Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов




Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939)

Согласно З.Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и тан а тос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Это борьба, по З.Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: ОНО (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

«Я» - это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные принципы Оно «Я» приводит в соответствие реальной действительности, то есть требованиям принципа реальности.

Сверх-Я – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает

сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937)

Согласно взглядам А.Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. В последствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношений и т.п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.

Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления:

а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.);

б) с верхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.);

в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961)

К.Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К.Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К.Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт, мыслитель-интроверт, ощущающий-экстраверт, ощущающий-интроверт, эмоциональный-экстраверт, эмоциональный-интроверт, интуитивный-экстраверт, интуитивный-интроверт.

Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более чем интроверт.

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980)

В объяснении внутриличностных конфликтов Э.Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994)

Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э.Эриксону приводятся в табл.8.1.

Таблица 8.1 - Стадии психосоциального развития по Э.Эриксону

Ста- дия Возраст Содержание кризиса Позитивное разрешение
  0-1 год новорожденный Доверие-недоверие Доверие
  1-3 года ранее детство Автономия – стыд, сомнение Автономия
  3-6 лет «возрат игры» Инициатива – чувство вины Инициатива
  6-12 лет млад. школьн. возраст Трудолюбие – чувство неполноценности Трудолюбие
  12-19 лет сред. и старш. школ. возраст Я-идентичность – смешение ролей Идентичность
  20-25 лет ранняя зрелость Близость – изоляция Близость
  26-64 года средн. зрелость Порождение, творчество – застой Творчество
  65 лет-смерть позд. зрелость Интеграция - отчаяние Интеграция, мудрость

Мотивационный конфликт по Курту Левину (1890-1974)

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, предложенная К.Левином (табл.8.2).

Таблица 8.2 - Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение-приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание-избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение-избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны Примирение

 

Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установит факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и, в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Ниже в табл.8.3 приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в табл.8.4 – способы их разрешения

Таблица 8.3 - Формы проявления внутренних конфликтов

Форма проявления Симптомы
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий

 

Таблица 8.4 - Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Способ разрешения Содержание действий
Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации
Уход Уход от решения проблемы
Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю борьбу
Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т.д.
Идеализация Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
Коррекция Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе

 

9. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любо специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной теме.

 

Понятие межличностного конфликта и его особенности

Строгого определения межличностного конфликта видимо дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Сферы проявления и управление межличностными конфликтами

Межличностные конфликты, как уже отмечалось выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 9.1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин.

 

Таблица 9.1 – Сферы межличностных конфликтов

  Сфера проявления Типы конфликтов Причины
  Коллектив (организация) Руководитель-подчиненный Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетв. коммуникации; различие в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.)
  Семья Супружеские конфликты Родители – дети Супруги- родственники Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи
  Общество (учреждения социальной сферы; гос.учреждения; улица; обществ. транспорт и т.п.) Гражданин – общество Гражданин- чиновник Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогической культура

 

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте (см. тему 6). Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в таблице 9.2.

Таблица 9.2 - Управление межличностными конфликтами

 

  Этап управления Основное содержание
  Прогнозирование конфликта Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;
  Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см. табл.9.3); педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т.д.
  Регулирование конфликта Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении коррекции поведения во взаимоотношениях; Использовать все технологии, представленные в табл.4.2; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников.
  Разрешение конфликта Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический

 

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл.9.3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В табл.9.4 дается типология межличностных конфликтов по такому основанию.

 

Таблица 9.3 - Причины и факторы межличностных

конфликтов по В.Линкольну

 

  Тип факторов и их основное содержание Формы проявления
  Информационные факторы – неприемлемость информации для одной из сторон Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты
  Поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п. Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизм; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений
  Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; разлчие в образовательном уровне; классовые различия; неативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности
  Ценностные факторы – противоположность принципов поведения Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.)
  Структурные факторы – относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т.п.; социальная принадлежность

 

Таблица 9.4 - Классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S1 и S2 в межличностных отношениях (симпатии – «+» и антипатии – «-»)

Тип конфликта Модель межличностных отношений
Взаимно-положительный     S1 + + S2
Взаимно-отрицательный     S1 - - S2
Односторонне положительно-отрицательный   S1 + - S2
Односторонне противоречиво-положительный   S1 + +- S2
Односторонне противоречиво-отрицательный   S1 - +- S2
Взаимопротиворечивый S1 +- + - S2
Безразличный   S1 0 0 S2

 

 

10. ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе или в любом другом групповом взаимодействии может быть втянут в групповой конфликт. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, «экс-руководителей» и т.п.

Существуют и другие причины межгрупповых конфликтов. Знание теории групповых конфликтов, как и других типов психологических конфликтов, является не только важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалистов самых различных направлений, но и важнейшим ориентиром для каждого из нас в групповых взаимоотношениях.

Понятие групповых конфликтов и их классификация

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность – группа» и конфликт «группа – группа».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...