Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа




МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА И РЕЖИМА ПРОВЕТРИВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:

1. Изучить особенности терморегуляции детского организма.

2. Изучить методы оценки микроклимата в помещениях ДОУ (температу-

ры, влажности, подвижности воздуха).

3. Изучить методы оценки теплового состояния детского организма.

4. Изучить гигиенические требования к отоплению и аэрации помещений
ДОУ.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: термометры, психрометры, анемометры, кататер­мометр, электротермометр.

Студент должен ЗНАТЬ

1. Особенности терморегуляции человеческого организма в различные воз­
растные периоды.

2. Значение климатических факторов в обеспечении теплового комфорта.

3. Гигиенические основы теплового комфорта и холодовой устойчивости
организма. Понятие об активной и пассивной акклиматизации.

4. Гигиенические требования к отоплению и аэрации помещений ДОУ.

 

Студент должен УМЕТЬ

1. Владеть методикой гигиенической оценки микроклимата в помещениях
дошкольных образовательных учреждений.

2. Владеть методикой оценки теплового самочувствия детей.

3. Владеть методикой оценки эффективности аэрации помещений ДОУ.

Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний

1. Физиологические основы и механизмы терморегуляции человеческого ор­
ганизма.

2. Особенности терморегуляции в детском возрасте.

3. Методы оценки температурного режима помещений.

4. Гигиенические требования к отоплению помещений ДОУ.

5. Виды и методы исследования влажности воздуха.

6. Определение подвижности воздуха.

7. Гигиенические требования к аэрации помещений ДОУ.

8. Комплексная оценка влияния метеофакторов на организм.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Температуру чаще всего измеряют с помощью ртутных или спиртовых термометров (от греч. thermo — пишу, metreo - измеряю), которые объединяются понятием «жидкостные термометры». Наибольшее распространение получили ртутные термометры. Это объясняется их большой точностью и возможностью применять в широких пределах от -35 °С до + 357 °С. Спиртовые термометры менее точны, т. к. спирт при нагревании выше О °С расширяется неравномерно, а точка кипения его лежит низко (+78,3 °С). Но, спиртовые термометры дают воз­можность измерять очень низкие температуры (до -130 °С), для которых ртутные термометры непригодны (ртуть замерзает при — 39,4 °С).

По своему назначению жидкостные термометры делятся на:

- максимальные (медицинские) - только ртутные, показывающие максимальную температуру за период наблюдения; ртуть из резервуара при нагрева­нии проталкивается через сужение капиллярной трубки, но обратно в резервуар
войти не в состоянии - необходимо несколько раз встряхнуть термометр. Спирт неприменим ввиду высокой текучести, дающей способность пройти через лю­бое сужение;

- лабораторные (бытовые, производственные) - они могут быть и спирто­выми, иртутными, и показывают температуру в момент снятия показания, т.к. капилляр не имеет никаких сужений и жидкость свободно курсирует в нём в за­висимости от температуры среды.

Электротермометры различного типа (термопара, термистор) применя­ют для измерения кожных температур. Воспринимающей части электротермометра - термощупу может быть придана различная форма, позволяющая изме­рять не только точечную кожную в определенной области, но и ректальную или подъязычную температуру.

Единицы измерения температуры весьма условны. В России термо­метры градуируются в градусах Цельсия. За градус Цельсия принимается 1/100 часть температурного интервала от точки замерзания до точки ки­пения воды, а вся шкала равна 100 град. С.

2. Температурный режим помещений, при отсутствии в них посто­янных рабочих мест, оценивается по следующим показателям:

- средняя температура воздуха - среднеарифметическая показаний как минимум 6 лабораторных термометров, установленных в разных точках поме­щения; нормируется в зависимости от назначения помещения;

- разность температур по вертикали - от зоны ног (0,1 м) до Зоны ды­хания (1,0-1,5 м); не должна превышать 2,5 °С;

-разность температур по горизонтали - от наружной (холодной стены) к внутренней (тёплой); не должна превышать 2 °С;

- температура внутренней поверхности наружной (холодной) стены
должна быть не ниже 5°С по отношению к средней температуре воздуха в помещении, в противном случае, от стены будет «веять холодом»;

- колебания средней температуры воздуха в течение суток (от макси­мальной до минимальной) - нормируется в зависимости от вида отопления
(при централизованном - не более 2 °С, при печном радиаторном - не более 3°С, при печном — не более 6 °С).

Таблица 1

Параметры допустимой температуры и кратности воздухообмена в помещениях ДДУ

 

Название помещения Температура*, °С Кратность воз­духообмена, раз/в час
игральная, приёмная первой группы раннего возраста   1,5
Игральная, приёмная второй группы раннего возраста и первой младшей группы   1,5
Групповые и раздевальные дошкольных групп: - второй младшей, средней и старшей - подготовительной 21 20 1,5 1,5
Спальни: • ясельных групп - дошкольных групп 21 19 1,5 1,5
Туалетные: - ясельных групп - дошкольных групп 22 20 2,0 2,0
Залы для музыкальных и гимнастических занятий   1,5
Буфетные   1,5
Помещения бассейна для обучения детей плаванию   По расчёту
Отапливаемые переходы   1,0
Медицинские помещения   1,5  
кухни   По расчёту  
Комнатыперсонала   1,0  
Примечание: * нормы приведены по СП № 3231-85 «Устройство и содержание АДУ»  
           

Тепловой комфорт в детских учреждениях нормируется в двух параметрах:
•• зона оптимума » (когда температурные воздействия не вызывают напряжения
терморегуляторного аппарата ребёнка) и «зона относительного температур­ного оптимума теплового состояния» (когда температурное воздействие вызывает легкое напряжение механизма терморегуляции ребёнка). Второй параметр, как правило, на 3-4 °С ниже оптимума (табл.2). Периодическое изменение температуры воздуха в пределах «зоны относительного температурного опти­мума» носит название «пульсирующего микроклимата» и имеет тренировочный
характep для проведения закаливающих процедур.


Таблица 2

Границы зон теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции (°С) у детей дошкольного возраста


 

  Климатический район 3 о на
Сезон Теплового ком­форта Относительного температурного оптимума
Зима холодный 21 -22 18-23
  умеренный 18-20 17-22
  жаркий 17-19 16-21
Весна умеренный 18-22 17-23
  жаркий 23-24 20 26
Осень умеренный 16-22 15-23
  жаркий 24-24 20-28

В помещениях игральных и групповых, расположенных на первом этаже, предусматривается обогрев полов в зимний период года до температуры не ни-ниже22 °С. Температура поверхности полов обходных дорожек в бассейнах ДОУ д олжна быть не менее 26 °С и не более 30 °С.

3. Влажность воздуха зависит от количества в нём водяных паров. С уве личением содержания водяных паров, упругость их возрастает до некоторого предельного значения, при котором пары насыщают пространство. Превы­шение предела насыщения приводит к выделению влаги в виде росы, инея, тум ана и пр. Каждой температуре воздуха соответствует свой предел насыщения водяными парами: чем температура выше, тем больше степень насыщения, т.к. теплый воздух вмещает большее количество водяных паров., нежели холодный. Влажностный режим воздуха оценивается по следующим показателям: - абсолютная влажность — количество водяных паров в граммах в 1 м3 воздуха в каждый данный момент времени;


- максимальная влажность - количество водяных паров в граммах, не­
обходимое для полного насыщения 1 м3 воздуха при данной температуре;

- относительная влажность - процент насыщения воздуха водяными
парами в момент наблюдения;

- дефицит насыщения - разность между максимальной и абсолютной
влажностью; он характеризует сушильную способность воздуха;

- физиологический дефицит влажности - арифметическая разность между максимальной влажностью воздуха при температуре 37 °С (температуре тела) и абсолютной влажностью воздуха в момент наблюдения; данный дефи­цит указывает, сколько граммов воды может извлечь из организма каждый кубометр вдыхаемого воздуха.

- точка росы — температура, при которой находящиеся в воздухе водяные пары насыщают пространство (понижение этой температуры ведёт к выпадению росы).

С физиологической точки зрения наибольшее значение имеет абсолютная влажность воздуха, с санитарной - относительная. В помещениях ДОУ относи­тельная влажность воздуха должна быть не более 40-55%, в кухне и стиральной - 60-70%.

Абсолютную влажность воздуха определяют психрометрами (от греч. psychros - холодный, охлажденный, metreo - измеряю). Основной частью пси­хрометра является охлаждаемый термометр, скорость охлаждения которого за­висит от температуры, влажности, подвижности воздуха и барометрического давления. Влажность становится определяемой величиной, если известны ос­тальные составляющие: барометрическое давление - по барометру, температу­ра воздуха - по сухому термометру психрометра, подвижность - по постоянно­му или переменному коэффициенту, в зависимости от используемой системы психрометров.

При определении абсолютной влажности психрометром Августа пользу­ются рассчётной формулой Реньо, психрометром Ассмана - формулой Шпрун-га (Прил. 1).

Максимальная влажность воздуха и точка росы определяются по таб­лице максимального напряжения водяных паров при различных температурах воздуха (Прил. 2).

Относительная влажность воздуха точнее всего определяется расчетным путём как процентное отношение абсолютной влажности к, максимальной. Для ориентировочного суждения об относительной влажности можно воспользо­ваться таблицами (Прил. 3 и 4), либо прибором для непосредственного опреде­ления относительной влажности воздуха - гигрометром (от греч. hydros -влажный). Наиболее распространены волосяные гигрометры, основанные на способности волоса, в силу гигроскопичности, удлиняться во влажной атмо­сфере и укорачиваться в сухой. Этот же принцип регистрации лежит и в основе самопишущего прибора гигрографа.

4. Подвижность воздуха в закрытых помещениях определяется линей­ными («сквозняк») и хаотическими потоками воздуха. Первые обусловлены разностью температур воздуха наружной и внутренней среды и в зимнее время «работают» на приток, а в летнее — на вытяжку. Поэтому «сквозняк», представ­ляющий собой холодный поток воздуха, воспринимаемый чувствительными окончаниями кожи при скорости движения более 0,3 м/с, связан с возможно­стью простудного заболевания. Хаотические (иногда используют недостаточно корректное название «турбулентные») потоки воздуха в помещении возникают «следствие разности нагрева его различными внутренними источниками тепла (радиаторы отопления, нагревательные приборы, сам человек и т.д.).

 

 

Измерение скорости линейных потоков воздуха (сквозняк) производится чашечными и крыльчатыми анемометрами, а турбулентных и хаотических потоков — расчётным путём, основываясь на показаниях кататермометра. Для этого сначала высчитьвается кататермометрический коэффициент (H/Q) и по его значению, с поправкой на температуру воздуха в помещении, определяется по таблице (Прил. 6) скорость хаотических потоков воздуха - охлаждающая способность воздуха, полученная по кататермометру, Q — разность между средней температурой кататермометра (36,5е) и температурой воздуха в помещении]. Определение малых скоростей хаотических потоков воздуха может быть произведено также с помощью электротермоанемометра.

5. Охлаждающая способность воздуха (Н). Организм человека постоянно и непрерывно вырабатывает известное количество тепла и теряет его разными способами. Непосредственное определение величины теплопотерь
крайне сложно, поэтому предложен косвенный способ их определения с помо­щью специального прибора КАТАТЕРМОМЕТРА (от греч. kata - движение
сверху вниз), представляющего собой спиртовой термометр особой конструкции. Резервуар прибора рассматривается в качестве аналога сухой человеческой кожи, ввиду идентичности путей отдачи тепла с их поверхностей. Зная величину отдаваемого тепла и время его отдачи, нетрудно рассчитать и скорость отда­чи, собственно и представляющую охлаждающую способность воздуха.

Установлено, что оптимальное тепловое самочувствие у лиц так называемых «сидя­чих» профессий в обычной одежде в помещениях наблюдается при величине охлаждения кататермометра в пределах 5,5 - 7 мкал/см2/с. При более высоких показаниях кататермометра данные группы людей будут испытывать холод, при меньших - духоту; при Н = 3,2 мкал/см2/с выступает пот.

Методика определения. Резервуар кататермометра погружается в горя­чую (но не кипящую) воду, с тем, чтобы спирт из нижнего резервуара заполнил до 1/3 верхний резервуар. Затем нижний резервуар насухо протирают и подве­шивают кататермометр в месте наблюдения, отмечая время опускания столбика спирта с 38 до 35° в цилиндрическом и с 40 до 33° - в шаровом кататермометре. Расчёт охлаждающей способности воздуха проводится по формулам Прил. 5.

6. Охлаждающая способность воздуха может быть также рассчитана по шкале эквивалентных эффективных температур (ЭЭТ°). Разработка шкалы ЭЭТ° основана на массовых исследованиях тепловых ощущений в «тепловых камерах», в которых имелась возможность создавать микроклимати­ческие условия за счёт активной комбинации температуры, влажности и подвиж­ности воздуха. Легко одетый человек в состоянии покоя помещался в тепловую камеру и отмечал свои тепловые ощущения («комфортно», «прохладно», «холод­но», «душно», «жарко» и пр.), в зависимости от заданных комбинаций метеофак­торов. В результате массовых обследований удалось выделить интервалы эквива­лентных эффективных температур (ЭЭТ°), в пределах которых все испытуемые или 50% из них чувствовали себя комфортно.

В первом случае этот интервал был назван «линией комфорта ЭЭТ°», во втором - «зоной комфорта ЭЭТ°». Линия комфорта для легко одетых людей в состоянии покоя составляет 18,1 -18,9 ЭЭТ°, зона комфорта - 17,2 - 21,7 ЭЭТ° (для средней полосы России - 13,5-18,0 ЭЭТ°). При работе средней тяжести температуру зоны комфорта понижают примерно на 1°, а при тяжёлой - на 2,5 ЭЭТ°. Тепловые условия, эквивалентные каждому ЭЭТ°, могут создаваться при различных сопутствующих вариациях влажности и подвижности воздуха, что и легло в основу построения шкалы ЭЭТ° (Прил. 7). Например, одинаковые тепловые ощущения человек будет испытывать при сле­дующих сочетаниях метеофакторов: 17,7° С - 100% относительная влажность - 0 м/с подвижности воздуха 22,4° С - 70% относительной влажности и 0,5 м/с подвижности воздуха 25,0° С - 20% относительной влажности и 2,5 м/с подвижности воздуха Принято одно и то же тепловое ощущение при различных метеорологиче­ских условиях выражать градусами температуры неподвижного воздуха при 100% относительной влажности, при которой получается то же самое тепловое ощущение. В приведенном примере эквивалентная эффективная температура (ЭЭТ°) равна 17,7°.

7. Показателем теплового ощущения человека могут служить значения кожных температур в некоторых участках тела, наиболее с ними коррели­рующих. В гигиенической практике для этих целей принято измерять, главным
образом, температуру кожи груди и лба. Установлены определенные пределы колебаний кожных температур, при которых наблюдается оптимальное тепло­вое самочувствие. По данным М.Е.Маршака, в условиях лёгкой работы опти­мум теплового ощущения, соответствующий комфортным метеорологическим условиях, наблюдается при температуре кожи лба и груди в пределах 31,0 - 34,0° С.

8. В дошкольных учреждениях применяются различные системы отопления. Все они должны соответствовать следующим требованиям:

 

■ обеспечивать достаточную и равномерную температуру воздуха;

■ не пересушивать воздуха (что характерно для использования электрона­гревателей);

■ не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива (что характерно для открытых источников тепла);

■ быть безопасными в пожарном отношении.

Оптимальным является центральное водяное отопление низкого давления с температурой радиаторов не выше 70 °С и лучистое отопление. При централь­ном водяном отоплении радиаторы располагаются в подоконных нишах и, во избежание травм и ожогов, ограждаются деревянными решётками. При лучи­стом отоплении теплоносители (трубы, каналы) замоноличиваются в ограждающиеконструкции (полы, стены, потолки, плинтуса), по ним циркулируют нагретые до 25-30 °С вода, воздух, либо нагрев панельных ограждений осуще-ствляется электроприборами. Температура нагрева панелей должна быть не выше24 °С.

При водяном отоплении тепло передается преимущественно конвекцией путем нагрева прилегающих к радиаторам слоев воздуха, при лучисто-панельном - преимущественно излучением. Конвекционное тепло даёт эффект поверхностного обогрева кожи, лучистое же тепло проникает внутрь организма, воздействует непосредственно на клеточные элементы и нервные окончания т каней, благоприятно влияя на обменные процессы в организме.

9. Регулярная вентиляция помещений обеспечивает своевременное у даление избытка тепла, влаги и вредных газообразных примесей, скапливаю­щихся в комнатном воздухе в результате пребывания людей, и осуществления различных бытовых и производственных процессов.

 

По источнику возникновения вентиляцию делят на:

- естественную - при которой поступление (или удаление) воздуха в помещение обеспечивается естественными физическими факторами (разностью температуры воздуха или барометрического давления);

- искусственную - при которой приток или удаление воздуха из помеще­ния осуществляются механическими побудителями.

Естественная вентиляция (или аэрация, проветривание) может быть не организованной (за счёт неплотностей помещения, пор стеновых материалов и пр.) и организованной (через вентиляционные отверстия - окна, форточки, фрамуги, вентиляционные каналы и пр.).

Искусственная вентиляция может быть приточной (обеспечивающей искусственный приток и естественную вытяжку воздуха из помещения), вы тяжной (с точностью до наоборот) и приточно-вытяжной (когда и приток, и вытяжка осуществляются с механическим побуждением).

Вентиляция, обеспечивающая общий обмен воздуха в помещении, называется общеобменной, а удаляющая воздух из определенного места (отсосы), или подающая на него воздух (воздушные завесы) -местной.

Количество вентиляционного воздуха, которое необходимо вводить в помещение в единицу времени (объём потребной вентиляции), зависит от кубатуры помещения, числа людей и характера производимой в нём работы.

В качестве расчётного показателя необходимого воздухообмена принято содержание в воздухе помещений углекислого газа.

Углекислый газ является составным ингредиентом атмосферного воздуха, характеризующимся высоким постоянством его содержания (0,4%о- промиле). Доказано, что при концентрации СО2 выше 1%о, содержание в воздухе других газообразных примесей (продуктов разложения пота, кожного сала, компонен­тов кишечных газов и пр.), а также его физические параметры (температура, влажность, ионизация и пр.), выходят за рамки гигиенических нормативов. По­этому допустимой концентрацией углекислоты воздуха помещений считается 1%о. Последняя величина и принята в качестве расчётной для определения объ­ёма потребной вентиляции. Расчёт необходимого воздухообмена проводят по углекислоте, выделяемой одним человеком в течение 1 часа. Взрослый человек, выполняющий лёгкую физическую работу, выделяет в час 22,6 л СО2, дети в состоянии покоя до 18- летнего возраста - по количеству лет жизни. При тяже­лой физической работе выделение углекислоты удваивается.

Vco2 * N Wn - объём потребной вентиляции, м3/час

Wn = -—--——.——-•-, где:N - количество детей в помещении

1%о - О,4%о Vco2- количество СО2, выдыхаемое одним

человеком в течение часа, л 1%о -допустимое количество СО2 в помещении 0,4%о- содержание СО2 в наружном воздухе

Зная объём потребной вентиляции и объём помещения, можно определить потребную кратность воздухообмена, т.е. сколько раз в течение часа должен обмениваться воздух в помещении, чтобы обеспечить нужную его чистоту по углекислому газу. Наиболее благоприятные условия воздушной среды по угле­кислому газу в помещениях детских учреждений создаются при 1,5-2,0 кратно­сти воздухообмена в час (табл. 1).

Объём вентиляции даёт представление об объёме поступающего или уда­ляемого из помещения организованными естественными или механически­ми вентиляционными системами воздуха, а в соотношении с объёмом поме­щения — кратность воздухообмена. Однако данный объём вентиляции не учи­тывает естественной неорганизованной аэрации за счёт неплотностей поме­щения (поры стен, щели и пр.), которая достигает кратности до 1 раза в час.

где: \Л/ф - объём фактической вентиляции, м3/час S - площадь вентиляционного отверстия, м2

V - скорость движения воздуха через вентиляционное отверстие, м/с 3600 - пересчёт объёма вентиляции на 1 час, сек.

При организации аэрации помещений необходимо помнить некоторые де­тали, небезразличные для обеспечения эффективного проветривания помеще­ний:

1.Действие организованной вытяжной вентиляции через форточки, окна, фрамуги и пр. зависит от разности температур наружного и внутреннего возду­ха, которая должна быть не менее 15-20° С, следовательно, летом эффективность естественной вентиляции резко снижается..

 

2.Организованная естественная канальная вытяжка воздуха устраивает­ся лишь в зданиях выше 4-х этажей, т.к. основным побудительным началом в этом случае является разность давлений воздуха. Проветривание через форточки, фрамуги, окна при отсутствии естественной канальной вытяжки не даёт

по­ложительного эффекта, т.к. создающееся в вентиляционном канале завихрение поступающего воздуха препятствует его попаданию в помещение. Поэтому в ДОУ, при допустимой этажности не более 2 этажей, канальная вытяжка не устраивается, а для достижения эффективной аэрации помещений устраивается с квозное проветривание (при открытых дверях и, желательно, окнах с противоположной стороны здания), основанное на разности температур воздуха с солнечной и теневой стороны. Сквозное проветривание в зимнее время проводитсяв отсутствие детей до снижения температуры воздуха в помещении не ниже 12-13° С и должно заканчиваться за 30 минут до прихода детей в помеще­ние. Одновременно проводится влажная уборка помещения.

 

3. Для обеспечения эффективного проветривания, открывающаяся часть вентиляционного отверстия (форточек, фрамуг) должна быть не менее 1/50 площади помещения.

 

4. Системы общеобменной искусственной вентиляции в ДОУ и школах носит лишь вытяжной характер и устраиваются для помещений кухни-столовой и физкультурных залов школ. Допустимо установление вытяжных вентиляторов в вентиляционных отверстиях (форточках).

 

 

5. Местная вытяжная искусственная вентиляция устанавливается в вытяжных шкафах химических лабораторий школ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание № 1.

Определите показатели температурного режима в учебном помещении с централизованной системой отопления (минимальная температура в течение суток была 21,8°С, максимальная - 25,6° С).

Алгоритм работы

На специальных деревянных стойках, установленных по диагонали в уг-лаху наружной и внутренней стен, и посередине помещения, развесить 6 лабо-раторных термометров, в каждой точке на уровне «зоны ног» (0,1 м от пола) и ■ юны дыхания» (1,0 м от пола). Через 10 минут снять показания термометрометров, занести их в таблицу протокола исследования и произвести расчёт показателей температурного режима.

 

Точки замера У наруж­ной стены В центре комнаты У внутренней стены Разница температур
«Зона ног»        
«Зона дыхания»        
Разница температур       -
Средняя температура воздуха в помещении -
Колебания средней температуры воздуха в помещении за сутки-

З

Задание № 2.

 

Рассчитать все виды влажности:

 

1 вариант: в наружной атмосфере по показаниям психрометра Ассмана (подвижность воздуха 0,8 м/с, барометрическое давление 750 мм рт.ст.);

 

2 вариант: в учебной комнате по показаниям психрометра Августа (подвижность воздуха - 0,2 м/с, барометрическое давление - 750 мм рт. ст.)

Алгоритм работы

При работе с психрометром Августа необходимо снять показания сухого и влажного термометров и произвести расчёт абсолютной влажности по форму­ле Реньо (Прил. 1).

При работе с психрометром Ассмана, необходимо предварительно смочить дистиллированной водой резервуар «влажного» термометра, обёрнутый марлей, после чего до конца завести вентилятор и подвесить психрометр в мес­те наблюдения. Через 10 минут снять показания «сухого» и «влажного» термо­метров и произвести расчёт абсолютной влажности по формуле Шпрунга (Прил.1).

Далее, в обеих вариантах, произвести расчёт всех видов влажности:

максимальной - по таблице максимального напряжения водяных паров (Прил. 2). С этой целью, в таблицу подставляют значения температуры воздуха в помещении в целых и десятых градуса (по «сухому» термометру) и на пере­крестии находят значение максимальной влажности;

" точки росы - в таблице максимального напряжения водяных паров (Прил. 2) значение абсолютной влажности воздуха находится как значение мак­симальной и определяется температура, при которой это произойдёт, т.е. когда абсолютная влажность станет максимальной;

относительной по формуле:

А х 100% отн. ==

М

где: А - абсолютная влажность воздуха М - максимальная влажность воздуха 100 - перерасчёт в %%

относительной по таблице для психрометра Августа (Прил. 3) или для психрометра Ассмана (Прил. 4);

 

 

дефицита насыщения по формуле: Д = М — А,

где: Д - искомый дефицит насыщения

М - максимальная влажность воздуха при условиях наблюдения А - абсолютная влажность воздуха

физиологического дефицита влажности по формуле:

где: Дф - искомый физиологический дефицит влажности

Мз7°с - максимальная влажность воздуха при температуре 37 А - абсолютная влажность воздуха

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1.

Оценить температурный режим помещения групповой средней группы ДОУ в зимний период при централизованном отоплении по представленным данным:

 

Точки замера У наружной стены 6 центре комнаты У внутренней стены Разность температур
В ЗОНЕ НОГ 21,6° С 22,4° С 23,8° С  
в зоне дыхания 21,8°С 23,8° С 24,8° С  
Разность темпера-тур        

 

Минимальная температура в течение суток 21,8° С, максимальная - 25,6° ('. Температура наружной стены 18,2 °С.

Задача № 2.

В зимнее время года средняя температура воздуха, измеренная в играль­ной первой младшей группы, равна 20 °С, вертикальный градиент температу­ры колеблется в пределах 2-3 °С, разница температур у внутренней и нару­жной стены составляет 4°С, при температуре наружной стены 16 °С. Относи­тельная влажность воздуха 25%, скорость движения воздуха - 0,2 м/с, охлаждающая способность воздуха - 8,4 мкал/см2/с. Дайте гигиеническую оценку микроклимата данного помещения.

Задача №3.

Температура воздуха в спальном помещении подготовительной группы ДОУ 25° С, относительная влажность воздуха 40%. Время падения столбика спирта с 40 до 33° по шкале шарового кататермометра - 360 секунд. Фактор кататермометра (F) 625 мкал/см2/с. Определите охлаждающую способность (Прил. 5) и подвижность воздуха в помещении (Прил. 6).

Задача № 4.

Средняя температура воздуха в помещении групповой средней группы ДОУ с центральным водяным отоплением в зимний период 23 °С, разность температур по горизонтали 2 °С, по вертикали - 1 °С, колебания температуры воздуха в течение суток - ± 2 °С; относительная влажность воздуха 75%; подвижность воздуха - менее 0,2 м/с. Время падения столбика спирта с 38 до 35° ПО шкале цилиндрического кататермометра - 168 секунд, фактор кататермо­метра (F) - 625 мкал/см2.

Вопросы, подлежащие освещению

1. Определите охлаждающую способность воздуха, используя Прил. 5.

2. Определите подвижность воздуха в помещении, используя Прил. 6.

I. Определите охлаждающую способность воздуха по шкале ЭЭТ°, используя Прил. 7 4. Определите тепловой режим в помещении групповой, если среднее значение тем­пературы лба у детей составило 36,0 °С, а груди - 36,5 °С.


Задача № 5.

Средняя температура воздуха в помещении зала для музыкальных и физкультурных занятий ДОУ в зимний период года составила 16 °С, относи­тельная влажность воздуха - 60%, подвижность воздуха - менее 1 м/с. Время падения столбика спирта цилиндрического кататермометра с 37 до 35° - 160 сек., фактор кататермометра (F) - 625 мкал/см2.

Вопросы, подлежащие освещению:

1.Определите охлаждающую способность воздуха, используя Прил. 5.

2.Определите подвижность воздуха в помещении, используя Прил. 6.

3.Определите охлаждающую способность воздуха по шкале ЭЭТ°, используя Прил. 7

4.Определите тепловой режим в помещении, если среднее значение температуры лба у

детей составило 36,0 °С, а груди - 36,5 °С.

Задача № 6.

Дать гигиеническую характеристику аэрации зала для музыкальных и физ­культурных занятий ДОУ при условии ежечасного 10-минутного сквозного его проветривания через форточки двух окон при открытых дверях. Вопросы, подлежащие освещению:

1. Определить фактический объём вентиляции в учебном помещении.
Вводные: 1. площадь обеих форточек = 0,5 м х0,5 м х2 = 0,5 м2

2. скорость движения воздуха через отверстие форточки в
среднем 0,5 м/с

3. время проветривания —10 минут в час

2. Определить объём потребной вентиляции для учебного помещения.
Вводные: 1. количество занимающихся детей в старшей группе дет­ского сада (6 лет) — 20

2. занятия ведутся в активном двигательном режиме

3. Определить потребную и фактическую кратность воздухообмена и на основании
их дать санитарное заключение об эффективности аэрации учебного помещения.

Вводная: 1. Площадь зала для музыкальных и физкультурных занятий 72 м2, при высоте 3,2 м.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Формула Реньо К=f - a [t - t,] В,

где: К - искомая величина абсолютной влажности в мг/м3 (мм рт. ст.)

: - максимальное напряжение водяных паров при температуре влажного тер­мометра

t - U - разность температур сухого и влажного термометров а - психрометрический коэффициент (для открытой атмосферы -

0,00074, для комнатного воздуха - 0,0011) В - барометрическое давление в мм рт. ст.

Формула Шпрунга

В

К = f - 0,5 [ t - U ]-------------

755 '

где: К - искомая абсолютная влажность воздуха в мг/м3 (мм рт. ст.)

i - максимальное напряжение водяных паров при температуре влажного тер­мометра

t — t-i - разность температур сухого и влажного термометров 0,5 - психрометрический коэффициент на постоянную скорость движения возду­ха, обеспечиваемую вентилятором психрометра В - барометрическое давление в мм рт. ст. 755 - среднее барометрическое давление в мм рт. ст.

 

 

Приложение 2

Максимальное напряжение водяных паров при разных температурах воздуха, г/м3

 

Целые градусы Десятые доли градуса
градусыы                      
-5 3,16 3,13 3,11 3,09 3,06 3,04 3,02 2,99 2,97 2,95
-4 3,40 3,38 3,35 3,33 3,30 3,28 3,25 3,23 3,21 3,18
-3 3,67 3,64 3,62 3,59 3,56 3,53 3,51 3,48 3,46 3,43
-2 3,95 3,92 3,89 3,86 3,84 3,81 3,78 3,75 3,72 3,70
-1 4,26 4,22 4,19 4,16 4,13 4,10 4,07 4,04 4,01 3,98
  4,58 4,61 4,65 4,68 4,72 4,75 4,78 4,82 4,86 4,89
  4,93 4,96 5,0 5,03 5,07 5,11 5,14 5,18 5,22 5,26
  5,29 5,23 5,37 5,41 5,45 5,49 5,52 5,56 5,60 5,64
  5,68 5,72 5,77 5,81 5,85 5,89 5,93 5,97 6,02 6,06
  6,10 6,14 6,19 6,23 6,27 6,32 6,36 6,41 6,45 6,50
  6,54 6,59 6,64 6,68 6,73 6,78 6,82 6,87 6,92 6,96
  7,01 7,06 7,11 7,16 7,21 7,26 7,31 7,36 7,41 7,46
  7,51 7,56 7,62 7,67 7,72 7,78 7,83 7,88 7,94 7,99
  8,04 8,10 8,16 8,21 8,27 8,32 8,38 8,44 8,49 8,55
  8,61 8,67 8,73 8,79 8,84 8,90 8,96 9,02 9,09 9,15
  9,21 9,27 9,33 9,40 9,46 9,52 9,58 9,65 9,71 9,78
  9,84 9,91 9,98 10,04 10,11 10,18 10,24 10,31 10,38 10,45
  10,52 10,59 10,66 10,73 10,80 10,87 10,94 11,01 11,08 11,166
  11,23 11,30 11,38 11,45 11,53 11,60 11,68 11,76 11,83 11,91
  11,99 12,06 12,14 12,22 12,30 12,38 12,46 12,54 12,62 12,71
  12,79 12,87 12,95 13,04 13,12 13,20 13,29 13,38 13,46 13,55
  13,63 13,72 13,81 13,90 13,99 14,08 14,17 14,26 14,35 14,14
  14,53 14,62 14,72 14,81 14,90 15,00 15,09 15,19 15,28 15,38
  15,48 15,58 15,67 15,77 15,87 15,97 16,07 16,17 16,27 16,37
  16,48 16,58 16,67 16,79 16,89 17,00 17,10 17,21 17,32 17,43
  17,54 17,64 17,75 17,86 17,97 18,08 18,20 18,31 18,42 18,54
  18,65 18,76 18,88 19,00 19,11 19,23 19,35 19,47 19,59 19,71
  19,83 19,95 20,07 20,19 20,32 20,44 20,56 20,69 20,82 20,94
  21,07 21,20 21,32 21,45 21,58 21,71 21,84 21,98 22,10 22,24
  22,38 22,51 22,65 22,78 22,92 23,06 23,20 23,34 23,48 23,62
  23,76 23,90 24,04 24,18 24,33 24,47 24,62 24,76 24,91 25,06
  25,21 25,36 25,51 25,66 25,81 25,96 26,12 26,27 26,43 26,58
  26,74 26,90 27,06 27,21 27,37 27,54 27,70 27,86 28,02 28,18
...37 46,41 46,59 46,77 46,95 47,13 47,30 47,48 47,(56 47,84 48,00

 

Приложение 3

Таблица для определения относительной влажности воздуха по показаниям психрометра Августа при скорости движения воздуха 0,2 м/с

 

Показания сухого тер­мометра, °С Показания влажного термометра, °С
  6,8 7,2 7,6 8,0 8,4 8,7 9,1 9,5 9,9 10,3 10,7 11,0 11,3 11,7 12,0
  7,6 8,0 8,4 8,8 9,2 9,6 10,0 10,4 10,8 11,1 11,5 11,8 12,2 12,6 13,0
  8,4 8,8 9,2 9,7 10,1 10,5 10,9 11,3 11,7 12,1 12,5 12,8 13,2 13,6 14,0
  9,2 9,6 ЮА| 10,5 10,9   11,8 12,2 12,6 13.JL 13,4 13,8 14,2 14,6 15,0
  9,9 10,3 10,8 11,3 11,8 12,2 12,6 13,1 13,5 14,0 14,4 14,8 15,2 15,6 16,0
  10,7 11,2 11,6 12,1 12,6 13,0 13,5 13,9 14,4 14,9 15,3 15,8 16,2 16,6 17,0
  11,4 11,9 12,4 12,9 13,4 13,9 14,4 14,9 15,3 15,7 16,2 16,6 17,1 17,5 18,0
  12,2 12,7 13,2 13,8 14,2 14,8 15,3 15,7 16,2 16,7 17,2 17,6 18,1 18,5 19,0
  12,9 13,4 14,0 14,5 15,1 15,6 16,1 16,6 17,2 17,6 18,1 18,5 19,0 19,5 20,0
  13,6 14,2 14,8 15,3 15,9 16,5 17,1 17,5 18,0 18,6 19,1 19,5 20,0 20,5 21,0
  14,4 15,0 15,6 16,1 16,7 17,3 17,9 18,4 18,9 19,5 20,0 20,5 21,0 21,5 22,0
  15,1 15,7 16,4 17,0 17,6 18,2 18,8 19,3 19,8 20,4 20,9 21,5 22,0 22,5 23,0
  15,9 16,5 17,1 17,8 18,4 19,0 19,6 20,1 20,7 21,3 21,9 22,4 23,0 23,5 24,0
  16,6 17,2 17,9 18,5 19,2 19,8 20,5 21,2 21,7 22,2 22,8 23,3 23,9 24,4 25,0
Относитель­ная влаж­ность, %%                              

Приложение 4

Таблица для определения относительной влажности по аспирационному психрометру Ассмана

Сухой термо­метр, °С Показания влажного термометра ºС рмометра, °С
  10,5   11,5   12,5   13,5   14,5   15,5   16,5   17,5   18,5   19,5   20,5  
15,0                                              
15,5                                              
16,0                                              
16,5                                              
17,0                                              
17,5                                              
18,0                                              
18,5                                              
19,0                                              
19,5                                              
20,0                                              
20,5                                              
21,0                                              
21,5                                              
22,0                                              
22,5                                              
23,0                                              
23,5                                              
24,0                                              
24,5                                              
25,0                                              

Приложение 5

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...