Процедуры разрешения конфликтов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Для нормального функционирования систем электронного документооборот (ЭДО) необходимо разработать процедуры разрешения возможных конфликтов. Стороной таких конфликтов (кроме участников ЭДО и фирмы-провайдера) может быть и фирма-разработчик программного обеспечения. При описании всех процедур предполагается, что договор с фирмой-разработчиком учитывает наличие эталонного образца программного обеспечения (ПО), который может храниться только у фирмы-провайдера или у всех участников системы ЭДО, но при этом требуется выполнение двух основных условий. Должно быть документально подтверждено, что каждому участнику системы ЭДО (включая фирму-провайдер) установлено программное обеспечение, соответствующее эталонному образцу. Хранение эталонных образцов организуется таким образом, чтобы исключить возможность изменения эталонного образца программного обеспечения без ведома сторон: участника, у которого данное ПО установлено, разработчика и фирмы-провайдера. Указанный режим может быть обеспечен, например, системой нескольких ключей, когда носитель с эталонным образцом хранится в конверте, опечатанном всеми заинтересованными сторонами, либо в сейфе с несколькими различными ключами. Опишем теперь процедуры разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в процессе функционирования систем ЭДО. 1. Одна из сторон отказывается от принятия на себя обязательств по документу, заверенному ее действующей цифровой подписью, причем последняя признается подлинной программой проверки другой стороны. В этом случае проверяется целостность программного обеспечения сторон путем сравнения используемого программного обеспечения с эталонным образцом. Далее возможны следующие варианты:
а) если будет выяснено, что программное обеспечение одной из сторон отличается от эталонного, то вся ответственность (включая возмещение возможных убытков) лежит на данной стороне; б) если же программное обеспечение сторон соответствует эталонным образцам, то повторно проверяется подлинность цифровой подписи с помощью программного обеспечения, соответствующего эталону. Если подпись признается действительной в результате повторной проверки эталонным ПО, а сторона, чьей подписью заверен документ, отказывается принять на себя обязательства по документу, то назначается экспертная комиссия, которая на основании изучения спорного документа на магнитном носителе, распечатки этого документа вместе с цифровой подписью под ним на бумажном носителе, образца цифровой подписи ответчика (открытого ключа), заверенного его личной подписью и мастичной печатью, выносит заключение о подлинности цифровой подписи и ее соответствии техническому описанию используемых алгоритмов. 2. Одна из сторон отказывается от приема и рассмотрения документа на основании того, что цифровая подпись другой стороны под документом воспринимается как фальшивая. Тогда сторона, отказавшая в приеме документа, заверяет свой отказ от рассмотрения документа личной подписью и мастичной печатью, а вторая сторона повторно подписывает документ цифровой подписью и направляет его первой стороне. Если новая подпись опять признается программой проверки первой стороны недействительной, то проверяется сохранность (соответствие эталонному образцу) программного обеспечения сторон. Здесь возможны следующие варианты: а) нарушено программное обеспечение у автора документа - тогда отказ другой стороны от рассмотрения документа является правомерным; б) разрушено программное обеспечение у стороны, отказавшейся от приема документа, - в данном случае она обязана возместить убытки, возникшие вследствие ее отказа от рассмотрения документа; основанием для привлечения к ответственности служит официальный отказ от приема документа.
Важное значение для нормального функционирования систем ЭДО имеет разработка процедур определения случаев, когда наступает ответственность разработчика программного обеспечения. Алгоритмы, используемые в программном обеспечении ЭЦП, признаются ненадежными, если доказана практическая возможность за приемлемый срок: а) либо подделать подпись под документом; б) либо определить по образцу подписи и подписанным документам секретный ключ; в) либо изменить документ, не нарушив подлинности подписи. Программное обеспечение ЭЦП признается не соответствующим техническому описанию используемых алгоритмов, если документ, подписанный с использованием программного обеспечения, соответствующего эталонному образцу, одной стороной, воспринимается как фальшивый соответствующим эталонному образцу программным обеспечением другой стороны (при условии, что обе стороны используют действующие ключи подписывания). Когда в системе ЭДО некоторые типы документов обрабатываются в автоматическом режиме, для них должны быть установлены жесткие требования по их структуре и определены действия, выполняемые при обработке документа каждого типа (операционные условия). В таких системах обычно вводится понятие допустимого документа, т.е. документа, удовлетворяющего описанным в системе форматам. Кроме упомянутых ранее процедур необходимо описать еще и процедуры, применимые при конфликтах по вопросам о допустимости документов и правильности их обработки. Программа проверки допустимости документов считает нестандартным правильно оформленный документ, если: эталонная программа проверки допустимости документа признает его таковым на основании несоответствия его требуемому для данного типа документов формату; экспертиза установила, что документ удовлетворяет требованиям, предъявляемым формату документов этого типа. Операции, выполненные по стандартному документу программой обработки документов, признаются не соответствующими операционным условиям, если экспертизой будет установлено, что:
обрабатываемый документ соответствует одному из допустимых форматов; для указанного формата операционными условиями предусмотрено выполнение однозначно определенных операций; операции, выполненные по документу программой обработки документов, не соответствуют описанным в операционных условиях. Операции, выполненные по нестандартному документу программой обработки документов, признаются не соответствующими операционным условиям, если экспертизой будет установлено, что: обрабатываемый документ не соответствует ни одному из допустимых форматов; операции, выполненные по документу программой обработки документов, не предусмотрены для нестандартных документов операционными условиями. [12] Заключение
Таким образом, в настоящий момент законодатель под электронным документом понимает - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 10.01.02 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В государстве давно стоит задача перехода на электронный документооборот государственных органов, а также электронную обработку и анализ информации, разработки и внедрения электронных административных регламентов и завершения создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов. Подводя итоги изложенному, можно сказать, что в настоящее время существует правовая основа для широкого применения систем электронного документооборота. Вместе с тем отдельные ведомственные акты (например, упоминавшееся ранее Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации) предполагают бумажный носитель документов. Недостаточно проработан законодателем вопрос об использовании электронных документов в качестве доказательств Список литературы
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст.127
2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст.5140 3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст.172 4. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст.531 5. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 34 ст.3396 6. Приказ МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Учет. Налоги. Право - Официальные документы, от 22 января 2003 г. N 2 7. Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Финансовой газете, май 2002 г., N 22 8. Указание оперативного характера ЦБР от 3 февраля 2004 г. N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" // Вестник Банка России, от 11 февраля 2004 г. N 11 9. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симоновича - Спб., 2006. 10. Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 5 11. Кутузов Т. Электронный документооборот в России: юридический аспект // Финансовая газета, 2004, №29 12. Электронный документооборот в России: юридический аспект (Т. Кутузов, "Финансовая газета", N 29, июль 2004 г) [1] Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симоновича – Спб., 2006. [2] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 127 [3] Кутузов Т. Электронный документооборот в России: юридический аспект // Финансовая газета, 2004, №29 [4] Указание оперативного характера ЦБР от 3 февраля 2004 г. N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" // Вестник Банка России, от 11 февраля 2004 г. N 11 [5] Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 172
[6] Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 34 ст. 3396 [7] Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531 [8] Приказ МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Учет. Налоги. Право - Официальные документы, от 22 января 2003 г. N 2 [9] Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" // Финансовой газете, май 2002 г., N 22 [10] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140 [11] Электронный документооборот в России: юридический аспект (Т. Кутузов, "Финансовая газета", N 29, июль 2004 г.) [12] Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|