Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грудной возраст (10 дней - 1 год); вскармливание ребенка молоком; интенсивный рост тела (вес увеличивается в три раза, рост - в 1,5); в 0,5 года прорезываются молочные зубы




Раннее детство (1 - 3 года); прорезывание молочных зубов завершается к двум годам

Первое детство (4 - 7 лет); в 6 лет начинают прорезываться первые постоянные зубы

Второе детство (отрочество, 8-12 лет; у девочек 8 - 11 лет); активизируются процессы роста (главным образом, в длину), появляются вторичные половые признаки

Подростковый возраст (13 - 16 лет; у девочек 12 - 15 лет); активное половое созревание, формирование вторичных половых признаков; у мальчиков появляются поллюции и ломается голос, у девочек - начинаются менструации и развиваются молочные железы; у обоих полов отмечается скачкообразное увеличение роста (пубертатный скачок)

Юношеский возраст (17 - 21 год; у девушек 16 - 20 лет); окончание процессов роста и формирования организма

Зрелый возраст (22 - 60 лет; у женщин - 21 - 55 лет); существенных изменений формы и строения тела не происходит

Пожилой возраст (61 - 74 года; у женщин - 56 - 74 года); уменьшение веса и роста вследствие дстрофических и атрофических изменений тканей и органов и снижения в них воды

Старческий возраст (75 - 90 лет); изменения роста, веса и строения тела

Долгожители (свыше 90 лет)

№7Подходы к обоснованию деления онтогенеза на отдельные возрастные периоды.Одной из первых в современной психологии теорий детского развития и соответственно первой периодизацией была теория рекапитуляции Стэнли Холла. По мысли С. Холла, в основе детского развития лежит своеобразное повторение стадий исторического развития человечества. Такой подход известен из биологии и носит название теории рекапитуляции. Периодизация психического развития, основанная на идеях Холла, была предложена К. Гетчинсоном. В ней также стадии детского развития соотносятся с периодами исторического развития общества. Обратим внимание, что границы стадий, по Гетчинсону, не всегда совпадают, стадии могут «перекрываться».

От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания; дети этого периода жизни любят копаться в песке, манипулировать с предметами, в частности, с ведерком и совочком. От 5 до 11 лет - стадия охоты. Возникает стремление отгородиться от чужих, возможны агрессивность, жестокость. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия -стремление иметь собственное пространство, ухаживать за животными, покровительствовать кому-то. От 11 до 15 лет - земледельческая стадия, которая связана с интересом к окружающему миру, к садоводству. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли (стадия современного человека).

Эрнст Мейман частично также основывал свою периодизацию на идеях Холла, хотя испытал и большое влияние ассоцианисти-ческого подхода Селли. Его периодизация имеет в своей основе стадии интеллектуального развития, От рождения до 7 лет - стадия фантастического синтеза. На этой стадии идет интенсивное обобщение ощущений; поскольку интеллект еще слаб, огромна роль олицетворения и чувствования. От 7 до 12 лет - стадия анализа. В этом возрасте детей можно начинать обучать, поскольку ведущей является дифференциация - разложение общего на составляющие элементы. От 12 до 16 лет - стадия рассудочного синтеза.

ериодизация Ж. Пиаже возникла в связи с решением задачи изучения внутренних механизмов развития интеллекта. В основе его деления онтогенеза на отдельные периоды лежит представление об интеллектуальной структуре. По Пиаже, от 0 до 2 лет продолжается стадия сенсомоторного интеллекта, затем от 2 до 6-7 лет -дооперациональная стадия, от 6-7 до 12 - стадия конкретных операций, затем, начиная g 12 лет, - стадия формальных операций. Последовательность стадий, по Пиаже, врожденна, но сами стадии возникают лишь как следствие индивидуальных действий ребенка с предметами окружающего мира. Особенностью периодизации Пиаже (в отличие от отечественных периодизаций) является то, что он не только теоретически описал содержание стадий развития интеллекта, но и ввел в научный обиход конкретные методы их определения.

В середине XX в. свою периодизацию предлагает Э.Эриксон, вводя представление о восьми возрастах человека. Каждая стадия (каждый возраст) определяется по своему возможному результату: так, первый возраст (от 0 до 1 года) является возрастом становления базового доверия.

Помимо этих наиболее известных периодизаций существуют и менее популярные. В 70-е годы появилась и приобрела популярность периодизация Левинсона На основании исследования 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет (интервью, воспоминания и т. п.) жизненный путь был разбит на три эры продолжительностью приблизительно по 20 лет. Каждая эра делится на периоды. Эра характеризуется особой структурой жизни, которая составляет основу образа жизни, опосредуя отношения личности и общества. Эры разделяются переходными периодами - в них прежняя структура жизни подвергается сомнению, а потом и разрушается, а ее место занимает новая структура, характеризующая уже следующий этап жизни человека. Приблизительно в то же время появляется и периодизация Дж.Ловингер (1976) и Р.Кегана (1982). Эти периодизации направлены на анализ стадий формирования Я-концепции. Дж.Ловингер основывала свои исследования на периодизации психоанализа, а также использовала и некоторые аспекты периодизации развития моральных суждений Колберга. По Ловингер, периодизация строится на взаимодействии двух типов структур - смысловых и характера. По результатам исследования большой выборки испытуемых были выделены семь основных стадий развития и три переходные стадии. Стадии не связаны прямо с хронологическим возрастом. Большинство людей не достигает высших стадий, «застревая» на промежуточных.

По Р. Кегану, развивающийся индивид находится в состоянии выделения себя из окружающего мира и одновременно испытывает свою связь с ним. Кеган предложил следующую периодизацию:

О - инкорпоративная стадия (0-2 года) - отсутствие разделения себя и другого;

1 - импульсивная стадия (2-7 лет) - импульсивное поведение, эгоцентризм;

2 - имперская (7-12 лет) - стремление к независимости, достижениям, мастерству;

3 - интерперсональная (13-19 лет) - перестройка структуры половых отношений;

4 - институциональная (ранняя взрослость) - реинтеграция взаимосвязанных компонентов Я;

Интериндивидуальная (взрослость).

Р.Гоулд, также придерживающийся стадиального взгляда на развитие, полагает взросление процессом отказа от детских иллюзий и ложных предположений в пользу уверенности в своих силах и самопринятия. Его стадии определяются теми иллюзиями, от которых отказывается человек, переживающий данную стадию.

16-22 года - «я навсегда связан с родителями»;

22-28 лет - «успеха можно достичь, идя по пути родителей, но, если я не добьюсь успеха, они мне помогут»;

28-34 года - «жизнь проста, и ею можно управлять»;

Лет - «расцвет жизни» - люди, пережив потери и приняв конечность собственной жизни, избавляются от детских иллюзий и потребности в безопасности. Это собственно вершина развития и полное автономное взрослое сознание и самопринятие.

№8 Пренатальный и постнатальный онтогенез.(выше!!)

№9Реактивность и резистентность организма детей и подростков. Реактивность — эта свойство организма реагировать определенным образом на воздействие окружающей среды[Сиротинин Н. Н., 1966]. Она является таким же свойством организма, как рост, размножение, питание, обмен веществ [Адо А. Д., 1980]. Реактивность формируется в процессе эволюции, в фило- и онтогенезе. Она отражает видовые, групповые и индивидуальные особенности реагирования. Реактивность — одна из основных форм связи и взаимодействия организма как единой системы со средой, главным образом защитного, приспособительного характера. Известна роль возраста в реактивности. Ранний детский возраст характеризуется простыми формами реагирования и, как правило, низкой реактивностью. Это определяется неполным развитием нервной, эндокринной и иммунной систем, несовершенством внешних и внутренних барьеров. Более сложная и в большинстве случаев высокая реактивность наблюдается в зрелом возрасте, постепенно снижаясь к старости. Лица старческого возраста очень восприимчивы к инфекции, у них часто развиваются воспалительные процессы в легких, гнойничковые поражения кожи, слизистых оболочек. Причина этого заключается в ослаблении иммунных реакций и снижении барьерных функций старого организма. Резистентность — это устойчивость организма к действию патогенных факторов. В ходе эволюции организм приобрел определенные приспособительные механизмы, благодаря которым обеспечивается его существование в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой, многие факторы которой могли бы вызвать не только нарушения жизнедеятельности, но и гибель при отсутствии или недоразвитии этих механизмов. Состояние реактивности в период новорожденностиопределяется как наследственными факторами, так и особенностями внутриутробного развития, а также влиянием окружающей среды. У новорожденных не закончено морфологическое и физиологическое развитие Нервной системы — кора большого мозга тоньше, чем у старших детей, нервные клетки не полностью дифференцированные, не закончены формирование корковых центров и миелинизация нервных волокон. Степень резистентности у детей определяют по кратности острых заболеваний (ОРЗ), перенесённых ребёнком в течение года. В том случае, когда наблюдение было менее продолжительным, оценку резистентности проводят по индексу частоты острых заболеваний, который равен отношению количества перенесённых ребёнком острых заболеваний к числу месяцев наблюдения. Выделяют следующие оценки резистентности: хорошая — кратность ОРЗ не более 3 раз в год (индекс частоты ОРЗ (индекс резистентности, ИР) 0-0,32); сниженная — кратность ОРЗ 4-5 раз в год (ИР 0,33-0,49); низкая — кратность ОРЗ 6-7 раз в год (ИР 0,5-0,6); очень низкая — кратность ОРЗ 8 и более раз в год (ИР 0,67 и выше).  
 

№10 Акселерация и ретардация развития.

Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма.

Акселерация выражается, прежде всего, в ускорении на 1—3 года созревания детей и подростков по важнейшим критериям физической и отчасти физиологической зрелости: окостенению скелета, смене зубов, физическому и половому развитию.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 --2 года.

Ретардация (физиология) — более позднее или замедленное развитие организма человека.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера.

 

№11 Виды акселерации и основные причины

Предполагаемые причины акселерации: радиация и активизирующее влияние солнечной инсоляции, усиленная витаминизация детей и беременных женщин, возросшее употребление белков, урбанизация, влияние средств массовой информации. Одной из причин называют также возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях). Но единой причины акселерации не установлено. Предполагают, что она вызвана всем комплексом меняющихся условий жизни. Акселерация вносит определённые изменения в характеристику возрастных границ каждого периода физического и психологического (включая половое) развития детей, но не отменяет их типичных характеристик.

Виды акселерации:

Эпохальная, когда прослеживается различие в физическом развитии между поколениями. Потомки выше и крупнее своих предшественников, живших в начале XX века.

За последние 100 лет средний рост увеличился на 10 см, вес — на 3-7 кг. Быстрее стали развиваться и системы жизнедеятельности организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, психическая и т.д. Ускоренным развитием эндокринной системы объясняется раннее половое созревание (почти на два года раньше, чем в начале ХХ века). Эпохальная акселерация сократила и продолжительность роста. Если раньше расти можно было до 25 лет, то теперь в среднем до 16-19 лет.

Внутригрупповая (индивидуальная), когда акселерация прослеживается в определенных возрастных группах. Детям такой категории свойственно раннее половое созревание и психическое развитие. Они отличаются большим ростом (обычно прекращается к 15-18 годам), развитой мышечной и дыхательной системами.

№12 КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ПОСТНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Термин «критические периоды развития» ввел П.Г. Светлов для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, а значит, велика вероятность — при наличии таких влияний — формирования врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. Однако критические периоды существуют также в постнатальном развитии ребенка и определяются особым состоянием центральной нервной и иммунной систем, обмена веществ и энергии. В эти периоды организм неустойчив, более высок риск развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционных агентов, ксенобиотиков, токсических радикалов, ионизирующего излучения и др.).

Возрастные границы Особенности критического периода
Внутриутробный период: I триместр беременности (20-70 дней после зачатия) последний триместр беременности Максимальная интенсивность процессов пролиферации клеток, дифференцировки тканей, формирование органов Ускоренный прирост массы тела. Риск возникновения врожденных пороков развития, внутриутробной гипотрофии, недоношенности
Перинатальный период Переход к внеутробной жизни: метаболическая и функциональная адаптация. Потеря и восстановление массы тела в период новоро-жденности
Второе полугодие — второй год жизни Переход на не зависимое от матери питание. Интенсивный рост и энергетический обмен
Раннее детство и дошкольный этап (2 года — 7 лет) Относительная стабилизация скорости роста (гомеорезис), первое вытяжение к концу этого периода. Завершение миелинизации основных проводящих путей нервной системы
Пубертатный период Половое созревание. Модуляции обмена веществ под влиянием гипоталамо-гипофизарных и половых гормонов, андрогенов, пубертатный скачок роста, окончательное формирование фенотипа

Конец формы

№13.Понятие об адаптации. Адаптивные возможности организма человека как показатель уровня здоровья

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. (Всё об адаптации в тетради по ОМЗ)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...