Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зав. ОЭиМ ВШБ ТГУ, профессор




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Национальный исследовательский

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА

ОТДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. ОЭиМ ВШБ ТГУ, профессор

_________________/Б.С.Бурыхин/

«___» __________________ 2013г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о курсовой и дипломной работе

 

 

Томск 2013

 

 

РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО методической комиссией ВШБ Томского госуниверситета

Протокол от «___» __________ 200 г. №___________

Председатель комиссии, профессор __________________ Б.С.Бурыхин

 

Рецензент:

Зав. кафедрой экономики Томского политехнического университета,

профессор Г.А.Барышева

 

В методическом положении, переработанном и дополненном, раскрывается цель и назначение курсовой и дипломной работы, дается ее структура, требования к оформлению, порядок представления и защиты.

Положение предназначено для студентов факультета экономики и финансов Высшей школы бизнеса, слушателей Центра медицинского менеджмента. Оно составлено в соответствии со стандартом СТО ТГУ 003-2006 «Система менеджмента качества ТГУ. Положение о порядке организации и оформления дипломных работ в ТГУ», введенным в действие с 01.11.2006г., требованиями Государственного стандарта Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

 

Составители: канд. экон. наук, доц. М.Е.Добрусина

канд. экон. наук, доц. И.П.Каргин

канд. экон. наук, доц. Е.В.Нехода


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1 Цель и назначение курсовой и дипломной работы    
2 Структура и содержание курсовой и дипломной работы    
3 Требования к оформлению работы    
4 Порядок представления курсовой и дипломной работы    
5 Процедура защиты дипломной работы   6 Критерии оценки дипломной работы   Приложения   Приложение 1. Оглавление   Приложение 2. Библиографическое описание научных документов   Приложение 3. Титульный лист курсовой работы   Приложение 4. Титульный лист дипломной работы   Приложение 5. Задание по подготовке дипломной работы   Приложение 6. Памятка рецензенту   Приложение 7. Греческий алфавит   Приложение 8. Отзыв научного руководителя на дипломную работу       22-31                

 

1 ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Важное место в единой системе теоретической и практической подготовки экономистов университетского уровня занимает курсовая и дипломная работа. Согласно учебному плану студенты Высшей школы бизнеса пишут две курсовые работы. Одна из них посвящена экономической теории или экономике фирмы и выполняется на втором курсе, другая - на третьем курсе по предметам, зависящим от выбранной специальности. Для студентов, обучающихся по специальности “Менеджмент организации”, учебным планом предусмотрена курсовая работа по менеджменту, для студентов, обучающихся по специальности “Финансы и кредит”, - по финансам, а для студентов специальности «Мировая экономика» – по мировой экономике.

Курсовая (дипломная) работа является самостоятельным исследованием по выбранной студентом экономической, социально-экономической проблеме. В ходе ее написания студенты должны показать умение работать с социально - экономической литературой, критически оценивать существующие точки зрения, собирать (в организации, банке, страховой, инвестиционной компании и др.) и обрабатывать фактический материал, делать профессионально грамотные выводы, составлять методические рекомендации. Кроме того, следует обратить внимание на решение аналогичных вопросов за рубежом, в странах с хорошо развитой рыночной экономикой. Необходимо также показать умение работать с документацией, отчетностью организаций, проявить личную инициативу и творческий подход в решении поставленных задач.

Выбор темы курсовой и дипломной работы определяется научной специализацией выпускающей кафедры и ее преподавателей, интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, заданием организации, в которой работает или будет работать студент.

Студент может предложить свою тему дипломной работы с обоснованием целесообразности ее разработки. Закрепление темы дипломной по письменному заявлению студента оформляется деканом факультета перед направлением студента на преддипломную практику. Изменение темы дипломной работы возможно с разрешения декана, но не позднее, чем по истечению 1/3 срока дипломирования.

Дипломная работа может являться продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах. По сути дела, это кульминационный момент всего обучения в университете. Она свидетельствует о соответствии подготовки выпускника(цы) требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Темы дипломных работ разрабатываются преподавателями выпускающих кафедр и утверждаются на Совете ВШБ тгу не позднее, чем за один месяц до начала дипломирования. Темы курсовых работ доводятся до студентов вечернего отделения в октябре, а для студентов заочного отделения в течение осенней сессии соответствующего учебного года.

Темы курсовых и дипломных работ должны соответствовать профилю специальности определяемому квалификационной характеристикой, тематике научно-исследовательских работ кафедры. Название темы курсовой и дипломной работы должно быть четким, конкретным, ориентироваться на углубленное изучение той или иной проблемы (вопроса). При этом название дипломной работы не может дублировать название курсовой. Как правило, оно - шире, носит проблемный характер, нацеливает студента на всестороннее исследование выбранной проблемы, разработку основных направлений ее решения, определение тенденций развития. Например, в качестве тем курсовых работ могут быть:

· Сущность и содержание оплаты труда специалистов в современных условиях.

· Понятие предпринимательских рисков и их страхование.

· Организация операционных подразделений в коммерческом банке.

Примеры же тем дипломных работ таковы:

* Анализ финансовой устойчивости малых предприятий и пути ее повышения.

* Организация и пути совершенствования экологического нормирования в России.

* Организация оплаты труда медицинских работников в современных условиях и пути ее совершенствования.

* Банковская система в России и тенденции ее развития.

Руководителями дипломных работ являются профессора, доценты, а также старшие преподаватели, имеющие достаточный опыт научно-педагогической работы

Темы курсовых и дипломных работ хранятся в специальных папках, а также вывешиваются на стенде.

 

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ

РАБОТЫ

Структура курсовой и дипломной работы не идентичны. Для курсовой к обязательным структурным элементам относятся: титульный лист, оглавление (содержание), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

Дипломная работа строится в соответствии с указанной ниже последовательностью:

- титульный лист;

- задание;

- реферат (аннотация);

- оглавление (содержание);

- перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов;

- введение;

- основная часть (две-четыре главы);

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Выделенные структурные элементы для дипломной работы являются обязательными. Остальные включаются в дипломную работу по согласованию с научным руководителем.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и соответственно источником информации для обработки и поиска документа. На титульном листе даются следующие сведения:

- наименование вышестоящей организации, в систему которой входит ТГУ (Федеральное агентство по образованию)

- наименование организации;

- исполнителя дипломной работы

(ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА);

- наименование факультета (Факультет экономики и финансов, Центр медицинского менеджмента);

- индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

- гриф допуска к защите (с указанием должности и ученой степени звания, зав. кафедрой (прописными буквами));

- по центру прописными буквами указывается вид документа (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА или КУРСОВАЯ РАБОТА без кавычек и скобок);

- название (тема) работы;

- фамилия, имя, отчество автора дипломной работы;

- должность, ученая степень, фамилия и инициалы научного руководителя;

- город и год выполнения работы (без дефиса и без точки).

Оформление титульного листа курсовой и дипломной работы представлено в приложении 3 и 4 соответственно.

Задание заполняется рукописным или печатным способом. Форма задания дана в приложении 5. После утверждения задания заведующим кафедрой, корректировать и изменять его не допускается без его разрешения.

Реферат (аннотация) дается в начале работы. Выбор термина реферат или аннотация определяется методической комиссией факультета и научным руководителем. По рекомендации кафедры реферат (аннотация) может быть составлен на русском или иностранном языке.

Оглавление пишется на отдельной странице в начале работы, содержание - в конце. Пример его оформления приведен в приложении 1.

Термины «Оглавление» и «Содержание» хотя и заменяют один другой, но равноценными не являются. Оглавление – это перечень заголовков глав или других равнозначных частей, который дается в начале работы, написанный одним автором по единому плану. Содержание располагается в конце опубликованной работы для обеспечения перечня статей, написанных по единой тематике, но разными авторами.

Заголовки оглавления должны точно соответствовать заголовкам в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке нельзя.

Перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов содержит перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов, применяемых в работе, и дается в порядке приведения их в тексте с необходимой расшифровкой и пояснениями в виде списка на отдельном листе. Если обозначения, символы, сокращения повторяются в работе менее трех раз, то перечень не составляют, а приводят расшифровку в тексте при первом их упоминании.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методология и методика исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

Основная часть работы включает в себя теоретическую и практическую части.

В теоретической части раскрывается проблема в историческом аспекте, анализируются существующие в социально - экономической литературе точки зрения, дается их классификация, рассматривается опыт зарубежных стран, оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в ее исследовании.

В практической части анализируется состояние проблемы на предприятиях (в организациях) города Томска, других регионов страны, вносятся предложения по ее решению, разрабатывается методика, проводится анализ, делаются необходимые расчеты и попытка выхода на практические рекомендации.

Заключение содержит выводы по теоретической и практической части работы. Они должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания глав, согласовываться с целью исследования сформулированной во введении.

Список использованной литературы содержит сведения об источниках, использованных при выполнении работы. Его необходимо оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003. Полный текст на сайте http: // www. bookchamber.ru / gost.htm

Приложения, если они необходимы ввиду большого объема материала, содержат фактические данные, собранные и обработанные автором, расчеты по отдельным вопросам, иллюстрации вспомогательного характера.

 

 

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

 

При написании работы первым и основным требованием, которому должны следовать студенты, является соответствие содержания каждой главы, каждого параграфа его названию. При этом мыслям должно быть просторно, а словам тесно. Более того, недопустимо искажение точки зрения того или иного автора, а сделанная ссылка нуждается в тщательной проверке. Следует четко разграничивать собственные идеи и заимствованные (с указанием их первого автора). Раскрывая содержание того или иного вопроса, необходимо избегать наукообразности, увлечения иностранными словами, если есть эквивалент в русском языке.

Работа над курсовой (дипломной) начинается с изучения литературы в библиографическом отделе и отделе каталогов Научной библиотеки государственного университета. При этом возможно как ксерокопирование (конспектирование) работы в целом, так и ксерокопирование (выписывание) отдельных положений из нее. Все это является основой для составления плана работы, который должен быть согласован с преподавателем-руководителем. В дальнейшем план перерабатывается в оглавление (Приложение 1). В составлении плана, работе с литературой и, в конечном итоге, в качественном написании курсовой (дипломной) работы важную роль играют консультации научного руководителя.

Дипломная (курсовая) работа оформляется на листах белой бумаги формата А4 (размер 210х297 мм по ГОСТ 9327) путем набора на компьютере Текст дается в редакторе Microsoft Word версии не ниже Windows 95. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Допускается с согласия научного руководителя шрифт 12;

Формулы, условные обозначения, отдельные слова должны вписываться от руки черной тушью или пастой чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304 высотой не менее 2,5 мм и не более 7,00 мм.

Текст курсовой, дипломной работы следует писать (печатать), соблюдая следующие размеры полей:

· левое не менее 30 мм;

· правое не менее 10 мм;

· верхнее не менее 20 мм;

· нижнее не менее 20 мм.

Абзацы в тексте начинаются с красной строки с отступлением на 4-5 знаков или 1 см.

Качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. После внесения исправлений, если они неизбежны, текст дипломной работы должен удовлетворять требованиям микрофильмирования, установленным ГОСТ 13.1.002.

Сокращения русских слов и словосочетаний следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.12., иностранных – по ГОСТ 7.11.

Объем курсовой работы должен составлять 30-50 страниц, дипломной – 80-100 страниц печатного текста.

Все страницы в работе нумеруются по порядку от титульного листа, который считается первой страницей, но цифра «1» на нем не ставится. Сквозная нумерация страниц ведется арабскими цифрами в центре нижней части страницы без точки. Введение и заключение не нумеруются.

Каждая глава, аннотация, введение, заключение, список использованной литературы начинаются с новой страницы, а параграфы продолжаются на начатой. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно двум межстрочным интервалам (3-4 мм).

Номер соответствующей главы или параграфа ставится в начале заголовка без точки. Заголовки печатают (пишут) с прописной буквы (Приложение 7). В конце заголовка точка не ставится. Подчеркивать заголовки, а также переносить в них слова не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

Внутри главы, параграфа могут быть перечисления, которые печатаются (записываются) после двоеточия с абзаца строчными буквами со скобкой. Перед двоеточием должно стоять обобщающее слово. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте работы на одно из перечислений, строчную букву (за исключением е, з, о, х, ь, й, ы ъ), после которой ставится скобка.

Пример:

а) ______________

б) ______________

1) _____

2) _____

в) ______________

В конце каждого перечисления ставят точку с запятой.

Следует различать дефис и тире. Дефис (короткая черточка) отделяет части сложных слов. Например, как-нибудь, все-таки. Он никогда не выделяется пробелами. Тире - это знак препинания, всегда отделяется пробелами, но не переносится. Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (150 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км). Он делается после знака N и вообще после любого знака препинания. Однако пробел не ставиться после открывающей и перед закрывающей скобками, перед знаками процента, градусов и показателей степени. Пробелами не отделяется красная строка.

Приводимый в работе цифровой и аналитический материал целесообразно оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который начинают с прописной буквы. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например:

Таблица 1 – Расчет ожидаемый прибыли на предприятии

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Если в тексте работы одна таблица, то ее обозначают Таблица 1.

При переносе части таблицы название помещают над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. При переносе части таблицы на другую страницу заголовок не повторяют, а пишут слово «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» и проставляют номер таблицы, например «Продолжение таблицы 1.2».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной, если имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается размер шрифта в таблице применять меньшим, чем в тексте, однако не разрешается разделять заголовки и подзаголовки граф диагональными линиями.

Оформление таблицы в работе должно соответствовать ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105.

Располагать таблицы следует непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице так, чтобы их можно было читать без поворота работы или же, если это невозможно, с поворотом по часовой стрелке.

Таблицы за исключением таблиц приложений нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе или по главам. Ниже дан пример оформления таблицы в курсовой (дипломной) работе.

 

Таблица 1.2 – Динамика основных средств в организации за 2005 – 2007 гг.

 

Показатели Годы
     
  1. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. В том числе: активная часть 2. Удельный вес активной части основных средств, %     7018,1     5124,9     73,0     6940,8     5001,0     72,1     7323,2     4409,1     60,2

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой номера приложения.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом "Рисунок" и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер рисунка должен состоять из номера главы и его порядкового номера, разделенных точкой. Например: Рисунок 2.5 (пятый рисунок второй главы). Далее идет название рисунка. Но нумерация рисунков может быть и сквозной по всей работе.

Номер рисунка располагается внизу, слева, рядом с его названием и отделяется тире. Ниже приведен пример оформления рисунка.

 

Деградация морали       Уменьшение доверия. Увеличение рисков   Уменьшение вкладов. Рост платы за кредит   Уменьшение инвестиций   Снижение эффективности производства
                 
                Снижение доходов и уровня жизни

Рисунок 2.5 - Схема влияния морали на эффективность производства[1]

Иллюстрации могут быть представлены в компьютерном исполнении, в том числе и цветными.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Формулы и уравнения в работе разрешается выполнять рукописным способом черными чернилами (пастой). При этом их следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено, причем математический знак в начале следующей сроки повторяют.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа, числового коэффициента пишется с новой строки, а первая строка объяснения начинается со слова «где» без двоеточия. После формулы необходимо ставить запятую.

Произвольное сокращение слов в тексте работы не допускается. Исключения составляют сокращения, общепринятые в русском языке, установленные в ГОСТ 7.12, а также сокращения слов на иностранных языках, установленные в ГОСТ 7.11.

В тексте разрешается использовать аббревиатуры, однако только после разъяснения их значений. Такое пояснение достаточно дать один раз, при первом его употреблении, причем сначала записывается полная расшифровка понятия, а затем в круглых скобках дается аббревиатура. Например, фонд социального страхования (ФСС). Аббревиатуры целесообразно вводить в тех случаях, когда они используются многократно.

Аббревиатуры, установленные в национальных стандартах Российской Федерации, можно не расшифровывать, писать прописными буквами без точек. Например, РФ, ТГУ, ЭВМ и т.д.

При цитировании первоисточников, позиций ученых делаются ссылки (сноски). Их необходимо делать и в случае использования цифрового материала, таблиц, заимствованных у других авторов или составленных на основе данных статсборников. Ссылки бывают постраничные, по каждой главе или в целом по всей работе (по желанию автора). Ссылки нумеруются арабскими цифрами без точки. Полную ссылку, содержащую совокупность библиографических сведений о документе, предназначенную для общей характеристики, идентификации и поиске документа составляют по ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.82, ГОСТ 7.80.

При повторе ссылок на один и тот же объект различают библиографические ссылки:

- первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе;

- повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

Повторные ссылки могут быть внутритекстовыми, подстрочными и затекстовыми.

Предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, допускается заменять точкой.

Примечания в работе используются, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста таблиц, графического материала и их помещают непосредственно после материала, к которому они относятся. Примечание к таблице дают в конце таблицы под линией, обозначающей ее окончание. Слово «Примечание» пишут с первой прописной буквы с абзаца и не подчеркивают.

В работе могут быть приложения. Они носят вспомогательный характер и оформляются как продолжение работы на последующих ее страницах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение». Если в работе более одного приложения, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №). Например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Приложение должно иметь заголовок, отражающий его содержание. Если приложение занимает несколько страниц, то каждая страница начинается со слов: «Продолжение приложения» без повторения его заголовка.

Важной частью курсовой, дипломной работы является список использованных источников и литературы. Он помещается после заключения и характеризует глубину и широту изучения проблемы, демонстрирует эрудицию и культуру исследователя.

Возможно три варианта заглавия списка:

1. Литература.

2. Список использованной литературы.

3. Список использованных источников и литературы.

Если в список включаются все документы, изученные автором по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, то список называют одним словом - литература. Если включается только то, что анализировалось и использовалось в тексте, то выбирается второй вариант – список использованной литературы. Если же кроме литературы применялись еще и источники, то используется третий вариант – список использованных источников и литературы.

Возможно 4 варианта расположения литературы в списке: систематическое, алфавитное, хронологическое и в порядке первого упоминания в тексте. Оно выбирается автором и зависит от характера, вида и целевого назначения работы.

При систематическом расположении списка использованной литературы на первое место выносятся официальные документы:

* Конституция Российской Федерации;

* Федеральные законы;

* указы Президента;

* Кодексы;

* Постановления, распоряжения и приказы других органов государственной и местной власти (ЦИКа, Совнаркома, Совета министров, Государственной думы, мэрии).

Далее указываются (если этого требует рассматриваемая проблема) программы и уставы политических партий, материалы съездов, конференций и пленумов, а также постановления Центральных органов.

На втором месте в списке указываются статистические сборники, материалы областных статистических органов, материалы центральных и местных архивных учреждений.

На третьем месте ставятся научные документы: монографии, сборники статей, учебные пособия, авторефераты диссертаций, статьи из журналов и сборников, депонированные рукописи по алфавиту на русском. В конце списка приводятся описания источников на иностранных языках, расположенные по латинскому алфавиту.

Труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, речи и выступления руководителей нашего государства и правительства даются в общем алфавите работ. Алфавитное расположение литературы является одним из самых распространенных. При этом способе библиография составляется по алфавиту фамилий авторов или первого слова заглавий книг, статей, если автор не указан. Работы одного и того же автора следует писать в хронологическом порядке.

Хронологическое расположение материала используется, как правило, в исследованиях историографического плана. При этом в пределах каждого года записи делаются в алфавитном порядке.

Всем необходимо знать, что использование и приведение в списке литературы неопубликованных работ допускается только с письменного разрешения автора работы, заверенного руководителем его организации.

Свои особенности имеет составление библиографических ссылок на электронные ресурсы. Объектами составления библиографической ссылки являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Для электронных ресурсов удаленного доступа делают примечание о режиме доступа, в котором допускаются вместо слов «Режим доступа» или их эквивалента на другом языке, использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Lo-cator – унифицированный указатель ресурса).

Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т.п.) и его электронный адрес дают в формате унифицированного указателя ресурса. Далее приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год.

Пример: Инвестиции останутся сырьевыми // PRO UNO-SIS.RU: ежедн. интернет-изд. 2006.25 янв. URL:http://: www.prognosis.ru/print.html?id=6464 (дата обращения: 19.03.2007).

Каждая работа, включенная в список использованной литературы, должна быть представлена в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р7.0.5 - 2008. В приложении 2 даны примеры библиографического описания научных документов.

 

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КУРСОВОЙ И

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа сдается руководителю не позже чем за 5 дней до установленного срока защиты. Руководитель проверяет курсовую работу и назначает день и час защиты, которая проводится в торжественной обстановке в присутствии студентов, защищающихся в этот день, преподавателей, свободных от занятий. Студент делает краткий доклад (5-6 мин), отвечает на заданные вопросы. При оценке курсовой работы во внимание берется не только качество ее написания и оформления, но и содержание доклада, ответы на вопросы.

Защита курсовых работ студентами вечернего отделения должна быть проведена до начала летней экзаменационной сессии, а студентами заочного отделения – не позднее последнего дня третьей сессии соответствующего курса. После этого срока незащищенные курсовые работы считаются академической задолженностью, ликвидация которой попадает под действие Положения о дополнительных платных образовательных услугах.

Порядок взаимодействия студентов с преподавателями при защите курсовых работ и оформление ее результатов следующий:

1. Преподаватель допускает студента к защите при наличии экзаменационного листа.

2. При положительных результатах защиты преподаватель ставит оценку в зачетной книжке, заполняет экзаменационный лист и оставляет курсовую работу у себя.

3. Преподаватель заполняет экзаменационную ведомость, внося в нее оценку курсовой работы и номер зачетной книжки студента, сдает работу в деканат (326 ауд. главного корпуса) для оплаты.

4. После окончания установленного срока защиты курсовых работ экзаменационная ведомость закрывается и передается методисту факультета. В этом случае для допуска к защите студент обязан получить у методиста факультета экзаменационный лист.

Процедура защиты курсовой работы на кафедре может быть заменена выступлением студента на научной студенческой конференции.

Защищенная курсовая работа хранится в деканате в течение двух лет.

Оформление титульного листа курсовой работы дано в приложении 3.

Защита дипломной работы проходит на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). При этом работа должна быть сдана в деканат факультета экономики и финансов (ФЭиФ) Высшей школы бизнеса не позднее чем за два дня до защиты.

Состав Гак утверждается ректором университета.

Для допуска к защите студенту необходимо иметь следующие документы:

* защищенный отчет по преддипломной практике с положительной аттестацией, зафиксированной руководителем практики в экзаменационной ведомости;

* завершенную дипломную работу, подписанную деканом факультета, научным руководителем и самим автором;

* письменную внешнюю рецензию, заверенную печатью предприятия, организации, в которой работает рецензент. Требования к рецензии даны в приложении 6;

* письменный отзыв научного руководителя (Приложение 8).

Оформление титульного листа дипломной работы дано в приложении 4.

Для защиты дипломной работы следует в первой половине мая записаться в деканате ФЭиФ ВШБ на конкретный день, выделенный факультету графиком работы ГАК. Персональная запись студента в графике работы ГАК является рабочим документом. Она должна производиться с учетом реальных сроков завершения дипломной работы по согласованию с научным руководителем. Перезапись на другой день защиты, как правило, не допускается за исключением документально подтвержденных уважительных причин. При определении дня защиты необходимо иметь ввиду, что возможность защиты в последние дни работы ГАК (третья декада июня) ограничена. Оптимальным сроком защиты является период с третьей декады мая до начала третьей декады июня. При невыполнении этого условия защита дипломной работы может быть перенесена на следующий учебный год.

ГАК по итогам защиты делает представление и выдвижение дипломных работ на смотр, конкурс или для печати.

 

5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Защита дипломной работы предполагает соблюдение следующих требований:

1. заблаговременной подготовки текста выступления;

2. логической последовательности в изложении материала;

3. хорошего владения материалом выступления и дипломной работы в целом;

4. уверенного, эмоционального выступления (свободной речи);

5. использования раздаточного материала (визуальной поддержки результатов работы);

6. соблюдения регламента;

7. умения кратко и по существу отвечать на вопросы.

Защита начинается с приветствия. Обычно оно выражается словами: «Уважаемый Председатель Государственной аттестационной комиссии, члены Комиссии и все присутствующие! Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему...».

Доклад условно можно разделить на три части: вступление, основная (главная) часть и заключение. Правильное распределение времени на каждую из них является важным фактором успешной защиты, позволяет уложиться в регламент.

Во вступительной части доклада необходимо четко обозначить объект исследования и предмет защиты, цель и задачи исследования.

Главная часть доклада начинается с изложения теоретической, концептуальной основы работы. Она, как правило, включает обзор существующих теоретических подходов к решению обозначенной проблемы, анализ эволюции взглядов отечественных и зарубежных авторов, опыта ведущих компаний мира, в том числе и российских.

Второй этап главной части выступления предполагает рассмотрение методических подходов к решению проблем, поставленных в дипломной работе.

Важное место в докладе должно занимать изложение практических рекомендаций для конкретной организации, предприятия, фирмы. Если полученные результаты исследования были доложены руководству организации раньше, если идет их апробация, то это необходимо отметить в выступлении, а в раздаточный материал включить акт внедрения.

Доклад (выступление) заканчивается выражением благодарности членам ГАКа за внимание. Могут быть высказаны также слова личной благодарности научному руководителю, кафедре, факультету. После окончания доклада зачитывается рецензия на дипломную работу. По решению председателя ГАК может быть зачитан отзыв научного руководителя.

Важную роль при защите дипломной работы играет визуализация информации. Она позволяет:

· структурировать материал доклада;

· рационально распределить время выступления;

· наглядно видеть проведенный анализ, полученные результаты и, что особенно важно, их понимание дипломником;

· вовлечь в обсуждение материала членов ГАКа, всех присутствующих.

В то же время наглядный материал требует обязательных ссылок на него в ходе выступления.

Чаще всего используются следующие средства визуализации: плакаты, слайды и индивидуальный раздаточный материал для каждого члена ГАК. Но наиболее действенным в современных условиях является презентация дипломной работы в подготовленной для этого аудитории.

При использовании различных средств визуальной поддержки необходимо:

· продумать, какие средства Вы будете испо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...