Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дальневосточный федеральный округ

1) В состав Дальневосточного федерального округа входят 9 субъектов (регионов) Российской Федерации. Центром Дальневосточного федерального округа является город Хабаровск.

Амурская область Благовещенск (город)

Еврейская автономная область Биробиджан (город)

Камчатский край Петропавловск-Камчатский (город)

Магаданская область Магадан (город)

Приморский край Владивосток (город)

Республика Саха (Якутия) Якутск (город)

Сахалинская область Южно-Сахалинск (город)

Хабаровский край Хабаровск (город)

Чукотский автономный округ Анадырь (город)

2) Дальневосточный федеральный округ расположен на Дальнем Востоке России. Большую часть территории ДФО занимаю плоскогорья, нагорья и хребты, равниы составляют меньше четверти площади ДФО.

Значительная часть территории Дальневосточного федерального округа расположена в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты.

На западе Дальневосточный федеральный округ граничит с Сибирским федеральным округом, на юге - с Китаем и Северной Кореей.

С севера территория ДФО омывается водами моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, с запада - водами Беренгова, Охотского и Японского морей

3) Дальневосточный федеральный округ располагает богатой и разнообразной минерально-сырьевой базой, которая определила основные отрасли рыночной специализации: цветная металлургия, рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.

Район занимает ведущее место в стране по запасам олова: Депутатское месторождение в Якутии; Невское, Иультинское месторождения в Мурманской области; Хрустальненское, Лифудзинское месторождения в Приморском крае; Солнечное, Фестивальное, Хинганское — в Хабаровском крае. Крупные залежи полиметаллических руд — Тетюха в Приморском крае. Месторождения ртути выявлены на Чукотке, в северо-восточной части Якутии и в Корякском надгорье (Камчатская область). В Магаданской области (Иультинское оловянно-вольфрамовое месторождение) и в Приморском крае (Арму-Иманский район) добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения работает горно-обогатительный комбинат. Железные руды залегают в основном на юге Хабаровского края, в Амурской области и Республике Саха. На территории Еврейской автономной области находится Малохинганский железнорудный район, самое крупное месторождение которого — Кимканское, где также добываются марганцевые руды. Большие залежи коксующихся углей расположены на Южно-Якутской угленосной площади.

Основные угольные запасы сосредоточены в Кивда-Райчихинском буро-угольном бассейне, Буреинском, Свободненском, Сучанском, Суйфунском, Угловском районах, а также в Ленском и Южно-Якутском бассейнах, ряд месторождений разведан на Сахалине.

В республике Саха открыта Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция. Наиболее значительные месторождения газа — Усть-Вилюйское, Неджелинское, Средне-Вилюйское, Бадаранское, Собо-Хаинское, а также месторождения Сахалинского шельфа, Колендо, Охтинское, Некрасовское.

Всемирно известные запасы алмазов находятся в Республике Саха, где построены три крупных горно-обогатительных комбината Якутии: «Мир», «Айхал», «Удачная». В бассейнах рек Вилюя и Алдана идёт добыча исландского шпата и горного хрусталя, в Приморье — плавикового шпата. Запасы слюды в ДВФО — одни из самых богатых в стране, залегают в месторождениях Тимптонском и Эмельджакском.

Химическое сырьё представлено поваренной солью (Якутия) и серой (Камчатка). Дальний Восток имеет большую речную сеть, самые крупные реки — Лена и Амур со множеством притоков. Несмотря на короткий период навигации, реки используются как транспортные пути. Кроме того, они богаты гид-роэнергоресурсами (Вилюйская, Зейская, Бурейская ГЭС).

Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья: известняками, гранитом, мергелем, туфом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, доломитом, а также графитом, слюдой, солью и др.

Велики и разнообразны запасы лесных ресурсов Дальнего Востока. Леса здесь составляют свыше 35% общероссийских ресурсов. Самые распространенные леса – лиственничные, в которых сосредоточена основная часть запасов древесины (более 60%). Этот вид лесов распространен на территории Якутии, Амурской и Магаданской областей и Хабаровском крае. Елово-пихтовые леса составляют более 5% площади всех лесов и 12% запасов древесины Дальнего Востока. Эти леса преобладают в Приморском крае и на Сахалине. К наиболее ценным относятся кедрово-широколиственные леса (с наибольшей концентрацией древесины), составляющие около 3 млн. га. Ими покрыт 1% территории Дальнего Востока.

Из лесных ресурсов недревесного происхождения нужно отметить уникальные виды лекарственных растений (женьшень, элеутерококк, аралия маньчжурская и другие, всего – более тысячи видов), а также сотни видов пищевых растений, грибов и т.д.

Земельные ресурсы. Главным ресурсом, к которому привязаны все остальные виды, являются земельные ресурсы. Земельный фонд Дальнего Востока составляет 616,9 млн. га. В нем отмечается пять основных типов угодий: леса (45,5%), оленьи пастбища (30,3%), сельскохозяйственные угодья, и прочие земли. Очень мала площадь земельных угодий (1,1%),на которых возможно размещение сельскохозяйственного производства. Конечно же, возможно некоторое увеличение площадей за счет осушения болот, проведения мелиорации, но это требует значительных финансовых ресурсов. Здесь на душу населения, даже при довольно низкой плотности, приходится только 1,32га сельскохозяйственных угодий, да и земли эти малоплодородные, переувлажненные, неудобные, требуют огромных затрат на мелиорацию.

Территориально земельные ресурсы распределены неравномерно. Так основная часть сельскохозяйственных угодий расположена на юге Амурской области, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев.

Водные ресурсы. Дальний Восток богат ресурсами морей, океанов и суши. Моря принадлежат бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов. Реки в основном относятся к бассейну двух крупнейших рек – Лены и Амура, впадающих соответственно в Северный Ледовитый и Тихий океаны, причем они настолько велики, что впадающие в них притоки в свою очередь являются крупными реками, по которым возможно судоходство. Гидрографическая сеть Дальнего Востока включает много сравнительно мелких озер.

Моря Дальнего Востока: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское (се-верное побережье), Берингово, Охотское, Японское (восточное побережье) – обладают громадной акваторией (свыше 3,5 млн. кв. км.) и разнообразными природными ресурсами, как биологическими, так и минеральными.

Богатство Дальнего Востока водными и лесными ресурсами обеспечивает разнообразие биологических ресурсов, к которым относятся ресурсы морей, рек и озер, а также ресурсы суши.

Биологические ресурсы моря. Огромны морские биологические ресурсы Дальнего Востока, в основном сконцентрированные в 200-мильной прибрежной зоне и на шельфе дальневосточных морей. Общий объем рыбы и морепродуктов в российской экономической зоне достигает 26 млн. т., среди которых 16 млн. т. тресковых пород рыб (минтай, навага, треска, хек и др.), 3 млн. т. сельдь, от 0,3 до 0,7 млн. т. камбалы, окуня, сардин, лососей, сайры. Запасы морепродуктов составляют 2,5 млн. т. – это криль, кальмар, краб, трубач, морской гребешок, анфельция, креветка, трепанг, морская капуста. По акватории дальневосточных морей эти ресурсы распределены неравномерно. Наиболее продуктивными являются Охотоморский (46% добычи) и Южно-Курильский (18% добычи) промысловые районы.

Нужно также выделить многообразие морских животных. Здесь обитают тюлени, моржи, котики, каланы, встречаются киты и кашалоты.

Биологические ресурсы суши. В тайге, занимающей значительную часть территории Дальнего Востока, обитает значительное число редких крупных животных. К ним относятся свыше 10 видов хищников (тигр, бурый и гималайский медведь, волк, различные виды рысей, леопард и др.), около 40 видов пушных зверей (лоси, кабаны, олени, косули и др.) и до 100 видов охотничьих птиц.

Самым богатым разнообразием фауны обладает южная уссурийская тайга, где сосуществуют около 700 видов животных, среди которых встречаются как северные, так и южные виды.

4) Дальневосточный федеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он занимает 6115,9 тыс. кв. км — 36,4 % территории России. Численность населения — 7,3 млн. человек, уровень урбанизации — 76 %. Большая часть жителей ДВФО — русские, среди других национальностей преобладают украинцы, татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи, а также группы коренных народностей: чукчи, коряки, эвенки, эвены, камчадалы, ительмены, эскимосы и другие.

Наибольшая численность населения проживает в Приморском крае, доля Приморского края в общей численности населения, проживающего на Дальнем Востоке, по сравнению с другими регионами увеличивается (с 28,5% в 1991г. до 30,2% в 2003г.). Хабаровский край по данному показателю занимает второе место (21% в 2003г.) Наиболее высокую плотность населения имеет Приморский край (13,48 человек на 1 кв. км.), наименьшую плотность имеет Корякский автономный округ (0,11 человек на 1 кв. км.). Главным фактором сокращения численности населения является миграция за пределы Дальнего Востока, главным образом в западные районы России на постоянное место жительства. Наибольших темпов миграционная убыль достигла в северной зоне Дальнего Востока – на Чукотке и в Магаданской Области, где в 1992-1995 гг. миграционный отток достигал 6-12 человек на 100 жителей. В наибольшей степени миграционным процессам подверглись города, в наименьшей – сельские местности. В 2003 г., как и в предыдущие годы, на Дальнем Востоке преобладало городское население (75,9% общей численности). Сельское население составляло 24,1%. Наиболее высокая доля населения, проживающего в городской местности, наблюдается в Магаданской области (89,9% от общей численности населения) и в Сахалинской области (85,8%). Наименьшая доля населения, проживающего в городах, - в Корякском автономном округе (24,8% от общей численности населения) и в Республике Саха (Якутия) 64,4%. Городов миллионщиков нет.

5) Электроэнергетика района предоставлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими теплоэлектростанциями; Зейской, Колымской и другими электростанциями; Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита в Амурской, Магаданской и Камчатской областях.

На территории Дальнего Востока трубопроводный транспорт получил развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии. В перспективе, с освоением новых нефтегазовых месторождений Сахалина нитку газопровода планируется продолжить из Хабаровска в Приморский край. Грандиозный проект прокладки магистрального нефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км предлагает компания "Сахагаз" (Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газ придут в Хабаровский и Приморский края, в КНДР и Рес-публику Корея (до Сеула).

6) Водный транспорт: Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции. Наиболее важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск.

На Дальнем Востоке зарегистрировано около 200 судоходных компаний, владеющих в общей сложности немногим более 1 тыс. судов океанского, прибрежного и внутрипортового плавания. Подавляющее большинство из них мелкие, имеющие одно - два судна или арендующие суда. На базе морских портов Владивостока, Находки, Холмска, Петропавловск-Камчатска, Тикси работают наиболее крупные морские пароходства: Дальневосточное (FESCO), Приморское, Востоктрансфлот, Сахалинское, Камчатское и Арктическое.

Приморское морское пароходство обладает самым мощным в России танкерным флотом (44 судна общим дедвейтом 635 тыс. т) и перевозит нефть, нефтепродукты, жидкие пищевые продукты и химикаты, "Востоктрансфлот" специализируется на перевозке рефрижераторных грузов.

При недостаточно развитой авто- и железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего Востока судоходными речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей. Судоходными являются реки Амур (на терри-тории Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска (в Хабаровском крае), Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена, Вилюй, Киренга, Витим, Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданская область, Республика Саха), Анадырь (Магаданская область). Однако большинство рек протекают в северных приполярных широтах, по малонаселенным территориям Якутии и Магаданской области, и потому интенсивность использования этих водных артерий невелика.

Железные дороги: Среди административных образований Дальнего Востока наибольшей плотностью железных дорог отличаются Сахалинская область и Приморский край, где на каждые 10 тыс. кв. км территории приходится соответственно 168 и 96 км путей. Однако существующая здесь сеть сформировалась на ранних этапах хозяйственного освоения региона Востока и в последние десятилетия не обновлялась.

Несмотря на техническую отсталость железных дорог и подвижного состава, железнодорожный транспорт в южной зоне Дальнего Востока традиционно играет важную роль в грузо- и пассажироперевозках. По железным дорогам осуществляется основной товарообмен с другими регионами России. Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30% всех грузов. В Приморском крае и Амурской области доля железнодорожных перевозок составляет 40-50% от общих объемов грузов, в Хабаровском крае - более 70%. Основной поток внутренних и экспортных грузов формируется за счет трех отраслей - топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии и лесной промышленности.

Автомобильный транспорт: Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной се-ти в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".

Автомобильный транспорт в южной зоне Дальнего Востока играет исключительно важную роль в торговле с Китаем. В последние годы здесь открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе, в том числе пять в Приморском крае, три в Амурской области, два в Хабаровском крае и три в Еврейской АО.

Гражданская авиация: Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с "большой землей".

На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.

7) Хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удаленность от регионов Центральной России, специфика исторической судьбы определили особенности экономики Дальнего Востока. Основными отраслями рыночной специализации здесь являются в промышленности -- цветная металлургия (добыча и обработка цветных и драгоценных металлов, а также алмазов), машиностроение (судостроение и судоремонт), лесная промышленность, рыбная промышленность; в сельском хозяйстве -- производство риса и сои, а также пушной промысел, из других отраслей -- морской транспорт. Валовой региональный продукт в Дальневосточном федеральном округе удвоился с 2000 г., хотя был дифференцированным по отдельным субъектам. В целом же он составляет менее 5% всего продукта РФ и распределялся с небольшим перевесом в пользу отраслей производящих услуги, а среди отраслей, производящих товары, выделялась промышленность, на которую приходилась % товарного производства.

Отраслевая структура валового регионального продукта.

Расчеты индикаторов по девяти субъектам ДФО показали, что в четырех из них объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по округу (Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский АО, Сахалинская область), в трех -- на уровне среднего по округу, а в трех --значительно ниже (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская АО). Примерно так же складывались различия среднедушевых денежных доходов населения и объема розничного товарооборота. Промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации -- рыбную промышленность, лесную промышленность и цветную металлургию.

Рыбная промышленность. Основной промысел рыбы и морепродуктов ведется в Беринговом, Охотском и Японском морях. Почти половину уловов рыбы дает Приморский край, 2 / 5 -- Камчатка и Сахалина остальную часть -- Хабаровский край и Магаданская область.

ОСНОВНУЮ часть улова рыбы дают крупные рыболовные суда. Ассортимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества

Лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатском крае простроены заводы по искусственному разведению лососевых и других ценных пород рыб. У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продукция которых имеет большой спрос на мировом рынке. На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т.д. Стоит задал а освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, которыми богаты прибрежные морские воды. Наиболее крупные береговые рыбохозяйственные объекты концентрируются в районах морских портовых центров -- городов Владивостока, Находки, Ванино, Холмска, Петропавловска-Камчатского, Магадана. Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что добыча сырья обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98% его приходится на экономическую зону России. Все это вызывает необходимость пропорционального развития флота различных направлений -- добывающего, обрабатывающего, транспортного, вспомогательного, -- а также обслуживающей его инфраструктуры. Стоит задача увеличения объемов прибрежного лова. Ее выполнение позволит увеличить число занятых в рыбной промышленности до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленности. Предполагается модернизация рыболовного флота, а также строительство на Дальнем Востоке новых судов, прежде всего для развития флота прибрежного рыболовства. Дальнейшее развитие береговой обрабатывающей базы рыбной промышленности в ДФО -предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение производства, чтобы обеспечить выпуск рыбной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Предприятия лесного комплекса ДФО заготавливают примерно расчетной лесосеки, что свидетельствует о больших резервах для увеличения лесозаготовок. Основные лесозаготовительные базы расположены по Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, Средней Зее и Бурее, а также в центре и на юге Сахалина. Вырубаются лиственница, ель, кедр и пихта, а также широколиственные леса. Лесопиление получило развитие в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха, Амурской и Са- халинской областях, откуда довольно много пиломатериалов поступает на экспорт. Производство пиломатериалов на Дальнем Востоке увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1234 тыс. м3 в 2005 г. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, картона -- в Хабаровском крае, клееной фанеры -- в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность (домостроение, производство тары, мебели, фанеры) развита недостаточно, и это сдерживает развитие лесозаготовок. В перспективе важное значение имеет расширение глубокой переработки древесины, в том числе в зоне Байкало-Амурской магистрали. Цветная металлургия представлена добычей золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд, а также производством свинца. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия).

Причем основная проблема в отрасли -- переход от россыпной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на западе Республики Саха (Якутия).Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфрама в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии. В Приморском крае расположено крупное месторождение плавикового шпата -- Вознесенское, на базе которого работает Ярославский ГОК. В ДФО работают несколько предприятий оловянной промышленности -- ГОКи Депутатский, Солнечный, Хинганолово, Иультинский, Хрустальненский. Стоят задачи по расширению добычи цветных металлов: олова -- в Хабаровском крае, марганца -- в Еврейской АО, редкоземельных металлов -- в Саха (Якутии), свинцово-цинковых и вольфрамовых -- в Приморском крае.

Необходимо обновление оборудования на предприятии по производству свинца в Рудной Пристани(Приморский край).Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличиваются мощности завода «Амурсталь», но потребность в металле растет довольно быстро, а завоз в район металла требует высоких транспортных издержек. В результате в г. Комсомольске-на-Амуре построен еще один -- передельный -- минизавод. Если в 2000 г. ДФО производил 400 тыс. т стали, то в 2005 г. -- 800 тыс. т. В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены многочисленные предприятия различных подотраслей. Наибольшее развитие получили предприятия судостроения и судоремон- |а, связанные с рыбной промышленностью, а также морским и речным транспортом. В морских и речных портах Дальнего Востока строятся юлые и средние суда, ремонтируются крупные. Заметное развитие здесь получили электротехника, производство энергетического оборудования,станкостроения и целый ряд других подотраслей машиностроения.

Основные центры -- Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Арсеньев. В округе представлены также отрасли машиностроения по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, Техники для горной и лесной промышленности. Развито военное судостроение.

Передовые отрасли военно-промышленного комплекса опираются на научный потенциал европейской части страны. Это сборочные и ремонтные заводы -- самолеты «Су» (Комсомольск-на-Амуре многоцелевые вертолеты «Черная акула» (Арсеньев), атомные подводные лодки (Большой Камень).

Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками добычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну. Добыча нефти возросла; с 3,7 млн т в 2000 г. до 4,4 млн т в 2005 г., причем нефть с северо-востока Сахалина поступает по двум нефтепроводам в Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск.

Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объединеннные в единую энергосистему. Энергоузлы на севере района работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают «шальные потребности. В южной части района преобладают ГРЭС | и ТЭЦ; крупнейшая ГЭС -- Зейская, кроме нее работают ГЭС на Вилюе и Колыме, а на севере -- Билибинская АТЭЦ. Перед районом стоит задача удовлетворить энергетические потребности за счет собственных ресурсов.

8) В вопросах социально-экономического развития ДФО важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока. Из 3 млн га посевных площадей района под зерновыми культурами занято примерно 40%, под соей -- 35%, под картофелем и овощами -- 6--7%, под кормовыми -- 15--20%. Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но их урожайность пока остается ниже среднероссийской. На долю Дальнего Востока приходится более 90% всех посевов сои. В южной части района выращивается картофель и овощи. Горные таежные районы богаты пушным и другим промысловым зверьем, поэтому здесь развит охотничий промысел и звероводство. На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. Продуктивность крупного рогатого скота ниже среднероссийского уровня. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей -- Якутия, Магаданская и Камчатская области.

Мясная продукция завозится сюда из Западной Сибири, европейских районов и зарубежных стран, поэтому важнейшей проблемой является полная обеспеченность населения свежими молочными продуктами и мясом. Некоторые регионы Дальнего Востока полностью обеспечивают себя собственным картофелем и овощами и даже имеют избытки этой продукции. Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сельского хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в общероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и сбор лекарственных трав. ДФО располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

9) Распад СССР, потеря портов на Балтике и Черном море, заселение азиатских регионов России и растущее общемировое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) диктуют возможность стратегического развития внешнеэкономического мира. Россия осуществляет сегодня внешнеэкономические связи со всеми странами АТР. Дальний Восток, обладая огромным потенциалом природных ресурсов и имея развитое промышленное производство, определяют внедрение России в мировую экономику. Удобное географическое положение, развитая сеть различных видов транспорта, эффективность использования природно-ресурсного потенциала, производственный, научный, кадровый потенциал способствуют этому. Россия имеет перспективы внешнеэкономического развития в таких сферах, как электроэнергетика, алюминиевая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная промышленности. На территории Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского регионов и Дальнего Востока расположены крупные промышленные предприятия, которые составляют около 70% всего производства России. Производимая ими продукция считается конкурентоспособной на мировом рынке и пользуется в ряде стран АТР наибольшим спросом. Качество и цена привлекает иностранные фирмы к сотрудничеству. Но главная проблема заключается в том, что вывозятся полуфабрикаты и сырье, а не готовая продукция, что нежелательно для экономики России. Сейчас экспорт продукции сибирских регионов в страны АТР преобладает над импортом. Мы вывозим лесоматериалы, пиломатериалы, целлюлозу, алюминий, уголь, газ, нефтепродукты, энергию, хим. продукцию, а также золото, алмазы, пушнину. На территориях Якутии, расположены крупные запасы угля, золота, леса, руды, меди, имеющие мировое значение. Структура импорта из стран АТР более разнообразна. Ведущими торговыми партнерами являются Китай, Австралия, США, Япония, Корея, Монголия. Мы ввозим машины, промышленное и медицинское оборудование, продукты питания, бумагу и картон, автомобили, одежду, мебель, изделия электроники. Парадокс российской экономики заключается в том, что мы вывозим качественное сырье, а ввозим готовые изделия. Сейчас необходимо ориентировать производственный комплекс на увеличение в экспорте доли готовой продукции и совершенствования инфраструктуры для международной торговли.

Перспективным направлением внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока является создание совместных предприятий. Цель – привлечение иностранных инвесторов, современного оборудования и прогрессивных технологий. Сейчас заключено соглашение между Министерством топлива и энергетики РФ и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о реализации проектов сотрудничества в области нефти и газа. Предусматривается строительство газопровода от месторождения в Китай. Не исключается возможность поставок газа в Монголию, Республику Корея, Японию. Освоение экспорта дальневосточных топливных ресурсов – путь к обеспечению должных позиций России в АТР и в мире. Уникальный рекреационный потенциал требует огромных средств для развития туризма, что является благополучным для экономики России. Развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока со странами АТР – будущее России.

10)Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах, то есть нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий.

Уникальная пространственно-временная изменчивость природных условий, особенно гидротехнического режима, широкое развитие сезонной и многолетней мерзлоты определяют значительно меньшую относительно западных районов России устойчивость дальневосточных экосистем, причем эта неустойчивость увеличивается с юга на север, что можно увидеть хотя бы на примере климата. И иногда характер межресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайне осложняет, а порой и полностью исключает эксплуатацию на одной территории одновременно нескольких ресурсов. Например, разработка россыпных месторождений и добыча красной рыбы, развитие химической промышленности на приморских территориях и создание плантаций марикультуры на шельфе и т.д.

На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов, главного богатства Дальнего Востока. При этом от лесной промышленности также много отходов; например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, выделяемых древесиной и попадающих в водоемы.

Очень вредна для окружающей среды в настоящее время деятельность горнодобывающих предприятий.

В числе экологических проблем Дальнего Востока также лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах. При этом следует отметить, что на отдельных участках восстановление прежних биогеоценозов невозможно. Из нарушенных земель приблизительно всего лишь 75% может быть рекультивировано.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...