Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Этнокультурная вариативность социализации 1 Социаилизация, инкультурация, культурная трансмиссия 2 Сравнительная-культурное изучение социализации 3 Этнография детства 4 Методы исследования социализации 5 Переход к миру взрослых Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия Большинство исследователей в области наук о человеке сходятся во мнении, что наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации Некоторые теоретики выделяют этнографию детства я как самостоятельную субдисциплин, имеющая свои теории и методов исследованияя. Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг вопросов, которые условно можно разделить на четыре группы: 1) изучение процесса социализации, его средств, методов и специфических способов усвоения детьми культуры своего народа; 2) исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества Особое внимание уделяется социальным институтам, которые определяют цели и средства воспитания и контролирую ют его результаты; 3) сравнение обусловленных культурой непосредственных результатов социализации В этом случае исследователей интересует, чем отличаются дети, выросшие в разных социокультурных средах, их ценности, и идеалы, стереотипы поведения; 4) изучение отдаленных результатов социализации, т.е. присущего культуре взаимосвязи между методами воспитания ребенка и характером взрослого человека, является исходной проблемой теории «Культура и лич стистьість". Все эти проблемы связаны с вхождением ребенка в культуру своего народа - н культа рацией (понятие введено в культурантропологии М Херсковиц) Понятие \"инкультурация\" отличается от понятия \"аккульт турация \", используемый для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культурову для нього культуру.
Интеграцию индивида в человеческое общество и приобретение им опыта, который необходим ему для выполнения социальных ролей называют социализацией В отличие от социализации, в процессе инкультурации индивид усваивает миропонимание и поведение, которые характерны для определенной культуры, в результате чего у него формируется когнитивная, эмоциональная и поведут Инков сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - по приобретению первых навыков и усвоение речи, а заканчивается, условно, со смертью Этот процесс реализуется не в специальных институтах социал лизации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения Конечным результатом процесса инкультурации является человек, компетентный в культуре - в языке ритуалах, ценностях тощщо. Однако процессы социализации и инкультурации происходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества М Херсковиц выделил два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры: 1) детство; 2) зрелость 1 этап - детство, в течение которого происходит усвоение языка, норм и ценностей культуры, несмотря на то, что ребенок не является пассивным элементом процесса инкультурации, вероятно, она является инструментом а не игроком Взрослые, применяя систему санкций (положительных и отрицательных), ограничивают его права выбора и оценкии. Несмотря на то, что \"инкультурация индивида в первые годы жизни - это основной механизм стабильности и непрерывности культуры\", этот механизм не приводит к полному повторение предыдущих поколений Ре Результатом процесса инкультурации может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным усвоением культуры новым поколениям и полной неудачей в ее передачїї передачі.
2 этап - зрелость Вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия Однако инкультурация взрослого человека имеет непрерывный характер и касается лишь отдельных \"фрагментов\" культуры - вин изобретений, открытий, новых идей, которые поступают извне На втором этапе индивид имеет возможность в определенной степени принимать или отвергать то, что ему предлагает культура, он может дискутировать и творить Поэтому инк ультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась (М Херсковиц (М. Херсковіц). Социализация является более универсальной по сравнению с инкультурации, что больше специфической (по результатам исследований процессов инкультурации и социализации М Мид и Д Мацумото) Однако, если рассматривать и процесс развития отдельной личности, то очевидно, что во время этого процесса происходит специфическое для определенной культуры социализация и общая инкультурациція. Процессы социализации и инкультурации являются составляющими процесса культурной трансмиссии выступает механизмом, с помощью которого этническая группа \"передает себя в наследство\" новым членам, прежде всего детям Вставить стовуючы культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью специфических механизмов научения (Г Баррия (Г. Баррі). Исследователи выделяют три вида трансмиссии: - вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и пр. передаются от родителей к детям; - горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок усваивает социальный опыт и традиции культуры в процессе общения со сверстниками; - \"косвенная\" трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школа, вузы), а также на практике - в почти всех окружающих его взрослых, кроме родителей (родственники, старшие член лены общины, соседи и т.п.сіди тощо).
Социализаторы дифференцируются не только по семейной принадлежности (родители, родственники, неродичи) и возрасту (взрослый, старший ребенок, ровесник), но и по функциям, которые выполняются в процессе культурной трансмиссии Агенты социализации - это люди, социальные институты, которые существуют для того, чтобы обеспечить прохождение института социализации Основными агентами социализации являются родители По характеру воздействия на ребенка выделены таких агентов социализации (по Г Барри): - опекуны - осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности; - авторитеты - на собственном примере прививают ребенку культурные ценности и нормы; - дисциплинаторы - распределяют наказания; - воспитатели - целенаправленно учат ребенка, передают им соответствующие знания и навыки; - компаньоны - участвуют в совместной с ребенком деятельности на более или менее равных правах; - сожители - проживают с ребенком в одной квартире Стоит заметить, что никогда не было и не может быть независимым от культуры влиятельных и социально значимых социализаторив Если с точки зрения обыденного сознания современного европейца родители, прежде всего мать и - это важнейшие и природные социализаторы, выполняющих все вышеперечисленные функции, то во многих более традиционных культурах ребенок принадлежит не только отцу и матери, а всей общине, в которые и она живет, и соответственно вся сообщество участвует в воспитании младенцеви. Этнографы отмечают \"подвижность\" детей из многих народов Океании - 61% детей в 50-60 гг XX в на одном из островов жили не в родительской семье, а переходили в разные семьи два и более раз Обычай и обязательного воспитания детей вне родительского дома был распространен в раннеклассовых обществах. Роль одних и тех же социализаторив в разных культурах неодинакова Например, в традиционной русской культуре существовали определенные градации и уровни материнства, в частности, представителем образа матери у в период младенца была бабушка В Советском Союзе основным социализатором выступало государство, в свя связи все граждане претендовали на участие в воспитании чужих детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|