54-83.

Кузьмин А.Г. Одоакр и Теодорих//Дорогами тысячелетий. М.: Мол. Гвардия, 1987. С. 126.

Кузьмин А.Г. Руги и русы на Дунае//Славяне и Русь: проблемы и идеи.

Кузьмин А.Г. Начало Руси. М: Вече, 2003. С. 275.

Лери Ф. Друиды. СПб.: Евразия, 2000. С. 288.

Липец Р.С Эпос и древняя Русь. М.: Наука, 1969. С. 17-18.

Липец Р.С, Рабинович М.Г. К вопросу о времени сложения былин (вооружение богатырей)//Советская этнография, 1960, № 4. С. 30-43.

Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб.: Алетейя, 2001. С. 292.

Лихачев Д.С. «Единичный исторический факт» и художественное обобщение в русских былинах//Славяне и Русь. М: Наука, 1968.

Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество времени расцвета русского раннефеодального государства (X-XI)// Русское народное поэтическое творчество. Т. 1. М.-Л.: Изд- во АН СССР, 1953.

Мавродин В.В. Русское мореходство на южных морях. Симферополь, Крымиздат, 1955.

Майков Л.Н. О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863.

Максимов СВ. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, Русич, 1995.

Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. I. M.:1897.

Миллер, В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. M., 1924.

Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское. СПб., 1869

Михайлов А.Д. Книга Гальфрида Монмутского и её судьба//Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. С. 218-219.

Михайлов А.Д. «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори// Мэлори Т. Смерть Артура. Т. I M.: Хдожественная литература, 1991. С. И.

Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции древней Руси//Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1977.

Морозов И.А. Отрок и сиротинушка (возрастные обряды в контексте сюжета «о похищенных детях»)/ /Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской фольклор. М.: Лабиринт, 2001.

Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М.: Рефл-бук, 2000. 480 с.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М.:Языки русской культуры, 2001.

Назаренко А.В. Имя «Русь» и его производные в немецких средневековых актах (IX-XIV): Бавария — Австрия. //Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М.:Наука, 1984.

Назаренко А.В. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX- первая половина XII в. М.-Л.: Наука, 1989. С. 140-144.

Назаренко А.В. Об имени «Русь» в немецких средневековых источниках//Вопросы языкознания, 1980, № 5.

Назаренко А.В. О «Русской марке» в средневековой Венгрии//Восточная Европа в древности и средневековье. М.: Наука, 1978. С. 302-306.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному//Средние века. Вып. 31. М.: Наука, 1968. 286

Неусыхин А.И. Дофеодальный период как стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному (на материале истории

Западной Европы раннего Средневековья).// Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. 1. М.: Наука, 1968.

Нидерле Л. Славянские древности. М.: Алетейа, 2000.

Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.:Наука.

Новиков Ю.А. Точку ставить рано... О концепции новгородского происхождения русской былинной традиции.// Фольклор. Проблемы историзма. М.: Высшая школа, 1988.

Носков О.Н. Падение небес//Ориентация. Новосибирск, 1993. С. 39-49.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М.: Высшая школа, 1982. С. 190-191.

Панченко А.А. Народное православие. СПб., Алетейя, 1998. С. 55.

Плетнёва С.А. «Амазонки» как социально-политическое явление//Культура славян и Русь. М.: Наука, 1999.

Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Книга первая. М.-Л.: Госиздат, 1925. С. 364.

Плисецкий М.М. Взаимосвязь русского и украинского героического эпоса. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Высшая школа, 1962.

Пеннинк Н., Джонс П. История Языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000. С. 290.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Смоленск, Русич, М.: Гнозис, 1995.

Потебня А.А. О происхождении названий некоторых славянских Языческих божеств//Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1989.

Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. С. 480.

Прозоров Л.Р. Ещё раз о начале Руси: по поводу монографии В. Я. Петрухина «Начало этнокультурной истории Руси IX-XI

веков"//Государство и общество, 1999, № 3-4.

Прозоров Л.Р. «Мужики» в былинах киевского цикла: историческая реальность фольклорного термина/ /Шестая российская

университетско-академическая научно-практическая конференция: материалы докладов. Ижевск. Изд-во УдГУ. 2003. С. 64-65.

Прозоров Л.Р. Мятежи волхвов в Верхнем Поволжье XI в.: индоевропейские параллели//Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, Изд-во ИЭ и УУдГУ, 2002. С. 400.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 192.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.

Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988.

Путилов Б.Н. Об историзме русских былин.//Русский фольклор. М. -Л.: 1966, т. 10.

Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. М.-Л.: Наука, 1960.

Путилов Б.Н. Экскурсы в историю и теорию славянского эпоса. СПб., Петербургское востоковедение, 1999.

Рабинович М.Г. Свадьба в русском городе в XVI в.//Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. С. 14.

Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах//Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1989. С. 126.

Рёсдаль Э. Язычество, христианство и международные связи//Славяне и скандинавы. С. 134.

Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М.: Энигма, 1999. С. 148-149, 166-170.

Русские святые, подвижники благочестия и агиографы. М.: Русский мир, 1992.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: 1880.

Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986.

Рыбаков Б.А. Древности Чернигова// Материалы и исследования по археологии. М.-А.: Изд-во АН СССР, 1949, Т.Н. С. 52-53.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд -во АН СССР, 1963.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М: Наука, 1993.

Рыбаков Б.А. Предпосылки образования древнерусского государства// Очерки истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв. М.: Изд-во АН СССР 1958.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: София, 2001.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: София, 2001.

Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М.: Фонд археологии, 1993. С. 93.

Савельев Е.П. Казаки. История. Владикавказ: Спас, 1991. С. 444.

Самоквасов Д. Я. Могильные древности северянской Черниговщины. М.: 1917.

Самоквасов Д.Я. Раскопки северянских курганов. М.: 1916;

Седов В.В. Древнерусское Языческое святилище в Перыни//Краткие сообщения института материальной культуры. М.: 1953, вып. 50. С. 103.

Седов В.В. Славяне в древности. М.: Фонд археологии, 1994.

Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М.: Фонд археологии, 1995.

Седов В.В. Славяне: историко-археологическое исследование. М.: Языки славянской культуры, 2002.

Сериков Ю.Б. «Культ голов» в каменном веке Урала// Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2002.

Серяков М.Л. «Голубиная книга» — священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001. С. 664.

Серяков М.Л. Сварог. М.: Яуза, Эксмо. 2004.

Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. М.; Саратов, 1924.

Скуратов Л. Загадка мегалитов.// Национальная демократия. № 1, 1994.

Славяне и Русь: проблемы и идеи. М.: Флинта, Наука, 1999.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.

Смирнов А.П. Волжские болгары.//Очерки истории СССР. III-IX вв. М.: Изд-во АН СССР, 1958.

Соколов Б.М. Исторические элементы в былине о Даниле Ловчанине // Русский филологический вестник, 1910, Т. XIV.

Соколов Б.Ю. Непра-река в русском эпосе// ИОРЯС, Т. XVII, Кн. 3, 1912.

Соколов Ю.М. Русский былинный эпос.//Литературный критик, 1937, № 9.

Соколов Б.М. Русский фольклор. Вып. 1. М.: 1929.

Сперанский М.Н. Русская устная словесность. М.: 1917,

Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л.: Лениздат, 1991

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

Татищев В.Н. История Российская. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1962, т. I.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М.: Астрель, ACT. 2000.

Тимофеев В.П. А все-таки «Людота ковалъ»! (Названия Днепровских порогов — возвращаясь к старой проблеме) //Сборник Русского исторического общества. Том 1 (149). М.: Русская панорама, 1999.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.

Топоров В.Н. Славянские комментарии к нескольким латинским архаизмам//Этимология 1972. М.: Наука, 1974. С. 13.

Топоров В.Н. Пространство и текст//Исследования по структуре текста. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Трубицын Н.Н. Несколько мыслей об итогах изучения русского эпоса//Русский филологический вестник, 1915, № 1. 291

Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты Язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд- во МГУ, 1982. С. 248.

Ухов П. Д. К истории термина «былина"//Вестник Московского университета, 1953, № 4.

Фамигщын А.С. Божества древних славян. СПб, Алетейя, 1995.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.: Прогресс, 1964. С. 258.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II. М.: Прогресс, 1967. С. 104.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.Ш. М.: Прогресс, 1971.

Федотов Г. Святые князья//История, 1997, № 6. С. 165.

Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия, 1961.

Фиркс И. Фон. Суда викингов. Л.: Судостроение, 1981.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмуртский университет, 2003. С. 92.

Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996 С. 431.

Фроянов И.Я., Юдин Ю. И. Былинная история. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь М.: Политиздат, 1984. С. 164-172.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1989. 292

Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне//Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986.

Херрман И. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона//Славяне и скандинавы. С. 90.

Хлевов А.А. Предвестники викингов. СПб.: Евразия, 2002. С. 336.

Хомяков А.С О старом и новом: Статьи и очерки. М.:Современник, 1988. С. 462.

Хомяков А.С. Семирамида. История рода человеческого и славянского//История, 1997, № 3. С. 32.

Цапенко И.П. Питания розвитиу героiчного епосу схilних слов'ян. К. 1959.

Цветков СВ. Кельты и славяне. Спб.: «БЛИЦ», 2005.

Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. С. 622.

Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991.

Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988.

Шаповалов Г.И. Корабли веры. Запорожье: Дикое Поле, 1997.

Шахнович М.И. Человек восстаёт против бога. Л.: Детская литература, 1980. С. 63.

Шилов Ю.А. Прародина ариев: история, обряды и мифы. Киев: Синто, 1993.

Ширинский С.С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии//Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978. С. 203-206.

Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб.: Евразия, 2000. С. 352.

Шкунаев СВ. «Похищение» и предания об ирландских героях// Похищение быка из Куальнге. М.: Наука, 1985. С. 403-404

Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд- во МГУ, 1994. С. 144.

Энциклопедия тантры. М.: Локид-Миф, 1999. С. 232. Янин В.Л.

Новгородские берестяные грамоты//Древняя Русь. Быт и культура. М., Наука, 1997.


Именной указатель

Боги и духи


Айеке-Тиермес — Громовник в мифологии саамов.

Ангра Майнью — дух Зла в зороастризме.

Аполлон — греческое (впоследствии — и римское) Божество солнечного света, врачевания, пророчеств и поэзии.

«Аполлон» галльский — название, данное одному из пяти верховных Богов Галлии Юлием Цезарем. Целитель.

Астарта — малоазиатская Богиня плодородия. Почиталась в Римской империи.

Атон — божество солнечного диска, которым фараон-еретик Эхнатон пытался подменить всё многообразие культов Древнего Египта.

Ахура Мазда — Единый Бог в зороастризме.

Беллона — римская Богиня войны.

Брахма — в индуизме Бог-созидатель, наряду с Хранителем-Вишну и Разрушителем-Шивой составляющий индуистскую «троицу» — Тримурти.

Варуна — в Ведах — Божество космических вод, связан с клятвой и справедливостью.

Велес, Волос — Бог волхвов, зверей, загробного мира, почитался наравне с Перуном.

Веретрагна — в иранской мифологии Бог войны и победы. Имя буквально обозначает «Убийца Вритры» (древнеиндийское Вритрахан), т.е. Индра.

Верпея — литовская Богиня, прядущая судьбу.

Вилы — стихийные Божества древних славян, нечто вроде летающих русалок, посылали дождь, изображались как птицы с девичьими лицами.

Вираджас — по одному из индуистских преданий, первый царь, сын Вишну-Упендры.

Вишну (Нараяна, Упендра) — Бог-Хранитель позднего индуизма, заместивший на этой «должности» Индру-Громовержца.

Ганеша — доброе Божество с слоновьей головой на пухлом теле младенца. Податель житейской мудрости, семейного счастья, материального благополучия и, соответственно, один из самых популярных Богов в Индии и за её пределами.

Геката — Богиня мрака, ночных видений и чародейства в Древней Греции.

Гелиос — титан, Божество Солнца, предшествовавший в этом качестве олимпийцу Аполлону.

Герман — Божество (?) плодородия у южных славян. См. Ярило.

Гиперион — титан, сын Геи-Земли и Урана-Неба, отец Гелиоса- Солнца, Селены-Луны и Эос-Зари.

Даждьбог — Солнечный Бог, сын Сварога. См. также Хорс.

Дионис — умирающее и воскресающее Божество плодородия у древних эллинов. Сын Зевса.

Дэви (Кали, Дурга, Парвати) — супруга-шакти Шивы. Божество Природы. Единственное женское Божество в Пятёрке- Панчадэватте.

Зевс — верховный Бог эллинов. Громовержец.

«Илья-Пророк» — заместитель Перуна в русском народном православии.

Индра — в ведической религии — Громовержец. Царь Богов.

Исида — сестра и супруга Осириса в мифологии египтян. Богиня плодородия.

Кибела — малоазиатская Богиня плодородия. Почиталась также в Римской империи.

Кришна — аватара-воплощение Вишну.

Лада — Богиня семейной и космической гармонии, лада, мать Лели.

Леля — Богиня девичества, любви.

Локи — злой насмешник и смутьян скандинавского мира Богов — Асгарда.

Ману — мудрец, законодатель, спасший людей и животных во время потопа.

Марс — Бог войны у римлян.

«Марс» — галльское Божество, отождествлённое с римским Богом войны Юлием Цезарем.

Маруты — семь братьев-ветров (ср.русскую поговорку «на семи ветрах»), сыновья Рудры и спутники Индры.

Меркурий — римский Бог торговли и выгоды. В качестве такового отождествлён с греческим Гермесом, а на юге Галлии — с Езусом. Приобретённые свойства Гермеса, имевшего, кроме торговых, функции тайновидца и проводника душ в загробном мире, сделали его аналогом германского Вотана.

«Меркурий», Езус — галльское Божество, отождествлённое с римским Богом Юлием Цезарем. Самое почитаемое галлами Божество, покровитель ремесленников и торговцев.

«Минерва» (Бригитта, Бригантия) — галльская Богиня, отождествлённая Юлием Цезарем с римской Богиней, единственное упоминаемое им у галлов женское Божество.

Мокошь (Макошь и т. д.) — единственное женское Божество в капище 980 года. Пряха судеб.

Несреча — у южных славян Богиня несчастья, неудачи, прядущая нить злой судьбы.

Один — Бог мертвых, волков, покровитель одержимых воинов-берсерков и скальдов у скандинавов. У германцев — Вотан или Водан.

Осирис — умирающее и воскресающее Божество древних египтян. Судья мёртвых.

Пергрубий — Божество плодородия у литовцев и пруссов.

Переплут — Божество плодородия в Древней Руси, см. Семарьгл, Ярило.

Перкуна, Перкунас — Бог-Громовержец литовцев и пруссов.

Перун — верховный Бог-Громовержец славян и русов.

Пиркуши — Грузинское божество огня и железа, покровитель кузнецов.

Пиръо (Пиръон-падчах), лег. — Перун в чеченских легендах.

Потримпс — Бог плодородия у литовцев и пруссов (возможно, Пергрубий — другое имя этого же Божества). Представлялся, наподобие славянского Ярилы, в виде юноши в белом одеянии с зеленым венком на голове.

Пуруша — в индуистской мифологии — первочеловек и одновременно — воплощение верховного Божества, приносящего себя руками младших Богов в жертву ради существования мира.

Радагаст, Радегаст и пр.- он же Сварожич. Почитался в городе-святилище Ретре-Радигощи в земле велетского (лютичского) племени ретарей. Изображался как воин в доспехах с птицей на шлеме и бычьей головой на щите.

Некоторые более поздние источники приписывают его изображению обоюдоострую секиру. Почитался также ободритами, чехами и другими славянскими народами.

Риг — Хеймдаль, страж-привратник Асгарда. Во время земных странствий зачал предков-эпонимов трёх сословий скандинавского общества: Трэля (рабы), Карла (свободные) и Ярла (знать).

Род — Бог Богов русов. Воплощал судьбу и жизнетворящее начало.

Рожаницы — Богини судьбы у русов и славян.

Рудра — Бог бурь в ведической мифологии. Отец ветров-марутов. Лучник.

Руевит — кумир воинственного Божества в Коренице на Рюгене (Руяне, Русе, Буяне). Изображался с семью лицами под одной шапкой, имея семь мечей на поясе и восьмой — в руке.

Сварог — Бог огня, кузнечного дела и неба у славя Возможно, соответствует русскому Перуну.

Сварожич — сын Сварога. Сварожичем называли Даждьбога, Огонь и Радагаста.

Святовит (Свентовит и пр.) — четырёхликий кумир Бога Богов в крепости Аркона (Рюген).

Села, лег. — громовержец в мифологии вайнахов.

«Семаръгл» — самое загадочное Божество киевского святилища 980 года. См. также Ярило.

Симург — волшебная птица персидских сказаний.

Среча — южнославянская Богиня, прядущая удачу, хорошую судьбу.

Стрибог — Бог бури и войны русов.

Сурья — солнечный Бог у индуистов.

Top — скандинавский Бог-Громовержец. У германцев Доннар, англосаксонский Тунор.

Триглав — трёхликий кумир поморян, с глазами, спрятанными под «золотой повязкой». Ему принадлежал чёрный конь, с помощью которого гадали об удаче военных предприятий. Возможно, ему соответствует Троян у южных славян и южной части восточного славянства.

Фрейр (Фрикко) — божество мира, плодородия, богатства у скандинавов. Муж и брат Фрейи.

Фрейя — Богиня любви и красоты у скандинавов. Сестра и возлюбленная Фрейра.

Фригг — Богиня судьбы у скандинавов. Супруга Одина. Возможно, её образ выделился из одного прообраза с Фрейей — у континентальных германцев супругу Одина-Вотана зовут Фрией, а скандинавская Фрейя отбирает павших для Одина и имеет прозвище Валькирии. Имя Фригг можно читать как фру Игг, женщина Игга (Одина), иначе выражаясь, «Баба Игга».

Хорс — Солнечный Бог русов, см. также Даждьбог. Имя считается скифо-сарматским по происхождению.

Шива — Божество-Разрушитель, третий в Тримурти. Имеет два аспекта — проявленный (Рудру) и непроявленный (собственно Шиву).

Чернобог — гневное Божество балтийских славян, почитаемое ими здравицами над идущим по кругу ковшом, вкупе с добрым Божеством (Белобогом).

Черноглав — «Бог побед», почитавшийся на Рюгене, согласно скандинавской «Книтлинга-саге». Упоминаются серебряные усы его идола.

Юпитер — Бог-Громовержец римской мифологии. Ассоциировался с эллинским Зевсом. «Юпитер»-Таранис — галльское Божество Грома, ассоциировавшееся у Юлия Цезаря с римским Юпитером. Почитался как «владыка небес». Его символы — молнии, колесо с шестью спицами, молот.

Ярило (Ярила, Ярыла) — умирающий и возрождающийся Бог плодородия у русских, белоруссов, сербов.

Яровит — Бог плодородия и растительной силы у поморян. См. также Ярило.

2. Люди – авторы, исторические
и эпические деятели

Авраамий Ростовский (XII) — монах, разрушивший в Ростове кумир Велеса.

Авраамий Смоленский (XIII) — монах, отличался праведной жизнью. Его недоброжелатели, требуя отлучить Авраамия от церкви, ссылались на его знакомство с «Голубиной книгой».

Адам Бременский (у 1075) — северогерманский хронист.

Адриан (у в 138) — римский император с 117 года. Просвещённый правитель.

Аксаков К.С. (1817-1859) — русский публицист, историк, писатель-прозаик и поэт, видный славянофил.

Александр Македонский (356-323 до) — крупнейший полководец и государственный деятель древнего мира, царь Македонии, завоеватель Эллады, Египта и Персии, создатель недолговечной Македонской державы от Дуная до Инда. Герой популярного с поздней античности и средневековье романа «Александрия».

Александр Ярославич (Невский) (1220-1263) — Одержал победу над шведскими пиратами на Неве и — совместно с братом Андреем — Тевтонскими рыцарями на Чудском озере.

Впоследствии донёс в Орду о готовящемся его братьями Андреем и Ярославом восстании против татар, принял участие в командовании карательными войсками, став виновником гибели семьи Ярослава и смерти Андрея на чужбине. Насильно принудил новгородцев к уплате дани татарам. Отравлен татарами из соперничавшей партии в Орде.

Алексеев А.И. — современный российский историк.

Алексей Михайлович Романов (1629-1676) — русский царь, сын основателя династии Романовых Михаила Федоровича. Укреплял Русскую державу.

Начал без ломки костей и пляски на гробах все реформы, которые ныне приписывают его сумасшедшему сыну Петру.

Алёша Попович, был. — младший (по возрасту) из «первой тройки» киевских богатырей. Победитель колдуна Тугарина Змеевича.

Аль Масуди (ум. в 957) — арабский писатель и путешественник.

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111-1174), сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны. Половецкое имя — Катай. Убит родичами и приближёнными.

Андрей Ярославич — владимирский князь, командовавший вместе с братом Александром русским войском на Чудском озере, предводитель восстания против ордынцев. Проиграв из-за измены старшего брата, погиб в и<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...