Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 28. Мотивации




Лекция 28

Мотивации

 Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.

Среди разнообразных форм поведения встречаются такие, когда человек или животное не только реагируют на внешние воздействия, но активно ищут определенные объекты внешней среды. Поиск этот осуществляется весьма настойчиво, с большими затратами энергии и преодолением различных препятствий на пути к цели.

Такие формы активной целенаправленной деятельности были названы И. П. Павловым основными влечениями организма. Термин «влечение» в последние годы употребляется редко. Чаще используют синонимы — «побуждение», или «мотивация» (mover — движение, побуждение). В зарубежной литературе часто применяется понятие «драйв», соответствующее понятию «основные влечения» организма.

Различают биологические и социальные мотивации. Биологические мотивации, они же основные влечения, или низшие, простые, первичные мотивации. Они направлены на удовлетворение ведущих биологических потребностей индивидуумов по сохранению их вида или рода. К ним относятся мотивации голода, жажды, страха, агрессии, половые влечения, различные родительские, в частности материнские, температурные и другие.   

Можно одновременно испытывать несколько потребностей, однако всегда имеется ведущий параметр общей метаболической потребности — доминирующая потребность, наиболее важная для выживания особи, или ее рода, которая строит поведенческий акт, направленный на ее удовлетворение.

Социальные мотивации — они же высшие, или вторичные, строятся на основе врожденных биологических мотиваций путем общения индивидуумов со средой обитания, родителями и окружающими их живыми существами, а у человека — и с социальной средой. В формировании социальных мотиваций значительное место принадлежит воздействию различных факторов внешней среды, обучению, механизмам памяти. На основе воспитания у человека удовлетворение пищевых, половых и других биологических потребностей приурочено к определенному месту и времени.

Социальные мотивации человека формируются в процессе общественного воспитания, обусловливаются нормами морали и права и соответствующими законодательствами, присущими любому общественно-экономическому строю.

Как биологически, так и социальные мотивации определяют практически все формы выраженной целенаправленной деятельности живых существ, стоящейся на основе иерархии различных биологических и социальных потребностей.

После удовлетворения ведущей потребности доминирующей становится другая, наиболее важная в биологическом или социальном значении потребность.

Среди общих свойств  биологических мотиваций необходимо отметить следующие.

Генетическая детерминированность - биологические мотивации строятся на основе врожденных, генетически детерминированных механизмов. Их проявление не требует обучения, так как определяется активностью специальных генов, созревающих или освобождающихся от тормозных влияний на определенных стадиях онтогенетического развития.  

Непосредственной причиной биологических мотиваций являются преимущественно раздражители внутренней среды. Изменения тех или иных метаболических показателей, будучи в значительной степени гуморальными изменениями, выступают в роли исходных стимулов биологических мотиваций.

Биологические мотивации могут активироваться или тормозиться специальными внешними «ключевыми» или «освобождающими» факторами внешней среды, например, видом или запахом противника или полового партнера, пищи или других удовлетворяющих различные потребности раздражителей.

Биологические мотивации   относятся к разряду сложных безусловных рефлексов, или инстинктов. Вместе с тем, биологические мотивации в отличие от рефлекторных реакций на внешние стимулы представляют такую форму деятельности, когда животные и человек, стимулируемые внутренними потребностями или окружающими факторами, направленно ищут специальные внешние раздражители. Именно настойчивый поиск отличает мотивационные реакции от рефлекторных реакций.

  Системная организация мотиваций: мотивации как биологического, так и социального плана в целостной деятельности организма всегда являются компонентом системной архитектоники поведенческого акта.

Системогенез мотиваций играет важную роль в онтогенезе. В процессе  развития отдельных функциональных систем мотивации созревают избирательно и последовательно. У новорожденного ребенка  к моменту рождения формируются мотивации голода и жажды. Затем, на основе обучения и влияния внешних факторов проявляются мотивации страха, температурные мотивации, формируются позывы. В период полового созревания проявляется половое влечение  и уже во взрослом состоянии — родительские мотивации.

Наиболее распространены две крайние общие теории о природе мотиваций. Одни авторы считают, что мотивация определяется внутренней, врожденной энергией, которая реализуется в специальное поведение даже при отсутствии внешних, «ключевых», раздражителей. Другие авторы полагают, что внутренние мотивационные программы развертываются только при наличии определенных направляющих факторов внешней среды.

Большинство авторов склоняются к компромиссной точке зрения, согласно которой любая мотивация имеет два аспекта. Один из них чисто энергетический, побуждающий фактор, а другой фактор, направляющий животных к цели.

Среди общих теорий мотиваций можно отметить теорию «снижения влечений», согласно которой мотивации определяются стремлением человека и животных к уменьшению неприятных эмоциональных ощущений, сопровождающих ту или иную метаболическую потребность. Согласно этой теории, голодные влечения рассматриваются, как стремление избавиться от «голодных болей», жажда — как стремление избавиться от неприятных ощущений в ротовой полости и т. д. В развитие этой точки зрения сформулировано представление о наличии в мозге двух реципрокных систем: системы поощрения и наказания.

Французский исследователь П. Делл обосновал точку зрения, согласно которой «центральное мотивационное состояние» определяется неспецифическими восходящими активирующими влияниями ретикулярной формации на кору мозга. Близка к этим представлениям «теория активации эмоции» американского физиолога Р. Линдсли, который также считает, что эмоциональные реакции различного качества строятся на основе восходящих активирующих влияний ретикулярной формации.  

Американский исследователь Е. Стеллар сформулировал теорию, которая связывает формирование мотиваций с деятельностью специальных мотивационных гипоталамических центров головного мозга. На них оказывают влияние кора, тормозные гипоталамические центры, чувствительные стимулы, гуморальные факторы и др.

В формировании мотиваций различного биологического качества наряду с гипоталамическими структурами принимают участие лимбические структуры,   ретикулярная   формация и  различные отделы коры большого мозга.

Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамус.  В нем  осуществляются процессы трансформации биологической потребности в мотивационное возбуждение, что определяет формирование  поведения. Внутренняя метаболическая потребность находит свое отражение, прежде всего в деятельности определенных внутренних органов и изменении состава крови. Нервно - гуморальные сигналы о доминирующей биологической потребности адресуются специальным зонам гипоталамуса.

Центры гипоталамуса обладают рядом свойств.

1. Группа нейронов гипоталамической области использует в своем нормальном метаболизме только определенные гуморальные факторы и при изменении их содержания избирательно приходит в состояние возбуждения. Таким образом, эти нейроны обладают свойствами рецепции определенной внутренней потребности.

Благодаря специфическому метаболизму различные участки гипоталамической области и составляют так называемые мотивационные центры. На основе рецепторных свойств мотивационные центры гипоталамической области обладают способностью к трансформации внутренней, преимущественно гуморальной, потребности в процесс нервного возбуждения.

2. Процесс возбуждения мотивационных центров гипоталамуса осуществляется    ритмически.

3. Гипоталамические мотивационные центры имеют обширные связи с другими отделами мозга и в первую очередь с лимбическими и ретикулярными образованиями, а через них — с корой большого мозга. Из этого следует, что возникшее первично в нейронах гипоталамической области мотивационное возбуждение  широко распространяется   на все области мозга.

При возникновении восходящих активирующих влияний гипоталамических мотивационных центров на лимбические структуры мозга у животных проявляются только ориентировочно-исследовательские реакции. При распространении этих влияний на кору мозга животные проявляют целенаправленные мотивационные реакции — употребляют находящуюся перед ними пищу, осуществляют оборонительные реакции и т. д.

Таким образом, в основе биологических мотиваций любого качества лежат восходящие активирующие влияния специфических гипоталамических центров на кору большого мозга. Эти влияния устраняются после удовлетворения потребности. Именно эти восходящие активирующие влияния гипоталамических центров, обусловленные той или иной внутренней потребностью, составляют энергетический компонент мотивационного состояния.

Доминирующая мотивация представляет собой исходное, качественно особое состояние организма, которое определяет его целенаправленную деятельность и характер реагирования на действие многочисленных раздражителей внешней среды.

Каждая мотивация субъективно переживается, т. е. сопровождается эмоциональной   реакцией. Эмоциональные ощущения каждой мотивации подчеркнуто специфичны. Ни одно животное никогда не спутает субъективное ощущение голода с субъективным переживанием страха или полового возбуждения.

Субъективные переживания метаболических потребностей всегда носят негативный характер. Биологический смысл отрицательных эмоций заключается в стимулировании поиска необходимых  веществ для удовлетворения потребности.

По мере неоднократного удовлетворения однотипных потребностей и получения положительных эмоциональных ощущений каждое животное запоминает эти ощущения, и они по опережающему принципу начинают включаться в структуру мотивационного возбуждения. Формируется так называемый аппетит, или предвидение, субъектом, испытывающим ту или иную потребность, положительной эмоции, которая может быть получена при удовлетворении этой потребности. Аппетит является мощным стимулом целенаправленной деятельности, он определяет избирательную направленность мотивации.

Итак, эмоции являются субъективным переживанием потребности и ее удовлетворения, средством оценки потребности и активации мотивационного поведения. Аппетит, как субъективное предвидение положительной эмоции подкрепления определяет избирательность мотивационного поведения.

Следует иметь в виду, что как трансформация метаболической потребности в мотивационное состояние, так и трансформация доминирующей мотивации в поведение осуществляются без потери информационной значимости исходной потребности.

Доминирующая мотивация существенно изменяет свойства нейронов коры головного мозга. При этом повышается их чувствительность к различным раздражителям сенсорной и биологической природы. Доминирующая мотивация значительно повышает чувствительность соответствующих периферических рецепторов. При мотивации голода возрастает чувствительность вкусовых рецепторов ротовой полости, при половых мотивациях избирательно активируются рецепторы половых органов. Все это расширяет взаимодействие субъектов, испытывающих ту или иную метаболическую потребность, с внешним миром и способствует более успешному удовлетворению исходных потребностей, что, в конечном счете, определяет формирование на основе доминирующей мотивации целенаправленного поведения.

Мотивации тесно взаимодействуют с механизмами памяти. Мотивации   обладают выраженной способностью по опережающему принципу извлекать из памяти генетический и индивидуальный опыт субъектов по удовлетворению лежащей в их основе доминирующей потребности.

В системной организации целенаправленных поведенческих актов мотивации выступают как ведущий фактор фиксации опыта в памяти,  преодоления препятствий к достижению цели.  Запоминание всегда успешно при наличии выраженной мотивации. Лучше запоминается тот предмет, который представляет для человека наиболее значимый интерес.

  Программирование доминирующей мотивацией свойств потребных результатов совершенствуется в процессах индивидуального обучения. Программирование этих свойств    составляет направляющий компонент   доминирующей мотивации. С этим, формирующимся по опережающему принципу,    компонентом  доминирующей мотивации постоянно происходит сравнение параметров реально достигнутых результатов. Этот механизм и направляет животных к полноценному удовлетворению их ведущих потребностей и позволяет им оценивать и исправлять ошибки поведенческой деятельности.

При каждом очередном возникновении соответствующей потребности доминирующее мотивационное состояние активирует элементы выработанной на основе предшествующего опыта энграммы, возбуждая их до конечного пункта, связанного с получением необходимой информации об удовлетворении соответствующей потребности, т. е. к удовлетворению доминирующей на каждый данный момент времени потребности.

Выраженная мотивация человека обусловливает целеустремленность личности, ее способность активно действовать для достижения целей в соответствии с юридическими, правовыми и моральными законодательствами общество.

Врожденные биологические мотивации также участвуют в формировании личности, определяя ее индивидуальные и общественные интересы, а также черты характера уже в раннем детстве.

По доминированию пищевых, агрессивных, оборонительных, половых и других биологических мотиваций выявляются индивидуальные характеры. Тем не менее, несмотря на большое значение биологических мотиваций, ведущее значение в формировании личности человека, его характерологических особенностей принадлежит социальным мотивациям, формирующимся под влиянием окружающей среды, в частности социальной, среды.

К патологическим мотивациям относятся такие искусственно создаваемые влечения, как наркомании, алкоголизм, курение и гемблинг.

В случае употребления этанола и наркотиков в гипоталамусе   формируются искусственные пейсмекеры, создающие определенное активное возбуждение структур мозга,  что приводит к возникновению искусственных центров удовольствия и к физической и психической зависимости от этих веществ.

Расстройства мотиваций проявляются в их усилении (булимия, гиперсексуальность, полидипсия) или значительном подавлении (анорексия, импотенция).

 В случаях избирательного расстройства какой-либо одной, преимущественно врожденной, мотивации нередко происходит формирование психопатической личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...