Задание 10: Система показателей оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования.
Идиатуллина К.С. Социально-экономическая политика государства Методические указания для заочников
Казань -2020
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Социально-экономическая политика государства» являются: а) ознакомить студентов с основами социально-экономической политики Российской Федерации; б) формирование умений и навыков самоорганизации и самообразования. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОК-4 - способность использовать основы правовых знаний, в различных сферах жизнедеятельности; ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию; ПК-15 - способностью осуществлять поиск, выбор и использование новой информации в области развития потребительского рынка, систематизировать и обобщать информацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: а) основные понятия социально-экономической политики; б) правовые основы государственного регулирования социально-экономических процессов; б) основные направления, тенденции и перспективы государственной социально-экономической политики РФ. 2) Уметь: а) пользоваться полученными знаниями при анализе социально-экономического развития России; б) пользоваться нормативно-правовой базой государственной социально-экономической политики в РФ; в) осуществлять поиск, выбор и использование новой информации в области развития потребительского рынка, систематизировать и обобщать информацию; г) выявлять и анализировать современные состояние и тенденции развития государственной социально-экономической политики России. 3) Владеть: а) основами нормативно-правового, организационно- управленческого анализа в области государственного управления социально-экономической сферой общества;
б) методами оценки результатов реализации государственной социально-экономической политики; в) навыками самоорганизации и самообразования.
Форма контроля - зачет. Для получения оценки (зачет) по дисциплине необходимо набрать 60 и более баллов. 40 баллов дает контрольная работа. 20 б. необходимо набрать на практических занятиях. Баллы можно также набрать за самостоятельную подготовку дисциплины (конспекты, терминологический словарь). Контрольная работа по дисциплине «Социально-экономическая политика государства» Контрольная работа состоит из трех разделов: 1-й – представить развернутый ответ на один из представленных вопросов (реферат), 2-й – тест(один из вариантов), 3-й – 1 кейс. Тематика рефератов 1. Социальная политика в современной Российской Федерации: понятие, цели, содержание, приоритеты. 2. Структура управления социальной сферой. 3. Разграничение полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в социальной сфере. 4. Формирование государственной политики и ее реализация в РФ. 5. Социальные стандарты и система социальной защиты населения. 6. Анализ, оценка и мониторинг государственной политики и программ (на примере социально-экономической сферы) 7. Методы и механизм разработки государственных социальных программ. 8. Принципы и методы оценки социальных программ. 9. Внешнеэкономическая политика и конкурентоспособность. 10. Развитие системы социальных служб в РФ. 11. Государственная политика в области социальной защиты, социального обеспечения. 12. Государственная политика в области труда и занятости. 13. Управление образованием, культурой, здравоохранением, физкультурой и спортом (анализ государственных программ РФ -одно направление). 14. Государственный контроль за качеством услуг. 15. Государственные программы жилищного строительства. 16. Основные направления и методы государственного регулирования экономики. 17. Разработка экономической политики: определение приоритетов и механизма реализации. 18. Финансовая политика и бюджетная система РФ. 19. Поддержка конкуренции и предпринимательства.
20. Внешнеэкономическая политика и конкурентоспособность. 21. Антимонопольная политика. 22. Стандартизация, лицензирование, сертификация как меры государственного регулирования. 23. Регулирование рынка труда. 24. Кредитно-денежная и ценовая политика. 25. Основные направления экономической политики. 26. Оценка результативности экономической политики. 27. Национальные проекты (здравоохранение, образование) 28. Основные направления, тенденции и перспективы государственной экономической политики 29. Регулирование сферы туризма и индустрии гостеприимства 30. Уровневая система управления социальной политикой; 31. Структура социальной политики в современной России; 32. Особенности региональной и местной социальной политики; 33. Правовое обеспечение социальной политики; 34. Экономические основания социальной политики; 35. Государственные социальные фонды в РФ и их деятельность. 36. Проблемы реформирования социальной сферы в России на современном этапе; 37. Общественные организации – как субъекты социальной политики с социальной работы; 38. Социально-ориентированный бизнес как субъект социальной политики; 39. Социальное проектирование в социальной политике и социальной работе. 40. Социальная политика в Республике Татарстан. 41. Экономическая политика в Татарстане. 42. Потребительский рынок: регулирование и развитие. 43. Система общественного питания в РТ. 44. Роль малого предпринимательства в экономической и социальной сфере регионов. 45. Система социальной защиты населения в условиях рынка. Мировые тенденции и опыт России. 46. Налогообложение в России и его воздействие на формирование благоприятной деловой среды. 47. Региональная инвестиционно - инновационная политика и ее влияние на социально-экономическое развитие региона. 48. Национальные проекты как форма госуправления. Критерии оценки: Максимальная оценка за письменную работу составляет 20 баллов. Из них: полное раскрытие темы, логичность изложения – мах 10 балла, использование примеров, аргументация – мах 5 балла, оформление реферата в соответствии с требованиями - мах 5 балла. Для того чтобы реферат считался сданным, необходимо набрать за него 10 баллов и выше.
ТЕСТЫ СЭПГ 1 вариант 1) №2: Президент РФ является А. главой государства В. главой государства и исполнительной власти С. высшим должностным лицом государства
10:.Правительство РФ является... А. органом общей компетенции. В. органом отраслевой компетенции. С. органом межотраслевой компетенции. 13.: Премьер -министра РФ... А. назначает Президент РФ В. избирает Государственная Дума С. назначает Президент РФ с согласия Государственной Думы
16: Федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в определенной сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. А. Министерство В. Федеральная служба С. Федеральное агентство
25. Вставить слово: Оценка …. политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей. 27. Государственные финансы включают: а государственный бюджет б средства внебюджетных социальных фондов в. средства коммерческих банков, пакеты акций которых принадлежат государству г. резервные фонды страховых кампаний
29. Основные цели государственного регулирования экономики: : обеспечение эффективного регулирования экономики : подержание социальной стабильности : расширение общественного сектора экономики : все ответы правильные
31: Государство, проводящее политику обеспечения благосостояния и развития всех своих граждан, называется …
32: Назовите социальные внебюджетные фонды: 1. пенсионный фонд 2. дорожный фонд 3. фонд социального страхования 4. все ответы правильные 38. Что из перечисленного относится к косвенным методам государственного регулирования экономики (несколько вариантов): А) таможенное регулирование экспорта и импорта; Б) валютные курсы и условия обмена валют; В) государственные заказы и контракты; Г) сертификация и лицензирование; Д) налогообложение и система налоговых льгот ТЕСТЫ СЭПГ 2 вариант 31: Государство, проводящее политику обеспечения благосостояния и развития всех своих граждан, называется …
32: Назовите социальные внебюджетные фонды: 1. пенсионный фонд 2. дорожный фонд 3. фонд социального страхования 4. все ответы правильные 40. К какому сценарию Прогноза долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года относятся следующие параметры: «Усиление инвестиционной направленности роста экономики; создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентного сектора высокотехнологичных производств; рост госрасходов и эффективности экономики; превышение темпов роста российской экономики по сравнению с темпами роста мировой экономики; сокращение разрыва с развитыми странами по благосостоянию; рост доли среднего класса до 48%; Россия – лидер научно-технического развития»: А) Инновационный сценарий; Б) форсированный сценарий; В) консервативный сценарий.
27. Государственные финансы включают: а государственный бюджет б средства внебюджетных социальных фондов в. средства коммерческих банков, пакеты акций которых принадлежат государству г. резервные фонды страховых кампаний
4: Президент РФ в настоящее время избирается на… a.: на 5 лет b.: на 4 года c.: на 6 лет 20 Вставить слово: Федеральный и региональный уровни власти образуют в системном функционировании ….. власть. 23: Определить три уровня государственной политики: А)местная; Б)общегосударственная; В)перераспределительная; Г)стратегическая; Д)региональная.
12: Вставить слова: Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий, в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, называется...#: 39. Какой орган власти является разработчиком Прогноза долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года: А) Государственная Дума Российской Федерации; Б) Администрация Президента Российской Федерации; В) Министерство финансов Российской Федерации; Г) Министерство экономического развития Российской Федерации.
37. Управление развитием социальной сферы региона – это …: А) система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека Б) деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, направленная на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу В) стратегия и идеология развития социальной сферы
ТЕСТЫ СЭПГ 3 вариант
13.: Премьер -министра РФ... А. назначает Президент РФ В. избирает Государственная Дума С. назначает Президент РФ с согласия Государственной Думы 2: Президент РФ является А. главой государства В. главой государства и исполнительной власти С. высшим должностным лицом государства 16: Федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в определенной сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. А. Министерство В. Федеральная служба С. Федеральное агентство 27. Государственные финансы включают: а государственный бюджет б средства внебюджетных социальных фондов в. средства коммерческих банков, пакеты акций которых принадлежат государству г. резервные фонды страховых кампаний 29. Основные цели государственного регулирования экономики: : обеспечение эффективного регулирования экономики : подержание социальной стабильности : расширение общественного сектора экономики : все ответы правильные
32: Назовите социальные внебюджетные фонды: 1. пенсионный фонд 2. дорожный фонд 3. фонд социального страхования 4. все ответы правильные 37. Управление развитием социальной сферы региона – это …: А) система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека Б) деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, направленная на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу В) стратегия и идеология развития социальной сферы 36. Чем в настоящее время характеризуется демографическая ситуация в России? А) старением населения; Б) отсутствием существенных изменений; В) повышением продолжительности жизни; Г) притоком населения из стран СНГ; Д) активной эмиграцией из России. 22: Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа: установить соответствие
38. Что из перечисленного относится к косвенным методам государственного регулирования экономики (несколько вариантов): А) таможенное регулирование экспорта и импорта; Б) валютные курсы и условия обмена валют; В) государственные заказы и контракты; Г) сертификация и лицензирование; Д) налогообложение и система налоговых льгот Критерии оценки: Максимальное количество баллов за тестирование 10. Цель тестирования - выработать знание фактического материала, умение правильно использовать специальные термины, узнавать объекты изучения в рамках определенного раздела дисциплины. Кейсы (задания) Задание 2.
Концептуально уровень доходов и качество жизни россиян к 2030 г. достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Обобщающий показатель уровня жизни – валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности увеличится с 13,9 тыс. долл. в 2007 г. до более чем 30 тыс. долл. в 2030 г. Охват высшим и средним профессиональным образованием россиян составит 60 – 70 % (2007 г. – около 50%), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2030 г. около 30 кв. м на человека (около 100 кв. м на среднестатистическую семью). Доля людей, проживающих в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% в 2007 г. до 14% в 2030 г. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое. Вопросы и задания: 1. Насколько Вы лично удовлетворены динамикой социальноэкономического развития страны? 2. Каково влияние экономического кризиса социально-экономическую динамику региона. 3. Что Вам известно об экологическом состоянии региона проживания? Какова динамика изменения экологической ситуации в стране и регионе? 4. Какова средняя обеспеченность жильем в регионе? Соответствует ли она среднестатистическим по РФ значениям? Задание 3. С точки зрения социального благополучия и согласия в России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие людей к государственным и частным экономическим институтам. Снижается социальная поляризация. Это достигается за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев россиян и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса должна составить более половины россиян, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека. Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте социальную сферу региона? 2. Можно ли утверждать, что в России снижается социальная поляризация? 3. Насколько обеспечена в России социальная мобильность талантливых представителей всех слоев общества? 4. В какой мере общество удовлетворено политикой России в области интеграции иммигрантов с постоянными жителями?
Задание 4. Провести анализ долгосрочной государственной программы. Разработать долгосрочную государственную программу поддержки малого бизнеса региона области, основываясь на данных проведенного анализа.
Задание 5. Провести анализ функционирующих в регионе кредитных организаций по следующим критериям: - оценить динамику числа кредитных организаций и числа филиалов; - оценить динамику уставного капитала кредитных организаций; - оценить динамику числа кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. Используя данные проведенного анализа: - выявить тенденцию в динамике числа кредитных организаций по величине уставного капитала; - оценить динамику числа кредитных организаций по величине уставного капитала с точки зрения концентрации рынков. Используя данные, провести анализ в следующей последовательности: - сопоставить объем выданных кредитов физическим лицам на покупку жилья (млн. руб.) с объемом выданных кредитов индивидуальным предпринимателям (млн.руб.) по региону и России в целом; выявить территории, в которых объем выданных кредитов физическим лицам на покупку жилья (млн. руб.) значительно меньше объем выданных кредитов индивидуальным предпринимателям (млн.руб.) по России в целом; На основе проведенного анализа сформулировать механизмы возможного государственного урегулирования выявленных в процессе анализа проблем и разработать проект программы, нацеленной на государственное регулирование процессов кредитования малого бизнеса.
Задание 6. С целью агрегации результатов детальных обоснований и мониторинга, сравнительных качественных преимуществ или недостатков регионов используется SWOT-анализ. Все результаты вносятся в таблицу для анализа. Провести анализ сильных и слабых сторон, а также стратегических альтернатив социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа.
Задание 7. Необходимо определить конкурентный профиль территории Республики Татарстан по следующим показателям: Рыночная конъюнктура. Социальное развитие. Институциональные рынки. Транспортно-географическое положение. Трудовые ресурсы. Научно-технический потенциал. Финансово-экономические факторы. Вопросы и задания: 1. Все данные берутся из справочно-аналитических и статистических материалов субъекта Федерации. 2. При оценке рыночной конъюнктуры необходимо использовать: текущее состояние экономики, деловой климат, перспективы роста территории. 3. Институциональные рынки оцениваются по показателю: наличие инфраструктуры для развития бизнеса. 4. При оценке финансово-экономических факторов необходимо описать условия для инвестиций. Задание 8. Проведите анализ основных функций управления комплексного экономического развития региона: - подготавливает совместно с исполнительными органами государственной власти региона, входящими в состав Комплекса экономического развития региона (далее - Комплекс), другими структурными подразделениями аппарата Правительства региона и представляют руководителю Комплекса аналитические, справочные и другие материалы по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Правительства, заседаниях консультативных и совещательных органов, возглавляемых руководителем Комплекса, а также материалы для других мероприятий с участием руководителя Комплекса; - организует проведение совещаний у руководителя Комплекса, а также оформляет принятые на этих совещаниях решения и контролирует их исполнение; - организует совместно с другими структурными подразделениями аппарата Правительства региона проведение и протокольное обеспечение других мероприятий, осуществляемых руководителем Комплекса; - осуществляет подготовку и представление руководителю Комплекса проектов законов региона, указов и распоряжений руководителя региона, постановлений и распоряжений Правительства региона, распоряжений руководителя аппарата Правительства региона, приказов и распоряжений руководителя Комплекса по вопросам, находящимся в ведении Комплекса; - рассматривает представляемые руководителю Комплекса проекты законов, указов и распоряжений руководителя региона, распоряжений руководителя аппарата Правительства региона, постановлений и распоряжений Правительства региона и готовит по ним заключения, обеспечивает согласование указанных проектов руководителями исполнительных органов государственной власти региона, входящих в состав Комплекса; - анализирует корреспонденцию, поступающую на имя руководителя Комплекса, докладывает ему соответствующие материалы, подготавливает проекты поручений и писем руководителя Комплекса, направляет корреспонденцию в установленном порядке для рассмотрения в исполнительные органы государственной власти региона, входящие в состав Комплекса; - подготавливает для руководителя Комплекса материалы к его докладам и выступлениям, а также с участием исполнительных органов государственной власти региона, входящих в состав Комплекса, других структурных подразделений аппарата Правительства региона необходимые аналитические и справочные материалы; - обеспечивает оперативное взаимодействие руководителя Комплекса с руководителями исполнительных органов государственной власти региона, входящими в состав Комплекса, руководителями федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований региона, других органов и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции руководителя Комплекса; - участвует в рассмотрении обращений граждан, адресованных руководителю Комплекса, подготовке предложений по решению поставленных в них вопросов; - обеспечивает взаимодействие руководителя Комплекса с представителями средств массовой информации, общественных объединений; - выполняет поручения руководителя аппарата Правительства региона и руководителя Комплекса по вопросам, входящим в компетенцию Управления. Вопросы и задания: 1. Какие функции на Ваш взгляд являются дублирующими? 2. Какие новые функции будут наиболее полно отражать приоритетные направления для социально-экономического развития для региона?
Задание 9. Как правило, цели государственных инвестиций соответствуют целям социально-экономического развития регионов. При этом не только оптимальная норма накопления может обеспечить долгосрочное и стабильное развитие экономики. Сами вложения и управление процессами инвестирования осуществляются непосредственно в регионах. Вопрос: От каких факторов зависит успешная государственная инвестиционная политика в регионе?
Задание 10: Система показателей оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования. Изложите в таблице систему показателей социально-экономического развития муниципального образования (на примере) (таблица 1). Таблица 1
Задание 11. Анализ тенденций развития муниципального образования. На примере модели (либо на примере реально существующего) муниципального образования произвести анализ тенденций развития муниципального образования. Выберите любую из проблем и проанализируйте ее, ответив на 4 вопроса: 1) в чем проблема? 2) как можно решить ее в принципе? 3) что мешает решить проблему? 4) что можно сделать с ее решением сейчас? Результаты анализа разместите в таблице. Таблица.
Критерии оценки: Максимальное количество баллов за кейс-задание 10 балла. Учитываются полнота ответов, аргументированность, соответствие теоретическим основам дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|