Раздел 1. Понятие о корпоративном праве. Нормы, регулирующие деятельность корпораций
Стр 1 из 5Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО» Конспект лекций Раздел 1. Понятие о корпоративном праве. Нормы, регулирующие деятельность корпораций Существует несколько точек зрения относительно понятия «Корпоративное право». Особенность корпоративного права - тесная и неразрывная связь с гражданским правом, но особые правоотношения, функции и источники права делают его новой обособляющейся отраслью права. Корпоративное право можно представить как совокупность гражданско-правовых норм, а также локальных корпоративных норм, регулирующих корпоративные отношения с учетом императивных требований гражданского законодательства, специфики организационных форм корпоративных отношений, особенностей конкретного корпоративного объединения. С позиции экономико-правового представления о регулировании корпораций корпоративное право - это: 1) составная часть гражданского права; совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ; 2) система правил, установленных собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Корпоративное право - это система правил и норм поведения, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации. Поэтому корпоративное право можно еще назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом, определяющим возможность любой организации, построенной на принципах автономии, осуществлять внутреннее регулирование, распространять его на своих членов для достижения целей и задач деятельности.
В Российской Федерации корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ. Корпоративное право РФ - статусное право, закрепляющее статус хозяйственных организаций. Корпоративное право - это система общеобязательных для данной корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорацией и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения. Предмет корпоративного права составляют корпоративные отношения - различные виды общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Корпоративные отношения являются гражданскими правоотношениями и соответственно регулируются нормами права. В широком смысле под корпоративными правоотношениями можно понимать правоотношения, возникающие в связи с осуществлением корпоративной деятельности, т.е. правоотношения, возникающие как внутри корпорации, так и вне ее, связанные с участием (деятельностью) корпорации. Причем "корпоративная деятельность" предполагает различный характер ее направлений в связи с участием организации в различных правоотношениях, регулирование которых осуществляется различными правовыми институтами в зависимости от характера соответствующих отношений. По сути, такое представление о природе корпоративных отношений позволяет сделать вывод о том, что корпоративные отношения - это отношения, связанные с функционированием юридического лица, направленные на регулирование различных сторон деятельности корпорации. Как и любые другие, корпоративные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и обязанностей их участников.
Содержание корпоративных отношений составляет взаимодействие их субъектов. Корпоративные отношения отличает специфичность субъектного состава, которая выражается в том, что одним из субъектов всегда является корпорация, а другим (другими) - ее участники. Субъекты корпоративных отношений - это одновременно субъекты корпоративного права, реализующие предоставленные им корпоративными нормами права и обязанности через конкретные правоотношения. Соответственно, субъекты корпоративных правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая означает способность определенного лица выступать в качестве субъекта корпоративного права РФ и участника корпоративных правоотношений. Гражданское общество связано с корпоративным правом в силу того, что их интересует один и тот же субъект; интересы гражданского общества в первую очередь направлены на защиту интересов частных субъектов, в том числе граждан и организаций, интересы корпоративного права - на защиту интересов корпоративных субъектов. Отсюда и близость предмета корпоративного права именно как частного правового массива, в котором диспозитивные нормы и принципы регулирования изначально (априори) определяются как основные. На этом, собственно, и строится структура и природа правовых норм и опосредуемых ими общественных отношений. Поскольку корпоративное право РФ - это часть гражданского права РФ, то для него характерно использование институтов последнего применительно к своим объектам регулирования, с учетом положений ГК РФ. Говоря о природе корпоративных отношений, многие авторы определяют их как отношения, которые регулируются нормами гражданского права и учредительных документов корпораций, существуют только между корпорацией и ее участниками (в связи с чем нередко характеризуются как внутренние) на протяжении всего периода членства участника в корпорации. При этом подчеркивается их самостоятельный характер (наряду с вещными, обязательственными и исключительными правами). В предмет корпоративного права включаются следующие основные группы отношений, имеющих корпоративную природу: имущественные и организационные.
Корпоративная деятельность требует порой оперативного реагирования на возникающие экономические (хозяйственные, договорные) ситуации, что определяет необходимость и соответствующего способа их правового регулирования. Корпоративное право тяготеет к гражданско-правовым методам регулирования, поэтому особенности этих методов оказывают влияние и на содержание корпоративных правоотношений в целом. Диспозитивность как черта метода гражданско-правового регулирования еще не предопределяет юридической природы правоотношения. Корпоративные отношения - это отношения частные, и гражданско-правовые методы регулирования вполне отвечают их природе. В качестве основного метода, регулирующего экономические отношения, выступает метод общедозволительного регулирования, позволяющий индивидуальным и корпоративным субъектам формировать свой собственный статус с учетом своих потребностей всеми не запрещенными законом (а значит, и государством) силами и средствами. При этом принцип автономии воли в сфере корпоративного права может быть реализован с учетом более четкого использования определения корпорации для целей публичного права. Это одновременно позволит участникам оборота самостоятельно определять пределы осуществления корпоративной деятельности, допустимые с позиций метода правового воздействия, используемого в публичном праве. Диспозитивный метод предоставляет субъектам правоотношений право самостоятельного выбора между несколькими вариантами поведения (гражданское право). Императивный метод предлагает только один, причем обязательный, вариант, однозначное повеление субъекту корпоративной деятельности. Императивность может выражаться по-разному, в том числе путем установления запрета, властного предписания. Следовательно, корпоративное право использует как императивные, так и диспозитивные методы. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 71). Корпоративное право является подотраслью гражданского права, следовательно, правовое регулирование гражданско-правовых отношений должно осуществляться исключительно на федеральном уровне.
По своей структуре, определенной природой установленных корпоративных отношений, корпоративное право как система норм представляет следующие содержательные блоки: - общие положения о корпорациях как юридических лицах; - правовое положение основных видов корпораций и их объединений; - имущественные основы деятельности корпораций; - корпоративное управление; - корпоративный и государственный контроль. Нормы корпоративного права имеют обязательное применение только в своей корпорации, т.е. локально. Форма закрепления корпоративных норм - корпоративные акты. Корпоративные нормы издаются органами управления корпорацией и выражают волю членов данной корпорации. Таким образом, корпоративное право в российской правовой системе не является самостоятельной отраслью права. В настоящее время корпоративное право выступает как система наиболее существенных норм, устанавливаемых органами управления корпорацией. Эти нормы принимаются членами корпорации, выражают их волю и носят общеобязательный характер. Корпоративные нормы являются особым видом социальных норм. Это нормы, принимаемые организациями и регулирующие отношения между их членами или участниками. Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т.д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. В литературе подчеркивается отсутствие в корпоративных нормах всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. При этом корпоративные нормы могут стать частью права (корпоративным правом) лишь после официального санкционирования государством, например в порядке делегированного правотворчества. Во всех остальных случаях внутриорганизационные правила поведения социальных организаций признаются частью системы социального регулирования, действующей параллельно с правом, но к праву не относящейся. Таким образом, корпоративные нормы - один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.). Правила поведения общественных и иных видов негосударственных организаций, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах этих общественных организаций.
По регулятивным особенностям эти правила близки к нормам права, так как в них очерчиваются права и обязанности членов этих объединений. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. При необходимости осуществляется соответствующее юридическое воздействие со стороны государства для восстановления принципа справедливости при возникшем конфликте интересов. Нормы, изданные государством, в некоторых случаях определяют и процедуру принятия корпоративных норм. Корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Корпоративные нормы могут обеспечиваться силой государственного принуждения. Правовое регулирование корпораций делится на два вида - централизованное и локальное (местное) правовое регулирование. Первый уровень не зависит непосредственно от воли корпорации и воспринимается ей в своей деятельности (например, нормы ГК РФ). Второй уровень - местный, локальный - это область творчества корпоративных менеджеров, которые сами вправе вносить необходимые изменения в правовую среду своих предприятий. Корпоративные отношения, весьма разнообразные по своей природе и содержанию, не всегда оказываются должным образом урегулированы нормативно. Достаточно медленное развитие законодательства и высокая динамика существующих общественных отношений, и тем более появление новых, диктуют необходимость давать им юридическую квалификацию через призму корпоративной практики, где принципы саморегулирования должны достаточно точно заполнять существующий правовой вакуум. Корпорация представляет собой сложный организм, нормальное функционирование которого напрямую зависит от правильного сочетания правового регулирования. Различают следующие виды корпоративных норм: 1) несоциальные корпоративные нормы, которые регулируют отношения членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности; - технические (правила работы с ПЭВМ, правила эксплуатации машины и т.д.); - санитарно-гигиенические (правила уборки помещений после окончания работы); - физиологические (инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды); - биологические (о порядке использования респиратора в период массовой эпидемии гриппа) и др. Несоциальные нормы, среди которых наиболее значимыми являются нормы технические, - это правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир; 2) социальные корпоративные нормы - это правила поведения, изданные на предприятии, в организации и регулирующие отношения между работниками, сотрудниками корпорации и кредиторами, между сотрудниками корпорации и клиентами и др. В качестве социальной корпоративной нормы может выступать и норма организационной культуры. Социальная норма представляет собой правило поведения, или стандарт, масштаб, образец поведения одного человека по отношению к другому. Социальная корпоративная норма - это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении. Норма, как правило, содержит в своих требованиях средства социальной оценки и контроля за реализацией соответствующих требований. Социальные корпоративные нормы, как и несоциальные, могут быть разноплановыми: - корпоративные обычаи (подарки для клиентов); - корпоративные традиции (публичное поздравление именинников); - этические нормы; - эстетические нормы (оформление интерьера помещения определенным образом); - деловые обыкновения (запланированные собрания, планерки); - правовые нормы (выплата дивидендов в конце каждого полугодия). Система корпоративных норм обладает определенными чертами, отражает их правовую характеристику. 1. Корпоративные нормы регулируют типичные ситуации (или вид отношений), имеющие место в корпорации. Можно сказать, что корпоративные нормы создают модель корпоративных отношений. Неординарные, редко возникающие ситуации в нормативном порядке не регулируются. 2. Корпоративные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь при аналогичных обстоятельствах. 3. Корпоративные нормы носят общий характер. Они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Им присуща неперсонифицированность, в них отсутствуют указания на конкретного адресата, что является одним из главных признаков данного вида норм. Систему корпоративных норм отличают основные их признаки: 1) они принимаются на предприятии и действуют в его пределах; 2) субъектом их принятия является администрация либо трудовой коллектив; 3) они имеют дополнительный (субсидиарный) характер по отношению к нормам общегосударственным; 4) своим предметом они имеют трудовые или организационно-управленческие отношения. В системе корпоративных норм можно выделить ведомственные или локальные нормативные акты, распорядительные; организационные нормы; системы информационного обеспечения. Корпоративные нормы могут являться договорными нормами. К числу договорных норм, регулирующих корпоративные отношения, могут быть отнесены нормы трудового законодательства. Так, работник, заключая трудовой договор с корпорацией, вступает с ней в договорные отношения. Договор о создании юридического лица определяет права и обязанности его участников, одновременно регулирует отношения членства, а значит, и корпоративные отношения. Договорным нормам присуща добровольность изъявления воли на совершение указанных в договорной норме действий. Однако корпоративная норма может быть и обязывающей, например, корпоративная норма об обязательстве о неразглашении коммерческой или служебной тайны, должностная инструкция и т.д. Индивидуальное действие корпоративная норма может получать в отношениях корпорации с конкретным работником. В период действия трудового договора, заключенного между сотрудником и предприятием, в течение срока договора сотрудник обязуется не разглашать третьим лицам, а также не использовать в своих личных интересах коммерческую (служебную) тайну организации, ставшую известной сотруднику в процессе выполнения трудовых обязанностей. Несмотря на общую цель корпоративных норм - восполнить пробелы централизованного регулирования в конкретной организации, их дополнительный (субсидиарный) характер ведет к признанию за ними самостоятельного регулирующего значения. При этом возникает соподчинение корпоративных норм нормам централизованным. Источники права - это итоговый результат правотворческой деятельности, который объективируется в самых различных формах, в том числе в нормативных правовых актах, нормативных договорах, судебных прецедентах, правовых обычаях, религиозных текстах, а в некоторых случаях - в правовых доктринах. Под источником права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Источники права - формы объективирования юридических норм, служащие признаками их обязательности в данном обществе и в данное время, а также средства познания права. В самом общем понимании источниками права являются такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение потребности в правовом регулировании, появление соответствующих правовых норм и придают содержанию этих норм определенную репрезентативность. Значительный интерес к корпоративному регулированию в последнее время проявляется как в расширении его границ, так и в углублении содержания, а также совершенствовании его организационно-правовых форм. К основным источникам корпоративного права можно отнести следующие: 1. Корпоративный обычай - отражает правило, итог постоянного и единообразного применения правил (например, завершать работу в определенное время, ставить в известность руководство о фактах, нарушающих привычный распорядок жизни организации). 2. Корпоративные деловые обыкновения - заведенный порядок дел, сформировавшаяся практика (например, обход (осмотр) руководителем своего предприятия). 3. Корпоративные прецеденты - корпоративные решения, используемые в качестве образца для разрешения в корпорации аналогичных дел (например, вручение именинникам ценных подарков). 4. Корпоративный договор - нормативный договор, который содержит нормы корпоративного права, определяет универсализацию прав и обязанностей сторон корпоративных отношений, придает им длительный, стабильный характер (например, устав или учредительный договор юридического лица). Этим он отличается от гражданско-правовых договоров - обязательств. В отличие же от публичных договоров нормативный договор заключается между равноправными субъектами, а не между субъектами, связанными отношениями власти и подчинения. 5. Корпоративный (локальный) правовой акт - документ органа корпорации, содержащий корпоративные нормы. Корпоративный акт регулирует различные сферы деятельности общества: управление обществом, финансовые вопросы, ценные бумаги общества. Локальное правотворчество предусмотрено на централизованном нормативном уровне. Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает две формы локального правотворчества: локальные нормативные акты и коллективные договоры (соглашения). Гражданское законодательство ограничивается упоминанием внутренних документов общества, регулирующих внутреннюю деятельность общества, не устанавливая при этом, в каких формах и в каком порядке они должны приниматься. Поэтому учредительные документы также следует признать корпоративными актами, обладающими наивысшей юридической силой и социальной значимостью среди всех корпоративных актов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|