Правовые основы денежной системы Российской Федерации
Правовую основу функционирования денежной системы РФ, исходя из конституционных положений, составляет федеральное законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права – гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т. п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, как наиболее тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами общества. Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в гл. VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.
Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валютного коридора, когда ЦБ РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т. е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих средствами защиты, позволяющими избежать их подделки. Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система страны отражает состояние его экономики. В соответствии с Конституцией РФ в РФ существует централизованное управление денежной системой, т. к. финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия, а также федеральные банки находятся в ведении самой Федерации.
51. Правовые основы обращения наличных денег.
Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется ЦБ РФ. К основным правовым актам в которых содержатся нормы регулирующие обращение наличных денег в РФ, относятся Конституция РФ (ст. 75), ГК РФ, а также многочисленные акты ЦБ РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ». Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным (законодательным) органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств. Банк России выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции: – обеспечивает устойчивость рубля; – разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ (основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти); – обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; – несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения. В области наличного денежного оборота Банк России наделен определенными полномочиями: – определяет порядок ведения кассовых операций; – организует изготовление банкнот и монеты; – устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег; – определяет признаки платежности денежных знаков; – регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков. Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций. Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.
52. Правовые основы безналичных расчетов.
Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований. Правовые основы безналичных расчетов в РФ закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования без наличного денежного обращения относятся ГК РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Положение о безналичных расчетах в РФ от 3 октября 2002 г. Банк России в соответствии со ст. 80 указанного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.
Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами РФ. Под формой безналичных расчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Формы безналичных расчетов установлены ГК РФ. К ним относятся: – расчеты платежными поручениями; – по аккредитиву; – чеками; – по инкассо. Однако этот перечень не является исчерпывающим и расчеты могут осуществляться в иных формах, если они соответствуют закону и применяются в банковской практике на основе банковских правил и обычаев делового оборота. Расчетные документы – это оформленные в виде документов на бумажном носителе или в установленных случаях в виде электронных платежных документов: распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Установлены следующие виды платежных документов: – платежные поручения; – аккредитивы; – чеки; – платежные требования; – инкассовые поручения. ГК РФ установлены общие положения о расчетах. В соответствии с ГК РФ безналичная (либо наличная) форма расчетов выбирается гражданами в добровольном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся, как правило, через банки либо иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т. е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения – расчетно-кассовые центры (РКЦ). Обособленной и самостоятельной формой безналичных расчетов является применение векселей. Кроме того, в качестве самостоятельной разновидности безналичного денежного обращения можно рассматривать и платежные банковские карты. Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации. (Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием от 9 апреля 1998 г.).
53. Правовые основы и порядок осуществления расчетов платежными поручениями.
Платежное поручение представляет собой указание владельца счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы своих денег на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем либо иногороднем учреждении банка. Поручение составляется на бланке, содержащем необходимые для проведения расчетов сведения о плательщике и получателе денег. Поручение принимается банком к исполнению в течение десяти дней со дня выписки и при наличии достаточной суммы денег на счете. Организация движения платежного поручения как документа и перечисляемых в его помощью денег при иногородних расчетах Операция № 1. Банк принял от предприятия платежное получение. Операция № 2. Банк снял деньги со счета плательщика и передал их вместе с поручением в РКЦ, то есть, сняв деньги со счета плательщика, банк поручил РКЦ перевести их со своего корреспондентского счета на корреспондентский счет банка, обслуживающего получателя денег. Операция № 3. Банк получателя зачисляет поступившие на его корреспондентский счет деньги на счет получателя. Операция № 4. Плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение, что деньги перечислены. Операция № 5.'Банк сообщает получателю в виде выписки из расчетного счета подтверждение о поступлении денег. Каждая из перечисленных операций сопровождается движением одного экземпляра платежного поручения как расчетного документа, в связи с чем оно и составляется в пяти экземплярах. Платежи, осуществляемые с помощью платежных поручений, с точки зрения соблюдения сроков оплаты, которые предусматриваются в договорах, могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи авансовые, то есть совершенные до отгрузки продукции, платежи после отгрузки, то есть путем прямого акцепта товара, и частичные платежи при крупных поставках. Досрочные и отсроченные платежи также могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового состояния сторон. Плановые платежи. Расчеты платежными поручениями в порядке плановых платежей производятся при равномерных поставках продукции или оказании услуг, включая услуги транспорта. Суть их заключается в том, что покупатель по договоренности с поставщиком периодически перечисляет ему деньги. В конце обусловленного периода уточняются суммы платежей и поставок. Результаты уточнения регулируются при очередном плановом платеже. Для перехода на расчеты в порядке плановых платежей предприятие-плательщик представляетвобслуживающий его банк копии соглашений либо перечень предприятий, с которыми имеются соглашения о расчетах плановыми платежами, с указанием длительности расчетных периодов; сроков перечисления платежей; с какого счета производится платеж и на какой счет он должен быть зачислен; сроков выверки расчетов и порядка их завершения. Плановые платежи могут осуществляться ежедневно или периодически в сроки, согласованные между поставщиком и покупателем. Срок укрупненного платежа назначается, как правило, на срединный рабочий день расчетного периода. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей, объема поставки (закупки) или оказания услуг. Предположим, за квартал предусматриваются поставки продукции на 180 млн. рублей. По договоренности сторон устанавливается периодичность планового платежа — один раз в неделю. Сумма каждого платежа, который рекомендуется проводить в среду, составит: = 15 млн. руб. 180 млн. руб. 12 недель На каждый плановый платеж банку представляется отдельное платежное поручение. Плановые платежи могут производиться платежными поручениями или платежными требованиями-поручениями. Стороны обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц, уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска товаров или оказания услуг за истекший период и производить перерасчеты в порядке, обусловленном соглашением. Образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением либо учитываться при очередном платеже. Уточнение расчетов целесообразно приурочивать к последнему платежу месяца с тем, чтобы на отчетную дату взаимная задолженность была минимальной.
54. Правовые основы и порядок осуществления расчетов чеками.
Правовые основы при расчетах чеками установлены параграфом 5 "Расчеты чеками" гл.46 ГК РФ, а порядок их осуществления – утвержденным ЦБ РФ 03.10.2002 (ред. от 22.01.2008) № 2-П «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки:
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете №91207 «Бланки строгой отчетности». Хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
55. Правовые основы и порядок осуществления расчетов по аккредитиву.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. Как мы видим, характерная особенность форм расчетов по аккредитиву та, что ее использование предусмотрено не только непосредственно в самих платежах с аккредитива, но и в отношении определенной ценной бумаги — векселя. При расчетах по аккредитиву могут осуществляться учет и акцепт векселей, платежи по ним, что на практике пока еще не имеет места. Таким образом, сейчас предусмотрена возможность совершения платежей по аккредитиву как в денежной форме, так и с помощью векселей. Важная особенность расчетов по аккредитиву, по сравнению с платежным поручением, состоит в том, что они более надежно обеспечивают реальное исполнение договора, усиливают права как получателей (продавцов), так и плательщиков (покупателей). Непосредственно оплате здесь предшествуют определенные действия, предусмотренные договором между сторонами, по фактической отгрузке товара продавцом в адрес покупателя. Только после этого и представления продавцом необходимых документов с ним незамедлительно производится расчет. В свою очередь, у покупателя возникает право собственности на товар и возможность распоряжаться им сразу после оплаты и получения соответствующих документов, еще до фактического поступления товара. В научной литературе расчеты по аккредитиву иногда расцениваются как специфический способ обеспечения исполнения обязательств. Еще одна особенность расчетов по аккредитиву состоит в том, что здесь выстраиваются несколько относительно самостоятельных "линий" правоотношений. Во-первых, отношения по договорам поставки, аренды и другим договорам между должником и кредитором, в которых по соглашению сторон устанавливается эта форма расчетов. Во-вторых, отношения непосредственно по аккредитиву, т. е. сделке, которая заключается между плательщиком и банком. Эта сделка возникает не из договора поставки или другого договора между должником и кредитором, а из договора банковского счета, в силу которого банк по заявлению клиента обязан открыть аккредитив. В отношениях по аккредитиву обычно участвуют несколько банков, что детерминирует возможное наличие еще нескольких "линий" — между банком-эмитентом и другими привлеченными банками, между последними и получателем денежных средств — кредитором. Ответственность между банками распределяется следующим образом: банк-эмитент отвечает перед получателем средств, а исполняющий банк — перед банком-эмитентом. Наиболее часто на практике применяются платежные поручения. Предпочтение им отдает и законодатель. Так, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Расчеты по аккредитиву, по сравнению с платежными поручениями, более сложны и имеют ряд специфических черт, в том числе создающих дополнительные гарантии интересов получателей денежных средств. Прежде всего плательщик здесь должен заблаговременно, еще до наступления сроков платежа, открыть в "своем" банке (банке-эмитенте) аккредитив, т. е. выделить определенную денежную сумму, обособленную от других имеющихся на его счетах средств. Банк, в свою очередь, обязуется в неприкосновенности хранить обособленные деньги и выплачивать их только получателю при соблюдении последним условий аккредитива. Условия же аккредитива устанавливаются плательщиком и получателем в договоре, по которому производятся эти расчеты. Условия аккредитива обязательно сообщаются банку-эмитенту при открытии аккредитива и в последующем — участвующему в расчетах исполняющему банку. Далее, непосредственно расчетные операции по аккредитиву проводит как сам банк-эмитент, так и привлеченный им для этих целей другой банк — исполняющий, действующий в данном случае по поручению банка-эмитента. Если банк-эмитент сам производит платежи получателю средств либо оплачивает, акцептует или учитывает переводной вексель, то к нему применяются правила об исполняющем банке. Правовое регулирование операций по аккредитиву напрямую зависит от вида аккредитива. Различные виды аккредитива порождают неодинаковые права, обязанности и юридическую ответственность сторон договора (плательщика и получателя денежных средств) и банков (эмитента и исполняющего). Поэтому уже в ходе преддоговорных контактов надлежит обстоятельно обсудить вопрос о выборе конкретного вида аккредитива с тем, чтобы возможно полнее удовлетворить интересы договаривающихся сторон. Законодательством предусмотрено несколько видов аккредитива: покрытый (депонированный) и непокрытый (гарантированный), отзывный и безотзывный. В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента. Все расчеты с получателем по такому аккредитиву исполняющий банк производит лишь из тех средств, которые перечислил ему банк-эмитент. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Применение данного вида аккредитива, естественно, предполагает наличие корреспондентских связей обоих банков, когда банк-эмитент и исполняющий банк имеют друг у друга корреспондентские счета.
56. Правовые основы и порядок осуществления расчетов по инкассо.
Инкассовая операция представляет собой совокупность различных действий одного или нескольких банков, которые направлены на исполнение поручения клиента о получении причитающегося ему от его должника платежа и (или) акцепта. Аналогом инкассо в зарубежном законодательстве является дебетовый перевод <*>. -------------------------------- <*> Под дебетовым переводом средств (или переводом дебета) понимается безусловный перевод средств, осуществляемый по инициативе получателя платежа, т.е. должника (см.: Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств. Подготовлено секретариатом Комиссии Организации Объединенный Наций по праву международной торговли. С. 422 - 438). Легальное определение расчетов в порядке инкассо содержится в ГК. В соответствии с п. 1 ст. 874 ГК при расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. 2. Поручение клиента банку о получении причитающегося ему платежа и (или) акцепта называется инкассовым поручением. Согласно российскому законодательству инкассовое поручение может быть оформлено как с помощью различных расчетных документов (платежное требование, инкассовое поручение), так и иным способом (чек, вексель). Возможно инкассо слипов (оттисков с банковских карточек). 3. Механизм инкассо может быть различным в зависимости от количества банков, участвующих в его осуществлении, а также расчетного документа, использованного для оформления инкассового поручения. Вместе с тем можно выделить две общие стадии любой инкассовой операции: стадия представления расчетных и иных документов; стадия получения исполнения (платежа и (или) акцепта) от должника и передачи его получателю платежа. Рассмотрим подробнее механизм инкассовой операции на примере расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми в порядке акцепта. На стадии представления расчетных документов получатель средств должен представить в обслуживающий банк (банк-эмитент) надлежащим образом оформленное платежное требование вместе с реестром переданных на инкассо документов. В соответствии с п. 8.4 части 1 Положения N 2-П банк плательщика обязан проверить соответствие подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, образцам подписей, заявленным в банковской карточке. Кроме того, сотрудник банка-эмитента проверяет правильность заполнения платежного требования. Если требования законодательства соблюдены, расчетный документ оформляется подписями работников банка и соответствующим штампом. Банк-эмитент может самостоятельно выполнить все действия по инкассированию документов либо привлечь исполняющий банк. Последнее действие осуществляется банком-эмитентом путем пересылки представленных плательщиком документов в исполняющий банк по почте или с использованием иных средств связи. Документы, поступившие в исполняющий банк, также проходят проверку правильности их заполнения и наличия штампа банка-эмитента. Последний экземпляр поступившего платежного требования должен быть вручен плательщику не позднее следующего рабочего дня после поступления его в исполняющий банк. В течение срока для акцепта (5 дней или более) плательщик должен принять решение об акцепте или об отказе от акцепта требования. Акцепт (согласие на платеж) может быть полным или частичным. Требуемая сумма списывается со счета только после акцепта требования, выраженного путем предъявления в банк соответствующего документа (предварительный положительный акцепт). Если в течение указанного срока документ об акцепте платежного требования не был получен, либо, напротив, было получено заявление об отказе от акцепта, платежное требование подлежит возврату без исполнения в банк-эмитент, а оттуда - получателю средств. Стадия получения денег начинается с момента списания исполняющим банком суммы, обозначенной в расчетных документах. Списанные средства направляются исполняющим банком для зачисления на счет банка-эмитента. В рассмотренном нами случае объектом обязательства банка-эмитента (исполняющего банка) было получение акцепта и платежа одновременно. Бесспорное (безакцептное) <*> списание средств имеет тот же механизм расчетов, что и рассмотренный выше, в котором, однако, отсутствует процедура получения согласия плательщика на списание денежных средств с принадлежащего ему счета (отсутствует акцепт). Учитывая, что данная форма расчетов приводит к ограничению прав владельца счета по свободному распоряжению денежными средствами, она допускается только по решению суда, в случаях, установленных законом, а также на основании договора между плательщиком и обслуживающим его банком (п. 2 ст. 854 ГК).
57. Правовое регулирование перспективных форм расчетов. 58. Правила ведения кассовых операций.
ПОРЯДОК (с изменениями от 26 февраля 1996 года) ____________________________________________________________________
I. Общие положения 1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).*1) 2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. *2) 3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. *3.1) Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. *3.2) 4. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. *4) 5. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. *5.1) При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. 6. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.*6.2) 7. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.*7.1) 8. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия. 9. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке. 10. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка. 11. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.*11.2) Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается. 12. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.*12)
II. Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов 13. При приеме денежных билетов и монеты в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Центральным банком Российской Федерации признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (приложение 1)*. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. 14. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.*14.1) В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна. Заготовительные организации могут производить выдачу наличных денег сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья с последующим составлением по окончанию рабочего дня общего расходного кассового ордера на все выданные за день суммы по заготовительным квитанциям. В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости. 15. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявление документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|