Этап. Различение высоты, силы, тембра голоса
Игры, направленные на развитие фонематических процессов У детей дошкольного возраста. Этап. Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. «Молчанка» В тишине ребёнок должен прислушаться к звукам за окном: «Скажите, что шумит?» (ветер, деревья, «Что шуршит?» (листья, «Кто кричит?» (дети, мальчик, «Что гудит?» (самолет, автомобиль, «Кто разговаривает?» (люди). Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада – в соседней группе, в коридоре, на кухне. «Где стучали?» Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребёнок должны показать место, откуда слышался звук. «Что звучало?» Взрослый берёт погремушку и колокольчик, издаёт звук поочерёдно этими предметами. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый издаёт звуки, ребёнок должен сказать, что звучало. Далее используются 3, 4 игрушки. «Где звучало?» Взрослый берёт любую звучащую игрушку. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а взрослый звенит, например, колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок, не открывая глаз, показывает рукой направление, откуда исходит звук. «Жмурки» Выбирается водящий, ему предлагается закрыть глаза. В это время взрослый прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за спину одного из детей, за штору) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, а если удаляется – тихо.
«Ушки на макушке» Взрослый расставляет на столе ряд предметов: стакан, металлическую баночку, коробку с кнопками (спичками, карандашами, горохом, погремушку. Он предлагает послушать, как звучит каждый из предметов, называя этот предмет. Затем выполняет действия за ширмой, а ребёнок называют, что звучало, гремело. Количество звучащих предметов нужно постепенно увеличивать от двух – трёх, до пяти – шести. Более сложным вариантом игры является определение схожего звучания: например, постукивать по стакану, чашке, кружке, баночке; или резать тонкую бумагу, плотную бумагу, картон, сминать лист бумаги, разрывать её на кусочки. «Хлопни как я» Взрослый производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребёнок повторяет за ним. «Громко — тихо» 1. Положить перед ребенком картинки с изображением маленького и большого барабанов. Барабан спрятать за ширму. Попросить ребёнка слушать внимательно. Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько — «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша узнать, где маленький барабан, а где большой. Просить ребенка внимательно слушать стук барабана и показать, какой барабан стучал. После знакомим ребёнка со словами «громко» и «тихо». 2. Используем маракасы (погремушки) и магнитофон. У ребёнка и взрослого по два маракаса. Взрослый включает музыку громко и показывает ребёнку, что нужно громко ударять маракасы друг об друга, говоря: «Громко». Затем делаем звук тише и взрослый тихо стучит маракасами: говоря: «Тихо». Повторите игру несколько раз, меняя громкость. «Солнышко и дождик» Учим малыша переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясём бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой ритмично ударяем по мембране бубна.
Предлагаем ребёнку отправиться на воображаемую прогулку: «Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном – вот так! Если пойдёт дождик, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!» Повторите игру несколько раз, меняя звучание бубна. Потом предложить ребёнку попробовать позвенеть и постучать в бубен, и поменяться ролями. «Найди такую же коробочку» Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д. Коробочки делаем парными, чтобы звук не различался, насыпаем одинаковое количество сыпучего материала. Один набор коробочек положить перед ребенком, другой остаётся у взрослого. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звуку. Попросите ребенка найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивать нужно постепенно. «Мишка и зайчик» Учим ребёнка определять темп звучания музыкального инструмента (быстро, медленно) и выполнять движения в зависимости от темпа. Предлагаем ребёнку поиграть: «Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я буду стучать в барабан (бубен) медленно – ходи как мишка, когда я стучу быстро – прыгай быстро, как зайчик! Игру повторить несколько раз, меняя темп звучания барабана. Затем предложите ребенку попробовать самому постучать в барабан в разном темпе (темпы должны заметно различаться, а после поменяться ролями. «Барабанщик» Для игры используется барабан с палочками. Предлагаем ребёнку постучать в барабан медленно, быстро; тихо, громко; повторить простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно хлопать в ладоши). После того, как малыш научится различать и воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука: «Я отвернусь (спрячусь) и буду играть на барабане, а ты угадай и скажи, как я играю: громко или тихо, медленно или быстро». Если ребенок не говорящий, предложите ему повторить звук – поиграть на барабане.
«Что упало?» Покажите ребёнку, что когда мячик падает, получается один звук, а когда падает, например тетрадь совершенно другой. Предложите ребёнку с закрытыми глазами определить, что упало. Можно использовать карандаш, мягкую игрушку, книгу. этап. Различение высоты, силы, тембра голоса На этом этапе дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. «Угадай, чей голосок?» Дети встают в круг, в центре – водящий с закрытыми глазами. По указанию взрослого один из детей: а) называет по имени водящего; б) издает какой-либо звук: «ку-ку», «мяу», «ау-ау» и т. п. – водящий должен определить, кто говорил. При правильном ответе место водящего занимает игрок, подавший голос, игра продолжается. «Далеко – близко» Взрослый показывает ребёнку игрушечный паровоз (пароход, машину, самолет) и показывает, как гудит паровоз, когда он едет близко громко: «У-у-у», а если далеко – гудит тихо. Закрыв глаза, ребёнок слушает взрослого и определяет, далеко или близко едет паровоз. Затем ребёнок смотрит на игрушку, и сам озвучивает её приближение и удаление, меняя громкость и тембр голоса. Аналогично проводится игра с игрушечными животными – котёнком, телёнком, щенком, цыплёнком и т. д. «Взрослый или детёныш» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т. д.) Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки. «Слушай и делай!» Взрослый даёт ребёнку команды: «Подойди к окну и подними руку», «Встань лицом к двери и поставь руки на пояс», «Положи правую руку на пояс, а левую – на голову» и т. д. «Слушай внимательно!» Шёпотом за экраном взрослый даёт ребёнку какое-нибудь поручение, которое тот должен выполнить.
«Телефон» Взрослый тихо на ушко говорит слово первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д. Последний ребёнок говорит слово вслух. «Делайте, как скажу, а не как покажу» Взрослый говорит одно, а делает другое. Дети выполняют то, что говорит взрослый. «Послушайте и сделайте» Дети слушают только инструкции логопеда (без демонстрации движений) и выполняют физические упражнения. «Три медведя» Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку. «Аленушка-ревушка» Покажите детям куклу и прочитайте двустишие: У нас живет Аленушка, Плакса девочка и ревушка. Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка. Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет. «Знайки» Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик". – "Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|