Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрительно-моторной координации

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ,

Для того чтобы работа с аутичным ребен­ком оказалась более эффективной, желатель­но начинать ее с развития психических процес­сов, в особенности ощущений и целостного восприятия. Особое внимание при этом следует уделять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия. Если у ре­бенка низкая мотивация к занятиям, то на пер­вых порах взрослый может использовать сле­дующий прием: брать руку ребенка и направ­лять ее, например, обводить пальчиком ребен­ка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия.

Если целостное восприятие у ребенка до­статочно развито, то можно проводить заня­тия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимо­сти от его интеллектуальных возможностей.

Развитие зрительно-моторной координации, как подчеркивает В. Оклендер, тоже необхо­димо в работе с аутичными детьми. С этой целью полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела.

Аутичные дети, как показывает наш опыт работы, любят рисовать на своем теле. Напри­мер, один 3-летний мальчик мог часами разрисовывать фломастером свои руки и ноги. Родителям был непонятен смысл этих действий, в действитель­ности же подобное рисование помогает ребенку лучше осознать свое тело, его части и способ­ствует развитию тактильных ощущений. В та­ких случаях вместо фломастеров можно поре­комендовать родителям использование пище­вых красителей.

В отдельных случаях, для того чтобы научить ребенка ориентироваться в своем теле, используется и такой прием: положив ребенка на большой лист бумаги, например на кусок обоев, взрослый об­водит контуры его тела, а затем вместе с ре­бенком разрисовывает его. Рисуя определенную часть тела, взрослый или просто называет ее или ведет разговор с каждой частью тела. Полезны также физкультминутки с проговариваниями.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

В связи с тем, что для аутичных детей ха­рактерны снижение или отсутствие мотивации к выполнению определенных действий (одевание, уборка вещей), очень важно установить с ребенком доверительныеотношения. Только почувствовав, что взрослые принимают его та­ким как есть, ребенок уверится в собственной безопасности и, возможно, пойдет на контакт. Поскольку ребенок постоянно нуждается в ви­зуальной поддержке, то при отработке навы­ков самообслуживания следует использовать пооперационные карты, например «Как одеться на прогулку».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ

Развитие речи ребенка осуществляется с уче­том группы РДА. Так, занимаясь детьми I груп­пы, взрослому следует особенно четко произно­сить все слова, при этом обратить внимание на те из них, которые ребенок пытается проговорить. Называя предметы, необходимо их показывать.

При работе с детьми II группы следует уси­ливать их речевую активность. Первоначально в речи можно использовать простые фразы: «Возь­ми конфету», затем постепенно добавлять все новые и новые слова: «Возьми со стола конфе­ту», «Возьми с кухонного стола конфету» и т. д. Занятия должны проходить в доверительной атмосфере. При обучении ребенка чтению сле­дует использовать метод глобального чтения. Ребенку предъявляют не отдельные буквы, а сра­зу целое слово, написанное крупно и четко, ко­торое подкрепляется наглядным изображением.

Детей III группы следует учить диалоги­ческой речи. На первых этапах взрослый в большей мере слушает ребенка, потом начи­нает задавать ему вопросы. Затем ребенку предлагается продолжить рассказ, сказку или историю. При этом важно эмоционально под­держивать ребенка, не прерывать его и вы­слушивать до конца.

Речь детей IV группы, как правило, разви­вается гораздо легче, чем в 3-х предыдущих. Но работа с такими детьми требует также чут­кости и внимания взрослого. Необходимо все­лять уверенность в ребенка, не подвергать ска­занное им постоянной критике.

В любом случае, независимо от группы аутиз­ма, с детьми следует как можно больше говорить, а занятия лучше проводить, используя игру.

Развитие коммуникативных склонностей тоже необходимо проводить в игровой форме. В книге Мониной и Лютовой «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» приведены примеры развивающих игр с аутичными детьми.

В настоящее время, к сожалению, увеличи­вается число выявленных случаев аутизма как в нашей стране, так и за рубежом. Как прави­ло, дети и взрослые, страдающие аутизмом, имеют проблемы в развитии общения, соци­альных взаимодействиях и воображения. Од­нако кроме детей, имеющих диагноз РДА, ча­сто в детских садах и школах педагогам и психологам приходится работать с детьми, имею­щими лишь отдельные аутистические черты. Обычно такие дети встречаются среди «труд­ных» учащихся общеобразовательных школ. С этими детьми необходимо работать в тех на­правлениях и использовать те же приемы, что и при работе с детьми, имеющими диагноз РДА.

Конечно, при этом необходимо учитывать уровень и характер особенностей данного ребенка, его индивидуальные возможности. С этой целью для каждого ребенка необходимо составлять индивидуальный план развития. Такой подход, безусловно, требуется для всех, но для аутистов и детей с аутическими чертами эта имеет первоочередное значение, т. к. им зачастую характерна неравномерность развития. Например, такой ребенок может достаточна легко осваивать программу общеобразовательной школы по русскому языку, а по математике с трудом считать до десяти, и наоборот.

Именно поэтому индивидуализация обучения - это основное условие, которое должно соблюдаться педагогами и психологами, работающими с данной группой детей - ив детском саду, и в школе. Кроме того, группа детского сада или школьный класс должны быть специально оборудованы для аутичных детей. Поскольку им сложно общаться с другими детьми на абстрактном уровне, и они даже не всегда понимают речь взрослого, инструкции следует давать, используя визуальную поддержку. Для достижения этой цели используется размещение пиктограмм у рабочего стола, в шкафчиках раздевалки и т.д.

Для того чтобы облегчить детям ориентацию во времени, можно расположить в помещении часы, а для ориентации в пространст­ве - схемы и планы групп, класса, школы и т. д. Однако эти схемы будут эффективнее лишь в том случае, если педагог будет неоднократно вместе с ребенком обращаться к ним.

Аутичные дети, особенно с низким коэф­фициентом интеллекта, с трудом обучаются в большой группе, тем более им сложно научить­ся использовать полученные знания и перено­сить их на другие виды деятельности. Именно поэтому желательно заниматься с аутичным ребенком в группе детей, численностью не пре­вышающей 3-5 человек.

Перечисленные требования к обучению и воспитанию аутичных детей трудно выполнить в рамках общеобразовательного учреждения, а специализированное заведение лишает возможности аутичных детей общаться с их здоровы­ми сверстниками. Однако в этом случае неоценимую помощь для аутичных детей могут ока­зать детские сады и школы, которые работают по программе «Сообщество». В рамках этой программы для каждого ребенка, посещающе­го детский сад или школьный класс, разраба­тывается индивидуальный план развития, ос­нованный на многократных наблюдениях за ребенком и диагностических обследованиях.

Развивающая среда адаптируется для каждого ребенка независимо от того, проблемный ли это ребенок или нет. Помещение всей группы или класса делится на центры активности: центр литературы, центр ИЗО, центр «Наука». И в каждом из этих центров педагог ежедневно раз­мещает те материалы, которые, по мнению спе­циалистов, разрабатывающих индивидуальный план для ребенка, будут способствовать его эф­фективному обучению. Кроме того, для каждо­го ребенка, в зависимости от его возможностей, готовятся индивидуальные листы трех уровней сложности. Поработав с ними, ребенок может усвоить тему занятия или урока.

Программа «Сообщество» не использует фрон­тальных занятий. Дети работают либо в малых подгруппах, либо индивидуально с педагогом, что способствует более полному раскрытию потенци­альных возможностей аутичного ребенка.


 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зре­ния логики. Его действия иногда приводят в за­мешательство не только окружающих, но даже близких людей. Так, иногда родители приходят к психологу и спрашивают, почему сын или дочь отреагировали на их слова или действия необъ­яснимым, с точки зрения взрослого, образом.

Коррекционная работа с аутичным ребен­ком, как правило, требует больших эмоциональ­ных затрат и носит долгосрочный характер.


Поэтому бывает и так, что родители, ожидают быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности его восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его воспитание и обучение, необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, стра­хах, во власти которых находится ребенок.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны до­полнять друг друга и быть основой для выра­ботки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку - ив образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

Как и в случае с гиперактивными детьми, и педагог, и родители кроме всего вышесказан­ного, должны поддерживать контакт с психологом и врачом. Только в результате тесного сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка, окажется эффективной. Конечно, на­блюдение является одним из лучших способов работы с аутичным ребенком. Родители долж­ны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научить­ся терпеливо наблюдать за происходящим, за­мечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.

Даже если, на первый взгляд, им покажет­ся, что малыш никак не реагирует на их стара­ния и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним, облекая в сло­ва все его действия и возможные пережива­ния. Скорее всего, со временем ребенок на­учится понимать, что слова взрослого непо­средственно связаны с их поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чув­ства и можно общаться с окружающими.

Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффектив­ным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медлен­ное, тщательное, выразительное чтение, в процес­се которого ребенок с помощью взрослого знако­мится с литературными образами героев, осозна­ет логику событий и обстоятельств.

Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повто­рению «обучающего» чтения, снижают тревож­ность ребенка и повышают его уверенность в себе.

Кроме семейного чтения родители могут ис­пользовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называ­ют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами. При совместном рисовании роди­тели могут сами нарисовать, например, машину, но «забыть» дорисовать, например, одно колесо. Они просят ребенка дорисовать картинку.

Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие взросли (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. Причем в школе они могут проводить с ним не только перемены, помогая ему наладить контакт со сверстниками, но и присутствовать на уроках. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает выработать им эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком.

К сожалению, многие родители недооценивают значение соблюдения распорядка дня для аутичного ребенка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка для того, чтобы он чувствовал ceбя в безопасности. Причем желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребенку пиктаграмм в удобном для него месте.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Поэтому очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов - для обеспечения его спокойствия и уверенности в себе. Например, следующие один за другим вечерние ритуалы: прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж, подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители должны уделять особое внимание отработке навыков общения. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание oпределенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родите­лей - это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Только комплексная и многогранная работа приносит положительные результаты. В данном случае ребенку открывается больше возможностей научится общаться с окружающими, освоить програм­му массовой школы, т.е. адаптироваться к окружающему миру.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...