Мажоритарная система абсолютного большинства.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА Виды избирательных систем. Их достоинства и недостатки в контексте мировой практики. План Введение 1. Мажоритарные системы 1.1 Мажоритарная система относительного большинства 1.2. Мажоритарная система абсолютного большинства 1.3. Мажоритарная система квалифицированного большинства 1.4. Преференциальная избирательная система Пропорциональная система Смешанная система Заключение Введение
Избирательная система – порядок участия граждан в избрании выборных государственных органов, организаций и проведении выборов и взаимоотношений между избирателями и членами выборных органов. С юридической точки зрения избирательная система – это способ определения результатов голосования, а с политической – это инструмент, с помощью которого правящий класс добивается большинства мест в представительных учреждениях. Практика выборов широко распространена в современном мире. Принято считать, что их цель – дать народу возможность выражать свою волю и выбирать собственных лидеров и представителей. В то же время эта практика имеет относительно недавнее происхождение. Всего пару веков назад выборов почти не было, и даже сто лет назад лишь очень немногие люди в очень немногих странах имели право участвовать в выборах. Сегодня выборы проводятся в большинстве стран, но их формы, методы и результаты различны. В мире существуют сотни избирательных систем и ещё больше их вариантов. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite – большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.
Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах. С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства – ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные (смешанные) системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности. Нами ниже будут рассмотрены виды избирательных систем, их достоинства и недостатки в исследованиях таких зарубежных политологов как Э. Рейнолдс, Б. Рейлли, P. Таагепера, М.С. Шугарт, Э. Лейкман, Д. Д. Ламберт. Мажоритарные системы
1.1. Мажоритарная система относительного большинства.
Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. В чистом виде эта система существует в Великобритании и странах, которые исторически находились под её влиянием. Наряду с Великобританией наиболее изученными примерами этой системы является Канада, Индия, Новая Зеландия и США, хотя Новая Зеландия в 1993 году перешла к пропорциональной системе выборов со смешанной схемой голосования.
Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам). Системе голосования по принципу относительного большинства, как и другим видам мажоритарных систем, отдают предпочтения за её простоту и способность обеспечивать представительство географически выделенных регионов. Наиболее часто выделяют следующие достоинства: 1. Даёт избирателям возможность сделать четкий выбор между двумя основными партиями. 2. Правительство формируется одной партией. Даёт наибольшей партии возможность получить дополнительные места в парламенте. 3. Способствует формированию сильной парламентской оппозиции. 4. Способствует формированию политических партий на широкой основе. 5. Исключает представительство экстремистских партий в парламенте. 6. При этой системе поддерживается связь между избирателями и избранными ними членами парламента. 7. Даёт возможность избирать скорее конкретных особ, а не политических партий. 8. Избиратели могут оценивать деятельность отдельного кандидата, а не вынуждены просто соглашаться со списком кандидатов, предложенных политической партией. 9. Даёт возможность популярным независимым кандидатам быть избранным. 10. Простота применения и понятность.
Можно выделить и недостатки данной системы: 1. Эта система не обеспечивает справедливого представительства партий, за которых проголосовало меньшинство. Справедливое представительство означает, что партия, которая набрала приблизительно 10% голосов на выборах, должна получить приблизительно 10% мест в парламенте. 2. Не обеспечивает справедливого представительства меньшинств. Как правило, при этой системе партии выдвигают кандидатов, которые могут заручиться широкой поддержкой в конкретном округе, чтоб не потерять голосов большинства избирателей. 3. Не даёт возможности женщинам проходить на выборах в парламент. 4. Система способствует развитию политических партий, созданных на основе клановых, национальных или региональных признаков. 5. Система делает слишком большой акцент на регионализацию, при которой одна партия выигрывает все места в парламенте от одной провинции или округа. 6. Значительная часть голосов остается потраченной впустую, т.е. не идёт в счет того или иного кандидата. 7. Плохо реагирует на изменение общественного мнения. 8. Остается очень чувствительной к манипуляциям внутри избирательных округов.
Мажоритарная система абсолютного большинства. От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.
При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные. Данная система имеет следующие достоинства: 1. Проста с точки зрения определения результатов голосования. 2. Избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Недостатки: 1. Пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутат, и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. 2. Частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств. 3. Выгодна только крупным партиям, обладающим значительной поддержкой избирателей и имеющим возможность вести активную работу по привлечению избирателей на свою сторону. 4. Порождает неравенства представительства. 5. В условиях многопартийности не всегда результативна. Как же преодолеть нерезультативность голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства? Есть для этого разные способы. Один из них – голосование в два тура (с использованием категорического бюллетеня), при котором предполагается, что если в первом туре никто из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то в течение какого-то срока – обычно нескольких недель – будут проведены повторные выборы. Как правило, в них участвуют лишь два кандидата, добившиеся наибольшего успеха в предыдущем туре, так что теперь один из них неизбежно должен получить абсолютное большинство голосов. Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем дело с системой трех туров и т.д.
Учитывая, что во втором туре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает этот порог. Другой способ преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства, позволяющий обойтись без второго тура голосования, – это альтернативное голосование. Такая система применяется в Австрии при выборах Палаты представителей (нижней палаты Парламента), а также на парламентских выборах в штатах. Заключается она в том, что избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|