Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь специальных терминов




Агенты (акторы) – действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты.

Адаптация социальная – приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.

Аномия – отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).

Ассимиляция – постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.

Ассоциация – организация, которой свойственна защита общих интересов своих членов, членство зависит от личного желания каждого, а значительная часть внутренних норм носит неформальный характер.

Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Бюрократия – организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом.

Валидность – основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Различают теоретическую (концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Власть – способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели.

Выборка – часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).

Выборка случайная – выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая – выборка, в которой исследователь отбирает людей для опроса из заданных целями исследования групп.

Гендер – совокупность социальных характеристик пола.

Генеральная совокупность – общность, на которую социолог распространяет выводы исследования.

Геноцид – умышленное массовое уничтожение представителей определенной расы или национальности.

Геронтология – наука о старости.

Гипотеза – предположение о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными.

Государство – социальный институт и совокупность социальных организации, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Группа контрольная – в эксперименте испытуемые, с которыми обращаются, как с испытуемыми из экспериментальной группы, но на них не оказывает влияние независимая переменная.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Демография – наука о населении, изучающая его численность, состав, структуру, распределение по территории, а также их изменения во времени.

Дискриминация – социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилегированного большинства.

Дифференциация – деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий.

Драматургический подход – взгляд на интеракцию, согласно которому социальные ситуации рассматриваются как драматургические миниатюры, по ходу действия которых люди стремятся создавать о себе определенные впечатления, формируют свой образ в глазах других.

Единица выборки – единица отбора и анализа данных при выборочном обследовании.

Заражения теория – объяснение коллективного поведения тем, что люди в толпе иррациональны и подвержены эмоциям, которые распространяются, словно вирус.

Идеальный тип – определенный образ-схема состояний и процессов, как если бы они происходили без отклонений и помех, которая рассматривается как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала (понятие введено в социологию М. Вебером).

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Иммиграция – перемещение людей в данное общество извне.

Индекс – количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал.

Институт социальный – устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Интеграция социальная – совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами устойчивости и равновесия общественных отношений; способность социальной системы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Исследование социологическое – вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Капитализм – социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Когнитивное развитие – процесс формирования мыслительной деятельности личности.

Конвергенция – возрастание сходства в развитии разных социальных объектов или возбуждение реализации поведенческих предрасположенностей.

Консенсус – согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

Контент-анализ – метод количественного изучения содержания социальной информации.

Контркультура – субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

Контроль социальный – совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления. Цель – предотвращение девиантного (отклоняющегося) поведения путем наказания или исправления.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

Кооптация – инструмент урегулирования организационного конфликта, представляющий собой вовлечение неудовлетворенных сторон в процесс принятия решений.

Корреляция – функциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одного из них соответствует вполне определенное значение другой.

Кредо – определенная система убеждений.

Ксенофобия – страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества.

Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Легитимность – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Лобби – организация, оказывающая политическое давление в процессе принятия политических решений или мер, которые затрагивают интересы определенной группы.

Лонгитюдное исследование – вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же социальными объектами.

Люмпен – деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.).

Макросоциология – область социологического знания, изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия.

Маргинальность – промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели (истины) и включает в себя стандартные и однозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания. Различают всеобщие и конкретно научные методы.

Методология – программные установки в использовании методов.

Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп населения.

Микросоциология – область социологического знания, изучающего преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей.

Мобильность социальная – переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы мобильность.

Модернизация – совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.

Наблюдение – метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Наука – социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.

Номинализм – направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида.

Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.

Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Обмена теория – концепция о социальном взаимодействии, согласно которой на поведение

людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом.

Обработка данных – совокупность операций и процедур анализа первичной социологической информации.

Образование – институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества – к другим.

Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.

Общество – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) ее членов.

Община – первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом социальных отношений.

Общность – совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной

идентичности (самопричислением).

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Бывает сплошным и выборочным.

Панельное исследование – способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Парадигма – знание, которое дает обобщенную модель постановки проблем и их решений.

Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Различают зависимые (те, которые следует объяснить с помощью эксперимента или иным способом) и независимые (вызывающие реальные изменения или объясняющие их) переменные.

Пилотажное исследование – пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария.

Политическое устройство – совокупность институтов и идеологий, регулирующих политическую деятельность внутри общества.

Предрассудок – суждение о группе или ее членах в соответствии со стереотипными установками.

Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.

Проблема социальная – социальное противоречие, осознаваемое субъектом как значимое несоответствие между существующим и должным.

Программа исследования – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Процесс социальный – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Разделение труда – дифференциация видов деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития.

Ранжирование – способ оценки переменной, когда ее значению приписывается место в последовательности величин (ранг), определяемое при помощи порядковой шкалы.

Рационализация – переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

Реализм – подход к социальной действительности к надындивидуальному единству, системе отношений, независимой от индивидуального сознания.

Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить (достаточно точно отражать) характеристики генеральной совокупности.

Ресоциализация – процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Ритуал – форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

Родство – совокупность социальных отношений, основанных на кровных узах, браке и специальных правовых нормах (опекунстве, усыновлении и т.п.).

Ролевая система – совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Роль – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.

Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Секта – религиозная организация, которая отвергает ценности остального общества и требует «обращения» в свою веру и исполнения соответствующих ритуалов.

Секуляризация – процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы, а институт религии утрачивает свое социальное влияние (церковь отделяется от системы правления).

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Символ – обобщенное, закодированное обозначение понятия, действия или предмета, синтетически выражающее его смысл.

Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

Социализм – политическая теория и социальная практика реализации принципов общественной собственности и социальной справедливости в сфере распределения.

Социобиология – наука о генетических механизмах коллективного поведения.

Социометрия – изучение структуры межличностных отношений в малых группах.

Социум – большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Среда социальная – совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Средний класс – социальная группа, занимающая промежуточное положение между элитой и классом наемных работников в структуре современного общества.

Статус аскриптивный (приписанный) – прирожденный, унаследованный статус.

Статус достигнутый – значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям.

Статус основной – статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.

Стереотип – упрощенный, схематизированный, привычный канон мысли, образ восприятия и поведения.

Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (стра-ты) общества.

Субкультура – система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.

Теория – система взаимосвязанных утверждений, выводов, исходных положений и гипотез.

Тест – метод строгого измерения и оценки отдельных качеств индивида.

Техника социологического исследования – совокупность организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.

Типологизация – способ выявления сходства и различия множества социальных объектов, поиск критериев их классификации.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толпа – значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Тоталитаризм – система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже 6ытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером («фюрером», «дуче» и т.д.).

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Урбанизм – состояние, при котором достигается большая численность, плотность и гетерогенность местного населения. Характеристика городской цивилизации.

Ценности – разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности).

Церковь – религиозная организация, действующая в обществе и имеющая с ним тесную связь.

Цивилизация – ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Шкала – измерительный инструмент для оценки социологической информации.

Факт социальный – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества.

Харизма – свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их сверхчеловеческие способности.

Харизматическая власть – власть, основанная на преданности лидеру, которому приписывают некие высшие, почти мистические свойства.

Эгалитаризм – концепция всеобщего равенства, получившая широкое распространение начиная с эпохи буржуазных революций; исторически сложилось две основные концепции эгалитаризма – как равенства возможностей и как равенства результатов.

Эксперимент – способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей.

Эмиграция – переселение за пределы данного общества (государства).

Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп.

Этнометодология – изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которые регулируют взаимодействия между людьми.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Этноцентризм – свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.

Язык – система коммуникации, осуществляющейся на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................................................................................................... 2

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................... 4

Почему социология?................................................................................................................................................... 5

ТЕМА 1 Очень короткая история социологии........................................................................................... 6

Наука, которая «неприлично молода»......................................................................................................... 6

«Гнусные эмпирики, пошлые схоласты»..................................................................................................... 7

Заочный спор о «законах перспективы»...................................................................................................... 7

Два уровня социологического анализа..................................................................................................... 8

Воснове солидарность или борьба?................................................................................................................. 8

Портреты социологов.................................................................................................................................................... 9

Вопросы для самоподготовки.................................................................................................................................... 11

Литература..................................................................................................................................................................... 11

Приложение 1. Материалы к коллоквиуму по русской социологии................................................................ 12

Приложение 2. Программа углубленного изучения истории социологии..................................................... 22

ТЕМА 2 Правила социологического познания....................................................................................... 26

Классика, модерн и постмодерн в науке................................................................................................... 26

Представления о «предмете» и «методе».................................................................................................... 30

Кризисы познания и структура знания...................................................................................................... 38

Является ли социология наукой?................................................................................................................. 40

Портреты социологов................................................................................................................................................. 41

Вопросы для самоподготовки.................................................................................................................................... 44

Литература..................................................................................................................................................................... 45

Приложение. План дискуссии «Проблемы социологического познания»...................................................... 46

ТЕМА 3 Человек в общественном контексте............................................................................................. 47

Возможности «стать человеком»................................................................................................................... 48

Среда обитания – социальные общности.................................................................................................. 49

Загадки происхождения ассоциаций........................................................................................................ 53

Что такое «общество»?............................................................................................................................................. 59

Теории происхождения общества................................................................................................................... 74

Современное общество: гуманизация среды.......................................................................................... 76

Особенности модернизации в России.......................................................................................................... 81

Портреты социологов................................................................................................................................................. 85

Вопросы для самоподготовки.................................................................................................................................... 88

Литература..................................................................................................................................................................... 89

Приложение. Практикум по составлению социоматрицы............................................................................... 91

ТЕМА 4 Производство социальной структуры...................................................................................... 92

Организация «отношений» и «поведения»............................................................................................... 92

Институциональная структура....................................................................................................................... 93

Социальная стратификация и мобильность.......................................................................................... 96

Изучение социальной диспозиции................................................................................................................. 97

Неравенство как источник расслоения.................................................................................................... 100

Неравенство как стабилизатор структуры............................................................................................ 100

Борьба за «справедливое неравенство».................................................................................................... 102

«Кипящая вселенная» социальных групп.............................................................................................. 111

Перемещения в социальном, пространстве........................................................................................... 112

Алгоритмы социальной мобильности...................................................................................................... 113

Что дает знание социальной структуры.................................................................................................. 114

Портреты социологов............................................................................................................................................... 115

Вопросы для самоподготовки................................................................................................................................. 117

Литература.................................................................................................................................................................. 117

Приложение. Социодрама «Неравный брак»..................................................................................................... 121

ТЕМА 5 Развитие социального управления............................................................................................ 122

Кризис систем и управленческие инновации....................................................................................... 122

Загадка «социального управления»......................................................................................................... 124

Безопасность социальной системы............................................................................................................ 144

Безопасность «транзитивного» общества.............................................................................................. 148

Портреты социологов............................................................................................................................................... 159

Вопросы для самоподготовки................................................................................................................................. 163

Литература.................................................................................................................................................................. 163

Приложение. Конференция «Управление в современном мире».................................................................... 167

ТЕМА 6 Социальная идентичность личности....................................................................................... 167

Представления о личности в социологии............................................................................................. 168

Макросоциологические концепции личности.................................................................................... 169

Микросоциологические концепции личности..................................................................................... 171

Портреты социологов............................................................................................................................................... 186

Вопросы для самоподготовки................................................................................................................................. 189

Литература.................................................................................................................................................................. 189

Приложение. Деловая игра «Пятница. Суббота. Воскресенье».................................................................... 192

ТЕМА 7 Социальная культура............................................................................................................................ 193

Понятие культуры в социологии................................................................................................................... 193

Цивилизационный прогресс.............................................................................................................................. 194

Универсалии культуры.......................................................................................................................................... 195

Взаимодействие культур..................................................................................................................................... 195

Портреты социологов............................................................................................................................................... 205

Вопросы для самоподготовки................................................................................................................................. 208

Литература.................................................................................................................................................................. 208

Приложение. Семинар «Культура как социальное явление».......................................................................... 212

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ................................................................................................................... 213

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...