Член Московского отделения Российского союза сельской молодежи (РССМ)
ГОЛУБЕНКО Вадим Студент факультета «Землеустройство», ГУЗ, г. Москва, член Московского отделения Российского союза сельской молодежи (РССМ) v.g.s96@list.ru Аннотация. В Российской Федерации и ближнем зарубежье еще мало распространено проведение комплексных многоцелевых «плавучих экспедиций», ориентированных на совместное изучение земельных ресурсов учеными и студентами. Но в мировом научно-образовательном сообществе есть «плавучие университеты» (Floating University), миссия которых определяется как «обучение через исследование».
Государственный университет по землеустройству (ГУЗ) и Саратовский государственный технический университет (СГТУ) имени Гагарина Ю.А. готовят востребованных на производстве и в научной сфере бакалавров и магистров, целенаправленно поддерживают инновационные подходы в педагогическую деятельность и проведение студенческих учебных и производственных практик, дают путевку в жизнь будущим ученым. На факультете экологии и сервиса СГТУ зародилась идея организации «Гагаринского плавучего университета» (ГПУ). Первая экспедиция была проведена в июне 2015 года как Комплексная научно-просветительская экспедиция по Саратовско-Волгоградскому Правобережью между городами Саратов и Камышин с участием студентов этого факультета и «Землеустройство» ГУЗ. Экспедицию позиционировали как мероприятие в рамках Всероссийского фестиваля науки на региональной площадке, она была включена в план Саратовского отделения Русского географического общества, ее проведению способствовали Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского и кафедра ЮНЕСКО МГУ в СГТУ - по глобальным проблемам городов.
Аналогичная «плавучая» экспедиция, в которой мне также посчастливилось принять участие была проведена в 2016 году по маршруту: Саратов-Самара-Ульяновск-Саратов. На сайтах РССМ: http://rssm.su/news/regions/1139/, факультета «Землеустройство» и ГУЗ: http://www.guz.ru/novosti/view/927_predstaviteli-gosudarstvennogo-universiteta-po-zemleustroystvu-prisoedinilis-k-kompleksnoy-plavuchey/ http://www.guz.ru/novosti/view/943_uchastniki-gpu-2016-brosili-yakor-v-saratove/ http://zem-fak.jimdo.com/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/ http://www.guz.ru/novosti/view/989_o-rezultatakh-nauchno-issledovatelskoy-ekspeditsii-gagarinskiy-plavuchiy-universitet-/ http://zem-fak.jimdo.com/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/ были неоднократно представлены материалы, характеризующие положительный опыт межфакультетского сотрудничества, экспериментальное проведение учебных практик студентов из вузов-партнеров.
Телесюжеты о ходе ГПУ неоднократно представлены в выпусках новостей Саратовского телевидения и 29 июня 2016 года на «Радио России – Саратов 71,09 УКВ». Распространение передового опыта проведения Комплексных научно-просветительских экспедиций, совместных учебных практик с целью привлечения к участию в последующие годы и представителей иных вузов, внедрения инноваций является важной информационно-консультационной задачей. Полагаем, что использование возможностей Российского союза сельской молодежи может поспособствовать внедрению инноваций в научно-образовательные процессы и расширению круга вузов-партнеров.
В ходе двух Комплексных научно-просветительских экспедиций «Гагаринский плавучий университет» (ГПУ) под научным руководством деканов СГТУ и ГУЗ: Алексея Викторовича Иванова, Тимура Валиковича Папаскири и координаторов направлений межфакультетского сотрудничества доцентов Ивана Александровича Яшкова и Александра Петровича Исаченко апробирована методика совместного проведения учебных практик по почвоведению и инженерной геологии, геодезии, землеустройству для отличников из вузов-партнеров, студентов направления подготовки «Землеустройство и кадастры», имеющих серьезную склонность к научно-исследовательской работе и желающих узнать, как собирается научный материал и информация; как сочетаются современная техника и блага цивилизации с жизнью исследователей и проектировщиков в поле один на один с природой и ее тайнами.
В формате «Гагаринского плавучего университета» получили развитие относительно новые направления межфакультетского общения и консалтинга, в практическом обучении студентов: - взаимное консультирование преподавателей и студентов из вузов-партнеров Российской Федерации и ближнего зарубежья, которые готовят кадры для землеустроительной службы; - изучение состояния природно-антропогенных объектов непосредственно в прибрежной зоне Волги и трех ее водохранилищ по ходу судна; - дискуссирование и экспериментирования с содержанием и наполнением основных разделов совершенствуемой методики проведения комплексного землеустройства с зонированием прибрежных территорий.
Стала нормой структуризация коллектива экспедиций на ряд научных групп (из опытных ученых и исследователей, студентов и школьников), выполняющих заранее определенные задачи; а объединяющей основой - экологическая тематическая направленность проекта и маршрутная система, выстроенная по принципу максимального охвата уникальных экосистем, геоэкологических точек наблюдения, историко-экологических объектов. К участию в двух экспедициях ГПУ призывались не полные учебные группы из вузов-партнеров, а тщательно отбирались из отличников отдельные коммуникабельные и активные студенты. Ведь затем в течение трех недель все участники экспедиции общались круглосуточно; молодежь в сложных бытовых походных условиях привыкала с высокими требованиями, старательно подтверждала наставникам свою полезность, заинтересованность и востребованность. Такая форма общения и познания в результате приносит необычное видение и обеспечивает хорошее полноценное восприятие наблюдаемого и изученного как студентами, так и учеными разных специальностей из СГТУ, ГУЗ, регионов Российской Федерации и зарубежья.
При крутых правых берегах Волги «водно-пешеходное» путешествие с автотранспортным сопровождением наиболее удобно, как для научно-исследовательских и учебных задач, так и для полного восприятия гармонии природных сред, комплексного представления экосистем во всей сложности их функционирования и развития, для понимания механизмов взаимодействия геосфер во времени и пространстве, выявления последствий влияния землеустроительной деятельности на природу. Осуществлена идея о совмещении собственно экспедиционного процесса с научно-образовательными мероприятиями прямо на борту судна и в полевых лагерях, с проведением трех Всероссийских тематических конференций. Во всех остановочных пунктах экспедиции были проведены лектории, мастер-классы, полевые экскурсии и лабораторные практикумы.
Путешествуя по Волге, ученые не просто занимались вопросами комплексных исследований территорий и обучения студентов на практических примерах, но и приглашали в этот процесс всех желающих местных жителей; а затем продолжили популяризировать результаты экспедиций в своих регионах, на международных конференциях, симпозиумах, внедряя в учебный процесс.
В ходе двух комплексных научно-просветительских экспедиций «Гагаринский плавучий университет» с соблюдением достойных бытовых условий учеными и студентами совместно проведено изучение земельно-водных ресурсов Поволжья, серьезные комплексные исследования в области почвоведения, инженерной геологии и неотектоники, палеонтологии и стратиграфии, геоморфологии и геоботаники, геоэкологии и землеустройства, социально-экологической истории поселений, экологической безопасности, инженерной экологии, теории и практики охраны окружающей среды; пройдено множество полевых маршрутов между Камышином - Саратовом - Самарой – Ульяновском; описаны десятки точек наблюдений, отобраны тысячи образцов почв и минералов.
Использование беспилотного летального аппарата и квадрокоптера помогало ученым и студентам осуществлять съемку местности и получать дополнительные картографические и фотографические модели высокого разрешения, в том числе для целей геодезии и землеустройства.
С привлечением ученых от вузов-партнеров и НИИ из восьми регионов Российской Федерации осуществлена первичная эколого-хозяйственная оценка территорий, прилегающих к оригинальным природно-антропогенным объектам на территориях Красноармейского, Воскресенского, Вольского, Хвалынского районов Саратовской области, (наиболее детально – у селений Березняки, Широкий Буерак, Богородское, Черный затон), а также Самарской и Ульяновской областей. Изучались геолого-геоморфологические особенности и современная геодинамика районов работ, эколого-исторические, географические и урбанистические аспекты эволюции сети поселений, выявлялись результаты осуществления проектов землеустройства и проектирования береговой линии водохранилищ, изменения в составе землепользований. Собрана информация об особенностях функционирования городской застройки и инженерных коммуникаций, состоянии благоустройства и зеленой архитектуры, а также комфортности проживания населения города Сызрани и п.г.т. Новокашпирский.
В этих населенных пунктах были выбраны модельные площадки, включающие в себя городскую застройку разного функционального назначения, времени возникновения и современного состояния. Опираясь на известные методологические подходы крупного исследователя-урбаниста Яна Гейла, участники экспедиции рассматривали выбранные модельные полигоны с позиции основных постулатов его концепции - «живой город», «здоровый город», «безопасный город», «устойчивый город». Предполагается, что собранный материал будет использован при разработке и совершенствовании концепции и содержания учебных дисциплин, читаемых студентам направления «Землеустройство и кадастры» - «Геоурбанистика» и «Управление городскими территориями», а также в качестве материала для выпускных квалификационных работ.
Студенты и ученые, проходя маршруты экспедиций на правом берегу реки Волги, совместно проводили почвенные, геолого-минералогические, геоботанические, мелиоративные, землеустроительные, геодезические и другие виды обследований и изысканий, направленные на комплексное изучение использования земельно-водных ресурсов вблизи оригинальных природно-антропогенных объектов; выявляли взаимосвязи геологического строения, рельефа местности, условий для ведения сельского хозяйства и проживания человека. Комплексное рассмотрение волжских берегов с борта научно-исследовательского судна, а затем - сразу непосредственно в пешем маршруте на побережье индуцировали дискуссии, формирование нестандартных точек зрения. Иногда маршруты плавно превращались в полевые семинары, зыбкая граница науки, образования и просвещения незаметно исчезала, рождались оригинальные идеи, которые затем постепенно внедрялись в учебный процесс.
В среде ГПУ появлялись неожиданные взгляды на исследуемые природно-антропогенные объекты, современное состояние и методы изучения земельно-водных ресурсов.
В ходе взаимных консультаций и обсуждений все получают положительные уроки истории развития межевания и земельных отношений, оперативно сопоставляют мнения по совершенствованию методических положений землеустройства и инновационного проведения учебных и производственных практик, уточнения перечня необходимых навыков и компетенций у студентов, а также увлекаются научно уникальными и эстетически потрясающими местами Поволжья.
В последующие годы по маршрутам следования экспедиций ГПУ предполагается продолжить детальное изучение ряда тех природно-антропогенных объектов, состояние которых требует затратных стабилизирующих государственных мероприятий в пределах прилегающих бассейнов малых рек и овражно-балочных систем:
- с инвентаризацией, объективной оценкой состояния и продуктивности, рекреационного и эстетического потенциала обследуемых земель; - уточнением видов и параметров разрешенного использования и охраны земельных участков на основе землеустроительного зонирования обследуемых территорий; - подготовкой предложений по перераспределению прибрежных земель по их пригодности к использованию в отраслях сельского хозяйства, залесения и для рекреации. Особое внимание всё также будет уделяться обеспечению синтетичности и междисциплинарности изучения и описания объектов исследований в каждой интересной точке наблюдения и на прилегающих площадках землепользований по маршрутам следования ГПУ.
Студенты и молодые ученые, которые участвовали в двух экспедициях ГПУ - в их ходе фактически и проходили программы своих учебных практик, «учились через исследования»; собрали большой ценный научный материал по почвоведению, минералогии, геодезии, землеустройству; получали при непосредственном участии в обследованиях пойменных земель прочные профессиональные знания и навыки; совместно с известными учеными изучали проявляющиеся в нынешней долине реки Волги негативные последствия директивных решений и ошибок при проектировании параметров водохранилищ, в оценках характеристик водосборных территорий и качеств почв, в проведении землеустройства (по комплексу природных и техногенных причин – создание водохранилища, оползневая деятельность, объединение сети сел и деревень, миграции населения и др.)
В этом аспекте и с целью изучения динамики развития оползней в районе городских и сельских поселений были изучены территории бывших сел – Верхняя Банновка, Белогродня, Федоровка, Большая Федоровка, Аграфеновка и др.
Практиканты уже использовали, или будут применять полученные в экспедиционных условиях материалы при разработке своих курсовых и выпускных работ по оригинальным темам. Бесценный результат заключается и в том, что все эти молодые люди усилили свою тягу к знаниям и большой науке, уже более серьезно и осознанно решили связать свою жизнь с кадастровой деятельностью и землеустройством.
По результатам оценки гео- и экотуристического потенциала территории карьера бывшего цементного завода «Красный Октябрь» в Вольском районе недавно принято решение о создании палеонтологического музея под открытым небом. В разрезах бывшего мелового карьера, видны мириады останков живых существ, которые обитали миллионы лет назад на территории Саратовской области.
Подтверждается и иными примерами продуктивность и практическая значимость экспедиций ГПУ, а продолжающаяся популяризация полученных результатов и включение информации в учебный процесс - встречает поддержку в вузах Российской Федерации и ближнего зарубежья, ведущих подготовку кадров для землеустроительной службы. Организаторы комплексных научно-просветительских экспедиций «Гагаринского плавучего университета» (ГПУ) уже второй год позиционировали систему совместной межфакультетской деятельности не просто как серию экспедиционных маршрутов, но и как маленький этап жизни представителей своих вузов и факультетов в полевых условиях, с высокой миссией интеллектуального посыла в общество, особым отношением к академическим традициям и свободам, глубокой интеграции науки и образования, популяризации науки.
Концепция и миссия Комплексных научно-просветительских экспедиций «Гагаринский плавучий университет» (ГПУ) - весьма актуальны.
Инновационные подходы к практическому обучению в ходе ГПУ помогают в вузах-партнерах готовить не просто кадры для землеустроительной отрасли, а настоящих представителей интеллигенции, разносторонних личностей университетского уровня, которые смогут наиболее успешно применить полученные знания и навыки на производстве, в своей дальнейшей преподавательской и научно - исследовательской деятельности. По мнению преподавателей и студентов, дальнейшая популяризация результатов Комплексных научно-просветительских экспедиций ГПУ, инновационных подходов в образовательной деятельности, совместном проведении практик студентов из вузов-партнеров необходимы для того, чтобы способствовать успешному инновационному применению в современной студенческой среде научно-педагогического и культурного наследия географической и межевой школы.
Надеемся, что Российский союз сельской молодежи сочтет возможным посильно поддерживать стремление каждого заинтересованного и инициативного студента из вузов-партнеров, (где ведется обучение студентов по направлению «Землеустройство и кадастры», «Экология, природопользование и техносферная безопасность», др.) - к самосовершенствованию личности в процессе прохождения учебных и производственных практик в условиях экспедиций «Гагаринского плавучего университета» путем освоения классического и поиска новых профессиональных знаний совместно с наставниками; способствовать распространению знаний и информации об инновационном изучении использования земельно-водных ресурсов. Работы по организации и проведении Комплексных научно-просветительских экспедиций, совместных практик выполнялись при финансовой поддержке Минобрнауки России по Программе стратегического развития СГТУ имени Гагарина Ю.А. на 2012-2016 годы, (тема 2.1.6. «Развитие учебно-научной лаборатории инженерной геоэкологии»); Минобрнауки России в рамках выполнения Государственного задания высшим учебным заведениям на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в части проведения научно-исследовательской работы № 1045 «Разработка междисциплинарных инновационных методов анализа и диагностики сложных нелинейных процессов и их приложения». Маршрут «Гагаринского плавучего университета - 2017» будет установлен позднее, в его мероприятиях имеют намерения принять участие представители Российского союза сельской молодежи. С конструктивными предложениями можно обращаться к представителям Оргкомитета: Голубенко Вадим Александрович, член Московского отделения РССМ, студент факультета «Землеустройство» ГУЗ - тел.: 89168043790, е-mail: v.g.s96@list.ru. Координаторы направлений межфакультетского сотрудничества: от ГУЗ - Исаченко Александр Петрович, тел.: 89168319611, е-mail: isachenk0@bk.ru; от СГТУ - Яшков Иван Александрович, тел.: 89053800025, е-mail: yashkovia@mail.ru. При подготовке данного материала использованы научные публикации организаторов и участников двух Комплексных научно-просветительских экспедиций в Поволжье 2015 и 2016 годов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|