Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просмотровое и поисковое чтение




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Владимирской области «Александровский медицинский колледж»

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для преподавателя иностранного языка

По теме: «Тренировочные упражнения при обучении чтению»

 

 

Составитель – Добродеева Ирина Владимировна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Александровского медицинского колледжа.

 

2013г.

Предисловие

 

Данное методическое пособие представляет собой методические рекомендации для преподавателей иностранного языка, работающих в средних профессиональных учебных заведениях.

Практическая цель заключается в формировании у студента способности и готовности к межкультурной коммуникации через развитие умений опосредованного иноязычного общения – через чтение аутентичных текстов профессиональной направленности. Особое значение при достижении данной цели придается умению работать с литературой, т.е. овладению всеми видами чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового),поскольку чтение как вид речевой деятельности широко востребовано при решении многих профессиональных задач.

Развивающая цель предполагает учет личностных особенностей студента, его потребностей и интересов.

Воспитательная цель – формирование уважительного отношения к культурным ценностям других народов.

При отборе методических материалов особое внимание уделяется наиболее эффективным приемам овладения навыками чтения текстов профессионального характера.

 

Серия упражнений и методических премов при обучении чтению

Зрелое умение читать предполагает владение всеми видами чтения и переход от одного его вида к другому в зависимости от цели получения информации.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом. Это беглое, выборочное чтение.Бывает достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца, но этот вид чтения требует владения значительным объемом лексики.

Ознакомительное чтение заключается в том, чтобы содержащуюся в тексте основную информацию, различать информацию основную от второстепенной. Элементы анализа исключаются, достаточно понять 75%содержания текста.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации. Тексты должны иметь познавательную и информативную ценность.

Поисковое чтение ориентировано на чтение текстов по специальности. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.

Для овладения разными технологиями чтения предполагается выполнение предтекстовых, текстовых, послетекстовых упражнений. Более эффективной последовательностью при обучении чтению представляется следующая: изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.

 

Изучающее чтение

 

Упражнения на расширение лексического запаса и определение грамматических явлений.

.

· Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

· Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

· Выполните частичный перевод предложений на родной язык.

· Прочтите текст, найдите в нем слова, которые обозначают…

· Постарайтесь понять значение выделенных слов по контексту; проверьте себя по словарю.

· Прочтите предложение, в котором говорится о …

· Найдите в группе слов существительное (прилагательное,глагол…).

· Переведите сложные слова без словаря.

· Найдите ряд слов с одинаковым аффиксом. Установите, от какой основы они образованы.

· Выберите из текста предложения, содержащие пассивную форму (придаточное предложение, распространенное определение…).

· Разметьте синтагмы в предложении.

· Найдите подлежащее, сказуемое, определение…

· Заполните пропуски союзами.

 

Памятка для грамматического анализа текста   1. Бегло просмотрите текст и постарайтесь понять, о чем идет речь. 2. При вторичном чтении определите тип непонятного предложения и функции всех его составляющих по внешним признакам. 3. Разделите сложное предложение на самостоятельные и придаточные. 4. Разделите предложение на смысловые группы. 5. В каждом отдельном предложении найдите сказуемое (или группу сказуемого),подлежащее (или группу подлежащего). 6. Глагол – сказуемое обычно стоит на втором месте. 7. Подлежащее стоит слева от сказуемого. 8. Если предложение длинное, опустите слова, без которых можно понять основное содержание. 9. Слова, оставшиеся непонятными, ищите в словаре, соотнося их значение с контекстом.

 

Текстовые и послетекстовые упражнения

 

· Прочтите текст. Разделите его на смысловые части,

подберите название к каждой из них.

· Прочтите текст. Найдите основную идею повествования.

· Составьте подробный и краткий план текста.

· Замените данный оборот на более краткий.

· Ответьте на вопросы к тексту.

· Составьте сокращенный пересказ текста, передав его

содержание несколькими предложениями.

· Расположите предложения в той последовательности, в которой они были даны в тексте.

· Определите верные и неверные высказывания.

· Выразите свое отношение к прочитанному.

· Выделите то новое, что вы узнали из текста.

· Составьте к тексту вопросы, которые зададите товарищу.

· Выполните письменный перевод отдельных предложений.

· Составьте предложения из слов, данных вразбивку.

· Сократите предложения.

· Составьте из двух предложений одно.

· Найдите в тексте изучаемые грамматические явления.

· Дайте собственную формулировку идеи текста.

 

 

Ознакомительное чтение

Упражнения для ознакомительного чтения строим на элементах довольно большого по объему текста.

 

· Прочитайте заголовок текста и постарайтесь определить его его основную тему.

· Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (они даны с переводом). Не читая текст, скажите, о чем может идти речь.

· Прочтите абзац и постарйтесь понять его.

· Прочтите предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на незнакомые слова.

· Объясните название текста.

· Прочитайте все абзацы, выделяя в каждом основную информацию. В каком абзаце содержится основная мысль всего текста?

· Определите более важную информацию и второстепенную.

· Выделите опорные слова и словосочетания в тексте. Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста.

· Прочтите текст с тем, чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.

· Составьте вопросы, ответы на которые можно найти в тексте.

· Составьте к тексту вопросы, ответы на которые могли бы служить планом для пересказа текста.

· Какие ассоциации вы связываете с …

· Дополните интервью вопросами.

· Дополните следующие предложения конкретными примерами из текста.

· Опираясь на нижеследующие тезисы, подготовьте сообщение по теме текста.

· Выскажите свое отношение к проблеме, затронутой в тексте.

· Не противоречат ли следующие высказывания смыслу текста? Обоснуйте свои ответы.

· Что обозначает выражение …? Заполните ассоциограмму.

· Сократите текст за счет второстепенных подробностей.

· Назовите проблемы,затронутые в тексте.

· Обобщите понятую вами информацию в виде резюме (можно на родном языке).

· Укажите факты и сведения из текста, которые были уже вам известны.

· Скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

 

Просмотровое и поисковое чтение

В зависимости от цели и степени полноты извлечения информации различают

четыре варианта просмотрового чтения: конспективное (для выделения наиболее значимых мыслей), реферативное (самое основное содержание), обзорное (самая об-щая оценка), ориентировочное (выделение информации, нтересующей читающего).

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

 

· Прочтите заглавие и скажите, о чем, по-вашему, будет идти речь в тексте.

· По какому слову заглавия можно определить, о чем идет речь в тексте?

· Если заглави вас интересует, читайте текст дальше.

· Просмотрите текст. Определите его характер (описание, повествование, рассуждение).

· Просмотрите текст. Скажите, содержит ли он интересную для вас информацию.

· Прочтите начальные предложенияпервого и последнего абзацев и сформулируйте вопрос, который освещается в статье.

· Выделите ключевые слова в тексте.

· Скажите, какие вопрсы рассматриваются в тексте.

· Скажите, какая проблема вытекает из текста.

· Укажите в тексте абзацы, в которых говорится о…

· Отметьте в тексте места, дающие ответы на поставленные вопрсы.

· Подчеркните в тексте формулировку проблемы.

· Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их товарищу, затем ответьте на его вопросы.

· Выскажите мнение о прочитанном.

· Подумайте, где и как вы можете использовать извлеченную из текста информацию.

· Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.

· Возможно повторное чтение текста с целью извлечения основной или полной информации.

ОБРАЗЦЫ ОБУЧАЮЩИХ ТЕКСТОВ

Erkältung, Grippe, grippaler Infekt

Jedes Jahr begegnen einem in der kalten Jahreszeit Schnupfen, Husten, Heiserkeit auf Schritt und Tritt. Man spricht von Erkältung, Grippe oder grippalem Infekt – doch was verbirgt sich hinter diesen Begriffen?

Wie unterscheiden sich Erkältung, Grippe und grippaler Infekt voneinander?

Mit „Erkältung" oder "grippalem Infekt" – was das Gleiche bedeutet – wird ganz allgemein eine Viruserkrankung bezeichnet, die sich mit Schnupfen, Husten und anderen Allgemeinbeschwerden äußert. Rund 200 verschiedene Virusarten können eine Erkältung hervorrufen, daher kann man auch kurz hintereinander mehrmals erkältet sein. Die Erreger sind so vielfältig (Rhino-, Adeno- und Coronaviren), dass eine Impfung nicht möglich ist – zum Glück sind die Krankheiten in der Regel nicht lebensbedrohlich. Meist treten Erkältungen in der kalten Jahreszeit auf, aber es gibt sie auch als Sommergrippe.

Ganz anders sieht das mit der echten Grippe aus. Sie wird vom Influenzavirus verursacht. Man unterscheidet 3 Gruppen von Influenzaviren, deren Genmaterial sich permanent etwas verändert – darum sollten sich gefährdete Personen einmal jährlich einer Grippeschutzimpfung unterziehen. Das Problematische an der echten Grippe ist der schwere Krankheitsverlauf mit den typischen Erkältungssymptomen, die hier aber viel stärker ausgeprägt sind, und dass möglicherweise Lunge (Lungenentzündung), Herz (Herzmuskel- und Herzbeutelentzündung) oder Hirn (Gewebeentzündung) betroffen sind.

In den letzten Jahren gab es immer wieder Infektionskrankheiten mit Grippesymptomatik, die weltweit für Aufregung sorgten – SARS und die Vogelgrippe sind Beispiele für Virusinfektionen, die auch für den Menschen gefährlich werden können.

Wie äußern sich Erkältung und Grippe?

Grippe und Erkältung äußern sich anfangs mit den gleichen Beschwerden. Halsschmerzen, Schnupfen, Husten, Heiserkeit sind typische Symptome. Häufig kündigt dann Frösteln einen Temperaturanstieg an und Fieber wird von Schüttelfrostattacken begleitet. Kopf- und Gliederschmerzen kommen genauso dazu wie Halsschmerzen. Schwäche, Mattigkeit und Appetitlosigkeit ergänzen das Krankheitsbild.

Bei einer echten Grippe beginnen die Beschwerden oft plötzlich und sind so stark, dass der Erkrankte auf die Stunde genau sagen kann, wann die Grippe begonnen hat.

Auch andere Erkrankungen beginnen mit Schnupfen oder tränenden Augen – beispielsweise Heuschnupfen oder allergischer Schnupfen bei Hausstauballergie.

Mit Schnupfen, Husten, Heiserkeit kündigt sich auch eine weitere Gruppe von Erkrankungen an – die Kinderkrankheiten Masern, Mumps, Röteln & Co. Nach einigen Tagen zeigt sich häufig der typische Hautausschlag wie bei Scharlach, so dass die Diagnose einfacher wird.

Bei wiederholten und hartnäckigen Erkältungen im Kindesalter kann auch ein angeborener Immundefekt dahinter stecken – allerdings sind bis zu 6 Erkältungen pro Jahr im Kindesalter nicht besorgniserregend.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...