Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья. Фома Аквинский и его учение.




К наиболее крупным христианским философам в странах Западной Европы периода схоластики (IX-XIV вв.) относятся: Иоганн Скот Эриугена, Петр Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Дунс Скот, Роджер Бэкон, Оккам и другие. Но самым видным и влиятельным философом западноевропейского средневековья по праву считается Фома Аквинский (1225-1274 гг.). После смерти ему был присвоен высший теологический титул "ангельский доктор" и по решению папской курии был причислен к лику святых римско-католической церкви. Родился в знатной графской семье в Неаполитанском королевстве, закончил университет, в 1244 году вступил в монашеский орден доминиканцев. Затем занимался в Парижском университете под руководством Альберта Великого, оказавшего на него огромное влияние. Долгое время преподавал в университетах в Неаполе и Париже. Автор целого ряда работ, а также комментариев к сочинениям Аристотеля. Среди них центральное место занимают: "Сумма теологии" (1273 г.), "Сумма против язычников" (1268 г.). Summa — краткое изложение существа вопроса или предмета. В отличие от Августина Блаженного, испытавшего сильное влияние Платона и неоплатонизма, Фома Аквинский в своих теологических построениях в значительной мере опирается на учение Аристотеля. Последний, как известно, выступал с позиций критики теории "идеального мира", существующего раздельно от "мира вещей". Утверждал, что "идеи" присутствуют в самих вещах. Познание вещей происходит при помощи органов чувств, данные которых затем обрабатываются с помощью логики ("органона"). В результате происходит познание истины. Такая позиция чрезвычайно привлекала Ф.Аквинского, при разработке важнейших понятий философии и теологии — бытия, разума, веры, души, истины и других.

Понятие бытия рассматривается Аквинатом первоначально с реального (актуального) бытия вещей. Их характерной чертой является ограниченность, определяемая формой. Каждая вещь постоянно становится другой. Поэтому все существующее не полно, ибо оно может стать потенциально другим. Следовательно, полнота бытия, его целостность не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, трансцендентная сущность, бесконечная в пространстве и времени. Познать сущность Бога не дано человеку, но углубляясь в наиболее общие черты мира существующего, он приходит к умопостижению высшего существа. Следовательно, доказательства бытия Бога не прямые, а косвенные. Фома Аквинский разработал пять доводов, ведущих от мира к Богу. В основе они заимствованы у Аристотеля и соответственным образом приспособлены к нуждам теологии, ее креационистскому содержанию. Наиболее общая предпосылка в противопоставлении конечного материального мира, находящегося за его пределами (трансцендентному), бесконечному Богу. Например, все движущееся имеет причину своего движения в другом. В этом ряду "перводвигателем" существующего мира может быть нечто находящееся за его пределами, т.е. Бог (первый довод).

Точно таким же образом Аквинат доказывает возможность умопостижения Бога через рассмотрение "конечной причины" (второй довод), "необходимости" (третий довод), "совершенства" (четвертый довод), "высшей целесообразности" мира (пятый довод.

Нарастание конфликта между верой и знанием по мере развития научно-философского мировоззрения порождает в рассматриваемый период различные концепции соотношения теологии и науки. Аквинат создает собственную, до сих пор действующую в католицизме. Она сводится к следующему. Наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология — на Откровение и Священное писание. Но это различие в методах познания не исключает их связь: религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру. К ним относятся догматы о бытие Бога, бессмертии человеческой души и некоторые другие. В то же время естественный разум бессилен в доказательстве догматов о возникновении мира из ничего, воскресения тел из мертвых, "страшного суда", воплощения Христа и других. Эти истины не противоразумны, не иррациональны, а сверхразумны и не доступны естественному разуму, но совершенно ясны уму бесконечной, божественной личности. Противоречия возникают из неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом веры, теологии. Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога.

Фома Аквинский завершает формирование этической доктрины католицизма. Основная ее цель, как и у Августина, в созерцании Бога и подготовке к посмертной жизни. Новым явилось то, что предпосылкой этической доктрины явилась идея о "промежуточном" положении человека в мире: чувственная душа объединяет его с животным миром, а разумная — приближает к Богу. Морально-практические действия человека определяются разумом через волевой выбор между Добром и Злом.Таким образом, подчеркивается ответственность человека за свои поступки и действия.

Государство, по мнению Аквината, должно было готовить своих членов к постижению священных истин, к неземной жизни. Поэтому гражданское общество должно быть подчинено церкви, а государь — наместнику Бога на земле — папе римскому. Учение Фомы Аквинского стало официальной философией римско-католической церкви.

Особенно длительный спор в средневековой философии шел вокруг отношения к "универсалиям" — общим понятиям. В течение нескольких веков ожесточенные споры между реалистами и номиналистами оказывали заметное влияние на духовную жизнь общества.

Реалисты утверждали, что общие понятия имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Подобные взгляды продолжали традицию Платона, развивавшего теорию "мира идей" составляющего сущность и конечную причину существующего многообразия вещей. Эта платоновская концепция затем была переработана Августином Блаженным в духе христианского вероучения. "Идеи" стали истолковываться как мысли творца, образцы творения мира. К представителям этого направления относятся такие видные философы средневековья, как Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский и другие.

Номиналисты отрицали онтологическое значение "универсалий", т.е. утверждали, что общие понятия существуют не в действительности, а только в мышлении. Виднейшие номиналисты Росцелин, Дунс Скотт, Оккам и другие. Номинализм как самостоятельное течение был основан Росцелином, утверждавшим, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена. Номиналисты развивали концепцию Аристотеля, согласно которой общие идеи есть просто общие имена, но не общие вещи. Крайний номинализм пришел в противоречие с догматами христианского вероучения. Например, Росцелин отрицал существование Троицы и предстал перед Суасонским собором. Перед угрозой смерти вынужден был отказаться от своих взглядов.

Среднюю, умеренную позицию в этом вековом споре занимали сторонники концептуализма, который, отвергая крайний реализм, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. К сторонникам этого направления можно отнести Петра Абеляра, Фому Аквинского и других.

В рамках проблемы "универсалий" рассматривались различные теоретико-познавательные вопросы, сыгравшие значительную роль в развитии философского знания последующих эпох.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...