В настоящее время не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. В современном фундаментальном издании по психологии развития [12] приводится периодизация, где выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношеский возраст — от 12 до 19 лет, ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.
Основные характеристики человека в разные периоды возрастного развития, влияющие на достижение "акме". Акмеологи, исходя из результатов исследований, полученных в психологии развития, выделяют ряд характеристик человека, оказывающих значительное влияние на достижение им вершин личностного и профессионального развития [3; 7-11].
В период ранней взрослости:
• неравномерный гетерохронный характер познавательных процессов;
• продолжение развития психофизиологических функций с достижением оптимума к 25 годам и сохранение сенсорно-перцептивных характеристик до 40 лет;
• сохранение процесса интеллектуального развития происходит во взаимодействии с формированием и трансформацией личности и носит индивидуально обусловленный характер;
• развитие аффективной сферы происходит на фоне решения главных проблем ранней взрослости — достижения идентичности и близости;
• познавательные процессы имеют неравномерный гетерохронный характер;
• психологические функции продолжают развитие с достижением оптимума к 25 годам, а характеристики сенсорно-перцептивных остаются до 40 лет;
• сохраняется процесс интеллектуального развития (высших психических процессов), который происходит во взаимодействии с
формированием, трансформацией и индивидуализацией личности;
• аффективная сфера развивается на фоне достижения идентичности и близости;
• система жизненных ценностей начинает изменяться от романтической окрашенности в сторону более практическую, корректируются жизненные цели и уровни притязаний;
• формирующаяся "Я"-концепция обогащается опытом активного самоуправления, осознанием реальной действительности;
• поведение человека связывается с освоением профессиональной деятельности;
• ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста — профессиональное самоопределение и создание семьи.
В период средней взрослости:
• отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций, но они не отражаются на функционировании когнитивной сферы людей, не снижают их работоспособность и позволяют сохранять трудовую и творческую активность. Отдельные способности продолжают развитие в течение всего среднего возраста;
• показатели интеллектуальных возможностей во многом определяются личностными особенностями человека, его жизненными установками, реализуемыми планами и жизненными ценностями, а интенсивность интеллектуальных функций — факторами одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживают инволюционный процесс;
• появляется возможность обладания знаниями, умения оценивать информацию в широком контексте в условиях неопределенности;
• основными становятся потребности реализации своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению, корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте;
• жизненные изменения могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой, определить последующий путь мотивацион-ного развития;
• "Я"-концепция личности обогащается новыми "Я"-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок. Сутью "Я"-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей;
• для самооценки характерна тенденция усиления когнитивной компоненты, осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе. Это ведет к регулированию своих эмоций, адресующихся собственному "Я";
• поведенческие особенности обусловлены ведущим видом деятельности, трудом, а достаточный опыт в профессиональной деятельности позволяет компенсировать наступающие возрастные изменения в организме.
В период поздней взрослости и старости:
• старение представляет генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися в ослаблении деятельности организма;
• когнитивная сфера, большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшаются, обнаруживается спад интеллектуальных функций, зависящих от скорости выполнения операций;
• время реакции увеличивается, замедляется обработка информации и снижается скорость познавательных процессов, основой памяти является логическая связь;
• динамика характеристик когнитивной сферы в значительной степени зависит от субъективных факторов, в первую очередь, — от особенностей личности конкретного человека;
• происходит очередная корректировка целей, мотивов и потребностей. После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержка физического здоровья на приемлемом уровне, пропадает желание участвовать в общественной жизни, интересы сосредоточиваются на внутреннем мире;
• движущими факторами развития в этот период являются самоактуализация "Я"-концепции, ориентация на творческую или духовно-нравственную деятельность, потребность заниматься любимым делом (хобби, работа, семья). Активная деятельность тормозит старение тех функций, которые необходимы для этой
деятельности, препятствует старению организма и развитию старческих изменений психики.
Взрослость и зрелость как важнейшая ступень жизненного цикла человека.Существуют различные критерии зрелости и понимания ее сущности у разных народов и в разное историческое время.
Развитие человека — необратимое, направленное, закономерное изменение его как индивида (сложнейшего живого организма со всеми входящими в него системами), личности (ядром являются отношение человека к разным проявлениям действительности), субъекта (структура состоит из индивидных и личностных образований, отношений, способностей, проявляющихся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений). Не всякие изменения, отмечаемые в человеке, свидетельствуют о его развитии.
Если в организме человека, его личностной сфере, в развитии субъекта постоянно происходят обратимые изменения, лишенные направленности и не несущие закономерного характера, то это не означает развития [3]. О развитии человека свидетельствуют те изменения в его организме, личности, субъекте, которые означают прогресс, движение по восходящей. Такие изменения появляются в результате количественных накоплений и оказывают качественную перестройку в жизнедеятельности систем, в отражении действительности его психикой, инициировании и регулировании его поведения. Поведение человека определяется не только базисными, но и высшими потребностями. Это сопровождается превращением основных ценностей жизни и культуры общества в собственные ценности человека. Нравственные эталоны направляют работу совести личности, трансформируют его внутренний мир.
Понимая развитие как процесс накопления количественных изменений, ведущих к качественным перестройкам, нельзя абсолютизировать. В первой половине жизни человек развивается по восходящей, а затем фиксируются инволюционные изменения. Они распространяются на образующие его психический мир функции, процессы, состояния, свойства.
Отмечается сложнейшая и полная противоречий картина этого процесса. Нет постоянной однонаправленности изменений, происходящих в системах организма и в психике. Общая тенденция к прогрессу или регрессу характеризуется колебаниями. На индивидные, личностные, субъектные образования в человеке действует множество факторов, происходят взаимосвязанные процессы с положительным и отрицательным знаками, способствующие развитию. Индивидная, личностная и субъектная составляющие человека с разными последствиями непрерывно воздействуют одна на другую, а противоречия и столкновения различных тенденций оказываются стимулами для их развития.
Совокупность индивидных, личностных и субъектных компонентов можно рассматривать как подсистемы в целостной системе человека, имеющих свою феноменологию, закономерности и механизмы функционирования. Эти механизмы обеспечивают жизнедеятельность каждой из подсистем, отличающихся содержанием и формой бытия.
Выявленные характеристики процесса развития дают о себя знать на протяжении всей жизни человека, но на каждой возрастной ступени конкретизируются с учетом присущих им особенностей. Определяя степень сформированности физических, социальных и психологических характеристик и соответствие их эталону зрелости, надо учитывать, что критерий зрелости неодинаков у народов, принадлежащих к разным культурам и живших в разные исторические эпохи.
Автобиография.
Я, Сибагатов Рамиль Ильдусович родился 1 февраля 1994 года в г.Атырау.В семье рабочих, мама учитель начальных классов, отец работает на заводе. В 2000 г пошел в первый класс в среднюю школу № 18 им. М.Сатыбалдиева города Кульсары. В 2011 году закончил школу, поступил на грант в Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана на «Машиностроительный факультет» по специальности «Технологические машины и оборудование». В данный момент являюсь студентом 4 курса.
Семейное положение: Не женат.
Хобби и увлечения: В начальных классах ходил на секцию «Тогыз кумалак», после начальных классов записался на «Курсы английского языка», затем на секцию баскетбол, после этого на секцию волейбол, а после 8 класса на секцию по «Дзю-до»