Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа 1. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека




Для работы необходимы: очковая оправа с укрепленной на ней стеклянной, изогнутой под углом, трубочкой, соединенной при помощи резиновой трубки с грушей; электрический звонок; экран для загораживания звонка и резиновой груши; испытуемый.

Для образования мигательного условного рефлекса у человека в качестве безусловного раздражителя используют струю воздуха, направленную на поверхность наружных оболочек глаза (роговицу, склеру), которая вызывает безусловный защитный рефлекс глаза – мигание. Такую струю воздуха получают, нажимая на маленькую резиновую грушу (1), соединенную со стеклянной трубочкой (2), укрепленной в очковой оправе (рис.1). В качестве индифферентного, не вызывающего мигания, раздражителя, который должен стать условным, используют звонок. При вырабатывании условных рефлексов необходимо исключить все посторонние раздражения. При вырабатывании условных рефлексов у человека, отличающегося от животных наличием второй сигнальной системы, а следовательно, реакцией на словесные раздражения, необходимо обратить внимание на исключение посторонних разговоров.

Рис. 1

Цель работы: проследить образование двигательного условног рефлекса у человека.

Ход опыта.

1. Исследуемый и экспериментатор садятся друг против друга стола. На столе стоит экран, который закрывает от испытуемого звонок и грушу, подающую струю воздуха.

2. На испытуемого надевают очковую оправу с укрепленной на ней загнутой трубочкой для подачи воздуха. Направляют отверстие трубочки в наружный угол глаза так, чтобы струя воздуха, попадая на склеру и роговицу, обязательно вызывала мигание. Нажимать на грушу следует слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений.

3. Включают несколько раз звонок и убеждаются, что это не вызывает мигания.

4. Приступают к выработке условного мигательного рефлекса на звонок:

а) включают звонок и через 1 – 2 с нажатием груши подают струю воздуха, такое сочетание обоих раздражителей повторяют 5–6 раз с интервалами 1 – 2 мин;

б) после 5 – 6 сочетаний включают звонок, не присоединяя к нему подачу воздуха, и наблюдают мигательный рефлекс без раздражения роговицы и склеры.

Звонок, ранее индифферентный, безразличный для мигательного рефлекса раздражитель, становится действующим и может теперь называться условным раздражителем, мигательный рефлекс, вызванный условным раздражителем, т.е. звонком, является условным рефлексом;

в) если после 5 – 6 сочетаний изолированное применение звонка не вызывает условного рефлекса, нужно повторить сочетание двух раздражителей еще несколько раз и снова попробовать изолированное применение звонка.

 

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 2. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека

 

Для работы необходимы: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый.

Условным сигнальным раздражителем, вызывающим ту или иную деятельность организма, может стать любой предмет или явление природы, для восприятия которых имеются соответствующие органы чувств. Однако для человека в отличие от животных значение сигнала может иметь не только предмет или явление природы, но также и слово, речь. Слова, слышимые, произносимые, написанные, сочетаясь в течение индивидуальной жизни с предметами или явлениями природы, сигналами первой сигнальной системы, сами постепенно становятся сигналами этих сигналов. Таким образом, слово для человека становится условным раздражителем, которое может вызвать любую деятельность организма.

Условные рефлексы второй сигнальной системы возникают на основе условных рефлексов первой сигнальной системы. Это можно показать в опыте.

Если у человека выработать условный зрачковый рефлекс на звонок, то слово звонок становится условным сигнальным раздражителем, вызывающим такого же характера реакцию.

Цель работы: 1) показать возможность выработки условного рефлекса на гладкую мышцу (сфинктер) зрачка; 2) показать одновременное образование условного рефлекса на слово.

Ход работы.

1. В качестве испытуемого выбирают студента со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.

2. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у одного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок (можно посадить испытуемого к окну, если дневное освещение достаточно интенсивное). Испытуемого просят закрыть один глаз рукой.

3. Экспериментатор, попеременно то закрывая второй глаз испытуемого экранчиком, то открывая его, убеждается в наличии зрачкового рефлекса, т. е. в сужении зрачка на свет (сокращении сфинктера зрачка) и в расширении его (сокращении дилятора зрачка). Расширенный зрачок хорошо виден в первый момент после снятия экрана.

4. Убеждаются, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным раздражителем для глаза.

5. Приступают к образованию условного зрачкового рефлекса на звонок. Для этого, включив звонок, тотчас закрывают глаз испытуемого экранчиком, т.е. производят почти одновременно два раздражения: звуковое, не вызывающее расширения зрачка, – будущий условный раздражитель и затемнение глаза – безусловный раздражитель. Повторяют сочетание раздражений 7 – 10 раз с интервалом 40 – 50 с.

6. Через 7 – 10 сочетаний, включая звонок, не затемняют глаз. Если условный рефлекс образовался, то несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок расширяется. Следовательно, звонок стал условным раздражителем.

7. Укрепляют выработанный условный зрачковый рефлекс на звонок, повторяя сочетание двух раздражителей еще несколько раз. Затем вместо включения звонка громко произносят слово «звонок», но не затемняют глаз. Обычно при этом можно увидеть расширение зрачка.

 

В выводе отметьте, что является раздражителем для первой и второй сигнальных систем?

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя

 

_______________________

 

«____»_____________ 201_

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...