Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске.

Материал и прием в литературе.

Прием – то, с помощью чего творец приходит от материала к форме. Шкловский «Искусство как прием» - прием затрудненной формы – закон отстранения. Читатель вместе с писателем должен пережить создание космоса из хаоса. Набор приемов художника – отстраненность и затрудненность восприятия.

Материал – все, что взято как готовое – быт, характеры. Выгодский «Психология искусства» о «Легком дыхании». Материал – это язык, а речь – это прием.

Преображение материала из жизненного в художественный:

1)Тынянов писал о Пушкине и его друзьях, но при научном подходе он ищет реальные факты, чтобы раскрыть их творчество, при художественном - пишет о реальных людях, но частично додумывая некоторые факты.

2)Толстой называл героев именами, похожими на имена прототипов и добавлял собственные представления о них.

3)Полная выдумка – разграничение реальности и фантазии.

Приемы преображения – основа поэтики и теорлита. Прием – код для воплощения замысла произведения, но приобретает значение на фоне целого. Лит.произведения – система приемов, а не их сумма. Изучение приемов помогает в полном понимании личности писателя, его творчества. (Сон для разных писателей: 1)Сон Обломова – то, что важно и дорого;2)Сюжет оказывается сном – «Гробовщик»Пушкин;3)Вещий сон и осуждение писателем теории – сон Раскольникова о лошади). Прием один, но много реализаций. Совокупность приемов – стиль автора.

 

Автор, повествователь, персонаж в литературном произведении.

Персонаж – герой произведения. Сложность в понимании, что провозглашают отдельным персонажем. Ошибочно приписывать все реплики автору – Гринев, а не Пушкин говорит о бессмысленном бунте. Бывают персонажи = автору, это герои-резонеры, они выразители авторских идей. (Сатин в «На дне»). Открытие 19века: персонаж может не быть равен автору – Пушкин о Татьяне. Автор отстраняется от судьбы персонажа.

Рассказчик. Присутствие необязательно. Иногда автор не определяет рассказчика – в «Легком дыхании» нельзя узнать, кто говорит. Иногда несколько рассказчиков. Рассказчик – кривое зеркало между автором и персонажем. Безличное повествование объективно, но все равно создается худ.мир, отличающийся от реального. Виды:

1)Безличный рассказчик. По языку отличается от автора, но формально не выражен – нет биографии. Эйхенбаум «Как сделана «Шинель» - стилизация под болтовню, абсурд, Переход к сентиментальному, возвышенному повествованию. Гоголь скрывается за этой фигурой.

2)Наделенный чертами характера рассказчик. М.Зощенко – если смотреть на все рассказы в совокупности, то возникает картина «видимого миру смеха сквозь невидимые миру слезы». Рассказчики разные, но похожи. Пролетариат приходит на смену другому классу.

Автор – отражение действительности. Материально не может изменить композицию, он вне ее. Автор не отождествляется с реальным автором. Природа авторов: 1)человек, присутствующий в произведении – отступления в «Мертвых душах»;2)безличная форма – «Легкое дыхание». Автор – творец жизни, он создает образ автора. (Ерофеев «Москва – Петушки». Центр.персонаж – Венечка Ерофеев, впитавший черты реального автора, но он умирает в конце, а сам Ерофеев жив).

 

Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.

-Худож.произведения использует образы, наука - понятия

-Наука от многозначности старается дистанцироваться.

- научное мышление создаёт единственное верный образ (Евклидова геометрия);

- искусство многомысленно, своим посредством оно стремится показать человеку огромный поток мыслей, наука же их раздрабливает. Искусство сближает разнородные явления, т.к. является синтетическим взглядом на реальность, передаваемую звуками, словами, действиями и т.п. Это преображение мира по законам, устанавливаемым каждым его видом.

-образы науки лишены эиоциональной выразительности

Обыденное: базируется на повседневной чувственно-предметной деятельности человека, поэтому максимально доступно. Предмет – единичное познание.

Научное: логическое мышление, эмпирический и теоретический уровни познания. Предмет – общие закономерности.

Художественное: поиск единичного(обыденного), в котором отражается общее(научное).

Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске.

Гипербола (греч. hyperbole - преувеличение) - вид тропа, сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи.

Функции:

- как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Это стимулирует воображение, заставляет обратить внимание на выделяемые особенности явлений, высвечивает черты характера литературных героев. Гоголь пишет, что на сыновьях Тараса Бульбы были "шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами... " ("Тарас Бульба".) Гипербола по определению есть превышение нормы (предполагается, что читатель знает норму и в состоянии оценить эстетическую меру отхода от нее).

- передача чувств автора или героя. Гиперболой можно передать чувство огромной любви или усилить воздействие на читателя при описание чьего-либо гнева.

-К гиперболе относится оборот речи, именуемый pluralis majestatis (лат. - множественное возвеличение), т.е. употребление множественного числа применительно к самому себе. Этот оборот - клише многих официальных речей, документов, как в манифесте императора всероссийского, начинавшегося словами: "Божией Милостью Мы, Николай II..."

Литота (греч. litotes - малость, умеренность) - нарочитое преуменьшение или смягчение свойств, признаков, значений каких-либо предметов, явлений с целью усиления эмоционального воздействия, в частности выражения авторской оценки.

Основное, что сближает литоту и гиперболу, - "чрезмерность». С помощью литоты художник в состоянии передать лирическое настроение, безраздельное упоение одним чувством.

Для изображения динамики предмета писатели нередко сочетают контрастные тропы - гиперболу и литоту, которые, дополняя друг друга, усиливают общее впечатление. Такое сочетание характерно для стиля "Мертвых душ".

Существует ошибочное представление, что крайняя форма гиперболы - это гротеск, фантастическое преувеличение. На самом деле мотив преувеличения - признак гротеска, но не главный. Гротеск - вид римского древнего орнамента, если посмотреть истоки слова. На орнаменте изображалась причудливая игра с человеческими и животными формами без разграничения. Гротеск - это не дальнейшее развитие гиперболы, а особая форма предметной выразительности, меняющая облик вещей без ограничения и весьма причудливо. Гипербола - телескоп, увеличивающий картинку, а гротеск - кривое зеркало (бывает смешной и трагический). Пример: «История одного города» Щедрина (Бородавкин посылает оловянных солдатиков на слободу).

 

Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства.

- Согласно Библии, слово выведено за пределы земного, оно имеет свою особую силу, хотя мы обычно обращаем внимание только на словарное значение. Слово существует в нескольких видах: звучание и значение (внутренняя и внешняя форма слова). Внутренняя форма - это то, что не звучит буквально, а что мы воспринимаем как закономерность. Внешняя - содержание, объектизируемое посредством слова.

Слово может быть абстрактным, невещественным. Соединение абстрактности и конкретности слова - важное явление в литературе, т.к. оно выделяет её из других видов искусства.

- Место в ряду других искусств. Синкретическое искусство – танец. Античное – скульптура. Эпоха Возрождения – живопись. Реализм – литература.

Цивилизация – материальная культура. Наука, искусство и религия – духовная культура. Науки: естественные, социальные, гуманитарные. Филология: Лингвистика, литературная критика, литературоведение. Литературоведение: теория литературы, история литературы, вспомогательные литературоведческие дисциплины.

- Синкретического (передающего все) искусства не существует. Существует искусство пространственное, временное.

- Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Это твердая форма с собственным начертанием. Литература же - развитие линии событий, жизни человека. Театр так же ограничен временем действия.

- Все виды искусства имеют свои области, которые несовместимы. В каждом виде искусства свои достоинства и недостатки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...