Современные проблемы института двойного гражданства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
А.В. Белов[18] в своей работе указывает на то, что на сегодняшний день по мнению ряда ученых-международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан. По мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения – это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства».[19] А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д.»[20] Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств. Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.
Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, пишет швейцарский ученый Р. Шерер, «рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами».[21] Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, – пишет Ю.Р. Боярс, – как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления».[22] А.В. Белов указывает на ту характерную особенность, что до сих пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, а именно – оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Так, даже в Европейской конвенции о гражданстве (ст. 21 «Выполнение воинской обязанности»)[23], которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойным гражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств – участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов не применяются в отношении другого государства-участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, – по крайней мере в отношении одного из государств своего гражданства, – проигнорировав мобилизационный акт.
Исходя из этого, можно предположить, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может в полной мере быть лояльным к обоим государствам своего гражданства и потому в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем-стать преступником в государстве своего второго рождения. Лояльность по отношению к двум государствам может не только создавать определенные трудности бипатриду, но и являться потенциальным источником угрозы безопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, – считает Р. Шерер, – как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают».[24] С другой стороны, как отмечает А.И. Сенкевич, за последнее десятилетие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве».[25] Некоторые страны считают, что «ослабление» лояльности в результате двойного гражданства нельзя считать реальной проблемой, поскольку ни одно из государств не может требовать полной, исключительной лояльности от своих граждан, и что индивид может иметь подлинную связь с несколькими государствами. В Конституции Испании (п. 3 ст. 11) сказано, что «государство имеет право заключать соглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки или с теми странами, с которыми Испания имела или имеет хорошие отношения. В этих странах, даже в случаях, когда по существующему законоположению на их граждан не распространяется право взаимности, испанские граждане могут приобрести гражданство по натурализации, не утрачивая своего гражданства по происхождению».[26]
Кроме того, двойное гражданство, по мнению А.И. Сенкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы продвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или рэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке».[27] Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной политики, за некоторыми исключениями[28], придерживается и Россия. Так, по словам О.Е. Кутафина, «проблема российских соотечественников в государствах – республиках бывшего СССР постоянно находится в поле зрения Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации… Возникшие коллизии в сфере сложившихся правовых систем России и государств ближнего зарубежья могут быть преодолены путем расширения и укрепления международно – правовой базы: заключения договоров и соглашений в рамках СНГ, двусторонних и многосторонних договоренностей об урегулировании вопросов двойного гражданства…» [29] Отдельные государства используют двойное гражданство не столько в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими за границу, сколько для усиления своего влияния в дружественных государствах. При этом государство может извлечь пользу из деятельности и опыта своих сохранивших гражданство соотечественников, «которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего происхождения».[30]
Некоторые страны, такие как Швейцария, Греция, Хорватия, Словения и Россия, допускают двойное гражданство, а следовательно, и двойную лояльность, но только в отношении своих граждан, постоянно проживающих за границей. Гражданам, имеющим постоянное местожительство на территории этих государств, иметь двойное гражданство запрещается.[31] Таким образом, в завершение можно заключить, что государства по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны. При определении курса внутренней и внешней политики государства в вопросах гражданства нельзя руководствоваться положительным или отрицательным влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны двойного гражданства рассматривать в совокупности. И когда их общее позитивное влияние значительно перевесит, для этого государства закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным. Однако при введении данного правового института необходимо путем заключения соответствующих международных договоров скорректировать или вовсе нейтрализовать негативные стороны гражданства. Заключение
В заключение проведенного исследования по рассматриваемому вопросу, возвращаясь к поставленным в работе цели и задачам, можно выделить следующее: 1. Гражданство – это правовая принадлежность лица к данному государству. Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. 2. Статья 3 Закона «О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства: «Двойное гражданство-наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного гражданства».
Однако, в правовой практике, по прежнему остается неясным конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (неграждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица безгражданства, находящегося на территории РФ. По мнению ряда исследователей, постоянно проживающих в РФ иностранцев нельзя относить к категории «иностранцев», т. к. их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна. При рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно – правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ определяется внутренним законодательством РФ, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными актами международного права. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства – двойное гражданство (ст. 62 Конституции). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Ст. 6 п. 1 ФЗ «о гражданстве РФ» поясняет, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ. 3. На сегодняшний день лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан. Считается, что если физическое лицо обладает статусом бипатрида, то оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств. И поэтому вполне возможно, что государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить. До сих пор остаются неотрегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Список использованной литературы
1. Бюллетень международных договоров. Январь 2000. №1 2. Европейская Конвенция о гражданстве ETS №166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г. 3. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) 4. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004 г. принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) 5. ФЗ РФ от31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004 г. «О гражданстве РФ» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) 6. ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 7. Постановление ВС РФ от 22.11.1991 г. №1920–1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». 8. Указ Президента РФ от 9 авг. 1994 г. №1668 «О Федеральной миграционной программе» (СЗ РФ 29 авг. 1994 г. №18 Ст. 2065) 9. Законодательные акты о гражданстве/ Сост. П.Г. Громушкин.М., 1993. 10. Постановление Гос. Думы ФС РФ от 24.02.1995 г. №555–1 ГД «о гуманном отношении к нуждам населения в Абхазии». // Российская газета. 22 марта. 1995 г. 11. Постановление ГД РФ от 14 октября 2003 г. №4441-Ш ГД «О заявлении ГД ФС РФ» В связи с грубыми нарушениями в Латвийской Республике прав человека и прав национальных меньшинств». // СЗ РФ.2003. №43 СТ. 4148 12. Постановление Правительства РФ от 4 января 2001 г. №4 " о порядке въезда в РФ, пребывания на ее территории и выезда из РФ лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике. // СЗ РФ.2001. №2 Ст. 190 13. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001 14. Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право. – М.: Норма, 2004. 15. Белов А.В, Двойное гражданство и проблема лояльности. // «Правоведение», №2–2002 г. 16. Доклад О.Е. Кутафина // Дипломатический вестник. №3.1998. 17. Кириллова Т.Н. Общее положение гражданской правосубъектности иностранцев в СССР./ Правоведение, 1966 №1 18. Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка? // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. 19. Кобец П.Н. «Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ на современном этапе развития общества». // Конституционное и муниципальное право. №3–2004 г. 20. Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия «неграждане». // Конституционное и муниципальное право. №1–2005 г. 21. Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. М., 2000 22. Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. // Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 1994. [1] Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.- С. 51 [2] Белов А.В, Двойное гражданство и проблема лояльности.// "Правоведение", №2-2002 г. [3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 276 [4] ФЗ от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004) " О гражданстве РФ" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) [5] Сб. " Действующее международное право" Т.1 [6] Бюллетень международных договоров. Январь 2000. №1 [7] Указ Президента РФ от 9 августа 1994г. №1668 " О Федеральной миграционной программе". СЗ РФ 29 авг. 1994г. №18 Ст. 2065
[8] Богуславский М.М., Гридин С.С. Статус иностранцев в России С. 24 [9] ФЗ РФ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". [10] Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия "неграждане".// Конституционное и муниципальное право.№1-2005г. С. 28 [11] Текст Конвенции официально опубликован не был. [12] Текст Конвенции размещен на официальном сервере ООН (www. un. org.) [13] СЗ РФ. 2001. №2 Ст. 190 [14] Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия " неграждане". // Конституционное и муниципальное право.№1-2005г. [15] Конституция РФ (с изм. от 25.03.2004г. принята всенародным голосованием 12.12.93г.) [16] Постановление ВС РФ от 22.11.1991г. №1920-1 " о Декларации прав и свобод человека и гражданина" [17] ФЗ РФ от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004) [18] А.В. Белов " Двойное гражданство и проблема лояльности".// Правоведение.№2-2002г. С.157-161 [19] Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка?// Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. С.119 [20] Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. М., 2000.С. 5 [21] Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства// Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 1994. С. 47 [22] Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С.27 [23] Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997г.// ETS №166 [24] Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47 [25] Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.5 [26] Законодательные акты о гражданстве. /Сост. П.Г. Громушкин. М., 1993. Т.1 С.196 [27] Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.6 [28] Исключения составляют государства, с которыми у России действуют договоры о предотвращении двойного гражданства. [29] Доклад О.Е. Кутафина// Дипломатический вестник. №3 1998. С.45 [30] Шерер Р.Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47 [31] ст.5,14 Кодекса о греческом гражданстве, вступившего в силу 1 сентября 1955.г// Законодательные акты о гражданстве./ Сост. П.Г. Громушкин. С.165-168
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|