Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение интенсивности труда означает также увеличение производимой продукции, но не за счёт техники, а за счёт больших затрат физической и умственной энергии.




Земля как фактор производства имеет ряд особенностей, прежде всего связанных с тем, что она не является продуктом человеческого труда.

Её использование характеризуется различными видами ренты, арендной платы, цены земли, плодородием почвы и так далее.

Капитал как экономическая категория имеет целый ряд определений.

Капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость (прибыль по марксизму)

14.Капита́л (от лат. capitalis — главный, главное имущество, главная сумма) — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства[1]. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.[2] Капиталом не считаются ресурсы, направленные на потребление.

15. Простое воспроизводство - это повторение производства в прежних, неизменных масштабах. Это значит, что общество весь вновь произведенный продукт, в т.ч. и прибавочный, расходует на потребление, а само производство возобновляется в тех же объемах и в том же количестве. Такое воспроизводство наблюдается в некоторых странах Азии, Латинской Америки и в большинстве африканских стран.
Расширенное воспроизводство - это повторение процесса производства в увеличенном масштабе, при этом полученный доход идет не только в личное потребление товаропроизводителя, но и на приобретение дополнительных производственных ресурсов. Именно за счет их использования последующее производство возобновляется в увеличенном размере.
Расширенное воспроизводство означает возобновление производства в каждом новом воспроизводственном цикле на более высоком (относительно предыдущего) уровне, что должно приводить в итоге к более высокой ступени потребления людей и росту благосостояния общества в целом.

16. Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основными из них являются:

  • неоклассическое направление;Неоклассическая экономическая теория. В последней трети XIX в. с разви­тием внутренних экономических и социальных противоречий капитализма начина­ется переход этого способа производства в свою высшую и одновременно нисходя­щую стадию развития, характеризующуюся прежде всего возникновением монопо­лий и активным вмешательством государства в развитие экономики, ее огосударств­лением. Эта стадия неоднозначно трактовалась представителями различных направ­лений и школ экономической теории.
  • кейнсианство; Закон Кейнса был сформулирован английским экономистом Дж. Кейнсом. Этот закон гласит: люди склонны, как правило, увеличивать потребление с ростом доходов, но не настолько, как растет доход. На макроэкономическом уровне формой проявления закона Кейнса является снижение доли личного потребления в результате роста доходов. С целью оживления и динамичности инвестиционных процессов финансово-кредитная система страны должна быть направлена на использование растущих сбережений.
  • монетаризм; макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направленийнеоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером[1].

институционально-социологическое направление.возникло и сформировалось на рубеже XIX–XX вв. (от лат. institutio – обычай, наставление, указание).

Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии.

Термин «институционализм» впервые применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория «институт».

Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психологическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

17. Кризис тридцатых годов прошлого века. основоположник этого направления Джон МейнардКейнтс
В 1936 годы вышла его книга " Общая теория занятости" процента и денег. Она легла в основу концепции экономического развития, согласно которой государство должно постоянно целенаправленно дифференцированно всеми доступными средствами, регулировать социально экономическую жизнь. Концепция Кейнца во многом основывается на так называемом психологическом законе Кейнца. Склонность людей к потреблению о мере роста их доходов не увеличивается или возрастает но в гораздо меньшей пропорции чем происходит рост доходов.

Кейнцианство и неокейцианство основываются на предположении, что гос-во в лице всех его институтов, должно активно, постоянно и целенаправленно вмешиваться в социально хозяйственную жизнь. Масштабы этого вмешательства в разные периоды, развитие мировой и национальной э-ки не одинаковы. Наиболее объёмно государственная вмешательство в э-ку развито во Франции, Италии, малых странах западной Европы. Германия и Англия занимаю промежуточное положение между назваными странами и США. Гос-во в современных условия активно воздействуют на весь процесс воспроизводства экономики.

См. 13 вопрос

19. Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х годов.

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.

20.УРАВНЕНИЕ ФИШЕРА уравнение обмена, главное уравнение количественной теории денег, положенной в основу современного монетаризма, который трактует деньги как основной элемент рыночного хозяйства. Согласно уравнению Фишера произведение величины денежной массы на скорость обращения денег равно произведению уровня цен на объем национального продукта:

MV = PQ,

где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - объем (количество) товаров.

Сущн-ть рынка и рын.от-й

Вся современная мировая э-ка, за небольшими изъятиями, может быть названа рыночной.

Первым условием становления рыночных отношений является развитое разделение труда, то есть специализации на производстве одного или нескольких видов продукции, а отсюда как результат необходимого систематического и постоянного обмена результатами деятельности (продуктами труда).

Товар - это продукт труда способный удовлетворять какие либо человеческие потребности и произведённый специально для обмена, натурального (современный бартер) или по средствам денег и денежного обращения.

Вторым существенным условием развития рыночных отношений явл превращение рабочей силы в товар.

Для этого необходимы 2 условия:

a) Юридическая свобода личности

b) Свобода личность от собственности

Отсюда необходимость для личности продавать свою способность к труду (труд) и получать за это зарплату как единственный источник существования.

Рынок – это особая форма орг-ии социально-хозяйственной жизни общества, где товары и услуги переходят в собственность потребителя по средством обмена на деньги.

Деньги – это особый вид товара, служащий всеобщим эквивалентом, т.е. способностью обмениваться на любой вид товара в определенной пропорции.

Деньги обладают 5 функциями:

1. мера стоимости

2. средство обмена

3. средство платежа

4. средство образования сокровищ

5. мировые деньги

 

 

Основу любой экономики составляет масса хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики движение товаров и денег у предприятия фирмы можно представить в виде следующей схемы:

Средство производства

Деньги Производство – Товар – Деньги

 

Рабочая сила

Рыночные отношения существуют только при условии свободной купли и продажи товаров и услуг. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант с гарантированным доходом, т.е. функционирование бизнеса заранее закладывается форс-мажорными ситуациями.

2 ой принцип построения рыночной экономики основывается на экономической рациональности, т.е. на сопоставлении выгод и издержек. Речь идет о принципе издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей.

22. Рынок имеет сложную многоплановую структуру и охватывает все сферы экономики. Структура рынка зависит от следующих факторов:

А. господствующими формами собственности(частная, гос-ая, собственность общественных и религиозных орг-ий)

Б. структурой товаропроизводителей(гос-ые, арендные, кооперативные, частные, индивидуальные)

В. особенностями сферой обращения товаров

Г. уровнем приватизации

Д. видами торговли используемых в стране

 

Весь рынок можно разделить на составляющие по следующим критериям:

1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений, т.е. рынки материальных товаров и рынки услуг; рынки средств производства; рынки рабочей силы.

Существование рынков, по пространственному признаку можно представить таким образом А. внутри региональные, Б.межрегиональные, В.республиканские, Г. международные.

2. рынки можно разделить по степени ограничения конкуренции– монопольный рынок, олигопольный, межотраслевой.

3. по видам субъектов рыночных отношений – рынки оптовой торговли; рынки розничной торговли; рынки государственных закупок с\х закупок

4. с учетом соблюдения законов – легальные; нелегальные(теневые)

 

В повседневной хозяйственно правовой практике выделяют:

1. рынки товара и услуг- сюда в первую очередь входит торговля продуктами потребительского назначения и бытовых услуг.

2. рынок факторов производства – рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

3. финансовые рынки- рынки капиталов, т.е. во многом инвестиционные рынки.

4. рынки интеллектуального продукта – информационные услуги

5. рынки рачей силы – предложение рабочей силы оказывает миграционные процессы.

6. региональные рынки – местные, внутренние, национальные.

Приведенный перечень сегментация рынка не является исчерпывающим, но в любом случае в основе всей системы рыночных отношений лежат- капитал, наемный труд, вся совокупность фаторов производства.

23.см в вопросе 21.
24.Рынки факторов производства
— это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

В современной экономике рынки факторов производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.

Наиболее просто спрос на факторы производства — ресурсы определяется в предположении, что фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке.
25. Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

26.Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

27. Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

 

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

 

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

· значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

· неоднородность продукта;

· наличие барьеров для входа в отрасль;

· несовершенство информации;

· участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

· производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

· присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Конкуренция и ее виды

Взаимоотношения предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, объективно приобретают форму конкурентной борьбы или конкуренции. Конкуренция означает соперничество предприятий, каждое из которых руководствуется своими экономическими интересами, за объемы производимых товаров и условия их реализации.

По составу участников борьбы конкуренция бывает:

1. Внутриотраслевая. Это соперничество предпринимателей одной отрасли за более выгодный доступ к сырью и другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара. При этом производители, имеющие более низкие индивидуальные затраты, получают дополнительный доход; имеющие более высокие – разоряются, а средняя группа постоянно расслаивается. Внутриотраслевая конкуренция – это мощный стимул для предприятий к восприимчивости достижений научно-технического прогресса, усилению деловой активности, поиску новых рынков сбыта своих товаров.

2. Межотраслевая. Это соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (по закономерности: равный доход на равную инвестицию).

По методам соперничества различают следующие виды конкуренции:

1. Ценовая. Это борьба в области ценовой стратегии предприятий. В зависимости от конкретных условий, складывающихся на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ее целью является заставить конкурентов свернуть производство из-за нехватки сырья, перекупленного по высоким ценам, сделать производство убыточным из-за низких продажных цен и т.п. Ценовая конкуренция – это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.

2. Внеценовая. Этот вид конкуренции включает разнообразные формы борьбы за потребителя, например путем улучшения качества товаров, их дифференциации (разнообразия) в производстве и потреблении, использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.

29. Отношение между постоянным и переменным капиталом, поскольку оно определяется отношением между массой средств производства и живой рабочей силой, называется органическим строением капитала. Возьмём, к примеру, капитал в 100 тысяч Фунтов стерлингов. Пусть из этой суммы 80 тысяч затрачено на здание, машины, сырьё и т.д., а на заработную плату расходуется 20 тысяч. Тогда органическое строение капитала равно 80 с: 20 v, или 4: 1.

В различных отраслях промышленности и в различных предприятиях одной и той же отрасли органическое строение капитала неодинаково: оно выше там, где на каждого рабочего приходится больше сложных и дорогостоящих машин, больше переработанного сырья; оно ниже там, где преобладает живой труд, а машин и сырья на каждого рабочего приходится меньше и стоят они сравнительно недорого.

Вопрос 31

То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:

а) частные коммерческие предприятия;

б) частные некоммерческие предприятия;

в) государственные предприятия;

г) смешанные (частно-государственные) предприятия.

Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком.

Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д.

Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком.

В рыночной экономике большинство товаров и услуг производится частными коммерческими предприятиями.

Частные коммерческие предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив. Рассмотрим их особенности.

Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено.

Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательством своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов). Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Производственный кооператив – это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

Вопрос 32

Жизненный цикл изделия (продукции) — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.[1]

Жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает период от возникновения потребности в создании продукции до её ликвидации вследствие исчерпания потребительских свойств. Основные этапы ЖЦП: проектирование, производство, эксплуатация, утилизация. Применяется по отношению к продукции с высокими потребительскими свойствами и к сложной наукоёмкой продукции высокотехнологичных предприятий.

§ Маркетинговые исследования

§ Проектирование продукта

§ Планирование и разработка процесса

§ Закупка

§ Производство или обслуживание

§ Проверка

§ Упаковка и хранение

§ Продажа и распределение

§ Монтаж и наладка

§ Техническая поддержка и обслуживание

§ Эксплуатация по назначению

§ Послепродажная деятельность

§ Утилизация и(или) переработка

Учет этапов жизненного цикла позволяет уменьшить издержки на доработку изделия или даже предотвратить возможную катастрофу вследствие действия «непредусмотренных» обстоятельств, рационально спланировать деятельность по созданию и обслуживанию продукции.

Вопрос 33

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

 

Вопрос 34

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Командно-административная Рыночная Смешанная
Социальные гарантии Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение. Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости. Существование государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения.
Стимул к производитель-ному труду Социалистическое соревнование Факторные доходы (заработная плата, прибыль). Факторные доходы (заработная плата, прибыль).
Основной принцип производства Определяет центральный орган власти, материализуя принятые политические и идиологические решения. Принцип соответствия спроса и предложения. Принцип соответствия спроса и предложения.
Регулирование экономики Жёсткий контроль централизованного государства, которое монополизировало экономику и власть. Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства. Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Координация Государство определяет правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Конкуренция Отсутствует. Присутствует. Присутствует.
Теневая экономика Присутствует. Отсутствует. Только на запрещенный государством товар.
Ценообразова-ние Государство устанавливает фиксированные цены. Действуют объективные экономические законы спроса и предложения. Гибкие цены.
Заработная плата Административное установление заработной платы. Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда. Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.
Преобладающая форма собственности Государственная. Деятельность единаличных предринимателей-капиталистов. Коллективная частная и государственная собственная.

Признаки экономических систем.

Достоинства и недостатки экономических систем.

  Командно-административная Рыночная
Достоинства Низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки. Путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции; товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей.
Недостатки Отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду); формирование у большинства населения такого общества социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты, приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления, вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных, безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения.

 

Вопрос 35

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

§ Доминирование на рынке небольшого количества продавцов- олигополистов

§ Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

§ Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

§ Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

§ Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

§ Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

§ В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

§ Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

§ Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).

§ Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

§ Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

 

 

Вопрос 36

 

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членам

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...