Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неофрейдистские воззрения. Эриксон: фаллическая зона, интрузивный модус. Отношения с другими людьми. Ортодоксальная позиция




Неофрейдистские воззрения

Томпсон о фаллической фазе. Томпсон чувствует, что фаллическая фаза, наподобие оральной и анальной, имеет некоторую органическую основу. Мальчик не проявляет интереса к своему пенису до тех пор, пока он не способен в какой-то мере контролировать его. В это время дети поглощены стремлением узнать, что пенис может делать и почему мальчики отличаются от девочек. Они открывают приятные ощущения, которые получаются от манипуляций с гениталиями. Зависть к пенису возникает у девочки из ревности к тому, что мальчик может делать с пенисом; например, при мочеиспускании направить струю дальше, чем она.

Отношение родителей тоже играет важную роль. Даже сегодня все еще широко распространено сильное неодобрение в отношении игры с гениталиями. В таких случаях легко видеть, как возникает кастрационная тревога. Томпсон, однако, не уверена, что не испытавшие угрозы дети будут тревожны, лишь заметив отличие между полами.

Хорни о зависти к пенису. Воззрения Хорни, одной из ведущих неофрейдистов, до сих пор не приводились в книге, так как она не придает большого значения развитию в раннем детстве. Хорни, однако, высказывает мнение на тему о " зависти к пенису". Согласно ее точке зрения (41), специфические воздействия условий культуры порождают особые качества у мужчин и женщин. Желание обладать пенисом или быть мужчиной может выражать стремление иметь качества, которые в нашей культуре считаются мужскими: сила, мужество, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера. Вытесненные амбиции могут искажаться, но не в результате сексуального опыта в раннем детстве. Страх перед собственной женственностью является причиной того, что Хорни описывает как " бегство от женственности". Это понятие подобно адлеровскому представлению о " мужском протесте" (4), при котором женщина реагирует на чувство неполноценности по отношению к мужчине попыткой выполнения мужских ролей.

Фенихель видит проблему скорее в аспекте реактивности, нежели как первичную зависть к пенису в условиях регрессии. Он поддерживает мнение о сильной зависти к пенису, происходящей первоначально из детского конфликта и в последующем реактивированной влияниями культуры ( см. прим. 7 ).

Эриксон: фаллическая зона, интрузивный модус

Эриксон (16) характеризует " фаллически-локомоторную" стадию в понятиях разнообразных сходных действий и фантазий: физическое нападение на других; " проникновение" в их уши и давление на психику агрессивной болтовней; захват пространства энергичным передвижением; проникновение в неизвестное неистощаемым любопытством. Считается, что сексуальные действия взрослых видятся ребенку как проявление взаимной агрессии, в которой мужчина играет интрузивную (вторгающуюся) роль, а женщина – инкорпорирующую, " паучью" роль. Хотя дети обоих полов разделяют эти временные интрузивные паттерны, девочки имеют склонность приобретать " требовательно-поглощающие" паттерны в пропорции, определяющейся предшествующим опытом, темпераментом и культурными акцентами. Если девочка не способна принять и приспособиться к женскому модусу " поглощения" и " включения", у нее развиваются установки на поддразнивание, выпрашивание, " схватывание".

Основные социальные модальности в фаллический период у обоих полов описаны как " корыстные действия": лобовая атака, удовольствие от соревнования, настойчивость в преследовании цели, наслаждение победой. Ребенок таким образом обучается предпосылкам инициативы, т. е. выбору целей и упорству в их достижении.

ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

Ортодоксальная позиция

Эдипов комплекс. Развитие отношения к объекту у мальчика относительно простое, так как в фаллической стадии он остается связанным со своим первым объектом, матерью. Эдипов комплекс подразумевает сексуальную любовь к родителю противоположного пола и ненависть или даже желание смерти для родителя того же пола. Этот комплекс называют кульминационным пунктом инфантильной сексуальности. Преодоление эдиповых устремлений является предпосылкой в развитии нормальной взрослой сексуальности, в то время как бессознательная привязанность к эдиповым влечениям представляет краеугольный камень, лежащий в основе невроза.

В простейшем случае уже имеющаяся у мальчика привязанность к матери слегка окрашивается сильно проявляющимися сексуальными влечениями. Отец выступает как препятствие в удовлетворении влечений и должен быть устранен. В фантазиях мальчик занимает место соперника-отца, так называемый " позитивный эдипов комплекс". Негативный комплекс возникает, когда превалирует любовь к отцу и мать воспринимается в качестве ненавистного препятствия.

Особая форма, которую принимает эдипов комплекс у каждого индивида, зависит от его опыта. Некоторые факторы, оказывающие влияние, следующие (18):

  1. Травмирующие события, такие, как преждевременное обольщение, действительное или сфантазированное; наблюдение за сексуальными сценами между родителями или другими взрослыми (" первичные сцены" ); рождение еще одного ребенка, который теперь требует большего внимания матери.
  2. Бессознательная сексуальная любовь родителей к их детям, порождающая все разновидности соблазнов и вины.
  3. Единственный ребенок страдает сильнее, так как другие дети не облегчают давления родителей.
  4. Отсутствие одного из родителей усложняет отношение к оставшемуся и утраченному родителю.
  5. Конфликты и споры между родителями, особенно относительно ребенка, усиливают эдиповы проблемы.
  6. Семейная мораль, в частности отношение к мастурбации, оказывает влияние на эдиповы конфликты.
  7. Социальный статус родителей изменяет форму эдипова комплекса. В низшем социальном классе, например, дети в большей степени не защищены от сексуальных и агрессивных переживаний.

Эдипов комплекс, по Фенихелю, несомненно, является результатом влияния семьи. При изменениях семейного уклада эдипов комплекс тоже неизбежно претерпевает изменения. В обществах с семейным укладом, отличным от нашего, эдипов комплекс имеет другие особенности. Фенихель цитирует фрейдовскую филогенетическую теорию " первобытной орды", согласно которой доисторический вождь племени был убит и съеден своими сыновьями, за этим последовали раскаяние и воспрещение. Фенихель, однако, воздерживается от комментариев по поводу полезности данной теории.

Перемена объекта у девочек. У девочек развитие отношений к объекту представляется более сложным, так как необходим дальнейший шаг: перенесение (трансфер) от матери к отцу. Причинами являются ряд разочарований, отворачивающих от матери. Среди них: отнятие от груди, приучение к правилам туалета, рождение других детей. Кроме того, существует особенно значимая причина женского разочарования – впечатление о первоначальном обладании пенисом, который отняла мать. Цель заключается в получении от отца возмещений, в которых отказано матерью. В фантазиях идея " пениса" замещается идеей " ребенка", и рецептивные устремления заменяются активными. Эдипов комплекс (иногда называемый комплексом Электры) у девочек поэтому аналогичен комплексу у мальчиков. Девочка любит отца и хочет иметь от него ребенка, что смешивается с чувствами вины и ревнивой ненависти к матери. Остатки доэдиповой привязанности к матери все еще сохраняются, поэтому женщины более амбивалентны по отношению к своим матерям, чем мужчины по отношению к отцам ( см. прим. 8 ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...