Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акмеология возрастного развития человека




В настоящее время не существует единой общепринятой класси­фикации возрастных периодов развития человека. В современном фундаментальном издании по психологии развития [12] приво­дится периодизация, где выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношес­кий возраст — от 12 до 19 лет, ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее. Основные характеристики человека в разные периоды возраст­ного развития, влияющие на достижение "акме". Акмеологи, исходя из результатов исследований, полученных в психологии развития, выделяют ряд характеристик человека, оказывающих значительное влияние на достижение им вершин личностного и профессионального развития [3; 7-11]. В период ранней взрослости: • неравномерный гетерохронный характер познавательных процессов; • продолжение развития психофизиологических функций с дости­жением оптимума к 25 годам и сохранение сенсорно-перцептив­ных характеристик до 40 лет; • сохранение процесса интеллектуального развития происходит во взаимодействии с формированием и трансформацией личности и носит индивидуально обусловленный характер; • развитие аффективной сферы происходит на фоне решения глав­ных проблем ранней взрослости — достижения идентичности и близости; • познавательные процессы имеют неравномерный гетерохронный характер; • психологические функции продолжают развитие с достижением оптимума к 25 годам, а характеристики сенсорно-перцептивных остаются до 40 лет; • сохраняется процесс интеллектуального развития (высших пси­хических процессов), который происходит во взаимодействии с формированием, трансформацией и индивидуализацией лич­ности; • аффективная сфера развивается на фоне достижения идентич­ности и близости; • система жизненных ценностей начинает изменяться от романти­ческой окрашенности в сторону более практическую, корректи­руются жизненные цели и уровни притязаний; • формирующаяся "Я"-концепция обогащается опытом активного самоуправления, осознанием реальной действительности; • поведение человека связывается с освоением профессиональной деятельности; • ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста — профес­сиональное самоопределение и создание семьи. В период средней взрослости: • отмечается относительное снижение характеристик психофизичес­ких функций, но они не отражаются на функционировании когни­тивной сферы людей, не снижают их работоспособность и позво­ляют сохранять трудовую и творческую активность. Отдельные спо­собности продолжают развитие в течение всего среднего возраста; • показатели интеллектуальных возможностей во многом опреде­ляются личностными особенностями человека, его жизненными установками, реализуемыми планами и жизненными ценностя­ми, а интенсивность интеллектуальных функций — факторами одаренности и образования, которые противостоят старению, за­тормаживают инволюционный процесс; • появляется возможность обладания знаниями, умения оценивать информацию в широком контексте в условиях неопределенности; • основными становятся потребности реализации своего творчес­кого потенциала, необходимость передать что-то следующему по­колению, корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокой­ной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте; • жизненные изменения могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой, определить последующий путь мотивацион-ного развития;   • "Я"-концепция личности обогащается новыми "Я"-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок. Сутью "Я"-концепции ста­новится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных пра­вил и более значительных, чем ситуационные, личностных цен­ностей; • для самооценки характерна тенденция усиления когнитивной компоненты, осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе. Это ведет к регулированию своих эмоций, адресующихся собственному "Я"; • поведенческие особенности обусловлены ведущим видом дея­тельности, трудом, а достаточный опыт в профессиональной дея­тельности позволяет компенсировать наступающие возрастные изменения в организме. В период поздней взрослости и старости: • старение представляет генетически запрограммированный про­цесс, сопровождающийся определенными возрастными измене­ниями, проявляющимися в ослаблении деятельности организма; • когнитивная сфера, большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшаются, обнаруживается спад интеллектуаль­ных функций, зависящих от скорости выполнения операций; • время реакции увеличивается, замедляется обработка информа­ции и снижается скорость познавательных процессов, основой памяти является логическая связь; • динамика характеристик когнитивной сферы в значительной сте­пени зависит от субъективных факторов, в первую очередь, — от особенностей личности конкретного человека; • происходит очередная корректировка целей, мотивов и потреб­ностей. После 70 лет на передний план выходит другая потреб­ность — поддержка физического здоровья на приемлемом уровне, пропадает желание участвовать в общественной жизни, интересы сосредоточиваются на внутреннем мире; • движущими факторами развития в этот период являются само­актуализация "Я"-концепции, ориентация на творческую или духовно-нравственную деятельность, потребность заниматься любимым делом (хобби, работа, семья). Активная деятельность тормозит старение тех функций, которые необходимы для этой деятельности, препятствует старению организма и развитию старческих изменений психики. Взрослость и зрелость как важнейшая ступень жизненного цикла человека.Существуют различные критерии зрелости и понимания ее сущности у разных народов и в разное историческое время. Развитие человека — необратимое, направленное, закономерное изменение его как индивида (сложнейшего живого организма со все­ми входящими в него системами), личности (ядром являются отно­шение человека к разным проявлениям действительности), субъекта (структура состоит из индивидных и личностных образований, отно­шений, способностей, проявляющихся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений). Не всякие измене­ния, отмечаемые в человеке, свидетельствуют о его развитии. Если в организме человека, его личностной сфере, в развитии субъекта постоянно происходят обратимые изменения, лишенные направленности и не несущие закономерного характера, то это не оз­начает развития [3]. О развитии человека свидетельствуют те изме­нения в его организме, личности, субъекте, которые означают прог­ресс, движение по восходящей. Такие изменения появляются в ре­зультате количественных накоплений и оказывают качественную перестройку в жизнедеятельности систем, в отражении действитель­ности его психикой, инициировании и регулировании его поведе­ния. Поведение человека определяется не только базисными, но и высшими потребностями. Это сопровождается превращением основ­ных ценностей жизни и культуры общества в собственные ценности человека. Нравственные эталоны направляют работу совести лич­ности, трансформируют его внутренний мир. Понимая развитие как процесс накопления количественных изме­нений, ведущих к качественным перестройкам, нельзя абсолютизи­ровать. В первой половине жизни человек развивается по восходя­щей, а затем фиксируются инволюционные изменения. Они распро­страняются на образующие его психический мир функции, процессы, состояния, свойства. Отмечается сложнейшая и полная противоречий картина этого процесса. Нет постоянной однонаправленности изменений, проис­ходящих в системах организма и в психике. Общая тенденция к про­грессу или регрессу характеризуется колебаниями. На индивидные, личностные, субъектные образования в человеке действует множе­ство факторов, происходят взаимосвязанные процессы с положи­тельным и отрицательным знаками, способствующие развитию. Ин­дивидная, личностная и субъектная составляющие человека с раз­ными последствиями непрерывно воздействуют одна на другую, а противоречия и столкновения различных тенденций оказываются стимулами для их развития. Совокупность индивидных, личностных и субъектных компонен­тов можно рассматривать как подсистемы в целостной системе человека, имеющих свою феноменологию, закономерности и механизмы функ­ционирования. Эти механизмы обеспечивают жизнедеятельность каж­дой из подсистем, отличающихся содержанием и формой бытия. Выявленные характеристики процесса развития дают о себя знать на протяжении всей жизни человека, но на каждой возрастной ступе­ни конкретизируются с учетом присущих им особенностей. Опреде­ляя степень сформированности физических, социальных и психоло­гических характеристик и соответствие их эталону зрелости, надо учитывать, что критерий зрелости неодинаков у народов, принадле­жащих к разным культурам и живших в разные исторические эпохи.

 

Автобиография.

 

Я, Сибагатов Рамиль Ильдусович родился 1 февраля 1994 года в г.Атырау.В семье рабочих, мама учитель начальных классов, отец работает на заводе. В 2000 г пошел в первый класс в среднюю школу № 18 им. М.Сатыбалдиева города Кульсары. В 2011 году закончил школу, поступил на грант в Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана на «Машиностроительный факультет» по специальности «Технологические машины и оборудование». В данный момент являюсь студентом 4 курса.

Семейное положение: Не женат.

Хобби и увлечения: В начальных классах ходил на секцию «Тогыз кумалак», после начальных классов записался на «Курсы английского языка», затем на секцию баскетбол, после этого на секцию волейбол, а после 8 класса на секцию по «Дзю-до»

 

Место для фото

 

Паспорт моей души.

Качества, которые я скрываю Качества, которые мне приписывают окружающие Качества, которыми я обладаю
Эгоистичность Доброта Обаятельный
Жадность Открытость Остроумие
Брезгливость Шустрость Грамотность
Ленивость Организованность Решительностью
Гнев Болтливость Честный
Высокомерный Амбициозный Упрямый
Ревнивый Оптимистичный Усердный
Гордый Справедливость Трудолюбивый
Наглый Отзывчивость Терпеливый
Хитрый Артистичность Хороший

 

Эссе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...