Критерии различия познаний
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знаний - эмпирический и теоретический. Различие эмп. и теорет уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмп исслед-е в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмп. познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. На эмп уровне научное познание имеет дело с индивидаульными свойствами объекта, данными в опыте. Теоретический уровень отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. 2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Поэтому средства импир. исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств связанных с эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмпирические средства и термины теоретич языка. Основные средства теорет исслед-я – теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).
Разные логические формы воплощения основного знания - на эмп уровне – эмпирический факт и экспериментальный закон - на теорет – теория (система понятий, принципов и законов, отображающай в своей структуре сущность объекта исследования в целом, целостную структуру). 5) По характеру деятельности ученого: На теоретическом уровне разрабатываются основные понятия, категории этой области знания (фундаментальное научное знание); на эмпирич – деятельность по применению категорий (понятий) к эмпирическому материалу (прикладное знание). Методы научного исследования: определение, обобщенная схема, значение в структуре научного познания Научный метод – совокупность приемов и опреаций практического и отеоретического познания действительности.
Структура научного познания:
1) Эмпирический факт 2) Научный факт (абстрагирование) 3) Наблюдение 4) Эксперимент 5) Фиксация результатов 6) Эмпирическое обобщение (индукция) 7) Анализ 8) Образ 9) Формулирование гипотезы 10) Проверка гипотезы на опыте (верификация,фальсификация) 11) Формулирование новых понятий 12) Введение терминов и знаков 13) Определение их значения 14) Выделение закона 15) Создание теории 16) Проверка теории на опыте 17) В случае необходимости дополнительные гипотезы
Философские методы научного исследования.
Среди философских методов наиболее известны: 1. Диалектический (Принципы диалектики: · Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов: ü Единства и борьбы противоположностей ü Переода количественных изменений в качественные ü Отрицание отрицания · Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления, опираясь на философские категории
· Относиться к объекту исследования как к объективной реальности · Рассматривать исследуемые предметы и явления: ü В непрерывном изменении ü Всесторонне ü Во взаимосвязи ü Исторически · Проверять полученные знания на практике
2. Метафизический (Метафизический метод не признает возможности появления принципиально новых явлений и процессов в природе, обществе и мышлении человека. С метафизической точки зрения все в мире рано или поздно повторяется, все движется как бы по кругу, а источники движения и изменения находятся не внутри предметов и явлений, не в их внутренних противоречиях, а во внешнем толчке, во внешних по отношению к данному явлению силах.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|