Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использованные источники и основная литература




ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Источники неопубликованные

 

Архив Санкт-Петербургского филиала Института истории России Российской Академии наук. Фонд Ф. В. Каржавина.

Российский Государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ)

Ф. 212.

Ф. 233.

Ф. 223.

 

 

Источники опубликованные

 

Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М. —Л., 1936 Д'Асколи. Описание Черного моря и Татарии префектом Каффы, Татарии и проч. Эмиддио Дортелли д'Асколи/ Записки Имп. Одесского общества истории и древностей. Т. XXIV. Одесса, 1902.

Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М., 1936.

де Боплан Г. Л. Описание Украины//Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Вып. 2. Киев, 1896.

Жизнь Бенвенутто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М., 1987.

Источники для истории/ Источники для истории запорожских казаков. В 2 т. Владимир, 1903.

Записки солдата Берналя Диаса. Т. 1 — 2. Л., 1923 — 1925.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина Сб. док. в 4 т. М., 1954 — 1977.

де Марсильли. Военное состояние Оттоманской империи. Т. 1 — 2. СПб., 1737.

Материалы для истории Русского флота. Т 1 — IV. СПб., 1864 — 1868.

Лев Африканский. Африка — третья часть света: Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть. Л., 1983.

Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1647 — 1699. М., 1992.

Письма и бумаги Петра Великого. Т 1 — 12. СПб., Л. — М., 1887 — 1977

Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Документы. Под ред. И. П. Магидовича. М., 1956.

Стрейс Я. Я. Три путешествия. М., 1935.

Россия и Испания. Документы и материалы. 1667 — 1917. Т. 1. 1667 — 1799. М., 1991.

Русские акты Копенгагенского государственного архива. Извлечены Ю. Н. Шербачевым // Русская историческая библиотека. Т. XVI. СПб., 1897.

Русский дипломат во Франции. Записки Андрея Матвеева. Л., 1972.

Рэли У. Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи. М., 1963.

Сервантес С. М. де. Собрание сочинений. В 5 т. М., 1961.

Фабрициус Л. Записки // Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л., 1968.

Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащий к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Т. IX. СПб., 1788.

Эвлия Челеби. Книга путешествия. Вып. 1, 2. М. 1961 — 1963.

Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М., 1968.

Brahimi D. Opinions et regards des europeens sur le Maghreb aux XVIIeme et XVIII-eme siecles. Alger, 1978.

Dampier W. A new voyage round the world. N. Y, 1968.

Doublet, le corsaire du Roi-Joseif. Presente par Iron Le Cozannet et Gerard Ducable. P., 1990.

English privateering voyages to the West Indies. 1588 — 1595. Cambridge, 1956.

Jameson J. F. Privateering and Piracy in the Colonial Period: illustrative documents. N. Y, 1923.

Johnson. Ch. A general history of the Nsyrater (repr. ). Kensington, 1925.

Labat J. В Nouveau voyage aux isles de 1'Amerique. T. 2. La Haye, 1724.

Les Francaise en Amerique pendant la premier moitie du XVI-e siecle. (Introd. par Ch. A. Julien). P., 1946.

Malo H. Les corsaire. Memoires et documents inedits. P., 1908.

 

Литература

 

Андре-Жюльен Ш. История Северной Африки. В 2 т. М., 1961.

Архенгольц Ф. История морских разбойников Средиземного моря и Океана. М., 1991.

Блон Ж. 1) Великий час океанов: Средиземное море. М, 1982. 2) Великий час океанов: Индийский океан. М., 1983. 3) Флибустьерское море. М., 1985.

Боголюбов Н. П. История корабля. В 2 т. М., 1879 — 1880.

Бокшанин А. А. Китай и страны Южных морей в XIV — XVI вв. М., 1968.

Бейкер Д. История географических открытий и исследований. М., 1950.

Берзин Э. О. 1) Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках. М., 1982;. 2) Юго-Восточная Азия и экспансия Запада в XVII — начале XVIII века. М., 1987.

Ванецкий С. И. Загадки острова Кокос. М., 1990.

Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. Ч. I. СПб., 1875.

Витвер. И. А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира М., 1963.

Горнунг М. Б., Липен Ю. Г., Олейников И. Н. История открытия и исследования Африки. М., 1973.

Гребельский П. X. Пираты. СПб., 1992.

Губарев В К. 1) Бертран д’Ожерон и колониальная политика Франции в Вест-Индии (60 — 70-е годы XVII в. )// «Французский ежегодник 1983. М., 1985; 2) Буканьеры (охотники на о-вах Вест-Индии в XVII в. )/ Новая и новейшая история. 1985. № 1; 3) Восстание на Гаити в 1670 — 1671 гг. // Вопросы истории 1984 № 3

Дэвидсон А. Б., Макрушин В. А. Зов дальних морей. М 1979

Заозерский А. И. Экспедиция на Мадагаскар при Петре Великом/ Россия и Запад. 41. Пг., 1923.

Зарин В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV — XIX вв М 1991

Зейдель И. Снаряжение первой дальней экспедиции в царствование Петра Великого в 1723 году// Морской сборник. Сентябрь 1867. № 9.

Иванов М. А. Османское завоевание арабских стран. 1516 — 1574 М 1984

Ингрэм Д. К. История рабства. СПб., 1896.

Карпов С. П. Путями средневековых мореходов М., 1994.

Керов В. Д. 1) Французская колонизация островов Индийского океана XVII — XVIII вв. М., 1990; 2) Этьенн де Флакур — «правитель» Мадагаскара// Вопросы истории; 1988. № 7. Кривцов Н. Таинственный пират и его собратья. // Вокруг света. 1995. № 3.

Дангенбек В. История мировой торговли. М., Д. 1927.

Данитцки Г. Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города. М., 1982.

Магидович И. П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М., 1965.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. М., 1982 — 1986. Малаховский К. В. 1) Кругосветный бег «Золотой лани». М., 1980; 2) Трижды вокруг света. М., 1982; 3) Пять капитанов. М., 1986.

Маховский Я. История морского пиратства. М., 1972.

Можейко И. В. 1) С крестом и мушкетом. М., 1966; 2) Он же. Пираты, корсары, рейдеры. М., 1991.

Нойкирхен X. Пираты. Морской разбой на всех морях. М, 1980.

Олтаржевский В. П., Бейдина Т. Е., Воронкова Г. В. Английская Ост-индская компания в XVII в. Иркутск., 1988.

Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М., 1982.

Санин. Г. А. Отношения Росии и Украины с Крымским ханством в середине XVIII века. М., 1987.

Свет Я. М. 1) Пираты Антильских морей. / Новая и новейшая история. 1966. № 2; 2) В страну офир. М., 1967.

Скрягин Д. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М., 1981. По следам морских катастроф. М., 1965.

Слезкин П. Ю. 1) Земля Святого Креста: Открытие и завоевание Бразилии. М., 1970.

Снисаренко А. Б. Рыцари удачи. СПб., 1991.

Субботин В. А. Васко да Гамо// Вопросы истории. 1995. № 9.

Тарасов К. С. Остров Пинос. М., 1975.

Тарле Е. В. Русский флот и внешняя политика Петра I. M., 1949.

Три века колониальной Америки/ Под ред. Б. Н Комиссарова. СПб., 1992.

Трутовский В. К. Флибустьеры XVIII века// Русский вестник. Т. 221. Август 1892.

Туманович Н. Н. Европейские державы в Персидском заливе в 16 — 19 вв. М., 1982.

Тушин Ю. П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях (XVII век). М., 1978.

Форстен Г. В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях. В 2-х томах. СПб., 1894.

Хазанов А. М. Экспансия Португалии в Африке и борьба африканских народов за независимость в XVI — XVIII в. М., 1976. Ханке X. На семи морях. Моряк, смерть и дьявол. М., 1989.

Холл Л. Дж. История Юго-Восточной Азии, М., 1958

Черняк Е. Б. 1) Секретная дипломатия Великобритании. Из истории тайной войны. М., 1975; 2) Пять столетий тайной власти. М., 1977; 3) Судьи и заговорщики. Из истории политических процессов на Западе. М., 1984.

Шабо-Арно К. История военных флотов. СПб., 1896.

Шершов А. П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. М. -Л. 1940.

Штениель А. История войны на море. Пг., 1917. Т. I — IV.

Шумовский Т. А. 1) По следам Синдбада-морехода. Океанская Аравия. М., 1986; 2) Арабы и море. М., 1986.

Эварницкий Л. И. История запорожских казаков. В 3 т. Т. II. СПб., 1892; Т. I. СПб., 1895; т. III. СПб., 1897.

Abun-Nasr J. A history of the Maghrib. Cambridge, 1971.

Adamson J. H., Folland H. F. The Shepherd of the Ocean. Boston, 1969.

Andrews K. R. The Colonial period of America history. T. I — IV. Oxford, 1934 — 1938.

Andrews K. The Spanish Caribbear. Trade and plunder. 1530 — 1630. N, J., 1978.

Apte B. K. A history of the Maratha navy and merchantships. Bombay, 1972.

Barbour V. Privateers and pirates of the West Indies// The American Historical Review. April 1911. Vol. XVI. N 3.

Belhamissi M. Histoire de la marine algerienne (1516 — 1830). Alger, 1983.

Braudel F. Le Mediterrane'e et la mande mediterranean a L'epoque de Philippe II. P. 1949.

Burney J. A chronological history of the voyages and discoveries in the South Sea or Pacific Ocean. Vol. IV. London, 1816.

Burns A. History of the British West Indies. L., 1954.

Cameron R. Viceroyalties of the West. The Spanish Empire in Latin America,

Chaunu P. Conquete et exploitation des Nouveaux Mondes. (XVIe siecle). P., 1969.

Chevallier C. Les Trente premiers anees de L'Etat d'Alger (1510 — 1541). Alger, 1988.

Clowes W. L. The Royal Navy. A history from the earliest times to the present. 5 vol. L, 1897.

Corbett J. S. 1) Englishmen in Mediteranean. L., 1892; 2) Drake and the Tudor navy. 2 vol. N. J., 1899.

Grouse N. M. The French struggle for the West Indies. 1665 — 1713. N. J., 1943.

Currey E. H. Sea-wolves of the Mediterranean. The grand period of the moslem corsaires. L., 1910.

De Joinville. Histoire generale de la marine. 4 vol. P., 1887.

Deshamps H. Histoire de Madagascar. P., 1961.

Elliot J. H. Spain and its world, 1500 — 1700. L., 1989.

Ellul J. 1565. The great siege of Malta. Malta, 1992.

Farrere C. Histoire de la marine francaise. P., 1956.

Func-Brentano F. L'je de la Tortue. P., 1902.

Gosse Ph. The History of piracy. N. Y, 1932.

Guida T. Dorgouth Raris, le magnifique seigneur de la mer. Tunis, 1974.

Hanotaux G., Martineau A. Histoire des colonies francaise et de L'expansion de la France dans le monde. T. 1 — VI. P., 1933.

Haring C. H. The Spanish Empire in America. N. Y., 1947.

Hughson S. C. The Carolina pirates and colonial commerce 1670 — 1740 Balhmore, 1894.

Jansen M. B. China in the Tokugawa world. L., 1992.

Julien Ch. A. Les voyages de decouverte et les premiers etablissements (XV-e — XVI e siecles). P., 1948.

Jurien de la Graviere. Doria et Barberousse. P., 1886.

Kaltenbergh L. Czarne zagle czterdziestu morz. Warszawa, 1979

Lacey R. Sir Walter Ralegh. L., 1975.

La Roncier Ch. Histoire de la Marine francaise. T. 1 — IV (T. III Les querres d'Italie. Liberte des mere. P., 1906; T. IV. En quete d'une empire colonial. Richelieu. P. 1910).

Laroui A. The history of the Maghrib. Princeton, 1977.

La Varende Jean Bart. Pour de vrai. P., 1957.

Lewis M. The Spanish Armada. L., 1960.

Lives, exloits, and cruelties of the most celebrated pirates and sea robbers. Halifax,

1861.

Mac-Farlane Ch. The lives and exploits of banditti and robbers. 2 vol. L., 1833.

Mollat. M. Le commerce maritime normand a la fin du Moyen age. P., 1952.

Monlau J. Les Etats barbaresques. P., 1964.

Morison S. E. The European discovery of America. The southern voyages, 1492 — 1616. N. Y, 1974.

Mota F. Piratas en el Caribe. Habana, 1973.

Norman C. B. The corsaires of France. L., 1887.

Parry J. H. The age af Reconnaissance. N. Y., 1963.

Pluchon P. Histoire de la colonization francaise. T. I. P., 1991.

Pringle P. Jolly Roger. N. Y, 1958.

Pyle H. Buccaneers and marooners of the Spanish Main. N. Y., 1899.

Rectoran P. Corsaires basques et bayonnais du XV-e au XIX-е siecle. Pirates, flibustieres, boucaniers. Bayonne, 1946.

Rediker M. Between the devil and the deep blue sea. Cambrige, 1987.

Ritchie R. C. Captain Kidd and the war against the pirates. N. Y., 1985

Rowse A. L. 1) The England of Elizabeth. L., 1953; 2) The expansion of Elizabethan England. L.. 1971.

Saintoyant J. La colonisation europeenne. Du XV-e au XIX-е siecle. T. I. La formation des empires (XV-e — XVII-es. ). P., 1947.

Sheldon Ch. The rise of the merchant class in Tokugawa Japan, 1600 — 1868. N. Y, 1958.

Shipman J. C. Dampier W. Seaman — scientist. Lawrence, 1962.

Spate O. H. K. 1) The Spanish lake. Canberra, 1979; 2) Monopolists and Freebowters. Canberra. 1985.

Thornbury G. W. The monarch of the Main or adventures of the buccaneers. V. 1 — 3. L., 1855.

Villiers A. Monsoon seas. The Story of the Indian Ocean. N. Y. 1952.

Villiers P. Marine Royale, corsaires et trafic dans Г Atlantique Louis XIV a Louis XVI. Vol. 1—2. Dunkerque, 1991.

Wallace W. M. Sir Walter Raleigh. Princeton, 1959.

Wallerstein I. The Modern World Sustem. Mercantilism and the consolidation of the European World-Economy, 1600 — 1750. N. Y, 1980.

Williamson J. A. The age of Drake. L, 1938.

Zavala S. The colonial period in the history of the New World. Mexico, 1962

 


[1] Совр. Измир, турецкий порт в Эгейском море.

[2] Порт на юге Ливана, древний финикийский город, известный с IV тыс. до н. э.; до XVI в. назывался Сидон.

[3] Совр. Искендерун, порт на юге Турции.

[4] Блудница из Апокалипсиса — одно из пророческих видений в Новом завете (Откр. Иоанна Богослова, гл. 17, 18), символизирующее идолопоклонничество и земные богатства.

[5] Еще в «просвещенном» XVIII в. опасность сожжения преследовала отступников. 27 июня 1752 года английский корвет пришел в Алжир из испанского порта Кадис и принес известие, что на одном алжирском корабле захвачено шесть ренегатов. Четверо из них были возвращены в истинную веру, но двое других — англичанин и уроженец острова Мальорка — по приговору инквизиции погибли в пламени костра.

[6] Характерной была ситуация, сложившаяся в так называемом Дальнем Магрибе (включающем территории Марокко), расположенном на границах Средиземноморья и Атлантики, на перекрестках морских путей, связывающих Старый и Новый Свет. Местное пиратство, очаги которого рассыпались по всему побережью, получило новый импульс к развитию с приходом сюда с начала XVI века морисков — мусульман Пиренейского полуострова, насильственно обращаемых в христианство. Последовавшая в 1609 — 1614 годах серия указов испанского короля Филиппа III об их изгнании вызвала новую волну эмиграции, и сотни мусульман, осев на марокканских берегах, пополнили экипажи местных разбойников. Более того, в портах Рабат и Сале сложились вполне независимые республики, промышлявшие морским разбоем.

[7] Афонсу VI (1643 — 1683), король Португалии (1656 — 1668), брат Катерины Браганской, супруги английского короля Карла II.

[8] Война с Испанией началась в 1640 г. в результате отпадения Португалии от Испанского королевства, в составе которого она находилась с 1581 г. После нескольких неудачных попыток восстановления прежнего положения, Испания была вынуждена признать независимость Португальского королевства (1668 г. ).

[9] Ввиду несовершеннолетия Афонсу VI государством управляла королева-мать, донна Луиза. В июне 1662 г. в результате государственного переворота к власти в стране пришел Афонсу VI.

[10] Нам неизвестны причины, в силу которых каперская грамота была потеряна. Версии могут быть приняты самые разнообразные — от несчастного случая, в результате которого грамота могла, например, сгореть, до осуществления де Билсом выгодной сделки — продажи ее какому-нибудь авантюристу. Нам представляется, что жизнь слишком разнообразна в своих проявлениях, чтобы при таком ограниченном количестве фактов принимать ту или иную точку зрения. Впрочем, при анализе этой ситуации читатель вполне может полагаться на свой жизненный опыт.

[11] Например, в 1665 г. губернатор предоставил грамоту пирату Эдуарду Мансфельду с позволением действовать против голландского Кюросао. У того же имелась и португальская грамота против испанцев, и он направился в поход на Кубу.

[12] Судно французского пирата Тристьяна было захвачено в 1683 г. Куком на рейде Пти-Гоав, когда Тристьян и его французский экипаж высадились на берег.

[13] Герцог Йоркский (1633 — 1701) — брат английского короля Карла II, английский король под именем Якова II (1685 — 1688).

[14] В 1224 г., например, Венеция, терпящая огромные убытки от пиратства, снарядила специальную флотилию в Адриатическом море под командованием капитана Гольфа. В задачи этого отряда входило конвоировать торговые суда, нападать на пиратские суда и производить проверку кораблей, подозреваемых в пиратстве.

[15] Арматор (фр. «armateur», от лат. «armator» — «вооружающий», «снаряжающий») — судовладелец, снаряжающий судно в рейс, вооружающий его, нанимающий команду и капитана.

[16] Заметим, что европейским пиратам в этот период особо не повезло. Тот же курс борьбы против морского разбоя проводил король Франции Генрих IV и голландское правительство, которое ввело в 1605 г. строгую регистрацию каперских грамот, а в 1606 г. приняло решение выдавать их после уплаты 20 тыс. флоринов и отдало приказ своим каперам возвратиться в родные гавани.

[17] Оставшиеся корабли рассеялись на следующий же день.

[18] Не обходилось без исключений. Примером могут служить действия двух голландских приватиров в Карибском море во время Войны за испанское наследство. Один из них, Рейнер ван Тонгерлоо, с полученной от правителя английской Ямайки грамотой благополучно захватил в водах Каракаса не менее восьми судов своих соотечественников, заподозренных им в торговле с врагом. Другой капер, Адриан Клавар, с грамотой, выданной губернатором голландского Кюросао, также пошел против своих: захватил и затопил в гавани Портобело голландский барк, а взятый груз доставил на Ямайку.

[19] Страны южных морей (за исключением Филиппинских островов) и Острова пряностей помещены здесь, в соответствии с разделом сфер влияния по Сарагосскому договору 1529 г., как сфера влияния Португалии.

[20] В 1717 — 1718 гг. Торговая палата была переведена в Кадис.

[21] Плавание Сан-Лукар — Веракрус с 1550 по 1650 г. совершили 40 конвоев, примерно 2 тыс. судов, в среднем оно занимало 91 день. Самые короткие плавания потребовали 70 — 73 дня (1652 г. — 72; 1576 г. — 70; 1586 г. — 73; 1615 г. — 73); самые длительные заняли от 132 до 179 дней. В ходе плаваний были установлены следующие «рекорды»: самые быстрые плавания (Сан-Лукар — Портобело) — 43 дня (апрель — май 1615г. ); (Кадис — Портобело) — 39 дней (февраль — апрель 1609 г. ). Самые продолжительные плавания (Кадис — Номбре де Диос) —120 дней (октябрь 1586 — февраль 1587 г. ); (Сан-Лукар — Портобело) — 175 дней (февраль — август 1633 г. ). В среднем путь из Сан-Лукара до Панамского перешейка занимал 92 дня; из Кадиса до перешейка — 75 дней.

[22] На всем пути движение флотов контролировали и защищали морские флотилии: в Атлантическом океане — Armada del Mar Oceano; в Карибском море — Armada de Barlovento, а непосредственное прикрытие обеспечивала Armada de la Quardia de las Indias. После рейдов Ф. Дрейка и Т. Ковендиша в Тихом океане, для охраны трасс в Южном море испанцы организовали Флотилию Южного моря (Armada de la Mar del Sur), опиравшуюся на Кальяо, Акапулько, Панаму и Вальдивию.

[23] Капудан-паша (тур. интерпретация итал. «capitano» — «капитан») — главнокомандующий всеми военно-морскими силами Османской империи.

[24] Бразильское дерево, или фернамбуковое дерево (семейство бобовых), — дает ценную древесину красного цвета и краску.

[25] Покхаут, или французское дерево — разновидность Lignum Sanctum L., — кустарник, из сока которого изготавливали лекарство от венерических болезней.

[26] Китайский корень — у Эксквемелина Radix China, — растение, принимаемое в Вест-Индии за женьшень.

[27] Род растений семейства молочайных — кустарники, травы или небольшие деревья.

[28] Сладкий картофель, многолетнее травянистое растение семейства вьюнковых.

[29] Вьюшиеся травы со съедобными клубневидными корнями, семейства диоскорейных.

[30] По-видимому, плоды папайи, плодового тропического дерева,

[31] Растение с плодами грушевидной формы, мягкость и аромат которых напоминают сливки.

[32] Маммей американский или абрикос из Сан-Доминго.

[33] Плоды красного дерева.

[34] Кольбер, Жан Батист, маркиз де Сеньелэ (1651 — 1690) — сын «Великого» Кольбера, статс-секретарь по морским делам, фактический руководитель военно-морскими силами Франции.

[35] Деволюционная война (1667 — 1668) — война Франции против Испании, основанная на «деволюционном праве» — праве детей на общее имущество родителей после смерти одного из них, — ставшем предлогом для Франции требовать Испанские Нидерланды (король Людовик XIV был женат на испанской инфанте Марии Терезе).

[36] Автор имеет в виду 1640 г., когда Португалия отделилась от Испании.

[37] В литературе можно встретить разные написания — Олоне, Олонуа, Лоллонуа, Лолоне.

[38] Общий ущерб, нанесенный испанцам, оценивается суммой в 1 млн экю.

[39] Этьенн де Флакур (1607 — 1660) — правитель Мадагаскара (1648 — 1654, 1660). Погиб в морском сражении с корсарами у Лиссабона по дороге из Франции в Форт-Дофин.

[40] Прони — основатель Форт-Дофина.

[41] Ануси — область на юго-восточной оконечности Мадагаскара.

[42] Впоследствии (в 1750 г. ) Сен-Мари стал владением Франции. Это произошло при весьма примечательных обстоятельствах, о которых рассказывает легенда, по сей день живущая на острове. Дочь местного короля, Бетти, внучка английского пирата Томаса Уайта, полюбила некоего француза Форваля и, выйдя за него замуж, передала остров Франции, а сама перебралась на остров Бурбон (Маврикий).

[43] После того как в 1695 г. пират Г. Э. Авери захватил один из кораблей Моккского флота, султан Великих Моголов Аурангзеб потребовал от европейских держав (Голландии, Англии, Франции) ежегодного предоставления судов для конвоя.

[44] У Бомбея Кидд взял малабарское торговое судно под английским флагом.

[45] Информация о «подвигах» Кидда докатилась до Лондона лишь к лету следующего, 1698 г.

[46] Впрочем, к этому моменту присутствие пиратов на Мадагаскаре было чисто условным. По расчетам французского исследователя Ю. Дешана, к 1724 г. их вряд ли было более двухсот человек. Мадагаскарское гнездо разбоя развалилось.

[47] Осторожный и подозрительный император обезопасился и от неожиданностей со стороны Вильстера. В специальном указе от 5 декабря, посланном русским офицерам — командиру «Амстердам-Галей» капитану Данило Мясному и офицеру «Декронделивде», капитан-лейтенанту Михаилу Киселеву (заметьте, ему, а не командиру «Декронделивде» иностранцу Джеймсу Лоренсу), — прилагалась копия с инструкций, данных вице-адмиралу. Офицеры должны были распечатать пакет с инструкциями после прохода Зунда: «…прочтите токмо вы двое, а виие-адмиралу Билетеру и другим офицерам… отнюдь не объявлять, но содержать в таком крепком секрете, чтоб кроме Вас никто про оную не знал», и потом «... требовать у помянутого вице-адмирала аригиналной его инструкции и что повелено исполнять…»

[48] В Петербурге вряд ли имели представление о демократическом устройстве и принципах организации пиратской братии. Поэтому инструкции и грамоты были написаны в адрес некоего «короля Мадагаскарского». Можно предположить, что по прибытии на остров русскую делегацию ожидало бы немало сюрпризов, не предусмотренных политиками.

[49] Серия т. н. Итальянских войн Франции и Испании, начавшихся в 1494 г. походом короля Карла VIII на Неаполь и продолжавшихся с перерывами до заключения мира в Като-Камбрези (1559).

[50] Через несколько лет во Франции начался процесс о злоупотреблениях, допущенных адмиралом Шабо де Брионом. По вердикту (08. 02. 1541), адмирал бы смешен с должности с конфискацией имущества и запрещением занимать государственные должности, был посажен в Венсеннский замок и умер в 1543 г.

[51] Предание говорит, что было взято в плен 3 тыс. испанцев. Когда Хайраддину предложили большой выкуп за знатных пленников, он не принял его и приказал всех казнить.

[52] Бейлербей (дословно: бей над беями) — официальный титул правителя крупной провинции Османской империи, командующий ее войсками.

[53] В ночном сражении едва не погиб Эрнандо Кортес, покоритель Мексики. Он потерял свой корабль и три огромных изумруда, стоивших, по его словам, целого королевства. Он настаивал, чтобы император предоставил ему возможность продолжить штурм Алжира и взялся захватить его, но Карл V отклонил просьбу.

[54] Это, впрочем, не помешало ему вновь стать бейлербеем (1562), а затем и капудан-пашой.

[55] Средиземное море. Турки называли его Акдениз (досл. — Белое море).

[56] Бей предложил Мэйнуэрингу равное участие в доходах от грабежа, но потребовал принятия им мусульманства; испанский король — прощение за пиратскую деятельность, 200 тыс. золотых дукатов и пост командующего эскадрой.

[57] Капитуляция — от лат. capitulo — договариваюсь, разделяю на главы; capitulum — глава, статья, раздел.

[58] Любопытно, что после ее начала Карл V вызвал Франциска I на личный поединок. Это был уже второй вызов на дуэль со стороны императора. Первый последовал, когда Франциск I, освободившись из испанского плена, отказался от выполнения условий Мадридского договора (1526 г. ) и, по мнению Карла V, нарушил данное им слово. Оба вызова остались без ответа.

[59] «Юдифь» стояла последней в ряду английских кораблей, и испанцы не успели атаковать ее.

[60] Современники шутили, отмечая, что Дрейк «подпалил бороду Его католического величества».

[61] Существует множество вариантов написания его фамилии. По-английски она ранее писалась — Ralegh, в современной транскрипции Raleigh, но произносилась и пишется по-русски и Рэли, и Рели, и Райлей, и Роли, и Ралей, и т. д.

[62] Через несколько лет, в 1583 г., Джилберт организовал экспедицию к Ньюфаундленду и на обратном пути утонул вместе со своим фрегатом «Сквирл».

[63] Это письмо пишет

[64] даже

[65] генерал-губернатор

[66] рабов

[67] порта

[68] Дюге-Труен

[69] К этому времени относятся закончившиеся неудачей переговоры Кассара о поступлении на русскую военно-морскую службу.

[70] Западная провинция Голштинии; вошла в состав Датского королевства в 1559 г.

[71] Он располагал также каперской грамотой (6. 05. 1570) от владетеля Эзеля и Курляндии гериога Магнуса, брата короля Дании.

[72] Неизвестно, выполнял ли Роде обязательства перед Иваном Грозным.

[73] До царя письмо дошло в августе 1571 г., но, по-видимому, Иван IV не счел возможным содействовать освобождению своего капера.

[74] Псковское

[75] Барон фон Левендаль Вольдемар, датский министр, генерал.

[76] Рейс действительно получил чин капитана-командора, но в 1713 г., по делу о потере корабля «Выборг», был вместе с вице-адмиралом К. Крюйсом приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь.

[77] Бредаль Петр Христиан (Петр Петрович) станет впоследствии вице-адмиралом русского флота; он командовал Донской флотилией во время русско-турецкой войны (1735 — 1739) и Беломорской эскадрой в русско-шведскую войну (1741 — 1743).

[78] Шаутбенахт (от полл. Shout bij nacht — букв, «смотри ночью») — первоначальное название военно-морского чина IV класса, соответствующего чину контр-адмирала. По-видимому, происхождение названия связано с обязанностью шаутбенахта, младшего флагмана, контролировать движение эскадры в ночное время.

[79] В доме пастора И. Э. Глюка воспитывалась Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I.

[80] Впоследствии Вильбоа станет вице-адмиралом.

[81] Ранее, в 1717 — 1719 гг., в Средиземное море уже ходил русский корабль «Армонт».

[82] Заметим, однако, что российским морским офицерам пришлось в те голы сражаться против турецко-алжирских корсаров — в составе Венецианского флота, на службу в который были командированы гардемарины, среди которых Иван Неплюев (буд. шаутбенахт галерного флота, впоследствии сенатор), Иван Зиновьев ( буд. вице-адмирал), Артемий Толбухин (буд. контр-адмирал), Иван Кайсаров (буд. капитан-командор).

[83] Характерно происхождение некоторых пиратских вожаков начала XVIII в.: Джон Филлипс — из семьи плотника, был тиммерманом на корабле; Джон Эванс из Уэльса — шкипером купеческого судна; Дэвис из Милфорла — моряком, штурманом; Бартоломью Робертс из Уэльса — моряком; Дэвид Лоутер — подштурманом; Эдвард Ингленд вышел из семьи ирландских крестьян, служил юнгой на флоте, а затем дезертировал; Томас Куклин был матросом.

[84] Любопытно, что он, как и другой персонаж «Острова сокровищ» — злодей Израэль Хэндс, — был реальным историческим лицом. Последний, член экипажа Тича Черной Бороды, счастливо избежал виселицы после захвата пиратского судна «Месть королевы Анны» в 1718 г. Повредив накануне решающей схватки колено, он был отправлен на берег и не участвовал в последнем бою кровавого капитана. Он был приговорен к повешению, но затем амнистирован. Просидев в тюрьме некоторое время, Хэндс был выпушен на свободу, уехал в Англию и проживал в Лондоне, влача нищенское существование.

[85] Возможно, что под этим псевдонимом скрывался английский писатель Даниель Дефо.

[86] Демократическая система казачьего схода весьма напоминает изложенное. Вспомним круг: «Круг — это когда казаки по приказу атамана собираются в круг, а посреди круга втыкается головное знамя, около которою становится атаман со своими старшими офицерами, которым он сообщает свой замысел с тем, чтобы те довели его до сведения рядовых сотоварищей и выслушали их мнение об этом. Если рядовым сотоварищам по душе атамановы предложения, то все в один голос выкрикивают: „Любо, любо! “» (Д. Фабрициус. «Записки». )

[87] См. Бытие. Второзаконие. 25: 2, 3.

[88] Кухарь — повар.

[89] Колеснык — делающий ездовые колеса; возможна ассоциация с казнью колесованием.

[90] Броварнык — пивовар.

[91] Любой намек на свинью содержал страшное оскорбление для мусульманина.

[92] Сагайдак — лук с колчаном. Намек на то, что лук («турок») висит за спиной татарина (вассала Империи), ударяя его ниже спины и по ногам.

[93] Т. е. палач Каменец-Подольска — намек на разграбление и опустошение этого города турками.

[94] Намек на разорение Подолии.

[95] Блазень — малолетний неопытный глупец.

[96] В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т. д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

[97] АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

[98] В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

[99] В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

[100] В период 1716 — 1726 гг. было повешено около 500 англоязычных пиратов.

[101] В заглавии и тексте используются материалы, содержащиеся в неопубликованной рукописи Ф. В. Каржавина «Жизнеописания пиратов». (Орфография и пунктуация источника сохранены. )

[102] «Иисус, да ведь это черти».

[103] Монтесума II— правитель аигеков (1503 — 1520).

[104] Гуатемосин, Куатемок — зять Монтесумы II, последний правитель ацтеков, лидер борьбы против испанских конкистадоров. После захвата столицы ацтеков Теночтитлана (1521) попал в испанский плен и впоследствии был повешен.

[105] Отряд Моргана состоял из восьми кораблей.

[106] 9 февраля 1669 г.

[107] 23 апреля 1669 г.

[108] У автора неточность. Испанский отряд составляли фрегаты — 38-пушечная «Магдалена», 20-пушечный «Сан-Луис» и 14-пушечная «Маркеса».

[109] 4 мая 1669 г.

[110] Любопытно отметить, что один из захваченных пиратами пленных рассказал, что «спустя два дня после вашего прихода, к дону Алонсо пробрался один негр и сообщил, что вы соорудили судно-поджигатель, однако он не поверил ему и сказал, что пираты не додумаются до этого, да у них для этого и нет инструментов».

[111] 30 мая 1669 г.

[112] Этот эпизод Дампир в своем дневнике опускает.

[113] По-видимому, Итон стал первым пиратским вожаком, которому удалось пересечь Тихий океан. В марте 1685 г. он подошел к острову Гуам, а затем предпринял охоту за манильским галионом, закончившуюся неудачей. В начале 1686 г. в водах Тимора пираты поссорились, и часть их отделилась от Итона и вернулась на голландском судне в Англию. О дальнейшей судьбе Итона неизвестно.

[114] История «Сигнита» весьма показательна: английское торговое судно, оно было предназначено для ведения легальных торговых операций с испанцами, и его командир, капитан Сван, казалось, вовсе и не помышлял о пиратстве. Но испанцы, напуганные грабежами Кука и Итона, отказывались вести дела со Сваном; когда же на случайной стоянке у Никои его люди познакомились с пиратами капитана Питера Харриса (племянника капитана, убитого под Панамой), то, соблазнившись богатыми перспективами грабежа, переметнулись на сторону буканьеров. Перед Сваном стояла дилемма — либо оказаться брошенным одному на испанском берегу, либо присоединиться к пиратам, что он и сделал.

[115] Гронье, например, вскоре вместе с Таунли разорили Гранаду, после чего они разделились. В апреле 1687 г. Гронье захватил Гуаякиль, но при штурме был смертельно ранен. Таунли же погиб еще раньше, в сентябре 1686 г., в сражении против испанцев в Панамском заливе. Лесаж сумел вернуться на Сан-Доминго.

[116] Дэвис плавал некоторое время в Тихом океане, а затем, обогнув мыс Горн, вернулся в Виргинию. Через три года он был арестован по обвинению в пиратстве и отправлен в Лондон, но сумел избежать наказания. Позже он вернулся на Ямайку и был приватиром во время Войны за испанское наследство.

[117] «Сигнит» крейсеровал некоторое время у побережья Индии, а затем перешел к о. Мадагаскар, где затонул в бухте Св. Августина. Рид, покинувший корабль незадолго до этого, сумел добраться на попутном судне до Нью-Йорка.

[118] Рукопись Дампира хранится в Британском музее.

[119] Заметим, что Селкирк, оставленный на острове Дампиром в 1703 г., услышав, что на борту пришедшего судна находится и сам Дампир, долго отказывался «освобождаться», не желая встречаться с недоброй памяти капитаном. Второй же герой романа — туземец Пятница — также обязан своему появлению Дампиру. Когда в 1691 г. Дампир вернулся из своего первого кругосветного путешествия, то привез с собой «раскрашенного Принца» — мальчика, островитянина по имени Джоли, с ног до головы покрытого татуировкой. Дампир устраивал показ «Принца» публике, но здоровье туземца не выдержало английского климата, и спустя несколько месяцев он умер.

[120] В честь Дампира называется п-ов на северо-западе Австралии (Земля Дампира), архипелаг, пролив и острова.

[121] Кроме ранее названного «Нового путешествия вокруг света», перу Дампира принадлежат «Voyages and Descriptions» (1699), «Voyages to New Holland. In the Year, 1699» (1703 и 1709), «Vindication of His Voyages» (1707).

[122] Жан Паризо де Лавалетт (1494 — 1568) — родился в замке Лабро в Гаскони и в двенадцать лет вступил в Мальтийский орден. Участник обороны Родоса (1522). В 1544 г., командуя галерой «Сан Джованни Баттиста», в сражении с корсаром Абдул Рахман Куст Али попал в плен (сам Лавалетт был ранен в бою). Провел на галерах один год, после чего был обменен. Занимал впоследствии немало ответственных постов — управлял Триполи, руководил флотом Ордена, пока 21 августа 1557 г. не был выбран великим магистром Ордена.

[123] Впрочем, сам Драгут не один раз предлагал генуэзцам выкуп за себя.

[124] Судьба колонии сложилась трагическим образом. Не получив помоши из Испании, поселения погибли. В январе 1587 г. к проливу подошли корабли англичанина Томаса Кавендиша. При входе в пролив они нашли настолько измученных и голодных испанцев, что жестокий. корсар предложил даже перевезти своих врагов в Перу. Двигаясь по проливу, Кавендиш обнаружил Город короля Филиппа — к тому времени четыре пустых бастиона, охранявших мертвое поселение. «Испанцы, — писал Кавендиш, — пришли сюда лишь для того, чтобы укрепить проливы, дабы никакая другая нация не смогла проникнуть в Южное море. Но, по-видимому, на то не было Господней воли». Заливу у города Кавендиш дал название Голодная бухта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...