Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Логика развития лагерной смены.

Смена в лагере развивается (а если нет, то желательно, чтобы она это делала) в соответствии со своей, годами отработанной логикой.

Как правило, длительность смены составляет 21 день. Но несмотря на то, сколько в смене дней, всегда можно выделить (достаточно условно) несколько периодов в развитии смены: предорганизационный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Первые два и последние два зачастую сливаются и приходятся на одно время, но те обязанности, которые возлагаются на вожатого, никуда не исчезают…J

 

Схематично смену можно представить следующим образом:

 

Пред-    Организа-                      Основной                            Заключитель- Пост-

организа- ционный                                                                                   ный           лагерный

ционный

l_________l_________l___________________1___________________l___________l______l

Экватор

(середина смены)

 

ПЕРИОДЫ

 

Для характеристики периодов и того, что вам нужно сделать, предлагаем следующую таблицу:

Название периода Сроки (дни смены) Характеристика периода Функции вожатого
Пред- органи-заци- онный 1-2 до начала смены В этот период в лагерь заезжают вожатые и готовятся к приему детей. Главная ваша задача – максимально настроится на работу, быть в хорошем настроении и беречь свое здоровье…оно вам еще пригодится! · Знакомство с вожатским составом и персоналом лагеря. · Знакомство с территорией лагеря. · Знакомство с напарником, обсуждение плана совместной работы (не забудьте установить ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ контакт, т.к. атмосфера дружбы и взаимопонимания между вами вашему отряду не повредит!) · Подготовка помещений для встречи детей (проверить исправность розеток, стекол, кранов, замков и мебели, наличие постельного белья). О неисправностях сообщить сразу куда надо. · Получение необходимых канцтоваров. · Подготовка вожатского концерта. · А так же можете приготовить ребятам сюрпризы (открыточки под подушку, конфеты, плакат – на что фантазии хватит)J
Организа- ционный 1-3 Очень суетливый и бурный период, как для вас, так и для детей. Ребята приезжают в новое место, начинают привыкать к новым правилам и условиям. Главная для вас задача – помочь детям, как можно скорее привыкнуть к лагерю. Возможно, вам будет очень трудно в эти дни, но не сдавайтесь, будьте жизнерадостны, красивы, внимательны и отзывчивы, но не забывайте о разумной строгости. Улыбайтесь, создайте эффект хорошего настроения. Чтобы ничего не упустить из виду, можете составить почасовой отрядный план, согласованный с планом лагеря. И возьмите на заметку старую вожатскую поговорку: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена!» J · Расселение детей (по количеству; проверка скоропортящихся продуктов – съесть или изъять; сумки – прибрать; вопрос с обувью). · Знакомство детей друг с другом и с лагерем. · Проведение инструктажа с детьми о правилах поведения в лагере, о его режиме и технике безопасности (не забудьте собрать подписи). · Проведение медосмотра (получить график прохождения процедур, обратить внимание на детей со специфическими заболеваниями). · Соблюдение щадящего режима физических и эмоциональных нагрузок (постепенное привыкание к солнцу, воде, воздуху; одинаково «напрягать» и «расслаблять» детей). · Составление списка ребят (ИФО, дата рождения, номер комнаты, номер путевки, сведения о родителях, адрес/телефон, умения, хобби и т.п.). · Сдача ценных вещей и денег в камеру хранения (деньги выдавать под роспись, фиксировать дату и сумму).  
Основной 4-16 В основной период вашими силами формируется временный детский коллектив, определяется психологический климат в отряде. Основной период должен быть насыщен событиями. Главная задача вожатого – обеспечить занятость детей. Занятый ребенок – управляемый и контролируемый, в то время как упущенный ребенок – чересчур самостоятелен и своеволен. Прекрасно, если занятия, предложенные вами ребятам, будут полезны для них, носить развивающий, воспитательный характер. Существуют так называемые «3 кита» лагерной смены: спорт, творчество, интеллект. Вы можете варьировать события лагерной жизни настолько, насколько хватит фантазии, но стремитесь затронуть все стороны развития ребенка. · Выделить в отряде лидеров, аутсайдеров, группы предпочтений, детей группы риска. · Выделить личностные качества и особенности каждого ребенка. · Составить совместно с детьми план отрядных мероприятий. · Проводить КТД!!! · Составить карту посещения детьми кружков. · Ознакомить детей с правилами поведения на воде, в походе, на экскурсии. · Поддерживать положительный эмоциональный настрой в отряде, следить за отсутствием тяжелых конфликтов. · Сохранять бдительность в отношении здоровья ребят, их настроения и психологического состояния, дисциплины. · Быть внимательным, дисциплинированным, ответственным, доброжелательным, активным. · Следить за состоянием напарника, обсуждать с ним ведущуюся работу. Дружить с ним! · Уметь работать в команде вожатых.
Заклю- чительный 17-21 Это период особой бдительности. У ребят отмечаются «перебои» в настроении, что связано одновременно с нежеланием уезжать и желанием вернуться домой. Главной ценностью ребят становится неформальное общение, причем не только с ребятами своего отряда, но и других. Поэтому понижается их формальная активность или нарушается (правила внутреннего распорядка, режимные моменты и даже криминал). Вот почему вожатому следует быть собранным, уверенным и внешне спокойным. Ну, а самый конец, как известно, должен быть красивым!.. · Организовать теплые и трогательные отношения ребят в отряде и их направленность на лагерь. · Ограничить свободное время; взять управление отрядом полностью на себя (торжественно поблагодарив, конечно же, существовавшую до этого момента структуру самоуправления); не выпускать из поля зрения ни одного ребенка. · Подвести итоги смены в отряде, проанализировать впечатления от смены, от лагеря и его работников, от отряда, от вожатых. · Проверить прохождение заключительного медицинского осмотра. · Проконтролировать сбор детей (операция «Чемодан»). · Сдать реквизит (мячи и скакалки – физруку, книги – библиотекарю, белье – кастелянше, метлы и тазики – завхозу). · Принять комнаты у детей, сдать проверяющему. · Предусмотреть обмен телефонами и другими средствами связи между детьми. · Обеспечить безболезненное расставание с лагерем.
Пост- лагерный 1 после окончания смены Это время, когда вы похожи на осиротевшую наседку…Когда ваши дети разъехались, а у вас еще ряд нерешенных бюрократических моментов…(может, конечно, получиться и так, что никто никуда не уехал и вы в жуткой суматохе занимаетесь этими деламиJ). Хотя к одному из них нужно подойти особо ответственно – сделать анализ своей лично работы (плюсы, минусы, пробелы, достижения). Не забудьте оценить свою «уживаемость» в коллективе и с напарником. Если отметили какие-то недочеты в работе, подумайте, как их можно исправить. · Пройти служебные инстанции и подписать обходной лист. · Уладить дела с документами (паспорт, мед.кн., трудов.кн., билет и др.) · Получить свою грандиозную, но заслуженную зарплату. · Внести вклад в создание теплой атмосферы расставания в рамках вожатского отряда. · И не забудьте сделать АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!

 

 

С изменением внешних условий меняется и внутренний настрой детей. Очень важно построить смену таким образом, чтобы логично ввести детей в состояние активной, насыщенной жизни, поддерживать их в данном состоянии без ущерба здоровью и «безболезненно» вывести. Исходя из этого, динамика смены должна строится следующим образом:

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...