Типы дошкольных учреждений
ПЛАН.
1. Понятие о системе образования. Ее общественная значимость. 2. Характеристика звеньев системы образования. 3. Основные принципы построения системы образования в России.
4. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- 1 -
Под системой образования понимают совокупность всех последовательно сменяющих друг друга учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для систематического целенаправленного обучения и воспитания населения каждой отдельной страны.
Само понятие «система» означает последовательность, планомерность, стройность: начинается образование с низших элементов и постепенно движется к высшим. Системы образования исторически начали складываться с середины восемнадцатого века, в первую очередь, в экономически развитых странах. Естественно, что система образования в каждой отдельной стране носит конкретно-исторический характер, то есть она обусловлена уровнем развития производительных сил общества и сложившимися производственными отношениями, отражает социально-экономические потребности общества, характеризуется рядом национальных черт и особенностей. Система образования необходима каждой стране. Эта необходимость заключается в том, что всем людям крайне важно получить образование, - ведь только грамотный, образованный человек сможет вести полноценную жизнь. Значение системы образования заключается в том, что во всех учреждениях, входящих в ее состав, человек с детства получает широкий круг знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности, то есть получает образование, формирует интеллект. Кроме того, в профессиональных учебных заведениях (от ПТУ до ВУЗА) каждый человек овладевает определенной профессией.
Преемственность (взаимосвязь) в работе различных учебно-воспитательных учреждений системы образования помогает осуществлять педагогический процесс последовательно, планомерно и целенаправленно. - 2 -
Понятие «система» имеет свое значение и предполагает наличие определенных элементов в ее структуре, а также связи между этими элементами. Такими элементами являются звенья системы образования. Для этих звеньев необходимо наличие определенных связей и преемственности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВЕНЬЕВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Дошкольное образование. 2. Начальное общее образование. 3. Основное общее образование. 4. Среднее общее образование. 5. Профессиональное образование: - среднее профессиональное - высшее (бакалавр) - высшее (специалист) - высшее (магистр) - аспирантура - докторантура.
Дошкольное образование – первое звено системы образования. Осуществляется оно в дошкольных учреждениях (детских садах) в возрасте от двух до шести-семи лет. В нашей стране сложилась стройная разветвленная система дошкольных учреждений.
ТИПЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1. По местным условиям: - стационарные (постоянные детские сады) - сезонные (временные детские сады, например, на летний период).
2. По возрасту детей, посещающих дошкольное учреждение: - ясли (дети от двух месяцев до трех лет не включая) - сад (дети от трех до семи лет включительно) - ясли-сад (дети от двух месяцев до семи лет включительно).
3. По количеству возрастных групп: - двухгрупповые - десятигрупповые - шестигрупповые - двенадцатигрупповые и т.д.
4. По специальному назначению: - детские сады общего типа - детские сады компенсирующего типа ((специализированные) в них воспитываются дети с различными отклонениями в развитии: нарушениями речи, зрения, слуха и т.п.)
- детские сады санаторного типа (в них воспитываются дети с ослабленным иммунитетом, частыми простудными заболеваниями, нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы и т.п.) - детские сады комбинированного типа (в таких детских садах есть разные группы: общего типа, специализированные, санаторные) - дома малютки (для детей до 3-4 лет) - детские дома (для детей с 3-4 лет).
5. По виду проектирования: - детский сад стандартного проекта (с закладкой фундамента; строительный материал – кирпич, строительные панели и т.д.; на строительство такого здания отводится много времени, - один год и более) - детский сад нестандартного проекта ((модульный) без закладки фундамента; строительный материал – специальные блоки-модули; на строительство такого здания отводится немного времени, - три-шесть месяцев).
6. По принадлежности к организациям, учреждениям, ведомствам. - бюджетный (муниципальный) детский сад (шефствуют над таким дошкольным учреждением органы управления образованием: гороно, районо); - ведомственный детский сад (шефствует над таким детским садом определенная организация или предприятие; например дошкольное учреждение МВД, дошкольное учреждение молокозавода и т.п.); - частный детский сад (открывается и содержится частным лицом – индивидуальным предпринимателем, который выступает хозяином дошкольного учреждения).
Следует отметить, что к какому типу ни относился бы детский сад, в своей воспитательно-образовательной работе он обязательно подчиняется органам управления образованием. Дошкольные учреждения решают важнейшие социальные задачи оказания необходимой помощи семье в присмотре за детьми, их воспитании и обучении. Всем детям, принятым в детский сад, обеспечивается целенаправленное систематическое обучение и воспитание, что способствует их всестороннему гармоническому развитию.
Начальное общее образование – второе звено системы образования. Его дети получают в общеобразовательной средней школе в первом-четвертом классах в возрасте от шести-семи до десяти-одиннадцати лет. Начальное образование – это первая ступень обучения в школе. Оно
создает базу для получения человеком основного общего и среднего общего образования. Таким образом, начальное обучение является школой первой ступени.
Основное общее образование – третье звено системы образования. Его дети получают в общеобразовательной средней школе в пятом-девятом классах (это школа второй ступени) в возрасте от десяти-одиннадцати до пятнадцати-шестнадцати лет.
Среднее общее образование – четвертое звено системы образования. Осуществляется оно в общеобразовательной средней школе в десятом-одиннадцатом классах (это школа третьей ступени) в возрасте от пятнадцати-шестнадцати до семнадцати-восемнадцати лет включительно. Общее среднее образование после окончания девяти классов можно также завершить в: - вечерней школе; - в колледже, техникуме (где все учащиеся одновременно с завершением общего среднего образования получают определенную специальность для занятия должностей среднего педагогического, медицинского, технического и другого персонала в разных структурах народного хозяйства, медицины, образования и культуры, или рабочую профессию).
Профессиональное образование – пятое звено системы образования. Его можно получить: - в средних профессиональных учебных заведениях (колледжи, техникумы), где учащиеся получают среднее профессиональное образование; это первое подзвено профессионального образования; - в высших учебных заведениях (ВУЗах), где студенты получают высшее образование (звание бакалавра, специалиста или магистра); высшими учебными заведениями являются университеты, академии; такое образование является второй подступенью профессионального образования.
Аспирантура и докторантура соответственно составляют третье и четвертое подзвенья системы образования. Обучение в них возможно лишь на базе полного высшего образования (специалист, магистр). По окончании аспирантуры студент защищает кандидатскую диссертацию и получает ученую степень кандидата наук. По окончании докторантуры студент защищает докторскую диссертацию и получает ученую степень кандидата наук.
- 3 - Принцип – это исходное положение.
Принципы построения системы образования – это исходные положения, на которых базируется система образования.
Принципы определяют структуру и направленность функционирования системы образования. В каждой стране они разные. Это определяется общественным строем государства, уровнем развития его производительных сил и т.д.
К основным принципам построения системы образования в нашей стране относятсяследующие.
1. Равенство всех граждан в получении образования. Все граждане России имеют равное право на получение образования независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения.
2. Единство обучения и воспитания. Обучение и воспитание неразрывно связаны: обучая, педагог одновременно воспитывает учащихся.
3. Научный характер образования. Уровень образования постоянно совершенствуется на основе новейших научных достижений. Этот принцип заключается также и в том, что учащимся дают знания реальные, то есть преподносят им лишь научно доказанные факты и сведения).
4. Гуманистический и высоконравственный характер обучения и воспитания. Вся система образования направлена на благо прежде всего, самого человека, - в этом заключается ее гуманистический характер, а также на формирование у человека высоких нравственных качеств, - в этом заключается ее высоконравственный характер.
5. Доступность для каждого человека всех форм и типов услуг образования, предоставляемых государством. Образование в нашей стране доступно: каждый гражданин имеет право выбрать для обучения то учебное заведение, которое пожелает.
6. Разнообразие видов образования. Образование в России разнообразно: медицинское, педагогическое, экономическое, техническое, музыкальное.
7. Органическая связь образования с национальной историей, культурой, традициями. В каждом учебном заведении образование связано с историческим прошлым, то есть опирается на факты истории, национальную культуру и традиции, например, в курсе «Педагогика» мы изучаем раздел «История педагогики», в котором рассматриваем деятельность видных педагогов прошлого; далее, при изучении непосредственно, самой педагогики, мы опираемся на их достижения и исследования. Образование опирается также на национальную культуру и традиции, например, в учебных заведениях отмечаются юбилейные даты видных деятелей национальной культуры, народные праздники и т.д.
8. Независимость образования от политических партий, гражданских и религиозных организаций. Независимо от вышеуказанных факторов образование существует и является доступным для всех граждан.
9. Связь образования с производством (практикой). Теория и практика неразрывно связаны и в процессе образования взаимно опираются друг на друга. Например, в каждом учебном заведении предусмотрена практика учащихся: в медицинском учебном заведении – медицинская практика, в педагогическом учебном заведении – педагогическая практика и т.д.
10. Непрерывность образования. Образование осуществляется непрерывно за исключением каникулярных периодов: оно идет изо дня в день, из года в год. Если образование будет прерываться, произойдет нарушение принципа систематичности обучения, что повлечет за собой заметное снижение его результатов. 11. Взаимосвязь образования России с образованием других стран и ориентировка его на мировой уровень. Система образования нашей страны поддерживает тесную связь с системами образования других стран в целях перенятия передового педагогического опыта, чтобы не отстать, а продвинуться вперед в обучении и воспитании молодого поколения.
12. Единство системы образования и преемственность всех типов учебных заведений. В нашей стране есть разные ступени обучения: более низкие и более высокие; каждой из них соответствует определенное звено системы образования (дошкольное воспитание, начальная школа, профессиональное образование и т.д.). При этом осуществляется постепенный переход от обучения на более низких ступенях к обучению на более высоких: эти ступени взаимно продолжают друг друга, - в нашей стране нет таких учебных заведений, окончание которых не давало бы возможность продолжить обучение в других учебных заведениях на более высокой ступени. Именно в этом и заключается единство системы образования и преемственность в ней.
- 4 -
Закон «Об образовании» - это государственный документ, определяющийнормативно-правовую базу образования страны на всех ее ступенях и звеньях.
Закон «Об образовании» определяет структуру системы образования, принципы ее построения, типы современных образовательных организаций и мн.др. Дошкольному образованию посвящена статья 64 главы 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|