Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология проф. образования.




1. Предмет и объект психологии профессионального образования. Задачи психологии профессионального образования.

Объект психологии профессионального образования как науки– система профессионального образования, подготовки и повышения квалификации.

Предмет психологии профессионального образования как науки – профессионально-образовательный процесс.

Задачи психологии профессионального образования как науки – построение психологической концепции профессионального образования; раскрытие механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение механизмов и закономерностей профессионального образования; прогнозирование развития профессионального образования; психологические закономерности деятельности и личности обучающегося персонала.

Объект психологии профессионального образования как учебной дисциплины – человек на разных стадиях онтогенеза.

Предмет психологии профессионального образования как учебной дисциплины – профессиональное развитиеличности.

Задачи психологии профессионального образования как учебной дисциплины– отбор содержания образования и проектирование учебных планов ипрограмм; определение стратегии и тактики реализации учебной дисциплины; выбор адекватных психодиагностических средств; прогнозирование профессионального развития обучаемых; разработка системы управления профессиональным становлением личности.

Системообразующие факторы ППО как наука   ППО как учебная дисциплина
цель     ПС закономерности, механизмы, факты проф становления человека система ПО, подг. и повыш квалификации проф обуч, воспит и разв. человека  
объект     профессионально-образовательный процесс человек на разных стадиях онтогенеза
предмет   профессиональное развитие личности
методы     общепсихологические, педагогически ориентированные специальные методы исследования психодиагностические методы
задачи -построение ПС концепции ПО; -определение механизмов и закономерностей проф становления личности; -прогнозирование развития ПО; -ПС закономерности деятельности обучающего персонала -отбор содержания образования и проектирование образовательных программ; - прогнозирование профессионального развития обучаемых; -развитие системы управления проф становлением личности.

 

2. Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина.

Цель психологии профессионального обучения как науки – изучение психологических закономерностей, механизмов профессионального становления человека. Цель психологии профессионального обучения как учебной дисциплины – изучение особенностей профессионального обучения, воспитания и развития человека. Методы психологии профессионального обучения как науки: общепсихологические, педагогически ориентированные специальные методы исследования. Методы психологии профессионального обучения как учебной дисциплины – психодиагностические методы.

В рамках психологии профессионального образования как учебной дисциплины рассматриваются основы психологии профессионального образования: ее становление, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования; возрастные особенности субъектов профессионального образования: периодизация становления личности, возрастные особенности человека; психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное образование, последипломное образование, социально-профессиональное воспитание, образовательно ориентированная профессиография; психология деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно-ориентированное педагогическое общение. В настоящее время имеются предпосылки для оформления психологии профессионального образования как отрасли прикладной психологии, учебной дисциплины и специализации, направленной на подготовку практических психологов для системы начального профессионального образования. Основные виды их деятельности: преподавание профессионально ориентированных психологических дисциплин; организация психологической службы; профессиональное консультирование обучаемых; психологическая профилактика отклоняющегося поведения; диагностика профессиональной пригодности и профессионально важных качеств; разработка профессиограмм специалистов; мониторинг профессионального развития; психологическое просвещение.

 

3. История становления и развития психологии профессионального образования.

История психологии проф. образования

Предшественником проф. образования была психология труда которая изучала разнообразные процессы происходящие с человеком в труде и зародилась она после 1957 года.

В труде была отрасль наука психотехника. Основной метод ее исследования был метод тестирования и измерения психологических показателей. Основными задачами были оценка работоспособности, оценка утомляемости в труде, экономические особенности рабочего пространства. Проводилась трудовая экспертиза, стали актуальными вопросы проф пригодности начали разрабатывать тесты проф. консультации, стали изучаться проблемы производительности труда, процедура психодиагностики в труде.

В России первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время были сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практического психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-практики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому потенциалу.

В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комитета СССР по народному образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю систему воспитания и обучения - от дошкольного возраста (детские сады и детские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, ПТУ и пр.). Соответственно меняется название службы - не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования.

В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному образованию было утверждено «Положение о психологической службе в системе образования», которое определило ее статус, структуру, права и обязанности работников этой службы, содержание их деятельности и продолжительность различных видов работы школьного психолога.

Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности. Работники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:

- необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;

- важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей;

- задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

 

 

4. Связь психологии профессионального образования с другими областями прикладной психологии.

Специально проблему классификации психологических наук исследовал К. К. Платонов. Он представляет дифференциацию психологических наук в виде дерева.

Корни дерева – философские проблемы психологии. Это говорит о том, что психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии.

Ствол дерева – общая психология, изучающая познавательную и практическую деятельность, разрабатывающая проблемы методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.

Наиболее мощные ответвления ствола – зоопсихология, дифференциальная психология, социальная психология.

Другие ветви – прикладные психологические науки: возрастная психология, организационная психология, психология труда, педагогическая психология, психология спорта, военная, юридическая психология и др.

К. К. Платонов особо выделил в числе прикладных отраслей психологии на стыке психологии труда и педагогической психологии психологию профессионально-технического образования, предметом которой является, по его мнению, трудовое обучение и воспитание.

 

5. Методы: понятие о методе и методологии.

6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования.

Исследовательские методы психологии – это способы особым образом организованной деятельности, направленной на получение объективно нового знания об особенностях, закономерностях и механизмах психики. Неэкспериментальные методы. Первая исследовательская задача – описание профессионального образования и развития личности в процессе непрерывного образования – решается с помощью неэкспериментальных(клинических) методов. К неэкспериментальным методам относятся: Наблюдение – метод, с помощью которого производится сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Психобиографический метод – метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Опросный метод, предполагающий ответы на конкретные вопросы исследователя. Анализ продуктов деятельности, заключающийся в психологическом изучении результатов учебно-профессионального труда обучаемых: графических материалов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т. п. Вторая исследовательская задача решается с помощью экспериментальных методов. Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, естественным и моделирующим. Третья исследовательская задача решается с помощью психометрических (диагностических) методов. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик. К психометрическим относятся следующие методы: Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Различают следующие виды тестов: тесты специальных способностей, тесты достижений. Опросные методы. Данные методы широко используются в психометрии, особенно опросники (биографические опросники, опросники интересов). Диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях –наличии исходных знаний, умений, навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, состояния здоровья). Четвертая исследовательская задача решается с помощью генетическихметодов. К генетическим методам, направленным на исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени, относятся: формирующий эксперимент – комплексный – эксперимент, требующийсовместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов; статистически значимый, длительный, пролонгированный эксперимент, осуществляемый для реализации той или иной теоретической концепции (В. В. Давыдов); мониторинговые исследования. В зависимости от объекта мониторингавозникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией напрактике. Объектами мониторинга могут быть профессионально-образовательный процесс, академическая успеваемость обучаемых, развитие личности обучаемых, становление учебной группы, профессиональная деятельность преподавателя, становление педагогического коллектива. Особую группу составляют методы количественной обработки исследовательских данных. К ним относятся: дисперсионный анализ – статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов на исследуемую переменную. Суть дисперсионного анализа заключается в разложении измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которыххарактеризует влияние того или иного фактора либо их взаимодействие; корреляционный анализ – статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаковили факторов. Показателем силы связи между двумя признаками служит коэффициент корреляции. Корреляция – это мера связи явлений действительности или факторов эксперимента; факторный анализ– метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанныхпризнаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональнойдеятельности человека.

 

7. Опросные методы психодиагностики. Анкетирование: правила составления анкеты.

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью), свободного опроса и письменного опроса (анкетирование). Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

подготовку такой анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

 

8. Опросные методы психодиагностики. Интервью: методика подготовки к интервью. Психологические особенности проведения интервью и требования у. условиям его организации.

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. етодология и технология интервью. Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения. Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах — тот проект или программу, в которую он включен, очень подробно — перечень вопросов, которые он собирается задавать. Организацию работы с интервьюерами условно можно представить в виде неких ключевых пунктов, этапов. К ним относятся: подбор интервьюеров; тренинг; обеспечение документами для полевой работы; организация контроля над текущей работой интервьюеров; подготовка интервьюерами итоговых документов; проверка работы интервьюеров (валидизация).

 

 

9. Наблюдение как метод изучения личности. Методика: «Поведенческий портрет по данным наблюдения».

Метод наблюдения - Это старейший метод психологической диагностики. Сего помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он яв­ляется незаменимым везде, где не разработаны или не известны стан­дартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и коопе­рирования с ними.

Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения пси­хологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект ис­следования представляет большие трудности для экспериментально­го изучения, чем взрослый человек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...