Смена в лагере развивается (а если нет, то желательно, чтобы она это делала) в соответствии со своей, годами отработанной логикой.
Как правило, длительность смены составляет 21 день. Но несмотря на то, сколько в смене дней, всегда можно выделить (достаточно условно) несколько периодов в развитии смены: предорганизационный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Первые два и последние два зачастую сливаются и приходятся на одно время, но те обязанности, которые возлагаются на вожатого, никуда не исчезают…J
Схематично смену можно представить следующим образом:
Для характеристики периодов и того, что вам нужно сделать, предлагаем следующую таблицу:
Название
периода
Сроки
(дни смены)
Характеристика периода
Функции вожатого
Пред-
органи-заци-
онный
1-2 до начала смены
В этот период в лагерь заезжают вожатые и готовятся к приему детей.
Главная ваша задача – максимально настроится на работу, быть в хорошем настроении и беречь свое здоровье…оно вам еще пригодится!
· Знакомство с вожатским составом и персоналом лагеря.
· Знакомство с территорией лагеря.
· Знакомство с напарником, обсуждение плана совместной работы (не забудьте установить ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ контакт, т.к. атмосфера дружбы и взаимопонимания между вами вашему отряду не повредит!)
· Подготовка помещений для встречи детей (проверить исправность розеток, стекол, кранов, замков и мебели, наличие постельного белья). О неисправностях сообщить сразу куда надо.
· Получение необходимых канцтоваров.
· Подготовка вожатского концерта.
· А так же можете приготовить ребятам сюрпризы (открыточки под подушку, конфеты, плакат – на что фантазии хватит)J
Организа-
ционный
1-3
Очень суетливый и бурный период, как для вас, так и для детей. Ребята приезжают в новое место, начинают привыкать к новым правилам и условиям. Главная для вас задача – помочь детям, как можно скорее привыкнуть к лагерю.
Возможно, вам будет очень трудно в эти дни, но не сдавайтесь, будьте жизнерадостны, красивы, внимательны и отзывчивы, но не забывайте о разумной строгости. Улыбайтесь, создайте эффект хорошего настроения. Чтобы ничего не упустить из виду, можете составить почасовой отрядный план, согласованный с планом лагеря. И возьмите на заметку старую вожатскую поговорку: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена!» J
· Расселение детей (по количеству; проверка скоропортящихся продуктов – съесть или изъять; сумки – прибрать; вопрос с обувью).
· Знакомство детей друг с другом и с лагерем.
· Проведение инструктажа с детьми о правилах поведения в лагере, о его режиме и технике безопасности (не забудьте собрать подписи).
· Проведение медосмотра (получить график прохождения процедур, обратить внимание на детей со специфическими заболеваниями).
· Соблюдение щадящего режима физических и эмоциональных нагрузок (постепенное привыкание к солнцу, воде, воздуху; одинаково «напрягать» и «расслаблять» детей).
· Составление списка ребят (ИФО, дата рождения, номер комнаты, номер путевки, сведения о родителях, адрес/телефон, умения, хобби и т.п.).
· Сдача ценных вещей и денег в камеру хранения (деньги выдавать под роспись, фиксировать дату и сумму).
Основной
4-16
В основной период вашими силами формируется временный детский коллектив, определяется психологический климат в отряде. Основной период должен быть насыщен событиями. Главная задача вожатого – обеспечить занятость детей. Занятый ребенок – управляемый и контролируемый, в то время как упущенный ребенок – чересчур самостоятелен и своеволен. Прекрасно, если занятия,
предложенные вами ребятам, будут полезны для них, носить развивающий, воспитательный характер. Существуют так называемые «3 кита» лагерной смены: спорт, творчество, интеллект. Вы можете варьировать события лагерной жизни настолько, насколько хватит фантазии, но стремитесь затронуть все стороны развития ребенка.
· Выделить в отряде лидеров, аутсайдеров, группы предпочтений, детей группы риска.
· Выделить личностные качества и особенности каждого ребенка.
· Составить совместно с детьми план отрядных мероприятий.
· Проводить КТД!!!
· Составить карту посещения детьми кружков.
· Ознакомить детей с правилами поведения на воде, в походе, на экскурсии.
· Поддерживать положительный эмоциональный настрой в отряде, следить за отсутствием тяжелых конфликтов.
· Сохранять бдительность в отношении здоровья ребят, их настроения и психологического состояния, дисциплины.
· Быть внимательным, дисциплинированным, ответственным, доброжелательным, активным.
· Следить за состоянием напарника, обсуждать с ним ведущуюся работу. Дружить с ним!
· Уметь работать в команде вожатых.
Заклю-
чительный
17-21
Это период особой бдительности. У ребят отмечаются «перебои» в настроении, что связано одновременно с нежеланием уезжать и желанием вернуться домой. Главной ценностью ребят становится неформальное общение, причем не только с ребятами своего отряда, но и других. Поэтому понижается их формальная активность или нарушается (правила внутреннего распорядка, режимные моменты и даже криминал). Вот почему вожатому следует быть собранным, уверенным и внешне спокойным. Ну, а самый конец, как известно, должен быть красивым!..
· Организовать теплые и трогательные отношения ребят в отряде и их направленность на лагерь.
· Ограничить свободное время; взять управление отрядом полностью на себя (торжественно поблагодарив, конечно же, существовавшую до этого момента структуру самоуправления); не выпускать из поля зрения ни одного ребенка.
· Подвести итоги смены в отряде, проанализировать впечатления от смены, от лагеря и его работников, от отряда, от вожатых.
· Проверить прохождение заключительного медицинского осмотра.
· Проконтролировать сбор детей (операция «Чемодан»).
· Сдать реквизит (мячи и скакалки – физруку, книги – библиотекарю, белье – кастелянше, метлы и тазики – завхозу).
· Принять комнаты у детей, сдать проверяющему.
· Предусмотреть обмен телефонами и другими средствами связи между детьми.
· Обеспечить безболезненное расставание с лагерем.
Пост-
лагерный
1 после окончания
смены
Это время, когда вы похожи на осиротевшую наседку…Когда ваши дети разъехались, а у вас еще ряд нерешенных бюрократических моментов…(может, конечно, получиться и так, что никто никуда не уехал и вы в жуткой суматохе занимаетесь этими деламиJ). Хотя к одному из них нужно подойти особо ответственно – сделать анализ своей лично работы (плюсы, минусы, пробелы, достижения). Не забудьте оценить свою «уживаемость» в коллективе и с напарником. Если отметили какие-то недочеты в работе, подумайте, как их можно исправить.
· Пройти служебные инстанции и подписать обходной лист.
· Уладить дела с документами (паспорт, мед.кн., трудов.кн., билет и др.)
· Получить свою грандиозную, но заслуженную зарплату.
· Внести вклад в создание теплой атмосферы расставания в рамках вожатского отряда.
· И не забудьте сделать АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!
С изменением внешних условий меняется и внутренний настрой детей. Очень важно построить смену таким образом, чтобы логично ввести детей в состояние активной, насыщенной жизни, поддерживать их в данном состоянии без ущерба здоровью и «безболезненно» вывести. Исходя из этого, динамика смены должна строится следующим образом: