Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опишите взаимосвязь между объемом продаж, затратами и прибылью. Приведите аналитические формулы, выражающие ее. Как можно их использовать в принятии управленческих решений?

Опишите методику анализа безубыточности продукции и методы определения критического объема продаж

В практике экономического анализа применяются два способа определения точки критического объема производства 1)графический и 2)алгебраический.

1) Графический способ является наиболее простым и наглядным. По горизонтали (ось х) показывается объем продукции в натуральном или стоимостном выражении, который регламентируется производственной мощностью предприятия. По вертикали (ось у) показываются затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость продукции). график позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж, в которой величина затрат на производство и сбыт продукции будет равна выручке от продаж. Эта точка и будет являться точкой критического объема производства. Соответственно все, что находится на графике выше данной точки позволит получать предприятию дополнительную прибыль, все что ниже - приведет к убыткам.

2) При решении задачи алгебраическим способом можно использовать простую формирования финансового результата по методу «Затраты – объем производства - прибыль». В этом случае прибыль можно представить в виде соотношения:

П = РП – 3, где

П - величина полученной предприятием прибыли;

РП – выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

З – затраты на производство и реализацию продукции отчетного периода.

РП = РП΄х Q, где

РП΄ - выручка от реализации единицы продукции;

Q – объем произведенной и реализованной в отчетном периоде продукции;

Учитывая, что величина затрат на производство и реализацию продукции (З) состоит из переменных и постоянных затрат, причем переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производства и реализации продукции объем затрат на производство и реализацию продукции отчетного года можно представить в следующем виде:

З = Q х Z + S, где

Q – объем произведенной и реализованной в отчетном периоде продукции;

Z – переменные расходы на производство единицы продукции;

S – постоянные расходы на производство единицы продукции.

В этом случае исходная формула примет вид:

П = РП΄х Q – (Q х Z + S) = РП΄х Q – Q х Z – S = Q х (РП΄- Z) - S

Данную формулу также можно несколько трансформировать. Это связано с тем, что соотношение РП΄- Z предстваляет собой величину маржинального дохода на единицу продукции (М΄). Тогда формула примет вид:

П = Q х М΄– S, где

Q – объем произведенной и реализованной в отчетном периоде продукции;

М΄– маржинальный доход на единицу продукции;

S – условно-постоянные затраты на одно изделие.

Учитывая, что в точке критического объема производства прибыль равна нулю получим:

Q х М΄- S = 0

Отсюда:

S = Q х М΄

Тогда, объем производства продукции, обеспечивающий предприятию нулевую прибыль или точка критического объема производства (Qкр.) будет определна следующим образом:

Qкр.= S = S
М΄ 1 - Z

Величина маржинального дохода на производство единицы продукции может быть так же определена расчетным путем:

М΄= М где
РП

М – маржинальный доход на производство и реализацию всей продукции отчетного периода;

РП – выручка от реализации всей продукции отчетного периода.

Следует так же отметить, что определение критической точки объема производства предполагает реализацию всего произведенного объема продукции. В противном случае предприятие неизбежно получит убытки, т.к. часть выручки от реализации будет заморожена в виде остатков нереализованной продукции.

При определении точки критического объема производства алгебраическим способом условно-постоянная часть расходов наиболее точно может быть определена путем прямой выборки из данных бухгалтерского учета предприятия. Однако, при отсутствии необходимых данных в условиях внешнего анализа, проводимого по показателям отчетности, допустимо рассчитывать долю условно постоянных расходов в себестоимости упрощенным способом:

Y = D З х 100% , где
100 % - D Q

Y - удельный вес условно -постоянных расходов в себестоимости продукции, %;

D З - темп прироста затрат на производство и реализацию в сопоставимых ценах на ресурсы, %;

D Q - темп прироста объема производства и реализации продукции в сопоставимых ценах,%.

 

Как используется анализ безубыточности в принятии управленческих решений? Приведите пример

Расчет критической точки производства очень важен не только для оценки перспектив предприятия и определения необходимого объема заключенных договоров. Он позволяет определить финансовую устойчивость фирмы. Чем больше разность между фактическим объемом производства и объемом производства в критической точке - тем выше запас финансовой прочности предприятия. Таким образом, абсолютный показатель запаса финансовой прочности может быть определен следующим образом:

З ф.п. = Q ф. - Q кр., где

Зф.п. – запас финансовой прочности предприятия;

Q ф. – фактический объем, произведенной продукции;

Q кр. – объем производства продукции в критической точке.

Относительный показатель запаса финансовой прочности может быть определен по формуле:

З ф.п. = Q ф. – Q кр. х 100%

Q ф.

Такой показатель позволяет оценить возможность производственного маневра предприятия: на сколько процентов в случае осложнения конъюнктуры оно может уменьшить объем производства и реализации продукции без риска получения убытков. Увеличение уровня этого показателя в динамике однозначно свидетельствует об укреплении финансового положения предприятия. А снижение - об уменьшении финансовой устойчивости и платежеспособности.

Анализ критической точки объема производства позволяет оценить степень влияния изменения величины и структуры себестоимости и объема продукции на величину полученной предприятием прибыли. Эта взаимосвязь характеризуется категорией производственного левериджа. Производственный леверидж представляет собой потенциальную возможность предприятия влиять на изменение прибыли путем изменения структуры и величины затрат (себестоимости) и объема реализованной продукции. В практике экономического анализа величина производственного левериджа определяется как соотношение постоянных и переменных затрат.

Производственный леверидж = Постоянные затраты на производство продукции

Переменные затраты на производство продукции

Для того, что бы определить силу воздействия производственного рычага, необходимо разницу между выручкой от реализации и переменными расходами (маржинальный доход) разделить на прибыль от реализации:

СВПР = Маржинальный доход

Прибыль от реализации продукции

Если, например, полученный таким образом показатель будет равен 5, то это означает, что снижение выручки от реализации на 1% приведет к падению прибыли на 5 %. Собственно и рост объема реализации на 1% должен привести к увеличению прибыли на 5%.

 

Опишите взаимосвязь между объемом продаж, затратами и прибылью. Приведите аналитические формулы, выражающие ее. Как можно их использовать в принятии управленческих решений?

Анализ безубыточности осуществляется на основе исследования соотношения "затраты - объем - прибыль", которое отражает взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. По существу, этот метод сводится к определению точки безубыточности производства (критической точки) такого объема продукции, при реализации которого достигается нулевой результат: предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков. Для определения точки безубыточности применяют такие методы, как математический, метод маржинального дохода и графический.

При использовании математического метода для расчета точки безубыточности определяется объем реализации в единицах продукции, который необходим для покрытия всех затрат:

1. выручка от реализации - суммарные переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.

Учитывая, что

1. выручка от реализации = цена на единицу продукции х объем реализации;суммарные переменные затраты = переменные затраты на единицу продукции х объем реализации,

формула для расчета прибыли предприятия может быть представлена в следующем виде:

1. (цена единицы продукции х Х)- (переменные затраты х X) - постоянные затраты = прибыль,

где X- объем реализации в точке безубыточности.

Так как прибыль приравнивается к нулю (цель расчета состоит в определении объема реализации или критической точки, при котором у предприятия нет прибыли), то для расчета объема реализации используют следующую формулу:

1. X х (цена единицы продукции - переменные затраты на единицу продукции) - постоянные затраты = 0.

Таким образом, для того чтобы рассчитать объем реализации, при котором прибыль равна нулю, или точку безубыточности, необходимо величину постоянных затрат разделить на разность между ценой продажи и величиной переменных затрат на единицу продукции:

1. X = постоянные затраты: (цена - переменные затраты на единицу продукции).

Определение точки безубыточности с использованием маржинального дохода представляет собой альтернативу математическому методу. Маржинальный метод основывается на определении разности между выручкой от реализации и переменными затратами. Следовательно, в состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты. Точка безубыточности будет достигнута в том случае, когда предприятие получит доход, достаточный для покрытия постоянных затрат.

Для расчета прибыли используется следующая формула:

1. суммарный маржинальный доход - суммарные постоянные затраты = прибыль.

Так как в точке безубыточности прибыли нет, то

1. маржинальный доход на единицу продукции х объем реализации = суммарные постоянные затраты.

Таким образом, формула для расчета точки безубыточности с использованием метода маржинального дохода будет иметь следующий вид:

1. точка безубыточности = суммарные постоянные затраты: маржинальный доход на единицу продукции.

Точка безубыточности находится в точке пересечения линий выручки и суммарных затрат. Она соответствует такому состоянию предприятия, когда нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, называется критическим. При объеме производства меньше критического предприятие полученной выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, в результате понесет убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, то предприятие получает прибыль. Запас безопасности показывает, до какого момента можно сокращать объем реализации, прежде чем предприятие начнет работать с убытками. На графике запасу безопасности соответствует область, расположенная между запланированным объемом производства и реализации продукции и точкой безубыточности.

Варьируя величинами издержек и объемов продаж, можно добиться изменения положения точки безубыточности, например, если фирма стремится увеличить объем реализации при неизменном спросе. В данной ситуации нужно в первую очередь воздействовать на сам спрос, что приведет к увеличению расходов на рекламу, маркетинг и т.д. Также необходимо создавать ценовые преимущества путем снижения цен, предоставления дополнительных скидок и т.д. В этом случае смещение точки безубыточности соответственно произойдет вправо. Смещение точки безубыточности влево (т.е. приближение момента получения прибыли) происходит при сокращении издержек, в первую очередь постоянных.

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненное преимущество этого метода заключается в том, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...