Общество и научно-технический прогресс. Противоречивость научно-технического прогресса.
НТР - процесс многогранный, противоречивый. Он означает переворот в производительных силах, величайшую экономию живого труда, вытеснение его из собственно производственного процесса. Он же обостряет проблему занятости, усиливает антропогенную нагрузку на природную среду. НТР неизмеримо увеличивает технические возможности производства предметов потребления, создает условия для повышения эффективности здравоохранения и образования. Но она же позволяет создать гигантские силы разрушения и массового уничтожения. Научно-технический прогресс создал средства, благодаря которым высшие достижения культуры стали достоянием миллионов людей, но он же создал и невиданные возможности для манипулирования сознанием людей в чуждых им целях и жизненных установках. Научно-технический прогресс принес опасность новых видов бедствий, которые приобретают глобальный характер. Они связаны прежде всего с ядерной энергетикой, аварии в которой вызывают большое число жертв и огромные материальные потери. Рост раковых заболеваний, генетических нарушений, заражение сельскохозяйственных угодий - это не полный перечень ядерных катастроф.
Не найдены удовлетворительные способы захоронения радиоактивных отходов АЭС, реакторов подводных лодок и т. д. Еще одна проблема связана с генной инженерией, использованием новых агротехнических приемов, в результате которых утрачиваются гены, которые могли бы понадобиться в будущем. Возрастает также число жертв, вызванных промышленными авариями, особенно в зоне химического производства, угледобывающих отраслях, на авиационном и железнодорожном транспорте. НТР в странах Западной Европы, Северной Америки, Японии вызвала рост безработицы. Крах традиционных отраслей производства привел к массовым увольнениям рабочих устаревших профессий и низкой квалификации. Повышенный спрос на рабочую силу со стороны новых отраслей производства далеко не всегда позволял привлекать людей из числа безработных. Обострилась проблема повышения квалификации, получения новой специальности. Значительная часть безработных - люди среднего возраста и молодежь - зачастую не имеют возможности, а иногда и желания учиться, привести свою квалификацию в соответствие с требованиями НТР. Их судьба - социальная деградация, превращение в люмпен-пролетариат, живущий на пособия, случайные заработки, помощь благотворительных организаций. Как видим, в условиях НТР безработица порождается не только циклическими спадами производства, но и развитием автоматизации, вытесняющей живой труд из производства, структурной перестройкой экономики, сопровождающейся свертыванием старых отраслей и отмиранием многих традиционных профессий. С НТР связаны и экологические проблемы, о которых говорилось ранее. Реализовать в полной мере потенциал НТР в интересах человека может лишь гуманный, демократический строй, использующий ее достижения на благо всех и не допускающий присвоения ее плодов лишь частью общества.
Культура и цивилизация. Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания и самой жизни. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средства человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда стремление выявить их потенциал и способы возможно полного использования. Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом зависят от философского постижения сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия. Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциальные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. В современном философском языке понятия "культура" и "цивилизация" - одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин "культура" (лат. cultura) переводится как "возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие "цивилизация" (лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в., хотя слова "цивилизовать" и "цивилизованный" известны уже в конце XVI в. М. Монте-ню, и обозначали идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Эволюция представлений о культуре. Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т.е. воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от "некультурных" варваров. В то же время у софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению, - изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа. В позднеримскую эпоху зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации. Философы Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной личности - всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства. Понятие культуры становится одним из центральных в философии Просвещения. В сочинениях Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает как результат поступательного развития истории и степень воплощения разумного начала, реализованного в религии, философии, науке, праве, морали как объективациях разума. Цель культуры, соответствующая высшему назначению "разума", - сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей "естественной" природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|