Торговые трассы Индийского океана
Торговые трассы Индийского океана
Когда европейцы вошли в Индийский океан, то они застали здесь высокоразвитую систему торгового и каботажного плавания, охватывающую арабские страны Персидского залива и Красного моря, Восточную Африку, Индию, Китай и страны южных морей. Торговый механизм функционировал на основе благоприятных климатических условий, создаваемых тропическими муссонами — постоянными океанскими сезонными ветрами, превратившимися в центральный фактор, обеспечивающий цикличность морской коммерции на Востоке. С октября по апрель (иногда май, июнь) дул северо-восточной зимний муссон; сменяемый в июне — сентябре влажным летним юго-западным. В соответствии с ветрами строились и торговые плавания — нужно было только поймать благоприятный ветер. С началом зимы арабские купцы несколькими путями направлялись к Индии. Первый путь проходил вдоль северного побережья Индостана, захватывая порты Камбей, Каликут, Кананор, Дабул, Сурат. Затем трасса огибала Локкадивские и Мальдивские острова и подходила к южной оконечности Индостана, мысу Кумари (Коморин). Сюда же приводили и дороги, шедшие к портам Малабарского берега из Персидского и Аденского заливов через Аравийское море. Далее суда шли к богатейшему Цейлону, а оттуда трасса вновь разделялась: одно направление уходило к северу и направлялось вдоль Коромандельского берега Индостана и бенгальских портов Индокитая к Малаккскому проливу; второе достигало Малакки через Никобарские острова, где пополнялись запасы воды и провизии. Малакка — важнейший транзитный узел восточной торговли, центральный пост между Тихим океаном, Востоком и Европой. Отсюда открывалась дорога в Южно-Китайское море, на Дальний Восток, в Китай, к Гуанчжоу; отсюда шли пути к перцу, пряностям и золоту Островов пряностей.
Восточные купцы освоили и трассы, связывающие арабские страны (а значит, и весь Восток) с Африкой. Шейхи отправляли своих торговцев к восточным берегам «Черного континента», которые везли оттуда слоновую кость, золото, рабов, серую амбру и черепах. С приходом португальцев началась яростная схватка за овладение местными восточными рынками. Товары, привозимые европейскими купцами, не пользовались оживленным спросом у богатейших восточных правителей и купцов; более того, дары, преподносимые европейцами, поражали местных богачей скудостью и невзыскательностью. Тогда вопросы коммерческие стали рассматриваться европейцами с позиции военной силы — мощь европейских кораблей, артиллерия и вымуштрованная военная система Европы превратились в гарант успешной «торговли». Европейцы закрывали арабо-восточные порты, монополизировали торговлю, создавая военно-экономические плацдармы, подминающие местные коммерческие интересы (Гоа, Малакка, Батавия), организовывали посылки купеческих флотов и военных эскадр и, шаг за шагом, подчиняли Ост-Индию. Морские дороги в Индийский океан, открытые португальцами, функционировали следующим образом. Огромные каракки двигались из Европы с северным пассатом, а затем, под воздействием южного пассата, смешались к Бразилии. Пройдя экватор, они поворачивали на юго-восток и огибали южную оконечность Африки. Далее путь шел вдоль восточного побережья Африки по Мозамбикскому течению и, используя благоприятный муссон, корабли подходили к Индии. Суда покидали Лиссабон в феврале; в марте или в апреле (до июня) они пересекали экватор и в мае — июне прибывали в Сан-Сальвадор (Байю). Подготовка к обратному возвращению начиналась осенью. Торговые суда покидали Кочин или Гоа с благоприятным северо-восточным муссоном в конце декабря — начале января. Пройдя вдоль африканского побережья, они огибали ранней весной мыс Доброй Надежды и направлялись либо к Бразилии, либо прямо к Португалии. Более поздняя отправка судов из Индии — в феврале или в марте — таила крупные неприятности из-за тяжелой штормовой погоды в мае — июне в районе мыса Доброй Надежды. Эти плавания были весьма длительными. На дорогу Лиссабон — Гоа — Лиссабон уходило в общей сложности около восемнадцати месяцев.
Голландцы плавали в Индийском океане по другим, более южным маршрутам. Они огибали с юга остров Мадагаскар и пересекали Индийский океан, используя западные ветры Южного полушария, и далее, через Зондский пролив, попадали в Индонезию.
«Большая каракка»
Одним из самых знаменитых кораблей XVI — XVII вв. была «Большая каракка» из Макао. Эти огромные четырехпалубные корабли, окрашенные в черный цвет (японцы называли их «черными кораблями»), медлительные, но хорошо устойчивые в шторм, перевозили в своих трюмах колоссальные богатства. В конце весны корабль выходил из Гоа и шел в Макао, где становился на длительную стоянку (иногда до одного года). Здесь происходил обмен товаров, привезенных из Индии, на продукцию Китая, Островов пряностей и стран Индокитая. Одним из самых ценных и необходимых грузов был китайский шелк, с которым каракка уходила в японский порт Нагасаки, куда прибывала в конце августа. Через два-три месяца корабль отправлялся в обратный путь — в Маккао — с японскими товарами (серебро, мебель, ширмы, мечи и т. д. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|