Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональное управление объектами стратегического назначения




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

 

«Гуманитарный институт»

Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

Реферат

На тему:

Региональное управление объектами стратегического назначения

Обучающийся Инькова А.Н., гр. ГГУ-411

Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль «Государственное и муниципальное управление»

Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления»

Руководитель Доц. Грачева Г.В.

 

Москва 2016г.

 

 

В России как федеративном государстве задачи государственного управления региональ-ным развитием решаются на федеральном и региональном уровнях.

Субъекты Российской Федерации в рамках собственных полномочий осуществляют раз-витие управление своими территориями прежде всего путем разработки и реализации стра-тегий и программ социально-экономического развития. При этом возможности большинства регионов финансировать соответствующие мероприятия из собственных бюджетов крайне ограничены. Скромна и поддержка из федерального бюджета.

Эти ограничения являются следствием того, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов XX века государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, фактически исчерпала себя. Стратегический вызов прежней государственной политике определялся прежде всего тем, что унаследованная Рос-сией от СССР региональная организация вступила в период масштабной перестройки, полу-чившей в современной литературе название «новой регионализации России». Суть данного процесса заключается в появлении новых регионов как культурных и социально-экономических образований, выстраиваемых на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне старых административных границ под влиянием глобализации, становления по-стиндустриальной экономики, роста значения крупнейших городов и т.д. [5].

В этих условиях сохранение прежней политики, ориентированной на выравнивание уровней развития регионов и сокращение различий между ними стало приводить к обратному результату – росту территориальных диспропорций. В то время, как одни города и территории быстро переходят к постиндустриальному развитию, другие оказываются в ситуации деиндустриализации и частичного возврата к архаичным формам хозяйства. Данный процесс привел к возникновению целого комплекса новых социально-экономических проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны: это – низкие уровень и качество жизни населения, недостаточные темпы роста экономики и т.д.

В то же время при переходе к постиндустриальной стадии развития повышение уровня и качества жизни населения становится не только результатом, но и важным условием роста экономики и сохранения ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономики и качество жизни оказываются связанными через понятие «человеческий капитал». Регионы с более низкими уровнем и качеством жизни теряют население, причем в первую очередь – наиболее квалифицированные кадры, что углубляет их отставание по таким показателям, как производительность труда, инвестиционный потенциал и др.

В контексте будущего развития России наличие стратегического вызова «новой региона-лизации» и порожденного им комплекса проблем определяет необходимость повышения эффективности государственного управления региональным развитием и требует нового подхода, носящего комплексный характер, опирающегося на стратегическое мышление и обновленную методологию программно-целевого управления. В частности, кризис региональной политики «выравнивания» заставляет говорить о необходимости совершенствования программно-целевого метода управления и разработки нового поколения целевых программ, а также перехода к стратегическому планированию, учитывающему макрорегиональные цели и федеральные приоритеты.

К началу 2000-х годов были созданы предпосылки для разработки стратегий развития субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований. Дополнительным фактором, способствующим запуску данного процесса, стало формирование рынка консалтинговых услуг в области стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований.

Важную роль сыграло то, что на федеральном уровне было обеспечено государственное стимулирование формирования такого рынка. Принят ряд нормативных актов, по сути обя-зывающих регионы разрабатывать документы стратегического характера, разработан стан-дарт стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и т.д. Сформировался пул консалтинговых компаний, которые уже приобрели опыт разработки стратегий и программных документов развития регионов и муниципальных образований, продолжают совершенствовать подходы к разработке этих документов, участвуют в их реа-лизации. Это обеспечило поддержание достаточно высоких требований к качеству работ и профессиональный характер их выполнения с постоянным расширением набора услуг. По-мимо разработки стратегических и программных документов в настоящее время консалтин-говые компании предлагают администрациям регионов и муниципальных образований це-лый спектр инструментов управления развитием территорий, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий и программ [1; 3; 4; 7; 8].

Рассмотрим подход к формированию стратегий развития территорий (регионов и муниципальных образований), разработанный специалистами консалтинговой группы «РОЭЛ Консалтинг» с учетом передовых достижений других консалтинговых компаний и экспертных организаций, работающих на данном рынке услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...