Юридическая характеристика составов отдельных правонарушений, образующих 16-ю главу особенной части Кодекса об административных правонарушений Республики Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 административное правонарушение здоровье противоправность Статья 16.1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества Посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств запрещенных к возделыванию растений либо культивирование без той же цели сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, - влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин. Объект правонарушения - общественные отношения в области здоровья населения, связанные с посевом или выращиванием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. Объективную сторону правонарушения образуют: - посев, или - выращивание без цели сбыта, или - выращивание без цели изготовления наркотических средств, запрещенных к возделыванию растений, либо - культивирование без той же цели сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества. Под посевом понимается высадка семян или рассады в земельный грунт (на земельных участках, пустующих землях, в домашних условиях и т.д.) с целью получения урожая. Под выращиванием понимается уход за посевами и всходами путем полива, внесения удобрений и т.д. с целью доведения их до стадии созревания и получения урожая. Под культивированием понимается выведение новых сортов или гибридов наркосодержащих растений, улучшение их природных свойств (повышение урожайности, невосприимчивости к негативным условиям и т.п.). «Наркотическими средствами признаются такие вещества растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее действие или вызывают эйфорию».
При определении, является ли растение запрещенным к возделыванию, требуются специальные знания, поэтому при рассмотрении административных дел этой категории необходимо заключение эксперта. В силу ст. 11 Закона Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 102-3 «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» на территории Республики Беларусь запрещается посев или выращивание с целью сбыта или изготовления наркотических средств, запрещенных к возделыванию растений либо культивирование с той же целью сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества. К запрещенным к возделыванию растениям относятся: масличный и опийный мак, индийская, южная маньчжурская, южная чуйская, южная архонская и южная краснодарская конопля, а также другие растения, содержащие наркотические вещества (например, кокаиновый куст). С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом, как. прямым, так и косвенным. Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое. В качестве взыскания применяется штраф в размере до двадцати базовых величин. Статья 16.2. Сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования Сокрытие больным венерическим заболеванием источника заражения либо лиц, имевших с ним половое сношение, а равно уклонение от медицинского обследования больного венерическим заболеванием либо лица, имевшего с ним половое сношение, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации. Объект правонарушения - общественные отношения, сложившиеся в области охраны здоровья населения, связанные с венерическими заболеваниями. Объективную сторону правонарушения образуют: 1) сокрытие больным венерическим заболеванием: источника заражения, либо
лиц, имевших с ним половое сношение, а равно 2) уклонение от медицинского обследования: - больного венерическим заболеванием, либо - лица, имевшего с ним половое сношение. Под источником заражения понимается лицо, от которого больной заразился венерическим заболеванием в результате полового или тесного бытового контакта. Под лицами, имевшими с больным половое сношение, понимаются их половые партнеры. Сокрытие, как правило, характеризуется бездействием лица, больного венерическим заболеванием, и заключается в невыполнении требований врача о сообщении установочных данных лиц, имевших с ним половые сношения за определенный период. Уклонение также заключается в невыполнении требований врача о прохождении медицинского обследования как больного венерическим заболеванием, так и лица, имевшего с ним половое сношение. Основанием считать, что больной венерическим заболеванием скрыл источник заражения или лиц, имевших с ним половое сношение, являются: - сообщение лица о том, что оно является источником заражения больного, который, зная об этом, скрыл его; - сообщение лиц о том, что они имели с больным половое сношение в то время, как больной скрыл их; - сообщение органов здравоохранения, дознания, следствия или суда и иные данные об установлении источника заражения или лиц, вступавших в половое сношение с больным, которых он скрывал, в случае, если эти данные находят объективное подтверждение. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом, как прямым, так и косвенным. Правонарушитель сознает, что его действия противоправны, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает или относится к ним безразлично. Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое. В качестве взыскания применяется штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации. Статья 16.3. Нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению 1. Самовольные вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами, строительных материалов, топлива, сельскохозяйственной продукции, техники, инвентаря, продуктов питания, других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, - влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
2. Нарушение требований режима радиационной безопасности в специально отграниченной зоне радиоактивного загрязнения местности, выразившееся в проникновении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо уничтожении, повреждении или переносе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строительных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества, -влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества. 3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, -влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, а на юридическое лицо - до четырехсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
Объект правонарушения - общественные отношения, сложившиеся в области охраны здоровья населения, связанные с режимом радиационной безопасности. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. I ст. 16.3 КоАП, образуют самовольные вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами: - строительных материалов, - топлива, - сельскохозяйственной продукции, - техники, - инвентаря, - продуктов питания, - других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности, которые не должны противоречить положениям Закона Республики Беларусь от 5 января 1998 г. №122-3 «О радиационной безопасности населения». Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Государственные стандарты; строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности принимаются и утверждаются уполномоченными на то органами государственного управления в пределах их полномочий. Законодательством Республики Беларусь в целях ограничения доз облучения населения от повторного использования материалов и конструкций, полученных приразборке сооружений в зонах первоочередного и последующего отселения, обеспечения радиационной безопасности граждан, приобретающих материалы и конструкции, и привлекаемых работников для разборки строений и сооружений, а также недопущения распространения любого имущества, содержащего радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, установлены определенные правила. Так, например, перед продажей строений и сооружений проводится их радиационный контроль. На основании протоколов измерений районной санитарной эпидемиологической станцией покупателю выдается заключение (сертификат) на пригодность использования материалов и конструкций.
При наличии сертификата покупатель в обязательном порядке знакомится с перечнем работ, выполняемых государственным предприятием, с условиями работ в обстановке с повышенной радиационной опасностью, услугами, связанными с обеспечением радиационной безопасности покупателя и лиц, привлекаемых им для разборки строений и перевозки материалов и конструкций [12, с. 126]. К работам, выполняемым государственным предприятием, в обязательном порядке относятся: захоронение материалов, загрязненных выше установленных нормативов, инструктаж по радиационной безопасности работников, привлекаемых покупателем, предоставление напрокат индивидуальных средств защиты и специальной одежды, разборка кровель, дозиметрический контроль элементов строений. По желанию покупателя и по мере возможности указанные предприятия могут выполнить полную разборку строений и доставку автотранспортом материалов и конструкций к месту назначения за дополнительную оплату. По выполнении вышеуказанных работ оформляется договор между покупателем и госпредприятием, и после оплаты услуг и работ в установленном порядке оформляется купчая на строение. На основании договора с госпредприятием на выполнение услуг и работ, квитанции об оплате за строение и за услуги госпредприятия, заключения районной санитарной эпидемиологической станции (сертификата) о степени загрязненности материалов и конструкций с указанием целей использования, представителем администрации зон отчуждения и отселения выдается пропуск на посещение зон первоочередного и последующего отселения, въезд автотранспорта, производство работ по разборке строений, вывоз материалов и конструкций. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица. В качестве взыскания применяется штраф: на граждан - в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней; на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней; на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП, образуют действия конкретного человека, нарушающего требования режима радиационной безопасности в специально отграниченной зоне радиационного загрязнения местности, выразившиеся: - в проникновении в эту зону, либо - самовольном поселении в ней, либо - занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо - уничтожении, повреждении или переносе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строительных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества. Здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, принадлежащие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам, получившим за них компенсацию, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения); зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов. Вывоз земли, полезных ископаемых, других материальных ценностей с указанных территорий допускается Лишь с разрешения районных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с областными исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Выдача разрешений на вывоз домашнего имущества за пределы данных территорий осуществляется комиссиями районных и областных исполнительных и распорядительных органов. Загрязненное радионуклидами выше установленных уровней имущество подлежит изъятию в установленном порядке. Законодательством Республики Беларусь установлено, что контрольно-пропускной режим в зоне первоочередного отселения и на территориях, с которых отселены жители, устанавливается в целях предотвращения несанкционированного проникновения граждан, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов без надлежаще оформленных документов, а также для обеспечения санитарного и противопожарного состояния. Для обеспечения контрольно-пропускного режима создаются контрольно-пропускные пункты, в зоне осуществляется патрулирование. Документами, дающими право прохода (проезда) граждан, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов и нахождения в зоне, являются пропуск и удостоверение личности (паспорт). Выдача пропусков производится Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или специально уполномоченным на это органом на основании заявок субъектов хозяйствования, а также заявлений граждан. При возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварией электропередач, газопроводов и коммуникаций связи, разрешается въезд в зону без пропусков аварийным бригадам, бригадам скорой медицинской помощи, пожарным командам и лицам, прибывшим для захоронения близких родственников. Лица, не достигшие 18-летнего возраста, в зону не допускаются. Исключением является захоронение близких родственников и разовое посещение мест захоронения. Посещение разрешается только в сопровождении родителей или лиц, их заменяющих. Досмотр ввозимого в зону и вывозимого из нее груза и другого имущества осуществляется на контрольно-пропускных пунктах в соответствии с действующим законодательством. Граждане, въезжающие в зону первоочередного отселения и на территорию, с которых отселены жители, обязаны предъявить сотрудникам милиции и другим лицам, осуществляющим охранно-режимные мероприятия, пропуска и документы, удостоверяющие личность, а также документацию на провозимые грузы, не препятствовать досмотру ввозимого и вывозимого имущества, груза. Выезжать с площадки для досмотра - только по разрешению сотрудников милиции или другого лица, осуществляющего охранно-режимные мероприятия. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники. Пребывание на территории зоны эвакуации (отчуждения) допускается только при наличии специального разрешения. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. К запрещенным на территории радиоактивного загрязнения относятся все виды деятельности, при осуществлении которых может произойти распространение радиоактивных веществ за пределы зоны радиоактивного загрязнения. В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ'. В зоне первоочередного отселения научная и хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением санитарных правил и норм радиационной безопасности с учетом специально разработанных технологий и методик, направленных на обеспечение производства продукции и товаров, содержание радионуклидов в которых не превышает республиканских допустимых уровней. В зоне первоочередного отселения без специального разрешения республиканского органа государственного управления по чрезвычайным ситуациям или уполномоченных им органов запрещается: - вывоз древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых, за исключением образцов для научных целей; - все виды лесопользования, в том числе заготовка древесины, кормов, грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля, все виды водопользования, за исключением пожаротушения; - прогон и выпас домашних животных; - проезд всех видов транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, а также сплав леса; - вход и въезд на территорию лиц, чья деятельность непосредственно не связана с выполнением работ на ней; - проведение любых видов работ, связанных с нарушением почвенного покрова, если это может привести к переносу радионуклидов. Не допускается также любая деятельность, не санкционированная уполномоченным на то органом. На территории зоны первоочередного отселения допускается пребывание людей только по специальному разрешению. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц устанавливаются республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Срок пребывания людей в зоне контролируется по времени. Условия труда и соблюдение техники безопасности регламентируются соответствующими правилами и нормами. В зоне последующего отселения хозяйственная деятельность, функционирование всех видов транспорта, сооружений, инженерных коммуникаций и сетей должны вестись с соблюдением норм радиационной безопасности, правил безопасности и физической защиты при работе с источниками ионизирующего излучения и санитарных правил работы с радиоактивными веществами, а также инструкций и регламентов, исключающих распространение радионуклидов на другие территории и обеспечивающих радиационную безопасность людей. Порядок переселения жителей зоны последующего отселения, виды хозяйственной деятельности и контроля за ней определяются Советом Министров Республики Беларусь. На территории зоны последующего отселения запрещается: - заготовка грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля без специального разрешения уполномоченного на то органа; - производство и заготовка продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни; - любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуацию; - применение пестицидов без специального разрешения уполномоченного на то органа. Реализация пищевого сырья и продуктов питания, произведенных в зоне последующего отселения, разрешается только после проведения радиометрического контроля и при условии непревышения республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов. На территории зоны с правом на отселение производство сельскохозяйственной и лесной продукции ведется с постоянным радиометрическим контролем. Продукты питания и сырье для них должны иметь сертификат (маркировку) с указанием места их производства, содержания радионуклидов. Проводятся мероприятия по реализации повышенных требований к инженерному обеспечению и благоустройству населенных пунктов, чистоте атмосферного воздуха, условиям труда и быта, организации отдыха и питания людей, созданию условий для воспитания, обучения и оздоровления детей. На территории. зоны с правом на отселение запрещается: 1) производство и заготовка продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни; 2) любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуацию; 3) природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности. Реализация продукции, произведенной в указанной зоне, допускается только после проведения радиометрического контроля и при соблюдении республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов. На территории зоны проживания с периодическим радиационным контролем проводятся те же мероприятия по реализации повышенных требований, что и на территории зоны с правом на отселение (<ж выше). На территории зоны проживания с периодическим радиационным контролем запрещается: - любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуацию; - природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности. С целью снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях радиоактивного загрязнения осуществляются следующие меры: 1) периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, жилых и производственных помещений, а также медико-биологический и радиоэкологический мониторинг; 2) дезактивация территории специализированными подразделениями (в случае необходимости). Все виды деятельности в зоне эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения должны проводиться с ограничением числа привлекаемых лиц с целью снижения коллективной дозы облучения. Строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий независимо от ведомственной подчиненности на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение осуществляются только после комплексной оценки состояния окружающей среды в данном регионе по решению Совета Министров Республики Беларусь или в порядке, им устанавливаемом. Решения о строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий, реализации программ мелиорации и химизации сельского хозяйства на территориях зон, указанных в ч. 1 настоящей статьи, принятые до чернобыльской катастрофы и не реализованные на момент принятия Закона «О радиационной безопасности населения», подлежат пересмотру в установленном порядке. Проектно-сметная и проектно-планировочная документация на строительство предприятий, объектов мелиорации и химизации сельского хозяйства на указанных территориях до ее утверждения подлежит экспертизе в установленном порядке. Экспертиза проектно-сметной и проектно-планировочной документации должна осуществляться с учетом необходимости снижения фактора влияния выбросов предприятий на состояние окружающей среды и здоровья населения в условиях радиоактивного загрязнения территории. Земельные участки, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых не обеспечивается получение экологически чистой продукции, подлежат исключению из сельскохозяйственного оборота. Производство сельскохозяйственной продукции на этих землях запрещается. Порядок хозяйственного использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, размещения на этих землях жилых домов, культурно-бытовых и производственных построек, проведения мелиоративных и культуртехнических работ определяется специальными актами законодательства Республики Беларусь. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица. В качестве взыскания применяется штраф: - на граждан - в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества; - на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества; - на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.3 КоАП, образуют деяния, предусмотренные ч. 2 рассматриваемой статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели, юридические лица, к которым было применено административное взыскание за правонарушение, предусмотренное ч. 2 рассматриваемой статьи. В качестве взыскания применяется штраф: - на граждан в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней; - на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней; на юридическое лицо - до четырехсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней. Статья 16.7. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции Выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции), - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией этой продукции, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией этой продукции, а на юридическое лицо - до тысячи базовых величин с конфискацией этой продукции. Объект правонарушения - общественные отношения, сложившиеся в области охраны здоровья населения, связанные с выпуском либо реализацией недоброкачественной продукции. Объективную сторону правонарушения образуют выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции; заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей, или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции). Заведомо - признак, указывающий на то, что физическому лицу известно, что выпуск или реализация недоброкачественной продукции способно повлечь заболевания или отравления людей или что продукция загрязнена радионуклидами сверх допустимых уровней. Под недоброкачественной продукцией следует понимать продукцию, не отвечающую требованиям безопасности, в том числе в случае неправомерной выдачи на нее сертификата. Заключение об уровнях загрязнения радиоактивными веществами продукции, материалов, почв, воды, леса имеют право давать организации или их подразделения, которым в установленном порядке предоставлено право заниматься радиационным контролем. Координацию работ по контролю за радиоактивным загрязнением природной среды осуществляет республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Общая оценка радиационной обстановки на территории республики (радиационный мониторинг), методическое руководство возлагаются на республиканский орган государственного управления в области гидрометеорологической деятельности. Ответственность за контроль радиоактивного загрязнения продуктов питания, сельскохозяйственных угодий, лесов, мелиоративных систем и водохранилищ мелиоративного назначения, территорий населенных пунктов, мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы возлагается на соответствующие республиканские органы государственного управления в установленном порядке. Контроль радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания обеспечивают республиканские органы государственного управления, предприятия, организации независимо от формы собственности, другие юридические и физические лица, осуществляющие их производство, переработку в, целях реализации, а также реализацию продукции. Продукты питания и сырье для них, произведенные на территориях радиоактивного загрязнения, должны иметь сертификат (маркировку) с указанием места их производства, производителя, соответствия содержания в них радионуклидов республиканским допустимым уровням. Контроль уровня радиоактивного загрязнения промышленной продукции, товаров народного потребления, которые по радиационным параметрам должны соответствовать стандартам и нормам нормативно-технической документации, осуществляется министерствами и государственными комитетами, предприятиями (объединениями) независимо от формы собственности, учреждениями (в том числе общественными объединениями, деятельностью которых в соответствии с уставом является оказание помощи населению, пострадавшему от чернобыльской катастрофы), их изготовляющими и реализующими. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица. При совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции», повторно в течение года после наложения мер административного взыскания за аналогичное правонарушение наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 337 УК. В качестве взыскания применяется штраф: 1. на граждан в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией этой продукции; 2. на индивидуального предпринимателя - от двадцати до, двухсот базовых величин с конфискацией этой продукции; 3. на юридическое лицо - до тысячи базовых величии с конфискацией этой продукции. Заключение
Здоровье населения – это важнейший индивидуальный и национальный ресурс. У каждого человека должны быть навыки и возможность делать здоровые выборы, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий успешного развития всего общества. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании. С философских позиций здоровье можно интерпретировать в соотношениях категорий качества и количества. Юридические аспекты здоровья могут быть выражены в плане возможности реализовывать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. Величина утраты здоровья, выражающаяся в показателях заболеваемости и инвалидности, отражает нарушения в структурах и фикциях организма, изменения адаптивных возможностей, по своей сути эти данные ретроспективны и дают весьма ограниченные возможности для прогноза на предстоящую жизнь. К административным правонарушениям против здоровья населения в соответствии с главой 16 КоАП относятся: - посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 16.1); - сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2); - нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 16.3); нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4); - - применение радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик либо находящегося в неисправном техническом состоянии, в диагностических либо лечебных целях (ст. 16.5); нарушение правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6); - - выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст. 16.7); нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8); - вывоз из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 16.9). Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, создающих благоприятные условия в сфере охраны здоровья населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|