Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативные документы по стандартизации в России. 1-межотраслевая система стандартов.




В процессе стандартизации вырабатываются нормы, прави­ла, требования, характеристики, касающиеся объекта стандар­тизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Рассмотрим разновидности нормативных документов, кото­рые рекомендуются руководством 2-й Международной органи­зации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (ИСО/МЭК), а также принятые в государственной системе стандартизации Российской Федерации (РФ). Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических ус­ловий, своды правил, регламенты (технические регламенты), по­ложения.

Стандарт (от англ. standard — норма, образец) — в широ­ком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за ис­ходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предме­ты (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, пра­вила, требования в различных областях. В переносном смысле — шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального.

Стандарт — это нормативный документ, разработанный на ос­нове консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократ­ного использования общие принципы, правила, характеристики, ка­сающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стан­дарт должен быть основан на обобщенных результатах научных ис­следований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт — это временный документ, ко­торый принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также до тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразнос­ти принятия стандарта.

Основные определения в области сертификации.

Сертификация — это действия третьей стороны, доказывающие, что обеспечивается необходимый уровень уверенности в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. С точки зрения принятого при сертификации определения, обычно употребляется термин «сертификация соответствия» вместо «сертификация».

Виды сертификации
Сертификация соответствия проводится либо на обязательной, либо на добровольной основе.

Обязательная сертификация рапространяется на продукцию, работы и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества человека. Требования, предъявляемые нормативными документами в этом случае, должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами.

Перечень продуктов, подлежащих обязательной сертификации, законодательно утвержден постановлением Правительства РФ №1013 от 13.08.1997 г. с редакциями в 2000 и 2002 гг. w Товары для детей, продукты питания, строительные материалы, обувь. v

Добровольная сертификация проводится в случаях, когда строгое соблюдение требований соответствия норматривным документам государством не предусмотрено. w Производство наклеек. v

Проведение добровольной сертификации ограничивает доступ на рынок некачественной продукции.

Кроме продукции, работ и услуг и систем менеджмента качества (СМК) добровольной сертификации может подлежать и персонал. При этом выделяют аттестацию и сертификацию персонала.

Аттестация — процедура, целью которой является определение квалификации работника для проверки его соответствия занимаемой должности.

Цель сертификации — установление уровня подготовки, профессиональных навыков, знаний и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям, и определение его возможности надлежащим образом выполнять определенный вид деятельности.

Для достижения цели аттестации, эта процедура выполняется работодателем (второй стороной участников процесса производства), а сертификация персонала — всегда органом по сертификации (третьей стороной).

Система сертификации.

Система сертификации — это система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Таким образом, выполнение сертификации возможно лишь в рамках системы сертификации, которая должна быть зарегистрирована в установленном порядке Госстандартом. (Поскольку Госстандарт — национальный орган по сертификации). w Система сертификации ГОСТ Р. v

Как правило, в состав системы сертификации входит порядка 8 элементов. Структура системы сертификации может схематично изображена на рисунке:

Поясним эту схему.

 


  1. Национальный орган по сертификации (Госстандарт РФ).

  2. Центральный орган по сертификации. Осуществляет свою деятельность на основе закона о сертификации продукции и услуг. Выполняет следующие функции:

    1. Установление процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством.

    2. Подготовка к утверждению системы сертификации.

    3. Нормативное обеспечение работ по сертификации.


и т.д.

 


  1. Органы по сертификации — органы, проводящие сертификацию соответствия. Создаются как юридические лица, независимые от производителя и потребителя. Выполняют следующие функции:

    1. Прием заявок на сертификацию.

    2. Нормативное сопровождение сертификации однородной продукции.

    3. Подбор испытательных лабораторий.

    4. Оформление и выдача сертификатов.

    5. Признание международных сертификатов.

    6. Организация инспекционного контроля.

  2. Испытательные лаборатории. Выполняют функцию испытания конкретной продукции. Испытательные лаборатории непосредственно не участвуют в сертификации, т.е. не выдают оценку сертификата соответствия. К ним предъявляют следующие требования: независимость, беспристрастность, неприкосновенность, техническая компетентность.

  3. Сами заявители сертификации. Они направляют заявку, обеспечивают ее (оплачвают все необходимые расходы на сертификацию), обеспечивают соответствие; получив сертификат, применяют его и знак соответствия. Обязательно извещают орган по сертификации об изменениях в процессе производства.

  4. Научно-методический центр при центральном органе по сертификации. Проводит системные исследования в различных областях, связанных с сертификацией, поддерживая тем самым на должном уровне процедуру сертификации.

  5. Апелляционная комиссия. Рассматривает жалобы и спорные вопросы.

  6. Совет по сертификации. Формируется центральным органом сертификации по каждому из направлений техники. Является общественной организацией, в которую входят представители всех семи предыдущих организаций (структур) и представители общественности. Главной темой работы является формирование единой политики в области сертификации, а также повышение эффективности сертификации.


Итогом слаженной работы перечисленных структур является успешная сертификация соответствия. Такое возможно только лишь при высокой компетенции всех участников процесса сертификации.

Порядок сертификации.


Петля качества состоит из 11 шагов (стадий):

 


  1. Изучение спроса на сертификацию.

  2. Планирование процесса сертификации.

  3. Формирование ресурсов для сертификации.

  4. Планирование и разработка процессов стандартизации.

  5. Проведение оценки соответствия в испытательных лабораториях и органах по сертификации.

  6. Контроль и утверждение результатов сертификации.

  7. Оформление сертификата соответствия и знака соответствия (если таковой имеется). В случае наличия знака соответствия организация-производитель получает право использования этого знака на продукции, в документации и т.д.

  8. Ведение реестра сертифицированных объектов.

  9. Важно: инспекционный контроль.

  10. Информационная деятельность органов по сертификации.

  11. Окончание срока действия сертификата (поскольку сертификат есть срочный документ).


Дадим краткий комментарий по каждой из стадий:

 


  1. Анализ и выбор системы сертификации по критерию признания результатов испытаний и сертификации в данной системе сертификации соответствия конкретных видов продукции, работ и услуг. В настоящее время существует порядка 200 систем сертификации, часто направленных на сертификацию конкретных видов продукции, работ, услуг.

  2. Учет всех факторов, влияющих на качество, как то: пожелания клиентов, требования законодательства, организационно-технические и научно-методические аспекты деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий.

  3. Ресурсы должны отвечать установленным требованиям; их соответствие проверяется при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. К ним относятся квалификация персонала, точность средств измерения и т.п.

  4. Цель планирования заключается в уверенности достижения достоверности и беспристрастности сертификации. w Отбор проб, проведение испытаний, документирование, конфиденциальность. v

  5. Испытание образцов и принятие решения (контроль, сравнение, анализ…). При этом процесс сертификации должен соответствовать внутренним документам и инструкциям органов по сертификации и испытательных лабораторий.

  6. ^ Без контроля нельзя! Проводятся периодические внутренние и внешние аудиты органов по сертификации и испытательных лабораторий. Внутренний аудит проводится ответственным по качеству на предприятии, внешний — организациями по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

  7. В сертификате соответствия и лицензии на право использования знака соответствия указывается объект сертификации (что сертифицировано), название органа по сертификации (кто сертифицировал), срок действия сертификата (когда потребуется новый сертификат), отметка об аккредитации органа по сертификации.


* Пункты 8−10 введены для обеспечения качества после проведения сертификации *

 


  1. Реестр сертификации должен содержать максимум необходимой информации и быть доступным широкому кругу пользователей.

  2. Инспекционный контроль проводится со стороны органов сертификации по некоторому, как правило, четко установленному графику.

  3. Информационная деятельность сводится к обмену опытом по сертификации на международном и национальном уровнях.

  4. По желанию заявителя может быть принято решение о новой сертификации по той же самой петле качества, но с учетом фактора времени.


Таким образом, сертификация есть постоянно развивающийся процесс, необходимый для цивилизованного рынка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...