Цвет как средство выразительности
Технические приемы, художественные эффекты в творческой деятельности художника-дизайнера Безусловно, смешение красок осуществляется исключительно под контролем «художественного глаза» человека, т.к. он оценивает получаемый красочный замес и соотносит его с воспринимаемой реальностью. Формирование художественного видения (художественного глаза) происходит в практической проектно-изобразительной деятельности и в теоретическом анализе современного и традиционного творческого опыта мастеров прошлого и настоящего. Из этого опыта следует также следующий вывод: художник-дизайнер не должен стремиться повторить природный цвет (цвет натуры), т.к. обязан не просто изобразить, а убедительно выразить с помощью художественной формы свой образ-замысел. В этом смысле Волков Н.Н. утверждает, что «необходимо художнику всегда противопоставлять краску и цвет». Для того чтобы «сырая (голая) краска» в живописном произведении перешла в естественный цвет, Н.Н. Волков выделил 3 условия: а) принцип «гармоничной цветовой связи»: органичное введение краски в общий цветовой строй изображения; б) закон «соотнесенности частей и целого» (цветовых пятен и колорита): излишне звонкая краска, по сравнению с соседними цветами на картине, загрязняет изображение и дробит его; в) «теория художественно-образного цветового строя»: предметное, символическое, эмоциональное звучание краски в картине (например, учет декоративных качества цвета и т.д.). Итак, наряду с различными характеристиками цвета краске, как художественному материалу, принадлежит функция поиска изобразительных приемов для фиксации перечисленных ранее качеств цвета и для максимального раскрытия творческой мысли художника.
С. Алексеев утверждает, что художник сам выбирает общую трактовку идеи в живописном изображении (цветном проекте) с помощью цвета. Поэтому обогащение его внутреннего мира и формирование интеллекта ведет к дифференцированию его практической деятельности: к совершенствованию формальных приемов, к изобретению уникальных технических эффектов, к разнообразию в выборе художественных материалов. Новые художественные задачи расширяют техническую базу художника-дизайнера, в связи с чем, цвет в произведении (проекте) приобретает различный характер и функции. Многообразие способов использования цвета необозримо и не без труда поддается упорядочиванию и разъяснению, т.к. все подчиняется авторской идее. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять задачу художника, которую ставит он перед собой сознательно или интуитивно. 1. Обозначение реальной окраски предметов через локальный цвет. 2. Передача цвет фактуры предметов и других качеств натуры (текстуры, типа поверхности, вида материала и др. физических характеристик предметов). Неровная (пастозная) живописная манера усиливает фактуру, гладкое нанесение красочного слоя «валерного письма» имитирует ровную поверхность и пространство. Разнообразие качеств натуры позволяет передать варьирование способов нанесения краски на основу (технические приемы): просвечивание слоев краски в технике «лессировка», плавное перетекание и мягкое вплавление цветов в технике «по-сырому» и в технике одномоментного изображения «аля-прима», формирование плотного слоя пастой краски, наносимого методом «тонирования» или «колерования» и распределение раздельных и слитных мазком в технике «импрессионизма» и «пуантилизма» и др. 3. Обозначение формы и объема предметов с помощью цвета. Потеря предметного цвета (подмес к предметному цвету в тенях черного, а на свету – белого), противопоставление контрастных цветов при изображении освещенных участков и теней (система теплохолодности). Использование тонких цветовых оттенков в системе сложных цветов.
4. Эстетизация натуры при декорировании и ее «украшении» в изображении: введение бегущих узоров, расфактуривание поверхности листа орнаментальными мотивами, оконтуривание фигур, расстановка цветовых акцентов и усиление качеств цвета (например, упрощение, приближение к спектральности или нейтрализации и др.). Техника многослойной красочных перекрытий называют «лессировкой». В этой технике нет необходимости брать тон предметов в натуральную силу сразу, т.к. многосложность краски предполагает получать его постепенно, путем нескольких прозрачных перекрытий. Сохранять свежесть, незамутненность многослойного цветового пятна достаточно сложно, поэтому количество перекрытий не должно превышать двух, трех слоев, накладываемых прозрачно. «Лессировка» предполагает детальную проработку формы и поэтапное получение сложных цветовых оттенков В технике «по-сырому» и «алла-прима имеют свои особенности. Так, техника «по-сырому» предполагает размытость, бархатистость контуров предметов. Цвет и тон при изображении в этой технике берутся в полную силу и даже интенсивнее чем они в реальности, т.к. краска, при растекании по увлажненной поверхности основы теряет прежнюю насыщенность и высветляется. В технике «алла-прима» осуществляется кратковременное воспроизведение сиюминутных мгновений реальности за один раз. В один чистый слой краски закладываются все оттенки натурного цвета, при этом необходимо точно попадать в тон или цвет свободным мазком без исправлений. Декоративность и вариативность техники «по-сырому», условность, этюдность и свежесть техники «алла-прима» являются уникальными только в том случае, если сохраняется их самостоятельность. Лишь тонкое искусство и профессиональное мастерство художника-дизайнера в результате длительной его экспериментальной работы позволяют достичь гармоничного стилистического единства в изображении при совмещении этих техник.
Выделяются следующие правила техники лессировки:
1) теплые оттенки, интенсивные по тону необходимо располагать в нижних красочных слоях; 2) холодные оттенки малой насыщенности располагают в верхних красочных слоях; 3) первые прописки начинать лессировочными красками - наиболее прозрачными в теневых участках; 4) непрозрачные краски наносить последними слоями один раз на освещенных плоскостях (существуют, однако, исключения); 5) работу начинать с наиболее крупных пятен, не в полную силу по цветовому оттенку; 6) усиление тона и тоновых отношений осуществлять по просохшему слою; 7) последующие прописки предполагают лепку объемной формы, передачу деталей и приведение изображения к целостности и единству. Сочетание способов и приемов наложения красок (смешанные приемы) позволяют достичь выразительных художественных эффектов. Однако надо помнить, что каждый из технических приемов уникален в своем роде. Цвет и образ Подобно музыке цвет воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, наталкивает на сложные переживания, мысли. Эти выразительные возможности цвета используются специалистами в области изобразительного искусства и дизайна. Разумеется, что изобразительность цвета вовсе не противоречит выразительности. Неслучайно художник Анри Матисс говорил: «Цвет достигает своей полноты тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств творца». Эмоциональный цвет в отличие от предметного цвета отражает состояние и внутренний мир художника, поэтому чаще всего соответствует не натуре, как предметный цвет, а чувствам, восприятию и замыслу (художественной задаче) автора. Таким образом, эмоциональный цвет – это преобразованный предметный цвет, в котором усиливаются и акцентируются его характеристики (например, снижение насыщенности, преобладание одних цветовых оттенков вместо других, высветление цветового тона и т.д.). Перцептивные качества цвета также находят свое отражение в символическом цвете. В результате ассоциаций художника на явления действительности и интеллектуального их истолкования цвет приобретает символический смысл. В соответствии с непредсказуемостью протекания ассоциативных процессов у человека, единой системы, устанавливающей определенное символическое содержание за каждым цветом нет и не было. Так, на Руси белый цвет символизировал жизнь, веру, чистоту, невинность, а на Востоке – опустошение, горе, траур. В отдельный период истории изобразительного искусства символика цвета играла важную роль в идейно-художественном содержании произведений. Символика цвета, как до сих пор непознанное явление, остается загадкой и для современного человека. Поэтому устойчивый интерес художников-дизайнеров к символическому цвету вполне обоснован. Неслучайно Гегель Г.В. видел «отвлеченно-эстетическую качество символики в мировоззренчески-содержательной выразительности». Это мнение философа увековечивает идею художника-дизайнера, связанную с символическим цветом и придает ей общественную ценность, несмотря на непостоянство и изменчивость символа. Парадокс этого явления в том, что символика цвета рождается и умирает, как и мода, однако стремление человека ко всему меняющемуся на протяжении времени еще больше усиливается. Разнообразие трактовок одного и того же цвета вырабатывает устойчивый интерес у человека и формирует его интеллектуальную базу.
Глобальность значения символического цвета подтверждается такими устойчивыми формами сознания общества, как самобытно-национальное и народное традиционное искусство. Символический цвет в культуре разных народов становится эстетической категорией и «цветовым каноном». Цветовые предпочтения народов находят эстетическое обоснование в их концепции и крепко закрепляются в национальном искусстве.
Практика создания цветовых иллюзий в дизайн-проекте среды Существуют иллюзорные приемы, вызывающие различные ощущения и чувства у человека при эффектной передаче в проекте различных качеств средовых объектов и пространственных характеристик интерьера. Приведем наиболее используемые дизайнерами практические приемы по созданию цветовых иллюзий в проектных решениях среды. · чем больше мелких деталей разного цвета введено в интерьер, тем больше активных зон он имеет. В связи с этим есть опасность искусственно раздробить пространство интерьера на отдельные части; · акцент делается на чем-то одном: на мебели, фоне или на интерьерной картине; · в маленьких комнатах употребляются светлые цвета, как в отделке стен, так и в предметах интерьера; · длинное помещение можно зрительно сократить, если дальнюю стену сделать темной или заставить предметами, оформить композиционно-активными элементами (повесить картину, шпалеру, наклеить обои с ярким крупным рисунком). Подобный способом позволяет задать «эффект коридора» при организации боковых стен;
·помещение, ориентированное окнами на север, планируется в теплой цветовой гамме, а мелкие детали – в холодной. Для южных комнат - наоборот; ·мелких помещения заполняются светлыми пастельными оттенками цвета, мелким рисунком, мебель выбирается преимущественно из одноцветных материалов, а крупные помещения – наоборот и т.д. Вопросы распределения цвета в композиции интерьера для иллюзий также имеет большое значение. Так, использование одного лишь цвета усиливает экспрессивность и может создать совершенно противоположное чувство. Например, изобилие холодных цветов сине-зеленой гаммы в планировании помещения вместо чувства покоя и ощущения свежести вызывает у человека депрессивное состояние. А избыток ярких цветов действует раздражающе и выглядит вульгарной. С целью нейтрализации и смягчения оттенка ярких цветов используются в интерьере не дополнительные (контрастные) цвета, усиливающие напряжение яркого цвета, а ахроматические цвета (белые, серые, черные). Они практичны в многоразовом использовании и поэтому предпочтительны для галерей, торгово-выставочных комплексов и музеев. С помощью ахроматичных или сложных цветов (со сниженной насыщенностью) в отделке стен внимание зрителей неизбежно концентрируется на экспонаты. Использование сближенных цветов всегда гармонично, но при длительном присутствии человека в помещении с подобной цветовой отделкой невольно вызывает у него ощущение скуки. А гамма кажется монотонной и непривлекательной. Таким образом, сближенные цвета используются для помещений с временным местонахождением человека (в спальнях, кабинетах, столовых, ванных и туалетных комнатах). При использовании в интерьере двух дополнительных цветов в избыточном их количестве да еще с большой интенсивностью глаз человека быстро утомляется, вызывает чувство нервного напряжения. Но если ослабить звонкость красок (или ходя бы одного из цветов), получится гармоничный, приятный глазу цветовой баланс, широко используемый в различных помещениях квартиры, особенно в гостиных и приемных комнатах. Разрабатывая цветовое решение среды, стоит особое внимание обратить не только на стены, но и на пол, потолок помещения. Потолок и пол нейтрального цвета переключают внимание на архитектурные детали помещения, декоративные элементы комнаты, мебель. Для сводчатых потолков и стен часто выбирают вторичные цвета. На холодных по цвету потолках эффектно смотрятся декоративные элементы (например, решетки цвета дерева).Естественный цвет дерева на потолке позволяет избежать иллюзии смыкания над головой, а стены при этом отделывают в тот же цвет. Цвет пола дополняет и отражает цвет пола – это взаимодействие является очень важным. На светлых и нейтральных ковровых покрытиях пола лучше всего привлекает фактура предметного наполнения интерьера. Распространенные тона пола природный цвет, успокаивающий нервную систему (темно зеленый, коричневый, песочный). Черный цвет применим только для полов в ярко освещенных помещениях и производит впечатление устойчивости и стабильности. Однотонные полы иллюзорно увеличивают площадь, а полы, застеленные мелкими ковриками, расположенными в разных местах, зрительно уменьшают поверхность пола. С помощью разверток интерьерного пространства в проекте удобнее всего выбрать и комплексно представить удачное цветовое решение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|