Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Послесловие. Примечания




Послесловие

Последний раздел книги, посвященный восьмому этапу жизни человека, закономерно было бы читать тихо, под сопровождение постепенно умолкающих звуков органной музыки. Однако наша миссия в заключительном комментарии не хоронить, не восхвалять, а вместо этого подвести итог и приободрить.

В предисловии мы начали с предпосылки, что в психоаналитических определениях содержатся истоки обоснованной теории личности. Предполагалось сделать два предварительных шага, способствующих созданию теории: первый – изложить различные теоретические взгляды на развитие структуры личности по возрастным уровням; второй – оценить существующие данные в соответствии с этими взглядами. Описательные разделы текста направлены на выполнение первого намерения, разделы из примечаний – второго.

Если кто-то рискнет отгадать состояние разума читателя (и автора) относительно законченности усилий, наиболее соответствующим словом будет " замешательство". Создается впечатление, что множество психоаналитиков, в течение долгого времени наблюдавших больных, обсуждавших случаи и заимствовавших из собственного бессознательного, внесли вклад в обширную, неясную, однако могущественную личностную теорию. Затронуты многие противоречивые вопросы и разногласия. Как будто этого недостаточно, мы все усложняем картину введением новых интригующих данных. Очевидно, ни один из факторов не создает чувства законченности.

Но может быть, комфорт достижим посредством заглядывания в будущее, а не в прошлое? Ученый обычно получает удовлетворение, сначала выбирая наполненную смыслом область деятельности; затем он выдвигает гипотезы, достойные исследования; наконец, он подвергает их проверке. Его спокойствие и умиротворенность исходят, по крайней мере частично, из знания, что он способен применить методы, адекватные задаче, даже если ответы могут быть найдены не скоро.

Мы имеем основание рассуждать подобным образом по отношению к психоанализу. Важность этой области с очевидностью установлена. Утверждения психоанализа находят широкое приложение. Если их рассматривать не как неопровержимые факты, а подвергать проверке, то может быть создана теория. Предшествующие страницы полностью оправдывают мнение, что психоаналитические концепции доступны независимой проверке, отличной от традиционного клинического метода. Здесь заложено воззвание! В исследованиях необходим комбинированный и системный подход: использование лабораторных экспериментов, интервью, проективной техники, изучение полевой зависимости и т. п. Указанные методы обладают реальной силой в развитии обоснованной теории личности. С таким подходом мы надеемся построить не " будущность иллюзии", а будущее науки.

 

Примечания

Глава 1

  1. Восприимчивость плода к внешней стимуляции. Монтагью приводит экспериментальные исследования, которые дополняют обзор наблюдений Гринейкр о реакциях плода на внешние стимулы. В институте Фелза обнаружили, что у беременных матерей, оказавшихся в несчастье, плод проявляет значительное повышение активности. Подобным образом у матерей с наиболее высокими показателями активности вегетативной нервной системы наблюдается наибольшая активность плода. Кенуэрди предполагает, что усталость матери способствует гиперактивности плода. Эти данные поддерживают Д. Харрис и Е. Харрис, отмечающие повышение активности плода по вечерам. Рефлекторная реакция испуга, о которой говорит Гринейкр, вызывается на 30-й неделе беременности на звонок в дверь. Монтагью перечисляет дополнительные источники материнского окружения, влияющие на плод: особенности питания, фармакологические препараты, дисфункции, сенсибилизации, возраст матери и количество детей. На основании таких данных Сантаг заключает, что " психофизиологическое состояние матери оказывает влияние на поведенческие паттерны плода".
  2. Условнорефлекторные реакции плода. Спелт продемонстрировал возможность образования у плода условных рефлексов. Обследовались 13 беременных женщин на последних двух месяцах беременности и 3 небеременные – в качестве контроля. Сочетание стимуляции от громкого шума и вибротактильного раздражения (дверной звонок без гонга прикладывался к животу матери) в конце концов формировало реакцию у плода только на вибротактильное раздражение. Угасание, спонтанное восстановление и сохранение ответных реакций проявлялись в течение трех недель. Положительный результат эксперимента подтверждался статистически значимым соответствием непосредственной записи движений плода и отчетов матерей.
  3. Физиология плода. Кармайкл отмечает многочисленность противоречий относительно физиологических свойств плода. Отсутствие связей между нервными системами матери и плода не подлежит сомнению. Сантаг указывает, однако, что плод – интимная часть целостного психосоматического организма. Он реагирует на соматизированные тревоги и страхи матери, изменяющиеся функции ее эндокринных органов, метаболизм клеток и т. д. Сильные химические сдвиги, вызывающие мгновенные или длительные изменения в составе крови матери, передаются плоду. Гормоны легко проникают через плаценту, так как состоят из молекул. Таким образом, кровь может оказывать будоражащее воздействие на плод, что доказывается немедленным нарастанием его двигательной активности. Повторение стимуляции такого рода способствует поддержанию состояния раздраженности и гиперактивности в течение позднего периода внутриутробной жизни.
  4. Исследования влияния внутриутробного периода на развитие личности. Считается, что фактов в этой области немногим больше, чем в изучении влияния эмбрионального периода. Что касается физического аспекта, имеется несколько убедительных отчетов, основанных главным образом на наблюдениях. Холл и Мор, например, указывают на эмоциональный антагонизм к вынашиванию плода как причину преждевременных родов. Ричардз и Ньюберри обнаружили, что у плода, более активного в течение позднего периода беременности, лучше развивается двигательная сфера на первом году постнатальной жизни. Сантаг описал связь между пренатальными нарушениями и последующей склонностью к плачу, раздражительности, трудностям в питании.

В отношении развития личности решающее исследование трудно выполнимо. Мы с готовностью можем отказаться от подхода Фоудора как несоответствующего научному исследованию по многим пунктам: весьма сомнительна практика реконструкции пренатальных воздействий на основании словесных отчетов взрослых; не проверена предпосылка, что телепатия способна служить средством коммуникации.

Предположим, было бы возможно полностью зарегистрировать пренатальное окружение организма, например, интенсивным изучением матерей, ожидающих детей, и затем прослеживать становление личности в постнатальном периоде. Сложности, связанные с оценкой личности в постнатальный период, вполне сравнимы с явными трудностями наблюдения за плодом. Проблемам измерения сопутствует факт продолжающегося влияния матерей на их детей после рождения. Как, например, мы можем решить, являются ли тревоги четырехлетнего ребенка следствием беспокойного окружения, создаваемого несчастной матерью, до или после рождения?

Решению проблемы могло бы способствовать изучение случаев усыновления или любых ситуаций, в которых проводится сравнение двух групп детей, чьи контакты с родной матерью прекратились после рождения: у одной группы пренатальное существование должно протекать в условиях, способствующих, согласно Гринейкр, формированию тревоги, у другой группы должно быть относительно спокойное пренатальное существование. Исследование следует проводить в широком масштабе, так как необходимы все виды контрольных сопоставлений. Предполагая, что две группы в основном уравнены по постнатальному окружению и различаются только пренатальным опытом, их можно сравнивать посредством различных техник (игровой и других проективных методик, наблюдения, интервью и т. п. ). Такой путь позволил бы установить относительные уровни тревоги в детстве.

Об исследовании менее амбициозного масштаба сообщают Уоллин и Райли. Основываясь на предположении, что многие психосоматические жалобы матери в течение беременности сказываются на ожидаемом ребенке, серия вопросов о физических жалобах в период беременности была предложена 100 молодым матерям, 63 из которых имели единственного ребенка и 37 – двоих детей. Показатель реакции на беременность сравнивался с показателем приспособления ребенка, определяемым по вопросам о питании, отправлении кишечника, сне, плаче и т. п. Положительная корреляция была обнаружена в группе двудетных матерей, т. е. матери с психосоматическими жалобами имели более беспокойных детей, в группе однодетных матерей корреляции не наблюдалось. Авторы проявляют правильную осторожность в интерпретации результатов и подчеркивают необходимость прямого наблюдения для валидизации опросника, так как надежность двух показателей не установлена. Они предлагают три альтернативные возможности в объяснении несоответствия результатов: матери на основе опыта вынашивания первого ребенка более негативно настроены ко второму; относительное отсутствие компенсаторного внимания и потворства со стороны мужа во время второй беременности; экономическая стесненность, вызванная ожиданием второго ребенка.

Очевидно, мы еще не в таком положении, чтобы оценить влияние пренатального окружения на последующее развитие личности. Откровенно крайнее заявление содержит следующий заключительный комментарий Монтагью: "... Имеются указания, что у ребенка, травмированного во внутриутробном периоде, рассмотренными нами факторами, здоровая личность, при прочих равных условиях, разовьется с большим трудом, чем у нетравмированного ребенка. Некоторые дети, как указывает Сантаг, уже рождаются " невротиками" в результате перенесенных внутриутробных испытаний".

Уиндл высказывается сравнительно более консервативно: " Нет сомнения, что многие различные факторы во внешнем окружении матери посредством ее физиологических механизмов влияют на физиологию плода. Но мы не должны считать все влияния бесспорно доказанными. Верно, что внешние звуки воспринимаются плодом: по крайней мере, он реагирует определенными движениями. Тем не менее в чем реальное доказательство значимого изменения постнатального существования такими восприятиями и движениями? Мы находимся в догадках. И снова мы предполагаем возможность влияния эмоционального состояния матери на плод. Я допускаю наличие оснований для такого предположения. Однако я уверен, что всем исследователям, и особенно доктору Сантагу, необходима большая серия наблюдений для окончательных выводов по этой проблеме".

  1. Свидетельства об отношении родов к формированию личности. Доказательства в этой области столь же недостаточны, как в случае пренатальных влияний. Различные подходы могут быть разделены на несколько типов.

КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ. Теоретически ребенок, появившийся на свет посредством " кесарева сечения", должен испытывать меньше неприятностей. Кенуорди сообщает, что " такие дети менее чувствительны, т. е. меньше плачут, явно менее раздражительны при контактах и т. д., чем первенцы, рожденные обычным путем". Мауэр и Клакхон заявляют, что " кесарево сечение" заметно отражается на темпераменте у взрослых, и они отличаются от нормально рожденных. Но все три указанных автора не приводят обоснований своим утверждениям.

ЗАТЯЖНЫЕ РОДЫ. Пирсон сравнивает поведение детей, чье рождение было краткосрочным (менее шести часов), с теми, чье рождение продолжалось долго (более четырнадцати часов). Вопреки предшествующим предположениям, он обнаружил, что " краткосрочные" дети невротичнее остальных. В качестве ограничивающего вывод фактора сам Пирсон указывает на недостаточную статистическую надежность результатов наблюдения.

ДОСРОЧНЫЕ РОДЫ. Предполагая травматичность досрочных родов для организма, мы в таких случаях вправе ожидать личностных расстройств. При сравнении с нормальными детьми Шерли и Гиршл обнаружили у " досрочных" детей более высокую эмоциональность, робость, раздражительность и тревожность. С другой стороны, они обладают повышенной остротой чувствительности. Дрилиан наблюдал поведенческие расстройства, особенно в отношении кормления, чаще всего у " досрочных" младенцев. Любую причинную связь между ситуацией родов самой по себе и последующими чертами личности трудно установить, так как тревога матери сказывается на преждевременных родах и одновременно на формировании личности в постнатальный период.

ТРУДНЫЕ РОДЫ. Уайл и Дэвис сравнили 380 детей, спонтанно рожденных, со 120, рожденными с применением инструментальной техники. Они выявили больше случаев агрессивности, страхов и наличия тиков среди рожденных без особых трудностей. Трудно рожденные дети отличались неугомонностью, раздражительностью, отвлекаемостью. Кэттелл указывает на необходимость с осторожностью интерпретировать результаты из-за недостатка экспериментального контроля, т. е. учета размеров семьи, условий измерения, статистической значимости различий.

Из краткого обзора, представленного выше, очевидно, что доказательств, на которых можно основывать какие-либо заключения относительно влияния родовой травмы на развитие личности, явно недостаточно. Со многими из тех же трудностей сталкивается исследователь в области изучения пренатального периода, особенно это касается проблемы контроля разнообразных воздействий на личность сразу после рождения ребенка. Все очерченные в качестве методов подходы к изучению родовой травмы имеют некоторые потенциальные преимущества. В случаях вспоможения родам следовало бы предпочитать детей, относительно нетравмированных, так как можно предположить, что наличие повреждения продолжает оказывать воздействие на личностное развитие. Вероятность достижения надежного измерения влияния процесса родов большая, чем наблюдения за плодом. Но опять-таки необходимо широкомасштабное исследование, чтобы возместить фактическую невозможность отграничения результатов оценок от влияний в последующем развитии личности.

Глава 2

  1. Термин " инстинкт" . Следует отметить, что термин " инстинкт" считается плохим переводом фрейдовского " Trieb". Инстинкт означает нечто врожденное, ригидное, неизменное, тогда как " Trieb" на самом деле относится к чему-то изменяющемуся, подверженному исходящим из окружения силам. Возможно, термины " влечение" или " мотив" в качестве используемых в настоящее время в психологии представляют более удачный выбор.
  2. " Влечение к могуществу" по Салливану. Неофрейдисты отвергают понятие " инстинкт" и теорию " либидо" как препятствия к научному исследованию. Можно удивляться, почему " влечение к могуществу" не подвергается подобной критике. " Биологическое влечение к могуществу" довольно трудно продемонстрировать. Логика Салливана состоит в смягчении понятия и представлении его в качестве способности, а не полноценного влечения. Такая попытка не кажется продуктивной.
  3. Неприятие Томпсон инстинкта смерти. В то время как мы можем чистосердечно согласиться с неприятием Томпсон представления об инстинкте смерти, три ее аргумента различаются степенью убедительности. Первый – трудности в межличностных отношениях в качестве предпочтительного объяснения агрессивности – вполне обоснован; второй – простодушная деструктивность – представляется сомнительным; и третий – ребенку не свойственны деструктивные устремления – слишком гипотетичен, чтобы его можно было вообразить, так как " совершенно доброжелательное окружение" является в наше время весьма маловероятным.
  4. Доводы Фрейда в обосновании бессознательного. Существование некоторого рода бессознательных процессов достаточно общепринято, чтобы вдаваться в дальнейшую дискуссию. Однако мы можем проанализировать относительные достоинства семи пунктов доказательств, представленных Фрейдом. Первые три доказательства, касающиеся постгипнотического внушения, латентного значения сновидений, речевых оговорок и т. п., получили достаточное подтверждение в клинических и экспериментальных работах. Следующие два: о роли осознания при решении проблем и небольшой объем осознаваемого содержания в любой данный момент – допустимые заявления. Однако они не прямо соответствуют психоаналитическому постулату, что бессознательный материал постоянно стремится пробиться в сознание; вместо этого указанные утверждения просто поддерживают некоторое представление о сознательной и бессознательной перцепциях. Пункт седьмой о бессознательном значении симптомов тоже подтвержден клиническими данными. Последнее доказательство имеет некоторое основание, хотя, в конечном счете, оно спорно. Может ли успешность психоаналитической терапии (предполагается, что Фрейд подразумевает именно это) быть интерпретирована как доказательство правильности психоаналитической теории? Автор отстаивает отрицательный ответ, по крайней мере, по двум причинам: прежде всего, мы пока не располагаем доказательством большей успешности психоаналитического лечения по сравнению с другими методами; второе – не существует способа определения, даже в явно успешном случае, в какой мере теоретическая ориентация способствовала сложным межличностным отношениям, приведшим больного к улучшению.
  5. Вневременной характер бессознательного. Эту концепцию трудно понять, возможно, в силу нашей ограниченности временным эталоном. Любое заключение о безвременности должно основываться на дериватах, наблюдаемых в поведении, которое подвержено временной регуляции. Трудно также было бы утверждать, что вытесненные идеи перед проникновением в сознание не имеют некоторого, пускай алогичного, отношения по времени друг к другу.
  6. Филогенетическое происхождение содержания бессознательного. С точки зрения современной науки передача " первобытных фантазий" через расовую наследственность может представлять только исторический интерес. Объяснение подобного рода достаточно неправдоподобно и не подлежит проверке, чтобы его обсуждать. То же относится к теории Юнга о коллективном бессознательном.
  7. Ид: источник, резервуар или что? Ранее мы говорили, что источником инстинкта является химико-физическое состояние самого организма. Теперь ид определяется в качестве источника инстинктивной энергии, формирующей резервуар либидо. Представляет ид в таком случае физико-химическое состояние или вместилище либидо? Метафорическая путаница заставляет заинтересоваться полезностью концепций, подобных " ид" и " либидо". Оправданием в прошлом было использование этих понятий в качестве удобных ярлыков, значение которых разделяется всеми горячими поклонниками теории. Но если даже определенность значения находится под вопросом, возможно, следует отказаться от самих слов.
  8. Юнг о коллективном бессознательном. Комментарии, сделанные по поводу филогенетических объяснений Фрейда (см. прим. 6), приложимы и здесь. Различие в большем подчеркивании Юнгом данной концепции в теории и на практике, в то время как построения Фрейда не сильно пострадают от устранения этих представлений.
  9. Первичный нарциссизм. Объяснение Фрейдом родительского нарциссизма очень понятно, но не оправдывает определения первичного нарциссизма в период младенчества. Последнему, кажется, предопределено остаться постулатом.
  10. Сопоставление представлений Фрейда и Фромма о самоуважении. Создается впечатление, что Фрейд и Фромм использовали то же самое слово в разных значениях. Фрейд говорит о вторичном нарциссизме как отнятии катексиса от других людей. Нарцисс больше не желает одаривать объекты в окружении и сжимается, сосредоточиваясь на восстановлении нарушенного самоуважения. Фромм рассматривает самоуважение в качестве положительной самоактуализации, которая обогащает индивида, позволяя одновременно больше любить себя и объект любви. Этим отличием в подходах к концепции нарциссизма частично объясняется противоречивость утверждений.

Глава 3

  1. Любовь и ненависть. Вышедшие из моды противопоставления Фрейдом любви и ненависти, жизни и смерти и т. п. являются особенно необоснованными в этом контексте. Здесь данная позиция нашла отражение в очень натянутой интерпретации голода как представляющего " недифференцированный предшественник любви и ненависти".
  2. Воздействия интенсивной депривации. Проведенные Шпиц и Риббл наблюдения широко цитируются, так как ярко показывают вредные последствия недостаточной материнской опеки. Шпиц сравнивала младенцев в приюте, где семеро или больше детей опекаются одним взрослым, с теми, о ком в детской комнате заботятся собственные матери, находящиеся в заключении. В первой группе проявлялась большая смертность, заболеваемость, чаще имели место нарушения питания, интеллектуальное отставание и т. д., несмотря на отличные медицинские условия. В дополнение Шпиц описала паттерн " анаклитической депрессии", случающейся у детей, разлученных с матерями во вторую половину первого года жизни. Риббл на основании своих наблюдений за 600 младенцами приходит к заключению, что тесные, нежные отношения между матерью и ребенком играют существенную роль в его физическом и психическом здоровье. Она подчеркивает важность таких действий, как прижатие к себе, качание, тихое пение (баюкание), в формировании функциональной системы, способствующей снятию мышечного напряжения, прежде всего в механизмах дыхания и вообще для поддержания чувства безопасности. Несмотря на специфическую критику качества доказательств в этих наблюдениях, они выражают общепринятую точку зрения, что интенсивная депривация на первом году жизни оказывает отрицательное воздействие.
  3. Источники доказательств. Фенихель высказывает мнение, что наши знания о примитивном уровне развития эго выведены, главным образом, на основании психоанализа регрессии у взрослых психотиков. Реконструкции при лечении взрослых невротиков считаются очень уклончивыми в силу недифференцированности природы ранних психических реакций. В то же время, чтобы вылечить больного, необязательно изучать самые ранние уровни его развития. Наблюдения младенцев оказывают некоторую помощь. Но Фенихель дополнительно отмечает отсутствие в большинстве случаев психоаналитической направленности исследований. С последним заявлением мы искренне согласны. До последнего времени психологи были больше воодушевлены изучением моторных навыков, чем развитием эго. Возрастание интереса к ранним межличностным отношениям, стимулированное такими исследователями, как Риббл и Шпиц, кажется гораздо более плодотворным в этой области, чем малозначимые выводы об инфантильном поведении взрослых психотиков. Анна Фрейд подчеркивает обязательность прямого продолжительного наблюдения детей в свете различных отношений с родителями (т. е. разлучения с родителями в разных возрастах).
  4. Стадии в развитии чувства реальности по Ференци. Выделенные Ференци стадии вызывают разную степень доверия. " Безусловное всемогущество" пренатального существования вызывает сомнение у теоретиков, занимающихся этим периодом, что обсуждалось в первой главе. Трудности в принятии стадии " магического галлюцинаторного всемогущества" связаны с тем, что она подразумевается сразу после рождения и по существу не подлежит проверке. Две последующие стадии: " всемогущество магии жестов" и " магия мыслей и слов" – могут быть подтверждены каждым, кто когда-либо наблюдал за детьми.
  5. Мелани Клейн и бессознательные фантазии. Если клинические доказательства существования фантазий у детей полностью признаются, то допущение их значимости в первые месяцы жизни – вопрос доверчивости. Некоторые бесцеремонные индивиды стремятся охарактеризовать шестимесячного младенца как неблагодарного негодяя, готового " расчленить маму на части". Большинство из нас, однако, предпочтет подождать с этим прозвищем один или два месяца, пока намерение младенца не выявится.
  6. Прототаксический модус по Салливану. Описания Гарри Салливана, хотя некоторые видят в них старые мысли в новых одеждах, вносят в объяснения больший колорит и ясность. К сожалению, этого нельзя сказать о его объяснении памяти, данном в тексте.
  7. Акт сосания. Литература содержит многочисленные ссылки, предполагающие существование влечения к сосанию, которое проявляется независимо от процесса питания. Леви сообщает о двух исследованиях на эту тему. Сначала он обнаружил, что частота сосания у младенцев выше среди тех, у кого из-за быстрого отнятия от груди или бутылочки меньшая возможность сосания в процессе самого кормления. В его классическом эксперименте по изучению сосания у щенков животные, которые сосали из бутылочки с широким горлышком (кратковременное кормление), в большей степени сосали и жевали тело между кормлениями, чем животные, которых кормили дольше, искусственно или грудью. Робертс наблюдал схожий феномен. У сосущих палец младенцев время ежедневного кормления в минутах меньше, чем у несосущих. Позднее Росс изучал сосание у только родившихся щенков, отделенных от самки и вскармливаемых из бутылочки. Снова результаты показали, что сосание, не связанное с питанием, в большей степени имело место у этих животных, чем у опекаемых самками.

Решающий теоретический вопрос, однако, относится к генезису так называемого " орального влечения". Ортодоксальная психоаналитическая теория, как мы видим, предлагает объяснение в понятиях физиологического удовольствия, происходящего от стимуляции слизистой рта. В поддержку этого утверждения о первичной " инстинктивной" реакции могут быть процитированы сведения об очень ранних фактах сосания, не связанных с кормлением. Пратт, Нелсон и Сан, Блантон и Халверсан сообщают об акте сосания вскоре после рождения. Сирзом и Уайзом предлагается альтернативное объяснение на основе теории научения. Они утверждают: " В обсуждении сосания большого пальца Фрейд выдвигает гипотезу, что губы и рот становятся эрогенными, т. е. способными давать приятные ощущения при стимуляции вследствие связи сосания с принятием пищи. Он признает затруднение в методичном объяснении, как сенсорный аппарат губ и слизистой приобретает в результате связи такую способность. Затруднение исчезает, если отбросить концепцию эрогенности и связь между сосанием и кормлением описывать в понятиях инструментальных (посредствующих) действий и целевых реакций. Любой инструментальный акт, последовательно приводящий к целевой реакции (совершенный поступок, удовлетворение, награда), утверждает цель в ее собственных правах. Цель становится конечным действием в последовательности мотивируемого поведения. Другими словами, делается вторичным или приобретенным влечением, осуществляющим реакцию. Тогда гипотеза Фрейда может быть переформулирована следующим образом: сосание почти универсальный инструментальный акт в кормлении младенца, тесно связанный с целевой реакцией кормления, поэтому сосание приобретает характер вторичной целевой реакции. Ребенок, можно сказать, обладает оральным влечением, которое побуждается сосанием и родственными проявлениями.

Остается, однако, вопрос, является ли оральное влечение врожденным или приобретенным. Ответить на него трудно. Сосание, не связанное с питанием, имеет место вскоре после рождения, но такое поведение само по себе не гарантирует наличия орального влечения. Оно может возникать вследствие случайного соприкосновения руки и рта. Наконец, реакция сосания, возможно, рефлекторно побуждается контактом губ или голодом. Кунст недавно показал, что даже в возрасте от девяти до двенадцати месяцев сосание случается чаще, когда ребенок голоден". В собственном исследовании Сирза и Уайза обнаружена тенденция орального влечения, измеряемого посредством сосания, к наращиванию при удлинении кормления грудью или из бутылочки. Вопрос о генезисе влечения остается в значительной мере без ответа. Если принять кажущееся более щепетильным объяснение сосания как не связанного с питанием вторичного приобретенного влечения, то теория либидо существенно утратит свою привлекательность.

  1. Юнг о ритме. Юнг добавляет третью возможную интерпретацию удовлетворения от сосания, связанную с ритмическим движением. Хотя существует мнение, что " все дети Бога" имеют ритм, не просто вообразить, как насыщенное ритмом либидо передает особенности, свойственные питанию, в сексуальную зону.
  2. Антропологические сведения, относящиеся к практике кормления. Неофрейдистское подчеркивание важности культурных различий в практике кормления является общепризнанным. Окинавцы, щамбулы, команчи и арапахо, например, проявляют крайнее попустительство в кормлении младенцев. Ребенок мандугаморов, наоборот, вынужден бороться за получение достаточного количества пищи, а у маркизцев он во время кормления лежит спиной на холодной земле. Алорцы отнимают ребенка от груди в раннем возрасте и сразу, в прямую противоположность этнической группе моту. Влияние культурных особенностей на физические функции представляется очень значимым в построении личностной теории. Роль воспитания в формировании характеристик личности у взрослых будет обсуждаться в главе 8.
  3. Исследование эмпатии. За исключением нескольких ограниченных наблюдений и некоторых антропологических описаний, эта интригующая область невербальной коммуникации остается малоизученной. Данные Фрайз указывают на более выраженную реакцию испуга у младенцев, когда их взвешивали и купали активные, склонные к принуждению няни, чем при уходе спокойными нянями. Эскавона отмечает, что восемь из десяти младенцев, отказывающихся от пищи в возрасте четырех недель, имели напряженных и возбудимых матерей. Из исследований этого автора, доказывающих эмпатию, наиболее широко цитируются сведения о пищевых предпочтениях младенцев. Пристрастие и предубеждение младенцев в отношении апельсинового и томатного соков совпадали в 15 случаях со вкусом взрослых кормилец. Опыты проводились в исправительном учреждении. В трех случаях передачи ребенка к кормилице с противоположным предубеждением младенец изменял предпочтение. Эмоциональные страдания матерей, которых лишали права освобождения на несколько дней, отражались на аппетите младенцев. Из антропологических данных убедительны наблюдения за арапахо. Если мать, запачканная ребенком, приходит в ярость, в последующем у взрослых арапахо в условиях эмоционального стресса происходит утрата контроля за сфинктером.

Более развернутые эксперименты в русле " пищевых предпочтений" представляются весьма достойными затраты времени. Предположительно, дальнейшие исследования подтвердят. существование эмпатии у маленьких детей. Тогда возможно продолжить анализ способствующих и не способствующих эмпатическим реакциям условий, а также установить возрастной период (по Салливану, от шести до двадцати семи месяцев) активности процесса эмпатии. В любом случае объяснение эмпатии бессознательным влиянием удовлетворительнее, чем подчеркивание Салливаном биологической основы.

  1. Изучение проекции. Механизм проекции полностью подтвержден клинически в случае параноидного типа и так же обширно проиллюстрирован анимистической мифологией. Экспериментальные данные снова немногочисленны и разбросаны. Сирз изучал самооценку и оценку других почти у ста студентов колледжа мужского пола по таким чертам, как скупость, упрямство, дезорганизованность, робость. Он обнаружил, что те, кто отличается оценкой черты выше среднего показателя, склонен приписывать этой черте оценку выше средней другим, при условии недостаточного инсайта. Дефицит инсайта измерялся приблизительно по степени расхождения между самооценкой и оценкой другими. Проекция фиксировалась, однако, как на позитивном, так и на негативном конце шкалы, т. е. в равной мере относилась к щедрости и скупости. Этот результат противоречит теоретическому утверждению о проекции на других неприемлемых побуждений. Беллак, используя тест " Тематической апперцепции", обнаружил, что субъекты, чьи рассказы подвергаются критике, выражают в последующих рассказах большую агрессию посредством проецирования жестокости на исследователя. Райт просила восьмилетнего ребенка отдать одну из двух игрушек (различающихся по предпочтению) приятелю. Сразу же детям задавался вопрос, какую игрушку приятель отдал бы даром. Количество ответов, свидетельствующих о щедрости приятеля, оказалось многим меньше, чем в контрольной ситуации, где ребенок не должен был расставаться с игрушкой. Наблюдение приводит к выводу, что чувство вины может способствовать проекции.

Другой эспериментальный подход направлен на выявление отношения между паранойей и гомосексуальностью, которая, согласно психоаналитической теории, содержит механизм проекции в качестве промежуточной переменной. Гардрер отмечает, что 47% из группы госпитализированных параноиков проявляют очевидную гомосексуальность. Однако Миллер, Клейн и Горвиц сообщают о незначительном проявлении гомосексуальности у наблюдаемых ими параноиков. Пейдж и Варкентин обследовали 50 параноиков на " мужественность-женственность" тестом Термена-Майлза. Результат оказался в большей степени схожим с показателями пассивных гомосексуалистов, чем с показателями нормальной мужской группы и активных гомосексуалистов. Эронсон предъявлял батарею психологических тестов параноидным шизофреникам, контрольной группе нормальных и непараноидным шизофреникам. Многие данные подтверждают широко распространенную точку зрения о связи между паранойей и гомосексуальностью.

Особенно показательными оказались результаты по методике " Картинки Черныша" и признакам гомосексуальности Уилера в тесте Роршаха.

Последняя группа исследований, конечно, открыта для критики ввиду отсутствия прямого доказательства действия проекции. Далее, Анна Фрейд подвергает нападкам способ изучения Сирза на основании, что проекция в ее оригинальном значении не имеет места в норме у взрослых. Будучи примитивным механизмом, она может быть обнаружена только у маленьких детей или психотиков, поэтому такие эксперименты совершенно не соответствуют концепции. Однако, по мнению автора, все не обязательно столь мрачно в исследовательском плане, в области проективного тестирования возможно предложить путь выхода из дилеммы. Описание проективного подхода к механизмам защиты (включая проекцию) сделано в главе 5 (прим. 13).

  1. " Стряпня" о конституциональном факторе. Психоаналитическая литература переполнена ссылками на важность " очень малоизвестных конституциональных факторов". Нельзя освободиться от чувства, что в настоящее время не оправдано повторение пустых слов о специфической значимости в психоаналитических концепциях фактора конституции, который якобы продемонстрируют будущие исследования.
  2. Эксперименты по регрессии. Большинство экспериментальных работ по регрессии проведено на животных. Сирз сделал обзор многих таких исследований и озаглавил его " Инструментальный опыт регрессии". Возможно, наиболее известный эксперимент осуществлен Вулфом. Он закрывал одной группе крыс в период младенчества уши, а другой – глаза. Позднее блокировка снималась и животные росли нормально. Когда животные вырастали, они ставились в ситуацию соревнования с контрольной группой за пищу. Животные, которых в младенчестве ослепляли, испытывали трудности в соревновании с использованием световых стимулов; животные, у которых прежде блокировали слух,
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...