Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип четвертый – равновесие в кадре.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ПРЕДМЕТ: Фотокомпозиция

ТЕМА: «Понятие «кадр», композиция предметов»

ТИП ЗАНЯТИЯ: Объяснение нового материала

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Комбинированная.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Подвести учащихся к пониманию фотографического кадра и композиции предметов, их взаимодействия и взаимосвязи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Границы кадра устанавливаются кадрированием на этапах съёмки, обработки и печати. Материал, найденный фотографом в жизни, зритель позже видит на снимке, то есть на листе фотобумаги того, или иного формата. Снимок имеет определенные границы, чаще всего очерчивающие некий прямоугольник. Эта рамка заключает в себе пространство, которое фотограф как бы вырезал при сьемке из широких просторов пейзажа или интерьера. Многое осталось за пределами рамки, а что-то сделалось достоянием зрителя.
Выбор для сьемки лишь части обьекта должен быть мотивированным. Вполне закономерен этот вопрос к фотографу, почему он оставил свое (и наше) внимание именно на этой части обьекта. Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой матового стекла или видоискателя фотоаппарата практически всегда называют кадром.

(З) Итак, кадр — единичное фотографическое изображение объекта съёмки.

Кадр- up cadre (франц) – в буквальном перевое означает «рама». Широко распространен еще один термин – «кадрировать». Это значит устанавливать определенные границы кадра, а так же уточнять эти границы, срезать краевые участки изображения, исключать из сферы внимания зрителя случайное на снимке, несущественное.

(см. вложенную папку «кадрирование»)

Композиция кадра подразумевает собой гармоничное размещение объектов в кадре. Ввиду чего, позволю себе заметить, что гармония сама по себе абсолютна, в то время как представление о ней человека – относительно. Почему ряд снимков нравится одним, и совершенно не привлекает внимание других, в то время как есть работы, вызывающие положительные эмоции у подавляющего большинства зрителей? Ответ прост: авторы последних творений ближе всего на пути осознания абсолютной гармонии. Прошу заметить, не понимания, а именно осознания. Понять гармонию нельзя, как, собственно, научиться её чувствовать, с другой стороны, можно проанализировать то, что нам нравиться, то, что является гармоничным не только для нас, но и еще для кого-нибудь. Это позволит строить композицию кадра не столь более осознанно или правильно, сколько более естественно, и, несомненно, более гармонично…
Следует отметить, что ряд фотографий характеризуется отменной композицией независимо от выбора точки съемки, однако в большинстве случаев композицию создает сам фотограф, что требует от него определенных навыков, тщательной подготовки, и, безусловно, терпения.

Композиция кадра отражает ваше врожденное чувство гармонии.

(З) Термин «Композиция» с латыни переводится как «сочинение, составление», «соединение», «связь», тем самым композицию можно определить, как продуманный отбор деталей и предметов, такая их расстановка в рамках кадра, которая максимально точно позволяет выразить основную мысль его содержания. Точное композиционное построение кадра приводит к определенным пропорциям в изображении, к так называемому «Золотому сечению», к такому соотношению пропорций кадра и его отдельных частей, которое наиболее благоприятно для человеческого взора, т. е. визуального восприятия.

Основы построения композиции.

Основные принципы заполнения кадра.

Рассмотрим несколько принципов заполнения кадра, которые помогут строить наиболее интересную композицию.

Принцип первый – Перспектива.

Как известно, фотография есть двухмерное отображение трехмерной реальности. Но она (фотография) способна создать иллюзию глубины, что делает ее более убедительной и реалистичной для зрительского восприятия.

Для ЛИНЕЙНОЙ перспективы характерно уменьшение масштаба изображения с увеличением расстояния. Благодаря этому, уходящие вдаль параллельные линии (Например карнизы и линии зданий, железнодорожные рельсы и т.п.) кажутся сходящимися к одной точке, к горизонту пространства. Глубина пространства передается в снимке еще так называемой ТОНАЛЬНОЙ или ВОЗДУШНОЙ перспективой. Предметы по мере увеличения от наблюдателя не только уменьшаются в размерах, но и теряют четкость линий, становятся более высветленными и менее насыщенными.

(см. вложенную папку «перспектива»)

Принцип второй – динамика в композиции.

Передать динамику фотографического пространства помогают некоторые особенности зрительного восприятия, действующие на подсознательном уровне. Если необходимо передать ощущение стабильности, спокойствия, обьект или группу обьектов размещают в центре кадра.

Если нужно задать динамичность (ощущение движения), то обьект располагают ближе к краю или углу кадра.

Напряжение момента в композиции будет передано, если обьект касается края кадра.

В связи с этим можно определить три пространственных типа композиции: ЛЕВОСТОРОННЯЯ, ЦЕНТРОВАЯ И ПРАВОСТОРОННЯЯ.

(см. вложенную папку «динамика»)

Принцип третий – Единство элементов композиции.

Глаз человека, как элемент сознания имеет большую организующую силу. Нашему зрению свойственна тенденция воспринимать вещи стабильно организованными.

Если предметы композиции в кадре располагаются в разных частях его плоскости (по углам, например), то такая композиция выглядит разрозненной, а фотографируемый обьект не воспринимается как единое целое.

Если предметы в кадре располагаются близко друг к другу, глаз воспринимает такую композицию как нечто единое целое, т. е. элементы композиции стремящиеся друг к другу.

Если предметы в кадре слиты в единый рисунок, касаются друг друга или перекрывают друг друга, создается единый композиционный образ.

Группируя таким образом при построении снимка предметы, конечно в зависимости от смысловых соотношений, достигают более выразительного воплощения замысла.

(см. вложенную папку «единство элементов»)

Принцип четвертый – равновесие в кадре.

Баланс или равновесие – основа наилучшей композиции. Правильно сбалансированное изображение создает ощущение устойчивости и композиционной стройности.

Если один предмет большего размера располагается в левой части от центра снимка, а меньший по размеру в правой, то создается ощущение тяжести с левой стороны. Такая композиция называется несбалансированной.

Сбалансировать композицию можно уравновесив элементы одинаковой форматностью, но композиция построенная по такой схеме будет статичной и слишком скучной. Но такой формальный баланс может быть использован, когда необходимо подчеркнуть характерные особенности обьекта.

Сбалансировать композицию можно изменяя места обьектов разных по масштабности в кадре, по отношению к центру.

Слева крупный обьект, располагается ближе к центру, справа мелкий обьект, располагается дальше от центра. При таком размещении обьектов композиция будет казаться сбалансированной.

Это ДИНАМИЧЕСКИЙ или АССИМЕТРИЧНЫЙ баланс, он имеет большее число вариантов расположения обьектов, поэтому более эффективен, чем формальный.

При нарушении принципа равновесия может создаться впечатление незавершенности снимка, т. е. смотрящему снимок, захочется увидеть то, что выпало из кадра.

(см. вложенную папку «равновесие»)

 

1. Задание на дом – Подготовить снимки «до – после», применив полученные знания. Повторение пройденного материала.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...