Заключение. Первый год жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ортодоксальная психоаналитическая теория объясняет психические феномены как результат динамического взаимодействия между побуждающими силами, или инстинктами организма, и контрсилами внешнего окружения. Инстинкты описаны как представленные в психике побуждения, возникающие в теле и существующие уже у новорожденного. Каждый инстинкт имеет цель, объект и причину (источник). Фенихель классифицирует инстинкты на две большие группы: простые физические потребности и сексуальные побуждения. Первая группа, к которой относятся голод, дыхание, жажда, менее важна для развития личности, так как входящие в нее инстинкты требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, допускаются малые индивидуальные различия. Сексуальные влечения, понимаемые в широком смысле, функционируют от рождения, поэтому взрослая сексуальность является продолжением детской. Предполагается, что у новорожденного имеется фиксированное количество энергии сексуальных инстинктов, так называемого " либидо". Юнг определяет либидо более широко: в качестве первичной энергии, детерминирующей всю психическую жизнь, а не только сексуальную. Неофрейдисты, с другой стороны, отвергают понятия инстинктов и либидо, хотя Салливан говорит о " влечении к власти". В последующих работах Фрейд для объяснения агрессии и влечений к саморазрушению выдвигает понятие врожденного инстинкта смерти. Фенихель ставит это понятие под вопрос и предпочитает объяснять агрессию как способ реакции на фрустрацию, возникающий, наподобие сексуальных инстинктов, из потребности уменьшения напряжения. Неофрейдисты предлагают в качестве наилучшей интерпретации агрессии и самоубийства трудности в межличностных отношениях.
Еще одной важнейшей составляющей личности новорожденного является бессознательное – краеугольный камень психоаналитической теории. Влияние бессознательных психических процессов существеннее, чем сознательных, так как бессознательные влечения постоянно, очень активным образом стремятся к сознательному выражению. Процессы в бессознательном протекают вне времени и мало связаны с реальностью; несовместимые желания находятся рядом, и это не вызывает сомнений, отрицания, неуверенности. Термин " ид" был введен позднее, чтобы обозначить часть бессознательного, которая функционирует в качестве источника инстинктивной энергии, формирующей резервуар либидо. Фрейд придерживался филогенетической точки зрения на происхождение бессознательного, т. е. исходил из унаследования в каком-то виде расового опыта. Подобное мнение в известной степени совпадает с определением коллективного бессознательного Юнгом, считавшим, что в коллективном бессознательном заложены информация о значимом опыте предшествующих поколений и зачатки идеи. Первобытные образы, или архетипы, коллективного бессознательного становятся известны посредством интерпретации символики сновидений. Примерами служат архетипы матери и отца, связанные соответственно с кормлением и силой. В дополнение к коллективному бессознательному каждый индивид, по мнению Юнга, обладает личным бессознательным – забытым прошлым опытом, который не столько результат вытеснения, сколько следствие одностороннего развития. Неофрейдисты приемлют функцию бессознательного в принципе, но критикуют представление о бессознательном как месте, где, например, могут вступать в комбинацию вытесненный опыт и силы ид. Ортодоксальная теория приписывает новорожденному также состояние, называемое " первичный нарциссизм". Новорожденный не способен отличать себя от объектов внешнего мира, поэтому его сексуальные цели аутоэротичны и обращены на себя. Из-за магического характера удовлетворения его потребностей у него вскоре развивается чувство величия, которое в последующей жизни он ищет возможность восстановить. Согласно Гринейкр, первичный нарциссизм представляет не только " океаническое чувство". Она считает, что процесс рождения активирует нарциссизм, содержащий начала влечения, основанного на биологической потребности выживания. Увеличение тревоги приводит к соответствующему защитному возрастанию нарциссизма. Фромм оспаривает представление о фиксированном количестве либидо. Он критикует фрейдовское определение нарциссизма и утверждает, что только человек, способный по-настоящему любить себя, способен любить других.
Глава 3 ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ После рождения начинается быстрое развитие организма в разных направлениях. Считается, что широта и разнообразие развития на первом году жизни играют огромную роль в формировании личности. Эти особенности косвенным образом облегчают организацию излагаемого в книге материала. Сейчас мы можем принять схему, в рамках которой будут представлены периоды развития личности, включая юношеский возраст.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|