Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра инженерной педагогики и психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Акмеология»

на тему:

«Студенческий стресс во время экзаменов»

Выполнил(а) студент(ка) курса III группы 3127/1

Храмцова М.К.
(фамилия, инициалы)

___________________________ (подпись студента(ки)

Руководитель курсовой работы

___________
(звание, ученая степень) (инициалы и фамилия)

Оценка______________

Подпись руководителя________________

Дата «___»______20___

 

Санкт-Петербург

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….

1. Понятия стресса в психологии……………………………………….

1.1. Общее понятие стресса. В чем состоит вред стресса……………………………………………………………………

1.2. Стресс в юношеском возрасте в период студенчества……….

2. Влияние экзаменационного стресса на психическое и физическое здоровье студентов………………………………………………….

2.1. Влияние стресса на психику………………………………………….

2.2. Влияние стресса на физиологию……………………………………

3. Факторы, вызывающие экзаменационный стресс. Теория……….

3.1. Особенности личности студента, вызывающие стресс………

3.2. Особенности обстановки, приводящие к стрессу………………

4. Практическое исследование стрессогенных факторов у студентов Государственного Политехнического университета……………...

4.1 Отчет, рекомендации и заключения по исследованию……….

Заключение…………………………………………………………………

Ссылки………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………

Приложения…………………………………………………………………

 

 

Введение

 

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды сессии в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечнососудистую, иммунную и др. Но благодаря чему возникает стресс?

Стресс может быть вызван интенсивной умственной деятельностью, перегрузкой мышц или органов из-за длительного нахождения в одном положении, нарушением режима сна и отдыха. Но, пожалуй, главный фактор развития стресса- негативные эмоциональные переживания.

Стрессогенность периода студенчества обоснована не только наличием экзаменов, но и такими факторами, как: переезд в другой город, поселение в общежитие, резкая смена круга общения, столкновение с другими культурами и характерами. В этот период происходит резкое расширение сферы социальных контактов, что так- же может сказаться на качестве преодоления экзаменационного стресса.

Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами:

1. На современном этапе данная проблема не имеет достаточно глубокого изучения

2. Данная изучаемая тема не имеет широкой распространенности, но нуждается в ней, так- как несет полезные и практически- значимые цели

3. Необходима качественная корректировка стресса у студентов в период сессии

Целью написания данной курсовой работы является: изучение понятия стресса с разных теоретических и практических точек зрения психологии. Практическое исследование проблемы стресса в период экзаменов и путей его преодоления.

Объектом исследования является: группа студентов Государственного Политехнического университета

Предметом исследования является: Стресс

Основная гипотеза исследования: Повышенный стресс негативно влияет на успешность сдачи экзаменов

Задачи исследования:

1. Исследование понятия стресса

2. Исследование влияния личностных и средовых особенностей на возникновение стресса

3. Практическое исследование наличия у студентов стресса в период сессии

4. Составление практических рекомендаций по преодолению экзаменационного стресса студентами

 

 

Глава 1. Понятие стресса в психологии

1.1. Общее понятие стресса

 

Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания – соматические или невротические.

Термин «Стресс» имеет довольно широкое понятие, включает много определений, в связи с этим нет четких границ понимания, что же такое «Стресс».

«Психологический стресс – это состояние чрезмерной психологической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического т профессионального характера. Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Психологический стресс представляет собой, прежде всего, состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.» ([1, c.412] Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. Ред. В.Н.Дружинина. – Спб.: Питер, 2002. – 672 с.)

Концепция стресса впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом Селье. Концепция Ганса Селье оказала большое влияние на различные направления науки о человеке - медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы.

Первая – реакция тревоги – это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.

Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования адаптационных резервов организма– стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.

При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение.

[Ганс Селье. Стресс без дистресса 153]

Самая большая проблема психологического стресса– это длительный срок, в течение которого стресс подавляет наши умственные и физические функции. Медицина тут часто бессильна. Возрастающие потребности современной жизни также дают этот стресс, влекущий за собой страхи, распространяющийся все шире, независимо от возраста и социального статуса.

Так чем- же все- таки вреден стресс и какие последствия он несет?

Учеными уже давно установлено, что стресс дает 80% всех болезней!

Если беспристрастно анализировать физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме, роль негативных эмоций и стрессовых воздействий на здоровье человека легко объяснима.

Ошибочно мы предполагаем, что неправильное питание, плохая экология, наследственность, курение создают в организме «подходящую среду» для развития тех или иных заболеваний, но на самом деле сами по себе далеко не всегда приводят к болезни. Все перечисленные неблагоприятные воздействия являются лишь предпосылками к возникновению болезней, но редко бывают главной их причиной.

Постоянные стрессовые ситуации, сильные отрицательные эмоции и тяжелые переживания вызывают перегрузку нервной системы, что может приводить к возникновению сбоев в передаче нервных импульсов (от мозга к внутренним органам). В итоге работа внутренних органов весьма ощутимо расстраивается.

Кроме того, сильные переживания ведут к гормональной разбалансировке.

Ведь при сильных эмоциях железы внутренней секреции, в первую очередь, надпочечники, выбрасывают в кровь человека повышенное количество гормонов стресса (в первую очередь кортизола, адреналина, и др.). Ежедневное поступление оптимального количества этих гормонов организму не вредит и даже необходимо ему, поскольку гормоны надпочечников поддерживают нашу жизненную силу. Но если количество гормонов стресса в крови «зашкаливает», это наносит серьезный удар по целому ряду наших органов.

Таким образом, мы можем сделать краткие выводы по данному разделу:

1. Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. В умеренном количестве стресс способен активизировать скрытые резервы нашего организма.

2. Важно понимать, что плохое питание, неважная экология, наследственность не могут полностью являться гарантами возникновения болезней, а являются лишь предпосылками к возникновению того или иного заболевания. Более того, стрессовая перегрузка является основным фактором возникновения болезней, так- как ведет к перегрузке, что сказывается на работе внутренних органов и гормональной системы.

 

 

1.2. Стресс в юношеском возрасте в период студенчества

Жизнь студента наполнена напряжением, волнительными ситуациями и переживаниями. Возникновение стресса у студентов происходит в основном из-за большого потока новой информации, возникновения проблемных ситуаций, связанных с угрозой неуспеваемости, дефицита времени, конфликта с преподавателем, и, как правило, во время сессии.

Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по всем этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, — на получение высокой оценки во время экзаменационной сессии.

Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела: в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого периода изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает студенту готовиться к текущим занятиям, а с другой — во время сессии значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...