Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мифологическая номинация ведунов




 

Обращение непосредственно к материалам мифологической прозы, равно как и к соответствующей мифологической лексике, не только не упрощает решения задачи относительно дифференциации интересующих нас персонажей, но еще более усложняет ее. Дело в том, что основные наименования всевозможных ведунов буквально растворяются во множестве синонимов. Если судить по словарю В. И. Даля, то наиболее часто встречающимися среди них являются следующие: ведун, ведунья – колдун, волшебник, знахарь, ворожея; ве´ щец, ве´ ще´ ль, вещу´ н, ве´ щица, вещу´ нья – ведун, колдун, волхв; знахарь, гадальщик, ворожея; предсказатель, прорицатель, отгадчик; далеко видящий вперед, прозорливый человек// вещица – ведьма; волхв, волх – мудрец, звездочет, астролог; чародей, колдун, знахарь, ворожея, чернокнижник; волшебник – то же, что волхв; ворожби´ т, вороже´ ц, ворожея´ – промышляющий ворожбою, шептами, леченьем; знахарь, шептун, колдун, ведун[1769]; кудесник – тот, кто кудесит, т. е. волхвует, колдует, занимается чарами, ворожбой, заговорами, чернокнижием[1770]; чародей, чародейка – волхв, волшебник, ворожея, колдун, кудесник, чернокнижник; знахарь, напускающий мару, мороку[1771]. Таким образом, наименование колдун включает в себя в большей или меньшей степени значения: ведун, вещун, волхв, волшебник, чародей, равно как и знахарь, тогда как название знахарь имеет в основе своей ту же семантику, что и колдун, вплоть до их отождествления, но с выделением значения «лекарь»[1772]. Слово же ведьма, в севернорусских диалектах – ведьмова, где она имеет значение «колдунья», «знахарка»[1773], сближается в этом качестве с наименованиями «колдун», «знахарь». Все разнообразие персонажей, как видим, сводится к некоему семантическому единству.

Рассмотрение соответствующих синонимов по «Словарю русских говоров Карелии и сопредельных областей» не всегда представляется возможным, поскольку многие из интересующих нас лексем, по‑ видимому, отнесены к словам, совпадающим по форме, терминологическому значению и семантическому употреблению с литературными. В результате в словаре отсутствуют лексемы: ведун, ведьма (но есть ведовать ), вещица, вещун (однако наличествует вещевать ), волшебник, волшебница, ворожея, знахарь (‑ ка), колдун (‑ ья), кудесник (имеется лишь кудеси – ряженые, кудес – колдовство, ворожба). Однако наличие в севернорусских говорах таких однокоренных слов, как знатец – знахарь, знатиха, знатка – знахарка, колдунья; знаток – колдун; знатуха – колдунья, не оставляет сомнений относительно нерасчлененности этих понятий: «Болела, чувствую, что слабну, так пока ко знатцу (курсив здесь и далее мой. – Н. К. ) не сходила, не успокоилась»; «Корова ушла да ушла, да шесть ночей дома не ночевала, заблудилась, пошли к знатихе, знатиха говорит, что живая она»; «Знатки у нас были, не пригласят знатка ´ на свадьбу, он и припортит невесту»; «Знатуха есть, она знается с лешием»[1774]. К этой же группе слов можно отнести и чернознай, встречающееся, в частности, в севернорусской мифологической традиции[1775].

Однако круг наименований ведьм, колдунов, знахарей практически не замкнут. Как отмечает О. А. Черепанова, их типологические варианты весьма разнообразны: баловни´ ца, бели´ ца (у Г. Куликовского – билича. – Н. К. ), веду´ н, вещу´ н, вороже´ ц, гад, га´ даль, га´ мка, ересту´ н, ерети´ к, знато´ к, изво´ дчица, ико´ тник, киля´ тник, клохту´ н, ломо´ тник, сперчи´ ха, три´ ха, харку´ нья, ишшку´ н (ья), шомору´ нья и др. [1776]

При рассмотрении семантики этих лексем, имеющих место в мифологической традиции, со всей очевидностью обнаруживается, что увеличение числа наименований ведьм, колдунов, знахарей может происходить и за счет персонификации одной из присущих им функций. К таковым названиям следует отнести гад, гадаль – тот, кто гадает; изводчица – та, кто насылает извод, т. е. порчу; икотник – вызывающий у людей «икоту», т. е. нервную болезнь – кликушество; килятник – насылающий килу, т. е. грыжу; ломотник – причиняющий ломоту; портежник (порчельник) – насылающий порчу; наузник – насылающий порчу или оберегающий от нее с помощью наузы, т. е. магического узла; сперчиха – та, что сдавливает, стискивает, сжимает; триха – лечащая растиранием; шептун – произносящий шепотом те или иные магические слова и пр. На наш взгляд, к этому же ряду наименований персонажей, маркированных, однако, положительным знаком, следует отнести и такое распространенное название обладающей тайными знаниями женщины, как бабка, или бабка‑ пупорезня. Так в севернорусской традиции называют большей частью деревенских женщин, оказывающих помощь при родах, повитух: «Ведь это не акушерка, даже не бабка, пупорезня (курсив мой. – Н. К. ) – вот ее название»[1777]. Или: «Бабка его бабничала (курсив мой. – Н. К. ), в баенке мыла, растирала, на руки принимала»[1778]. (О мифологическом значении этого персонажа нам уже доводилось говорить при рассмотрении образа баенника. ) Правда, это наименование получило и более расширительный смысл. Оно стало употребляться в значении «знахарка», «колдунья»: «Мне не приходилось лечиться с бабками, мы не захватили ни трав, ни бабок»[1779]; «Бабки‑ то и свадьбу могли спортить»[1780]. Однако глаголы бабить – принимать роды; ухаживать, присматривать за ребенком, нянчить и бабиться – обмывать, мыть новорожденных[1781] свидетельствуют о преобладании (во всяком случае, в севернорусской традиции) именно этой семантики (ср. со словарем В. И. Даля: бабить, бабиться, бабничать – повивать, принимать; лекарить, знахарить[1782]).

Выделяется также и группа наименований, персонифицирующих те или иные свойства ведунов: например, клохтун – человек, издающий звуки, стонущий, охающий (в Заонежье – упырь); харкунья – харкающая женщина. Персонификации подвергается даже сама оценка действий, поведения, характера ведьм, колдунов, знахарей: например, баловница – озорница, шалунья, проказница; ерестун – ворчливый, раздражительный, сварливый человек; еретик, еретник – нечестивец; колдун или знахарь, насылающий порчу; безбожник, знающийся с нечистой силой.

Круг наименований ведьм, колдунов, знахарей пополняется и благодаря тому, что персонифицируется сама соотнесенность ведунов с мифическими существами, наделившими их магической силой и сверхъестественными способностями. Такие персонажи получили названия: бесиха, бесистый, чертиха, чертистый (эти прилагательные могут сочетаться с существительным «мужик»). Например: «Тарас был бесованный»[1783]. К этому же типу относятся и шишкун, шишкунья: в своем исконном значении это люди, знающиеся с лешим, именуемым в мифологической традиции шишко, шишкун и низведенным до уровня нечистой силы, дьявола.

Мало того, может персонифицироваться и эманация ведьм. В таком случае они в севернорусской традиции (особенно пермской, костромской) называются векшицами: от векша, что значит не только «белка» или «шкурка белки», но и «сорока»[1784]. Последнее значение может быть выявлено и из самих мифологических рассказов, повествующих о том, как векшица, натираясь неким снадобьем, вылетает в печную трубу и появляется на ведовском сборище в лесу либо нечто жарит в бане или под овином[1785]. В других вариантах этого сюжета векшице соответствует ведьма, превращающаяся в сороку перед полетом на шабаш.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...