Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное обеспечение фандрейзинга

Планирование фандрейзинговой кампании

Планирование фандрейзинга организации должно опираться на общую стратегию развития данной фирмы. Это может быть общая маркетинговая стратегия (см. раздел «Маркетинг»), но может быть и специальная стратегия фандрейзинга.
Примером может служить «Модель стратегии работы со спонсорами», разработанная в Пермском театре оперы и балета. Она включает в себя следующие позиции:
1. Разработка стратегии работы со спонсорами.
1.1. Разработка Титульного списка мероприятий, требующих внебюджетного финансирования.
1.2. Разработка и реализация функционирования Книги меценатов.
1.3. Создание и утверждение графика переговоров с потенциальными спонсорами.
1.4. Принятие решения о работе с Фондами.
1.5. Подготовка предложений в Законодательном Собрании области о налоговых льготах меценатам.
1.6. Разработка программы контактов со спонсорами (юбилеи, дни рождения руководителей, и т. п.).
1.7. Создание системы «меценатских спектаклей» с дорогими билетами, встречами с артистами и т. д.
Для этого необходимо осуществлять планомерную работу в области фандрейзинга:
2. Контакты с меценатами.
2.1. Переговоры со спонсорами.
2.2. Работа с депутатами по плану.
2.3. Постановка и проведение выездных поздравлений.
2.4. Постановка и проведение эксклюзив-спектаклей.
Планированию проведения кампании фандрейзинга должна предшествовать разработка собственно содержательной программы или проекта, под которые будут привлекаться средства. Такую программу организаторы фандрейзинга должны иметь на руках за 4-6 месяцев до начала фандрейзинговой кампании. Это необходимо для тщательной ее подготовки. Речь идет о подготовке всех необходимых информационных материалов (обращений, предложений, описаний проекта и т. д.), а также для оценки перспективности фандрейзинга, определения круга возможных доноров, баланса расходов и возможных поступлений.
Оптимальный срок для начала фандрейзинговой кампании — 6-9 месяцев до главного итогового мероприятия проекта, под который ищутся средства. Начинать их искать за месяц до срока несерьезно. Средства под большие масштабные проекты надо начинать искать за год-полтора, а то и больше.
Определение круга доноров. В принципе, этот круг совпадает с рассмотренными ранее источниками финансирования учреждений культуры. Отличие заключается лишь в том, что при планировании фандрейзинга эти источники должны быть представлены в виде перечня юридических и физических лиц — адресатов запросов на поддержку. Поэтому, в самом общем виде, можно говорить о четырех основных группах доноров и жертвователей средств:
• государственные и межгосударственные организации и инстанции (отечественные и зарубежные);
• коммерческая сфера, включая банковскую, промышленную, торговую, сферу услуг;
• некоммерческая сфера, прежде всего— благотворительные фонды (отечественные, зарубежные);
• частные лица.
Определяясь по каждой из основных групп применительно к конкретной фандрейзинговой кампании, не следует гнаться за количеством, распыляя силы и средства. Лучше сконцентрироваться на главных, потенциально наиболее перспективных донорах. Иногда отдачи только от одного донора оказывается вполне достаточно для того, чтобы оправдать все усилия по привлечению средств.
Кроме того, не стоит привлекать к участию в поддержке одного и того же проекта конкурирующие организации (например, «Кока-колу» и «Пепси-колу») — ничего хорошего из этого не получится. Лучше привлекать разнородные организации и фирмы, принадлежащие к одним и тем же финансовым группам или дополняющие друг друга. В последнем случае их участие в поддержке одного и того же проекта может стать поводом установления контакта, развития партнерства и т. д.
Баланс расходов и возможных поступлений зависит от масштабов кампании фандрейзинга и круга возможных доноров, с которыми будет вестись работа. При этом следует помнить, что обычно процент реализации ожиданий при работе с возобновляемыми донорами не превышает 90%, а с новыми донорами — 30% от стартового списка.

Информационное обеспечение фандрейзинга

Информационное обеспечение фандрейзинговой деятельности включает в себя подготовку информационной базы данных (сведений о донорах, с которыми будет вестись работа), необходимых информационных и рекламных материалов, а также задание системы учета.
Сведения о донорах (информационная база данных) должна содержать необходимую информацию о всех потенциальных донорах и жертвователях, отобранных для работы по упоминавшимся основным четырем группам (государственные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации и частные лица).
По каждой из четырех групп (категорий) необходимо составить перечни адресатов, а по каждому потенциальному донору иметь, как минимум, следующие сведения:
• полное и сокращенное название организации;
• ее адрес;
• телефон, факс, E-mail;
• фамилии, имена, отчества, социальный статус (должности, звания, степени и пр.) первых должностных лиц, а также лиц, принимающих решения по вопросам спонсорства, благотворительности, патронажа;
• их личные пристрастия в сфере культуры, хобби и т. д.;
• сфера (виды) деятельности фирмы, ее потребители, клиенты, товары, партнеры;
• экономическое состояние фирмы;
• географическая зона деятельности фирмы;
• какие сферы и виды деятельности являются для этого донора предпочтительными для оказания поддержки;
• в каких формах и объемах традиционно оказывается поддержка.
«Глубина» информационной базы данных может быть и большей, что зависит от целей, опыта, имеющихся контактов и т. п. Обычно база данных по каждой категории составляется по территориальному (географическому) признаку. Он является наиболее естественным в плане социальной среды фирмы-донора, в которой формируется ее репутация, имидж, общественное мнение. Хотя все чаще географический фактор оказывается не столь существенным.
Источники сведений о потенциальных донорах могут быть самые различные:
• всевозможные справочники (телефонные справочники, издания типа «Кто есть кто» и т. п.); они необходимы как при работе «с нуля», так и на всю последующую фандрейзинговую деятельность;
• списки клубов, ассоциаций, союзов (клубы меценатов, Ротари-клубы, промышленные и банковские союзы, ассоциации и т. д.), объединяющих деловой мир, — помимо прочего, сами эти организации могут стать донорами и жертвователями;
• интернет — практически все крупные фирмы, благотворительные фонды имеют сейчас свои сайты, на которых обязательно будет информация об их спонсорстве, благотворительной деятельности, а то и условия их оказания;
• информация СМИ о деловой жизни (какие банки и фирмы действуют в данном регионе), о поддержке культурной деятельности (кто и как оказывает поддержку);
• круг общения учредителей организации-фандрейзера или членов комитета поддержки, личный круг общения фандрейзеров;
• информация, которой располагают конкуренты — другие организации-фандрейзеры и которая может быть предоставлена на паритетных, договорных началах (обмен списками, сотрудничество, распределение сфер деятельности по времени или различным программам). К информационным и рекламным материалам фандрейзинга относятся все те документы и материалы, которые могут использоваться в работе с потенциальными донорами по привлечению их средств:
• уставные документы организации (устав, положение), ведущей фандрейзинговую кампанию;
• краткое описание организации (ее предыстория, история создания, деятельность, цели, достижения), оформленная в виде буклета или релиза, оно может дополняться кратким описанием жизненного пути и деятельности первых лиц организации (или организаторов кампании);
• подборка откликов, оценок в прессе и других СМИ, выражающих общественное мнение об организации-фандрейзере и ее деятельности;
• визитные карточки, бейджи фандрейзеров и добровольцев;
• документы и материалы, характеризующие конкретные проекты и программы (описания, тексты предложений, сметы и т. п.). Об этих материалах будет сказано подробнее чуть позже.
Применительно к проведению каждой фандрейзинговой кампании, т. е. применительно к каждому конкретному проекту или программе, потенциальных доноров следует разделить на две части: так называемые «горячий» и «холодный» списки. В первом случае речь идет о потенциальных донорах, работа с которыми является первоочередной: то ли отдача от них наиболее вероятна и наиболее масштабна, то ли с ними уже установились прочные отношения. «Холодный» список включает менее вероятных доноров, отдача от которых не так существенна. Сделать такое разделение необходимо для оптимального распределения сил и времени. Иногда отдачи от одного донора оказывается достаточно, чтобы решить проблему обеспечения проекта.
В любом проекте всегда оказывается некая основная группа доноров. Кроме того, уже имея существенную поддержку, намного легче добирать другие средства, работать с другими донорами. Главные первоначальные усилия должны быть сосредоточены на работе по «горячему» списку. «Горячий» и «холодный» списки могут меняться в зависимости от проектов и программ: кому-то из доноров интересны одни проекты, а другие менее интересны.
Важным моментом информационного обеспечения является подготовка так называемой «лифтовойречи». Лицо, занимающееся фандрейзингом (фандрейзер или первое лицо учреждения культуры), должно быть в состоянии в любой ситуации (например, оказавшись с потенциальным донором в кабине лифта и располагая только этим временем для общения) кратко и внятно рассказать о сути своего проекта. Такой спич надо буквально вызубрить, чтобы потом не сожалеть, что вы забыли что-то важное, не так сказали и т. п.
Система учета должна содержать сведения о ходе и итогах (промежуточных и окончательных) фандрейзинго- вой кампании:
• перечень (картотека) доноров-вкладчиков — фактически, основная база данных;
• постоянная переписка — копии всех предложений, писем, ответов (по категориям доноров);
• данные оперативного анализа — копии текущих сведений о встречах, звонках и т. д., после получения средств или отказа эти сведения переходят в основную базу данных;
• сведения о фандрейзинговых действиях — обычно в табличной форме характеризующие ход работы с каждым потенциальным донором (даты и результаты контактов, переписки, содержание обещаний и т. п.);
• сведения о полученных средствах — номера счетов, квитанций, даты перечисления и получения, размер средств, дата отправки благодарственного письма.
Каждый из указанных блоков данных учета может представлять содержание отдельного директория (файла) в единой компьютерной базе данных фандрейзинга конкретной кампании или организации в целом.

Налоговое стимулирование в рамка Ф.

28 декабря 1995 г. в Санкт-Петер- бурге был принят закон «О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности», который предусматривает дополнительные к федеральным льготы. Согласно данному закону, «при исчислении налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию благотворительных программ или переданных безвозмездно общественным объединениям, в пределах 3%». Однако введенная льгота носит крайне ограниченный характер, поэтому не оказывает заметного стимулирующего воздействия на масштабы благотворительной деятельности в сфере культуры.
Москва. На уровне субъектов РФ к эффективным методам стимулирования благотворительной деятельности можно отнести действующие законодательные акты г. Москвы. Московское законодательство позволяет в большем объеме уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятий, а также вводит жесткие требования к определению статуса благотворительной организации. Так, согласно ст. 3 закона г. Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 29.11.1999 г. № 35, при исчислении налога на прибыль, подлежащего уплате в столичный бюджет, юридические лица имеют право исключать из налогооблагаемой базы средства, направленные на благотворительные цели в организации, имеющие статус «благотворительная» в г. Москве, но не более 5% налогооблагаемой прибыли. Статус «благотворительная», согласно ст. 8 закона г. Москвы «О благотворительной деятельности» от 5.07.1995 г. № 11-46, официально присваивается Городским благотворительным советом и подтверждается особым документом — паспортом благотворительной организации.
Кроме того, согласно Закону г. Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» предприятия могут уменьшать сумму налога на прибыль на величину фактически произведенных затрат, связанных с реализацией московских благотворительных программ, утвержденных Городским благотворительным советом. Другими словами, сумма взноса (в денежной или натуральной форме), направленного на благотворительную программу с официальным статусом, вычитается из суммы налога на прибыль, подлежащего зачислению в столичный бюджет. Таким образом, законодательство г. Москвы позволяет существенно уменьшать налоговые платежи в бюджет субъектов РФ.

Специальные мероприятия

В фандрейзинге широко практикуются специальные разовые мероприятия — балы, вечера, конкурсы, чествования, марафоны, аукционы, подписки, презентации, конференции, обеды ит. д., во время подготовки и проведения которых и привлекается внимание потенциальных доноров к проекту или программе и одновременно собираются необходимые средства. Их организация отнимает достаточно много сил и времени, и уже обсуждавшиеся методы должны быть использованы первыми, но их проведение может создавать хорошую рекламу проектам и организации, вовлекать штатных и добровольных сотрудников в реальную работу. Многие организации и учреждения культуры весьма расположены к устройству таких акций, ибо это их естественная творческая деятельность: спектакли, концерты, праздники... Специальная акция обычно представляет собой яркое событие, достойное внимания широкой общественности. Но для этого надо поработать со СМИ, разослать программы, приглашения, обеспечить рекламу. Подобные акции надо по возможности делать регулярными, придавая им статус «фирменного блюда», «лица», «визитной карточки» организации.

Спонсорский пакет

Спонсорский пакет — это полный комплект юридических, финансовых и программных документов, который дает возможность потенциальным спонсорам выбрать статус своего присутствия в проекте, уяснить свои информационно-рекламные возможности и, самое главное, финансовые затраты.
Спонсорский пакет включает в себя:
• описание проекта и его идеи с акцентом на деталях, наиболее важных для спонсора, дается оценка значению проекта для города (региона, страны) и нужных спонсору социальных групп;
• программу с информацией о месте и времени события, сценарии, графике; перечисление авторов, организаторов и участников проекта;
• указания о поддержке проекта государственными структурами, авторитетными учреждениями науки, культуры, благотворительными фондами, известными и уважаемыми людьми. Копии официальных решений, рекомендательных писем, обращений и т. д.;
• бюджет: максимальную и минимальную стоимости проекта, расходы организаторов (постатейно) и расходы, которые необходимо покрыть за счет спонсорских взносов;
• статус спонсорства: в зависимости от объема поддержки в рамках любого проекта существует несколько категорий статусов спонсора и, следовательно, различные спонсорские пакеты;
• наиболее подробная часть спонсорского пакета — полный перечень предоставляемых спонсору рекламных и информационных возможностей согласно выбранному статусу, в этой части спонсорский пакет должен включать в себя также медиа-план, который требует не менее внимательного ознакомления, чем бюджет;
• прогноз спонсорского эффекта: потенциальное количество участников, посетителей, зрителей и т. д.; расчет прямого воздействия рекламы; аудиторию СМИ; возможный общественный, культурный, политический резонанс; результат оценивается в сравнении с намеченными ранее целями;
• одна из новых услуг спонсоринговых агентств — привлечение в качестве спонсоров официальных страховщиков мероприятия, сумма страховки является предметом договоренностей: страховщик может выступить спонсором на всю стоимость своих услуг или на их часть;
• еще одна новая услуга — это регистрация авторских прав: спонсоринговые агентства, как правило, настоятельно рекомендуют организаторам заключать соответствующие договоры, регулирующие авторские права на проект или его отдельные компоненты.

Дизайн письма-обращения

Спонсорский пакет представляет собой скромное или роскошное (по обстоятельствам), но законченное произведение дизайнерского искусства. Самые информационно важные (или все) его страницы должны быть оснащены логотипом будущего мероприятия или оригинальным дизайном.
Приведем в качестве примера письмо-обращение к потенциальным спонсорам.

СПЕКТАКЛЬ Р.ВИКТЮКА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Нижний Новгород

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА!

Впервые в Нижнем Новгороде два ведущих театра — Академический театр драмы и Театр юного зрителя — объединяют свои творческие силы под руководством одного из блестящих театральных режиссеров современности Романа Виктюка для реализации уникального проекта театральной постановки по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В культурной жизни Нижнего Новгорода это особое событие.
Проект осуществляется под патронажем администрации Нижегородской области.
Новый театральный проект Р. Виктюка уже привлек внимание театральной общественности крупнейших культурных центров России. В настоящее время интерес к постановке проявлен со стороны продюсеров Москвы, Санкт-Петербурга, Риги. Ведутся переговоры об организации театральных туров в США и Израиль.
Художник-постановщик спектакля — В. Боер (Москва).
В главных ролях будут заняты:
Воланд — народный артист РФ Г Демуров (Академический театр драмы), Понтий Пилат — заслуженный артист РФ Я Ремнев (Театр юного зрителя), Мастер — Ю. Котов (Академический театр драмы), Маргарита — заслуженная артистка РФ О. Берегова (Театр юного зрителя).
Спектакль является премьерным для режиссера и для художника.
Спектакли будут проходить на сценах двух театров.
Руководитель проекта Сергей Щербаков — известный нижегородский актер и успешный продюсер (при его непосредственном участии в Театре юного зрителя был создан мьюзикл «Мэкки-нож» по произведению Б. Брехта, который в течение трех лет украшает репертуар театра).
Приглашаем вас принять участие в театральном проекте, который войдет в историю культурной жизни Нижнего Новгорода и станет значительной вехой в развитии современного искусства нового тысячелетия.
Директор Академического театра драмы В. В. Вихров, народный артист РФ.
Директор Театра юного зрителя Н. И. Головлева, заслуженный работник культуры РФ.

***

Если обобщить и систематизировать рекламно-пиаровский потенциал различных спонсорских пакетов, то можно сказать, что в него входят:
• Получение статуса спонсора.
• Упоминание имени спонсора в официальном названии события.
• Наружная реклама: транспаранты; щиты; перетяжки; баннеры; флаги; стенды.
• Печатные материалы: приглашения; бланки; формы аккредитации; конверты; буклеты; листовки; проспекты; программы; сборники материалов; папки; блокноты.
• Информационные материалы: пресс-релизы; пресс-материалы; материалы рассылки в СМИ, информационные агентства; анонсы в прессе; собственная информация спонсора для пресс-пакетов; собственный информационный стенд спонсора.
• Размещение информации о спонсоре на радио и телевидении: логотип в телеанонсах; титр-заставка в телевизионной версии события; упоминание в теле- и радиосюжетах; специальные сюжеты.
• Информация в прессе: интервью; учреждение собственных призов для конкурсов и викторин; название компании и логотип в рекламных публикациях; упоминание в материалах, анонсирующих событие; упоминание в материалах с пресс-конференций и других мероприятий; публикации (репортажи, интервью и т. д.)
• Информационные агентства: упоминание в пресс-релизах и других информационных материалах, рассылаемых в информационные агентства.
• Представительские возможности: выступление на главных церемониях события — открытия, награждения, закрытия; выступление на пресс-конференциях, брифингах и т. д.; представление спонсора на мероприятиях, проводимых в рамках события; персональные приглашения на мероприятия в рамках события; учреждение и вручение призов; право приглашать своих клиентов на мероприятие.
• Дополнительные возможности спонсора: размещение рекламы на Web-сайте проекта; распространение презентационной продукции спонсора на мероприятиях проекта.
• Поощрение спонсора: вручение спонсору дипломов, сертификатов, благодарственных писем и т. д.
Наверняка существует еще множество не названных здесь «выгод» от спонсорства. Если читатель решит дополнить наш список, будем рады получить его предложения и идеи по адресу, указанному в конце книги.

Спонсорство в интернете

Типичный пример — спонсорство портала. Здесь уместна аналогия с гостиницей: можно спонсировать гостиничный номер-сайт, а можно взяться за все здание — портал!
Вот какие привилегии дает, например, спонсорство на портале журнала «Красота-онлайн».
Генеральное спонсорство:
• размещение статьи спонсора на портале (по 1 статье в неделю) — в течение трех дней (пятница, суббота, воскресенье) статья анонсируется на главной странице, далее помещается в архив;
• показ «ушек», указывающих на статью спонсора на внутренних страницах сайта — 20 000 показов на статью;
• рекламный блок «Примите участие в конкурсе» на главной странице;
• показ рекламных баннеров спонсора (100 см? 100 см) на внутренних страницах сайта — 20 000 показов в неделю;
• рассылка статьи спонсора всем подписчикам рассылок портала — более 25 000 писем;
• размещение текстовых рекламных блоков спонсора в рассылках «Красоты-онлайн» — более 25 000 писем;
• проведение голосования с вопросами спонсора.
Цена за 1 неделю — 550, за 1 месяц — 1900 долларов США.
Спонсорство одного сайта существенно уменьшает спонсорский пакет. Из него исключается рассылка статьи спонсора подписчикам и размещение текстовых рекламных блоков спонсора в рассылках «Красоты-онлайн». Цена такого пакета за 1 неделю — 300, за 1 месяц — 1100 долларов США.
Организаторы пакетов гибко подошли к их разработке и выделили в отдельную строку «спонсорство всех рассылок», включив в него только «разницу» между пакетом генерального спонсора и спонсора сайта. Цена: за 1 неделю — 250, за 1 месяц — 800 долларов США.
Спонсорство конкурса на сайте предусматривает пакет в объеме рекламного блока «Примите участие в конкурсе» на главной странице и показ «ушек». Зато и цена оптимальна: предоставление приза победителям.
Правильное заявление о спонсорстве нередко способно подчеркнуть лидирующую роль спонсора и создать впечатление, что без его участия «тут ничего бы не стояло»!
Можно попробовать формулу: «Компания N представляет...»
Тщательное изучение сценария мероприятия (после внимательного прочтения данной книги!) поможет отыскать скрытые возможности спонсорства, которые не использованы организатором. Например, встреча гостей девушками с фирменными лентами через плечо, флажками с фирменным логотипом в руках, значками на груди; проведение оригинальных промоушн-акций: дегустаций, раздачи сувениров и т. д.
Реклама спонсора должна быть включена в раздаточный материал.
Важно, чтобы представитель спонсора получил возможность выступления на главных событиях мероприятия, а если возможно, то и принял участие в круглых столах, семинарах, открытых заседаниях.
Спонсор может привлечь спонсируемых выступить в необычных ролях и получить хороший и яркий рекламный эффект.
Например, теннисист Евгений Кафельников принял участие в двухчасовой радиопередаче «Visa — Свободный полёт», которая транслируется на русском языке в прямом эфире «Радио России» и радио «Серебряный дождь» из Лондона на аудиторию в 40 миллионов человек, живущих в 11 временных поясах. Слушателей было предостаточно.
Нередко в постсобытийных сюжетах в СМИ спонсоры отсутствуют, несмотря на то, что продолжение договорных отношений, если, разумеется, сам спонсор не забыл вписать такой пункт в обязанности организаторов. «Послевкусие» события нередко не менее значимо, чем его «раскрутка». Поэтому сами спонсоры должны внимательно относиться к своему присутствию в постинформационном пространстве акции.
Партнер, заинтересованный в долгосрочных отношениях, как правило, расширяет стандартную комплектацию спонсорского пакета. Например, одна из западных общественных организаций, давно и успешно действующая в России, всегда добавляет такой пункт: «Представители спонсора получают приглашения на все культурные мероприятия, проводимые организацией в текущем году».
Информационные спонсоры. Это спонсоры, которые публикуют или передают рекламу мероприятия бесплатно, — газеты, радио и ТВ. Появился интерес к подобным проектам и у российских информационных агентств.
Например, известное столичное агентство «Финмаркет» недавно выступило генеральным информационным спонсором конференции «Репутация компании: создание, управление, защита», которая состоялась в апреле 2002 г. по инициативе газеты «Ведомости» и Национального института изучения репутаций. «Финмаркет» анонсировал конференцию на своем сайте.
Нередко информационным спонсором событий культурной жизни страны выступает телеканал «Культура». Например, летом 2002 г. «Культура» стала информационным спонсором замечательного проекта — трансляции оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении солистов Большого театра у стен Псковского кремля.
СМИ — очень полезные партнеры для проведения различных социальных событий, конференций и конкурсов, благотворительных марафонов и акций, концертов и театральных постановок.
Не стоит забывать о ресурсных возможностях СМИ.
Например, «Московский комсомолец» уже пятнадцать лет проводит в столице праздник газеты, который и обладает способностью привлекать множество достойных спонсоров, курирующих отдельные праздничные площадки.
Целевые аудитории акций можно рассматривать как четыре концентрические окружности.
1. Несколько десятков тысяч посетителей, которые хотя бы заглянут на площадку и пробудут там несколько минут. Они смогут увидеть рекламу спонсора, если она предусмотрена спонсорской градацией и правильно выполнена.
2. Все или большая часть посетителей праздника (около 1 миллиона человек), которые ознакомятся с содержанием полиграфических материалов (плакаты, афиши, листовки, програмки, билеты и т. д.), где отражена акция МК и обозначены название и логотип спонсора площадки (если это предусмотрено градацией).
3. Еще более значительный круг (несколько миллионов человек) включает в себя аудиторию газеты «Московский комсомолец». Возрастные и социальные границы данной аудитории значительно расширены.
4. Самая массовая —телевизионная аудитория, вовлеченная в праздник за счет трансляции теледневников акции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...