Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению контрольной работы




Общие положения

Проблемы рационального природопользования и восстановления природных ресурсов сегодня едва ли не самые важные для человечества. Поэтому отрасль экологического права приобретает все большую актуальность и значение. Право в целом, и в частности, эта отрасль обладает достаточным потенциалом средств для урегулирования механизмов обеспечения экологической безопасности населения, а также играет немалую роль в формировании экологического правосознания молодежи и патриотического отношения к национальному богатству украинского народа. Учитывая эти возможности, для обеспечения правовых знаний в экологической сфере, а также для предоставления учебно-методической помощи студентам в процессе овладения эколого-правовыми знаниями кафедрой хозяйственного и таможенного права и был разработан курс "Экологическое право", который преподается для студентов специальности "Правоведение".

Предметом изучения дисциплины "Экологическое право" основные положения экологического законодательства Украины и ЛНР, которые определяют правовые, организационные, социальные основы эксплуатации и охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологических прав и экологической безопасности населения.

Целью преподавания дисциплины есть ознакомление студентов с целостным комплексом знаний о эколого-правовом регулировании отношений в сфере эксплуатации и охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологических прав и экологической безопасности населения, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства, международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, рационального природопользования; привитие студентам навыков применения законодательных актов.

Задачами изложения дисциплины являются:

- раскрытие сущности, основ и социальной необходимости правового регулирования экологических отношений;

- освещение основных положений действующего законодательства по урегулированию организационных и социальных условий эксплуатации и охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологических прав и экологической безопасности населения;

- изучение базовых положений деликтного законодательства в области экологии;

- ознакомление с основными принципами и направлениями международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, рационального природопользования и др.

- формирование экологического правосознания молодежи и патриотического отношения к национальному богатству украинского народа.

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

Цель выполнения контрольной работы – проверка усвоения теоретических знаний курса "Экологическое право "и умение применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать конкретные правоотношения и давать аргументированные ответы на поставлен-ные вопросы. В издании использованы материалы, приведенные в работе проф. Андрейцева В.И.(Андрейцев В.И. Экологическое и земельное право Украины: Практикум. - М.: Интер, 1998. - 272 с.).

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и задачи.

Решение задач предполагает выработку у студентов навыков применения на практике теоретических положений и нормативных актов.

Выполнению контрольной работы предшествует изучение рекомендованных законодательных и подзаконных актов, обобщений хозяйственной, прокурорской и управленческой практики применения экологического законодательства. Также необходимо изучить учебный материал в соответствии с программой курса "Экологическое право" с помощью учебников

Непосредственное решение задач-казусов необходимо начинать с изучения и усвоения фактических обстоятельств фабулы изложенного дела, имеющие юридическое значение и изложены в соответствующих условиях задачи. Четкое понимание дает возможность определить круг правоотношений и применить соответствующие экологически правовые нормы.

На основе теоретических знаний, анализа текущего экологического законодательства далее необходимо детально выявить особенности экологических правоотношений, их характер, виды, классы и внутренние структурные элементы-основания возникновения, субъективный и объективный склады, охарактеризовать содержание этих правоотношений, то есть права и обязанности. Обязанности субъектов, при необходимости указать на основания их изменения или прекращения. Такой подход позволяет определить необходимую подотрасль, правовой институт, конкретный нормативно-правовой акт или правовую норму, регулирующих указанные экологические и связанные с ними иные правоотношения.

После установления фактических обстоятельств дела и выбора соответствующей правовой нормы необходимо дать указанным обстоятельствам достоверную и полную научно обоснованную юридическую квалификацию, используя при этом совокупность способов толкования правовых норм.

Решение задач должно сопровождаться обоснованным выводом, содержащий оценку отдельных действий и поведения субъектов этих правоотношений и в сжатой форме четкий ответ на поставленные вопросы и обобщенную оценку обстоятельств дела. При необходимости следует дать оценку юридическим последствиям неправомерного поведения субъектов правоотношений со ссылкой на конкретные нормы.

Решения могут считаться обоснованными, если в процессе даны ссылки на действующее на территории Луганской Народной Республики законодательство (согласно Закону Луганской Народной Республики «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» от 30 апреля 2015 года:

«Законодательство Украины, а также законы и иные нормативные правовые акты, принятые (изданные) правотворческими органами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, иными правотворческими органами, прекратившими впоследствии свое существование, но нормативные правовые акты, которых действовали на территории Украины до вступления в силу Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, а именно до 18 мая 2014 года, применяются на территории Луганской Народной Республики в части, не противоречащей Временному Основному Закону (Конституции) Луганской Народной Республики, международным договорам Луганской Народной Республики, законам и иным нормативным правовым актам Луганской Народной Республики, до принятия (издания) соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.» ( п.3, Гл. 5. Заключительные и переходные положения).

Выполнение изложенных указаний будет способствовать формированию у студентов профессиональных правовых навыков и повышению их общей и специальной экологически-правовой культуры, умению работать с первоисточником экологически-правовых норм.

 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Условие задачи

Группа жителей, проживали в зоне радиоактивного загрязнения (гарантированного добровольного отселения) обратилась в районный суд с иском на администрацию ЧАЭС о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие Чернобыльской аварии. Суд отказал им в удовлетворении исковых требований, обосновывая свое отказ тем, что государством принимаются мероприятия для снижение заболеваемости в этой зоне. Кроме того, гражданам, проживают в этой зоне, предоставляются льготы и компенсации, предусмотренные Законом Украины «О статус и социальный защита граждан, пострадали в следствии Чернобыльской катастрофы. Граждане обратились с апелляционной жалобой в вышестоящий суд.

Определить характер правоотношений, решить дел в по существу.

Решение

По условиям задачи можно выделить такие правоотношения:

-природоохранные, а именно антропоохранные отношения;

-ряд гражданско-правовых процессуальных правоотношений.

Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» устанавливает четыре зоны радиоактивного загрязнения земель, последняя из них - зона гарантированного добровольного отселения. Правовой статус этой зоны в соответствии со ст. 16 Закона предполагает, что лицам, проживающим на данной территории, гарантируется право на свободное переселение в любой населенный пункт на территории Украины.

По условиям задачи группа жителей обратилась в суд с иском на администрацию ЧАЭС о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу. Однако, Закон не предполагает возмещение ущерба гражданам именно администрацией ЧАЭС. Кроме того, правовое и экономическое положение зоны добровольного отселения не предполагающий обязательное отселение граждан с этой территории. Это является следствием того, что территория данной зоны не является зараженной радиоактивными веществами и проживание на ней людей вполне возможно без негативных последствий для их здоровья, жизни и имущества. Именно поэтому отселения является добровольным, по желанию граждан, а не обязательным.

Таким образом, районный суд правомерно отказал гражданам в удовлетворении исковых требований, но мотивировать свой отказ следовало не тем, что государством принимаются меры для снижения заболеваемости населения, а тем, что у граждан нет никаких документальных подтверждений, доказательств причиненного ущерба их здоровью и имуществу.

С другой стороны, этим гражданам стоит заказать проведение экологической экспертизы имущества, земельных участков, медицинское обследование. И если вред здоровью и имуществу будет документально подтвержден выводами экспертизы и будет установлена связь между аварией на ЧАЭС и ущербом, наступила, то граждане действительно могут обратиться в суд с этими доводами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...