Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с метафорой




Метафора формируется членами группы в процессе совместной работы и показывает актуальную групповую потребность в виде некоего образа. Так как метафора является плодом общих усилий членов группы – в нее заложены и индивидуальные потребности каждого члена группы.  Групповая метафора может переходить из одной сессии в другую, обрастая подробностями в процессе работы. Она становится неким групповым  символом. Пережитые, отреагированные и ассимилированные метафоры со временем становятся своего рода «памятниками» пережитого группового опыта.

Как правило, образ метафоры предлагают лидеры группы. Фигурой в группе обычно является то чувство, которое преобладает над остальными чувствами и мыслями. Если тема угадана верно, метафора поддерживается группой, развивается и становится коллективной фигурой как правило на несколько сессий – до тех пор, пока не будет удовлетворена групповая потребность.

Можно представить групповую работу с метафорой в виде следующей циклической последовательности:

1. Фигура на фоне. Наиболее актуальное, «больное» чувство, ищущее свое выражение, обретает образ. Обычно в группе появляется несколько метафор, но выбирается только одна, наиболее актуальная для группы в данной момент.

2. Поляризация. Участники группы присоединяются к разным полюсам (элементам) метафоры – это процесс отождествления участников с фигурой или фоном. Далее между ними начинается диалог, в котором противоположные стороны отстаивают свои жизненные принципы, пока противоречия не исчерпают себя.

3. Инверсия. Фигура меняется с фоном. Участники обнаруживают в себе новые черты – черты, присущие противоположной группе.

4. Интеграция или осознание единства противоположностей. Метафора переосмысливается по-новому. Участники понимают, как человек выбирает свою роль, что дает эта роль другим участникам или другим людям. Они имеют возможность наблюдать процессы манипуляций и проявления различных видов защит.

5. Завершение и разрушение гештальта. Когда потребность удовлетворяется, необходимость в метафоре отпадает. Метафора прожита и становится отметкой о совместно пережитом опыте.

6. Созревает новая потребность и цикл повторяется.


Цикл контакта в работе с телесной метафорой

Цикл контакта представляет собой концепцию взаимодействия человека и среды, основанную на цикличном прохождении четырех основных фаз. Создатель этой концепции Пол Гудман выделяет в любом действии четыре основные фазы: преконтакт, контактирование (contacting), полный контакт (final contact) и постконтакт (или «отступление») [22] (Рис. 1).

Рисунок 1. Цикл контакта

Ист.: О. Писарева www. pisareva. by

Последовательное присутствие всех фаз цикла является нормой, однако все многообразие отношений между людьми порождается во многом именно отклонениями от стандартного течения цикла. Особенности опыта и психики человека приводят к формированию защитных механизмов по избеганию отдельных этапов контакта. Восстановление полного цикла контакта является важной задачей гештальт-терапии. Метафорический подход в работе с клиентом позволит проводить его по этапам цикла максимально бережно для его психики. Метафора позволяет отстраниться и работать с травматическим опытом опосредованно, через образ.

Для начала, стоит определить на каком этапе данного цикла в своем запросе находится клиент. Итогом совместной работы будет завершение цикла и ассимиляция полученного опыта.

В своей совместной можно бережно проводить клиента последовательно через этапы кривой контакта, наблюдая и осознавая реакции, защиты через спонтанно возникающие телесные метафоры. Мы можем двигаться от возникающих образов к тем образам и действиям, которые попросит тело, пытаясь осознать - о чем это для клиента на каждом этапе цикла.

На этапе ассимиляции опыта можно ориентироваться на каналы восприятия клиента, облегчая ему задачу по усвоению полученного опыта.

 Для кинестетиков будет легче воспринять опыт непосредственно через телесную метафору, почувствовав эмоции в теле – приняв их и интегрировав опыт таким образом.

Для визуалов, возможно, будет легче принять свой опыт не только почувствовав его в теле, но и увидев его – через проективные методики – например, рисование или лепку метафоры своего состояния, создание своего нового образа и визуальную фиксацию его (например, на фото).

Для аудиалов ценным дополнением телесного опыта может стать его проговаривание вслух, возможно с записью своего голоса или использование проективных методик работы со звуком для создания музыкальной метафоры своего состояния или опыта.

Е. В. Ласая предлагает следующие этапы работы с телесной метафорой, как в индивидуальной, так и групповой работе, также распределяя работу по этапам цикла контакта [12].

1 этап: построение телесной метафоры. Если сразу обозначается психологическая проблема, терапевт предлагает найти её телесный эквивалент. Наблюдая за клиентом, терапевт видит телесные проявления в процессе рассказа о проблеме и акцентирует на них внимание клиента. Если изначально предъявляются соматические ощущения (симптом), задача — найти психологическое содержание мышечного напряжения. Клиента просят отметить у себя телесное напряжение, в том числе, связанное с симптомом. Сосредоточиться на выбранном напряжении и, говорить все, что приходит в голову. Возможно использование ассоциаций терапевта и наблюдателей.

Используя, принятое в гештальтерапии описание опыта посредством цикла контакта, можно отнести этот этап к фазе предконтакта, когда формируется фигура потребности.

2 этап: усиление напряжения. Возможно подключение персонажей из жизни клиента, которые влияют на напряжение. На этом этапе клиент пробует разные способы взаимодействия с окружающим миром при помощи движения. Это исследование того, как меняется напряжение, в зависимости от активности пациента.

Этот этап соответствует фазе контактирования.

3 этап: поиск выхода из сложившейся ситуации. Выход из статичного напряжения осуществляется через движение, следуя за телесными импульсами (энергией). Движение сопровождается фразой.

Когда проекция ассимилирована, клиент получает возможность ориентироваться в своих потребностях.

Существует метод «интуитивного прыжка», «челнока», который подразумевает большее включение терапевта. Когда терапевту кажется, что тот или иной образ, возможно, относится к кому-то из жизни клиента, он спрашивает, что напоминает клиенту та или иная часть метафоры в его жизни. Клиент получает возможность понять, кому адресована та или иная потребность, и вследствие этого имеет дело с конкретным адресатом своего чувства или потребности.

Это этап финального контакта, который, как правило, заканчивается разрядкой телесного напряжение, возникновением в теле ощущений свободы и комфорта.

Работа с телесными метафорами дает возможность пациенту осознать роль симптома, его урок в своей жизни.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...