Определение дидактических функций учебника
Под дидактической функцией школьного учебника понимают целенаправленно сформированные его свойства (качества) как носителя содержания образования и основного книжного средства обучения, наиболее полно отвечающие целевому назначению учебника в процессе реализации содержания образования в условиях развивающего, воспитывающего обучения. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, при определении дидактических функций учебника (системы учебных книг) чрезвычайно важен учёт конкретно-исторических условий, в рамках которых общеобразовательная школа призвана реализовывать социальный заказ общества и которые диктуют методы и структуру процесса обучения. Во-вторых, должны быть отобраны наиболее эффективные для данных условий свойства учебной книги. А для этого требуется напряжённая творческая работа по выявлению этих свойств с учётом тесного взаимодействия учебника со всеми другими средствами обучения. Наконец, в-третьих, предстояло научиться (и в этом направлении сделаны пока лишь первые шаги) целенаправленно формировать, конструировать эти качества, эти свойства в конкретной учебной книге. И если сегодня мы можем не только сформулировать проблему функционально-целевого подхода к современному школьному учебнику, но и говорить о конкретной работе по усилению его дидактических функций, -это убедительное свидетельство того, что на пути развития теории школьного учебника сделан ещё один шаг. Наши исследования показали, что современному школьному учебнику - массовой учебной книге - носителю содержания образования, в том числе видов деятельности, определённых школьной программой для обязательного усвоения с учётом возрастных и иных особенностей учащихся, присущи следующие дидактические функции.
Информационная - фиксация предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебных предметов, с определением обязательного для учащихся объёма (дозы) информации. Информационная функция рассчитана на достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитанности школьников. Трансформационная - связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных, технико-технологических и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, конкретизации и уточнения государственной учебной программы на основе дидактических принципов и правил, прежде всего с учётом принципа доступности. Однако педагогическая переработка определённого объёма основ знаний для включения их в учебник в качестве содержания образования — это ещё одна, в значительной мере внешняя сторона трансформационной функции (хотя и очень сложная и очень важная). Эта функция связана с таким преобразованием основ знаний в учебный материал (например, в систему задач и упражнений), при котором на основе учёта требований общества и педагогики к трудовой политехнической общеобразовательной школе, связи обучения с жизнью, возрастных и иных особенностей учащихся, необходимости активизации системы их эмоционально-ценностных отношений достигается эффект превращения «чисто» познавательных деятельности школьников в познавательно - преобразовательную. При этом у учащихся возникают помимо репродуктивных такие виды продуктивной поисковой деятельности, как эвристическая (частично-поисковая) и творческая (исследовательская, конструктивная), т.е. достигается существенный сдвиг в активизации учения школьников.
Систематизирующая - обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащихся на овладение приёмами научной систематизации. Реализация этой функции способствует активизации управления процессом учения со стороны педагога. Закрепление и самоконтроль — целенаправленное под руководством учителя формирование видов деятельности учащихся, осуществление помощи им в прочном усвоении обязательного учебного материала, в ориентации в нём и опоре на него в практической деятельности. Самообразование — формирование у учащихся желания и умения самостоятельно приобретать (добывать) знания, помощь в самостоятельном восполнении пробелов в знаниях, стимуляции у них учебно-познавательной мотивации и потребности в познании. Интегрирующая — помощь в отборе и усвоении в качестве единого целого знаний, приобретённых учащимися в процессе различных видов деятельности, из различных источников знаний. Координирующая - обеспечение наиболее эффективного, функционального использования всех средств обучения, а также усвоения дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимися при помощи внеучебных средств массовой информации. Развивающе - воспитательная - содействие активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности. В развивающе - воспитательной функции, как в фокусе, наиболее ярко и полно отражается специфика современного учебника, хотя совершенно очевидно, что при этом каждая из перечисленных функций несёт определённую развивающе - воспитательную нагрузку. И если мы эту функцию ставим в конце перечня, то это не должно затемнять её главенствующего, ведущего среди всех функций знания. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитательное воздействие на учащегося. Когда хорошо исполненная и отвечающая строгим эстетические требованиям иллюстрация воздействует на школьника, он косвенно воспитывается через развитие эстетических восприятий и представлений, своего эстетического вкуса. Точно так же учитель оказывает глубокое воспитательное воздействие на учащихся посредством использования умело разработанной автором учебника системы задач и упражнений, решение которых развивает продуктивное логическое и творческое мышление. Таким образом, во всех случаях воспитательное воздействие на школьников, организуемое учителем средствами учебника Осуществляется на основе развивающего эффекта учебного материала учебника (опосредованное, косвенное воспитание) в процессе обучения.
Дидактические функции учебника, не являющиеся рядоположительными, а составляющие систему иерархически взаимосвязанных и взаимодействующих его свойств, должны выступать в каждом учебнике в органическом единстве, в комплексе. Через дидактические функции школьного учебника наиболее полно и последовательно реализуется воспитательные, образовательные и развивающие задачи обучения. Перечисленный набор дидактических функций является безусловно открытой системой - он претендует на законченность, скорее являясь отправным для дальнейшего исследования. Преимущества приведённой номенклатуры дидактических функций заключается в том, что она, во-первых, опирается на системный подход, отражает реальные требования всей системы реализации содержания образования. Во-вторых, не повторяя дидактических функций целостного процесса обучения, эта номенклатура конкретизирует их применительно к ведущему средству обучения,каким является школьный учебник. Можно с полным основанием утверждать,что ни одна из перечисленных дидактических функций школьного учебника не противоречит общим функциям и принципам обучения в общеобразовательной школе. Каждая из них и все они в комплексе целенаправленно работают на достижение единства и наиболее полную реализацию образования, развития и воспитания в процессе обучения. Однако изучение действия механизма отдельных функций позволяет утверждать, что каждая из них в определённой степени «тяготеет» к той или иной функции целостного процесса обучения.
Рассмотрим, как в процессе создания школьного учебника программируются, закладываются и реализуются его дидактические функции. Информационная функция. Являясь составной частью системы средств обучения, учебник (комплект школьных учебников) играет в ней особую роль. Учебник полнее и последовательнее, чем другие компоненты системы, реализует её основные функции. Вот почему при анализе и оценке учебника прежде всего необходимо устанавливать степень реализации им функций, присущих всей системе средств обучения. Наряду со словом учителя учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимися информации. Представляя собой в школе концентрацию всех тех основных богатств, которые выработало человечество, учебник раскрывает основное содержание образования, информирует о нём учащихся. Значение информационной функции школьного учебника прямо определяется требованиям социального заказа помочь каждому ученику овладеть глубокими знания основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве. В этих условиях, как никогда, актуальны вопросы дидактического обоснования содержания образования - обоснования того конкретного минимума знаний о современном мире, включая систему нравственных и эстетических ценностей, который должен быть сформирован в процессе учебного познания, и тех средств, которые должны обеспечить усвоение содержания образования, необходимый уровень развития и воспитания учащихся. Вот почему этот минимум должен войти в учебник, определить обязательный для усвоения объём (дозу) информации. Это положение приобретает особое значение в связи с тем, что проведённая в 60-е гг. реформа общеобразовательной школы, ставившая перед собой задачу поднять теоретический уровень содержания образования, не смогла в достаточной мере учесть реальные возможности школы в условиях всеобщего обязательного среднего образования: программы и учебники в результате перестройки содержания образования оказались перегруженными излишней информацией, второстепенным материалом. Формирование информационной функции учебника в процессе его создания предполагает в первую очередь высокое качество учебного материала, его высокий научный уровень. И следовательно, «при совершенствовании учебников, учебной методической литературы принцип глубокой научности не только должен быть сохранён, но и преумножен». И в этом плане очень большое значение приобретают работы советских дидактов по разработке: типологии аспектных проблем конкретного учебного предмета, которые выступают в качестве содержания, подлежащего изучению; структурных схем, а также критериев, служивших основанием для формирования основ теории в тех учебных предметах, в которых функционально «основы наук» составляют ведущее содержание, и т.д.
Вопрос отбора предметного содержания, которое необходимо усвоить в конкретном случае или группе классов, — это в конечном счете вопрос о содержании образования в трудовой политехнической школе. Он решается конкретно на каждом историческом этапе развития школы и находит свое реальное выражение в учебных программах.... Программы — средство фиксации содержания учебного предмета. Они подготавливают содержание образования к переводу — в учебнике — на уровень учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т. е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания. Поэтому программы не только средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета, но и руководящий, направляющий документ для учебного процесса. Изолированная работа над программой каждого учебного предмета - не может иметь места: совокупность программ должна отразить содержание образования в его целостности. Поэтому общим требованием к программам является их единство, единые методологические и теоретические основы их разработки и достижение в них целостности содержания образования (как и в учебных планах и учебниках). Программа — нормативный документ, не только направляющий деятельность учителя и учащихся, но и определяющий деятельность создателей учебников и методических пособий. Практика создания учебников последнего десятилетия убедительно показала, что в ряде случаев немало сложностей возникало в связи с тем, что авторские коллективы приступали к созданию учебников до создания соответствующей программы по учебному предмету (при этом на уровне лишь данного учебного предмета без учета всего объема содержания, определенного для усвоения данной возрастной группой). В ряде случаев программа существенно уточнялась, а иногда и прямо утверждалась на базе подготовленного учебного материала — учебника. Эти факты нарушения научной логики поэтапного формирования содержания образования в ряде случаев и привели к заполнению учебников чрезмерно усложненным, оторванным от жизни, а значит, и от целей общеобразовательной школы учебным материалом. В результате далеко не все учебники соответствовали параметрам, выработанным в процессе создания лучших советских учебных книг. Работа по ним создавала перегрузку учащихся, сами учебники неоднократно дорабатывались, что влекло за собой большие материальные потери. Три серьезные доработки — за 10 лет. И практически впервые за 10 лет для учебника наконец отобран необходимый материал! Когда анализируешь этот материал (а, к сожалению, «Физика» для IX класса не исключение), поневоле приходишь к мысли о наличии серьёзных недостатков в формировании информационной функции учебника, об отсутствии четких критериев определения по каждому предмету того, что необходимо для усвоения на данном этапе развития общества. Необходимость доработки учебных планов, программ и учебников, с тем чтобы они «содержали в необходимом объеме основы соответствующих наук, обеспечивали политехническую, трудовую, воспитательную направленность изучаемых предметов, их доступность, внутреннюю преемственность и логическую последовательность на всех ступенях обучения», прямо вытекает из требований, предъявляемых к учебнику для массовой школы. В основе наиболее полной реализации информационной функции школьного учебника лежит серьезная работа по дальнейшему совершенствованию учебных программ, призванных научно отразить специфику учебного предмета, включенного в содержание образования. Программа, выделяя основные вопросы курса, определяет четкие параметры объема информации в учебнике, который и призван, исходя из этого, реально, на деле способствовать устранению перегрузки школьников учебными занятиями. Четкая формулировка в программе требований к основным, знаниям и умениям является развернутой конкретизацией целей учебно-воспитательного процесса, достигаемых в процессе преподавания того или иного учебного предмета. Теперь автор учебника, как и учитель, получает конкретные указания о том, какие основные понятия и идеи должны быть усвоены учащимися (а следовательно, введены в учебник), какие практические умения и навыки должны быть сформированы у них в результате учебной работы за каждый учебный год. Глубоко продуманная, научно обоснованная программа курса обучения, строгое соблюдение авторским коллективом ее требований с учетом межпредметных связей— первое, важнейшее условие успешной реализации информационной функции школьного учебника. Однако, как показала практика создания учебников в издательстве «Просвещение», не меньшую остроту приобретает и количественная сторона вопроса. В директивных указаниях партии обращено внимание на наличие в школьных учебниках излишней информации, второстепенного материала. О том, как это выглядит на практике, свидетельствуют исследования, проведенные учеными в конце 70-х гг. В числе причин, способствующих перегрузке, помимо излишней усложненности отдельных курсов, несовершенства учебников и преподавания исследователи прямо указывали на несоответствие объема включенного в программы и учебники материала времени, отводимому на его изучение. Очевидно, что без учета способности учащегося определенного возраста освоить новые знания нельзя строить, нагрузку учебной книги. Вместе с тем проблема усвоения содержания образования не может, естественно, быть сведена лишь к проблеме количества. Трансформационная функция. Социальный опыт, передаваемый подрастающему поколению в процессе обучения, в том числе научные знания, так или иначе пронизывающие каждый учебный предмет, не переносится прямо в школьные программы и учебники. К. Д. Ушинский считал переработку научных систем в педагогические важнейшим показателем качества школьных учебников. Выдающийся педагог обосновал положение о том, что «научное и педагогическое изложение науки две вещи разные», что педагогическая переработка науки является непременным условием успешного и плодотворного обучения подрастающих поколений. Учебник (комплект учебников для школы) включает в себя переработанные, преобразованные основы знаний. Это преобразование осуществляется на основе дидактических принципов и правил для того, чтобы содержание образования было наилучшим образом усвоено учащимися (определенного возраста, состояния здоровья, типа учебно-воспитательного учреждения). Наиболее полно воплощая государственную программу, конкретизируя, уточняя и развивая ее, учебник реализует содержание образования с учетом его доступности, осуществляет тем самым трансформационную функцию, направленную на то, чтобы на основе ясного и отчетливого понимания учебного материала у школьников возникало стремление к поисковой преобразовательной деятельности. В реализации этой функции, в умении преподнести учащимся содержание конкретного предмета в форме легко усвояемой, интересной, понятной и близкой учащимся во многом сказывается высокая степень не только научной эрудиции автора учебника, но и его таланта популяризатора и педагога, умение «видеть предмет» глазами учащегося. Однако следует проследить и те закономерности, которые существуют при формировании этой функции. Основными направлениями трансформации содержания предмета обучения при переводе его на уровень учебного материала являются: 1) обеспечение доступности содержания для данной возрастной категории — дидактическая переработка учебного материала; 2) установление значимых для данной категории учащихся связей изученного материала с жизнью, с практикой; 3) оптимальная активизация учения школьников путем введения элементов проблемного изложения, усиления его убедительности, интересности и эмоциональной выразительности. Рассмотрим наиболее характерные черты этих трёх направлений. Проблема дидактической переработки исходного материала для школьного учебника занимала практически всех ученых-педагогов, так или иначе имеющих отношение к учебникам. Особенно глубоко разработал эти положения К. Д. Ушинский, который не только выстроил общие закономерности, но и на конкретных образцах убедительно продемонстрировал подходы к этому «очень и очень нелегкому» делу. К сожалению, до сих пор при составлении хрестоматий и книг для чтения в начальной школе авторам и издателям приходится слышать немало упреков в том, что для них подбираются и специально пишутся тексты, не отличающиеся, по мнению рецензентов, высоким художественным совершенством. Не проще ли взять готовые великолепные образцы творений Пушкина, Лермонтова, Тургенева? В методических статьях и материалах к «Детскому миру» К- Д. Ушинский так в свое время отвечал на этот вопрос: «Много значит для ребенка, если он прочтет несколько статей с полным их сознанием, с полным пониманием не только мысли, но и связи мыслей. Вот почему статьи книги, назначенной для первоначального чтения, не могут быть собраны из различных писателей, но должны быть нарочно составлены для первоначального чтения. Как хороши, например, описания различных предметов природы у Аксакова и Тургенева, но годятся ли они для первоначального логического чтения? Положительно нет: дитя, подавленное самою красотою формы, не проникнет до сущности, и учителю почти невозможно вести беседу об описываемом предмете; ему приходится говорить почти только о выражениях писателя, что еще слишком рано». Глубоко исследуя вопрос о дидактической переработке материала науки в учебниках на базе материала последних лет, А. М. Сохор так формулирует эту задачу: «Обеспечение надлежащей коммуникации между учебником и учащимся, т. е., иными словами, обеспечение понимания сообщения на требуемом (заранее установленном в качестве минимального) уровне». К способам обеспечения понимания учебного материала относятся: учет базовых знаний учащихся; опора на актуализацию этих знаний, установление между ними и новыми знаниями прочных логических связей; строгая регламентация (с учетом отведенного программой времени) количества познавательных задач, постановка их в доступной для данного уровня подготовки вербальной форме. Обеспечение доступности, умелая дидактическая обработка исходного материала — важная составная часть трансформационной функции школьного учебника. Реализация этой функции должна вместе с тем обеспечить такую переработку материала, которая позволит наиболее полно и убедительно осуществить в процессе обучения связь изучаемого материала с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Это один из исходных моментов передачи учащимся социального опыта предшествующих поколений, ибо только на его базе можно включить их в активную общественную и производственную деятельность. Трансформируя научный материал в учебный, опытные авторские коллективы стремятся изложить его таким образом, чтобы выйти на уровень сегодняшней действительности, дать в руки учащихся инструмент практического познания и воздействия на мир, па окружающую действительность. Наконец, как уже было указано, при педагогической трансформации научного, идеологического, художественного и другого материала в учебный важное значение имеет активизация учения школьников, в том числе их мыслительной и эмоциональной сферы в процессе восприятия и осознания информации. И в этом отношении авторские коллективы обладают очень большими возможностями. Научная достоверность и убедительность (доказательность), классовый подход к освещению проблем, реализм, яркое, эмоционально-выразительное, проблемное изложение, умелое использование иллюстративного материала, проблемная постановка вопросов и заданий, направленность на формирование самостоятельного продуктивного мышления и опыта творческой деятельности учащегося — вот далеко не полный перечень путей и способов, с помощью которых автор учебника трансформирует материал с учетом изучаемого предмета и возраста школьников. Цель этой трансформации — активизация учения школьников, их мыслительной деятельности, их познавательных чувств и мотивов. Очень хорошо сказал об этом Н. А. Добролюбов, утверждая, что «убеждение и знание только тогда и можно считать истинными, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею». Систематизирующая функция. В каждом учебнике (во всей системе учебников) по предметам и классам должно быть обеспечено строго последовательное изложение информации, составляющей содержание учебного курса, и сам должен учить школьника приемам и методам научной систематизации. Реализация систематизирующей функции — необходимая предпосылка для осуществления других функций учебника. «Роль этой функции вытекает из самой сути единой трудовой политехнической школы. Об этом упоминал в свое время М. И. Калинин, утверждая, что «школа — это единственное место, которое приучает... систематически работать. Как бы человек ни стремился помимо школы, без школы, сам по себе получить знания, он все-таки будет, как говорят, самоучкой». Нарастающий поток научной информации надо уметь систематизировать, обработать и передать.учащимся так, чтобы подготовить их к той новой технике, к новым технологическим процессам, с которыми они будут иметь дело, вступив в жизнь. Одновременно реализация систематизирующей функции учебника должна активизировать процесс овладения учащимися учебным материалом, помочь учителю в управлении процессом учения. Усиление реализации систематизирующей функции в комплекте учебников, учебных книг способно преодолеть один из серьезных недостатков общеобразовательной школы, который заключается в том, что, обеспечивая основательные знания по отдельным предметам, она зачастую не дает учащемуся целостного представления о мире. Достижению этой важной цели будет в существенной мере способствовать систематическое формирование у учащихся целостной картины мира, соответствующей современным научным представлениям, в учебниках естественного цикла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|