1. Платформа Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей Принята в январе 1925 года по докладу тов. Лелевича
{194} ВАПП 1. Платформа Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей Принята в январе 1925 года по докладу тов. Лелевича 1. Эпоха социалистических революций, являющаяся переходом от классового к бесклассовому, коммунистическому обществу, началась Октябрьской революцией, установившей в России диктатуру пролетариата при системе советов, что только и дает пролетариату возможность стать организатором и переустроителем общества во всех отношениях. 2. Оформив в процессе классовой борьбы революционно-марксистское миропонимание в области экономика и политики, пролетариат в остальных областях еще не вполне освободился от многовекового идейного воздействия со стороны господствовавших классов. Ныне, по окончании гражданской войны и в процессе углубления борьбы на экономическом фронте, выдвинулся фронт культурный, особенно важней в условиях НЭП’а и начавшегося идеологического наступления буржуазии, в связи с чем перед пролетариатом встает в качестве первоочередной, задача строительства своей классовой культуры, а, следовательно, и своей художественной {195} литературы, как могучего средства глубокого воздействия на чувственные восприятия масс. 3. Пролетарская литература, как движение, только в результате Октябрьской революции получила необходимые условия для своего выявления и развития. Однако, культурная отсталость русского пролетариата, вековой гнет буржуазной идеологии, упадочная полоса русской литературы последних лет и десятилетий перед революцией — все это вместе взятое влияло и влияет и создает возможность дальнейшего влияния буржуазной литературы на пролетарское творчество. Кроме того, на нем не могло не сказаться и влияние идеалистической мелкобуржуазной революционности, обусловленное стоящей перед российским пролетариатом параллельной задачей завершения буржуазно-демократической революции.
В силу этих условий, пролетарская литература до сих пор неизбежно носила и часто носит эклектический характер, как в области идеологии, так, следовательно, и в области формы. 4. Между тем, о началом планомерного социалистического строительства во всех областях методами НЭП к и с переходом РКП (б) от агитации к систематической и глубокой пропаганде в широких пролетарских массах, выявилась необходимость и в пролетарскую литературу внести определенную систему. 5. Исходя из всего вышеизложенного ВАПП, как часть пролетарского авангарда, проникнутая его диалектически-материалистическим мировоззрениям, стремится к созданию, такой системы и считает достижение этого возможным лишь при условии создания единой художественной программы, идеологической и формальной, которая должна послужить основой дальнейшего развития пролетарской литературы. {196} Полагая, что такая программа окончательно оформится в процессе практической творческой работы и борьбы на идеологическом фронте, ВАПП в основу своей деятельности кладет следующие исходные положения: 6. В классовом обществе художественная литература, наряду с остальным, служит задачам определенного класса, и только через класс — всему человечеству. Отсюда, пролетарской является только такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата, как переустроителя мира и создателя коммунистического общества. 7. В процессе распространения и укрепления диктатуры пролетариата и приближения к коммунистическому обществу, пролетарская литература, оставаясь глубоко-классовой, не только организует психику и сознание рабочего класса, но и (все более влияет на остальные слои общества, этим самым выбивая последнюю почву из-под ног буржуазной литературы.
8. Пролетарская литература противопоставляет себя буржуазной, как ее антипод. Буржуазная литература, обреченная (вместе со своим классом, старается затушевать свою сущность отрывом от жизни, уходом в мистику, в область «чистого искусства», в форму, как самоцель, а так далее. Пролетарская литература, наоборот, кладет в основу творчества революционно-марксистское миропонимание и берет творческим материалом современную действительность, творцом которой является пролетариат, а также революционную романтику жизни и борьбы пролетариата в прошлом и его завоевания в перспективе грядущего. Естественно, что пролетарским писателем может быть только художник, принимающий активное участие в общественной жизни, в общей борьбе и строительстве пролетарского авангарда. {197} 9. В связи с ростом общественного значения пролетарской литературы, перед ней встает основная задача создания широких полотен, монументальных произведений с развернутым сюжетом, главным образом из жизни пролетариата. ВАПП считает возможным выполнение этих требований лишь при условии, когда на ряду с лирикой, господствовавшей последнее пятилетие в пролетарской литературе, в основу будет положен драматический и эпический подход к творческому материалу. В соответствии с этик и форма произведений будет стремиться к наибольшей широте, простоте и экономии художественных средств. 10. ВАПП утверждает примат содержания. Само содержание пролетарского произведения дает словесно-художественный материал и подсказывает форму. Содержание и форма — диалектические антитезы: содержание определяет форму (и художественно оформляется через нее. 11. Разнообразие форм классовой борьбы в переходный период требует от пролетарского писателя разработай самых различных тем, что ставит его перед необходимостью всестороннего использования художественных форм и приемов прозы и поэзии, созданных предыдущей историей литературы. Поэтому ВАПП не пойдет по пути увлечения какой-либо одной художественной формой и размежевания по формальному признаку, по которому до сих пор размежевывались литературные школы, что по существу является перенесением идеализма и метафизики в процесс литературного творчества.
12. Считаясь с тем, что литературные школы декаданса раздробили на составные элементы единые по существу художественные формы, созданные в эпохи исторического восхождения господствовавших классов, и продолжают это дробление до мельчайших частиц, выделяя какой-нибудь {198} из этих элементов в самодовлеющий принцип, а также считаясь с фактом влияния этих школ на пролетарское творчество и с опасностью их дальнейшего влияния, группа «Октябрь» в принципе отвергает: а) вырождение понятия творческого образа в самодовлеющий раздробленный живописный орнамент (имажинизм) и стоит за единый цельный динамический образ, развивающийся на протяжении всего произведения, в зависимости от его общественно-необходимого содержания; б) отвергает выделение слово-ритма, как такового, в самоцель, в результате чего художник часто уходит в область чисто словесных, не имеющих общественного смысла упражнений, выдавая их за настоящее художественное произведение (футуризм), и стоит за цельный ритм, организационно развивающийся в зависимости от развития содержания художественного произведения в едином творческом образе; в) а также отвергает фетиширование звука, возникшее в период упадка буржуазии и выросшее на почве нездоровой мистики (символизм), и стоит за органическое слияние звуковой стороны художественного произведения с творческим образом и ритмом. Только беря предмет художественного произведения в целом, в его конкретном значения и процессе закономерного развития, можно достигнуть исторически наивысшего художественного синтеза. 13. Таким образом задачей ВАПП является не культивирование форм, существующих в буржуазной литературе и эклектически привнесенных оттуда в пролетарскую, а разработка и выявление новых принципов и типов формы путем практического овладения старыми литературными формами и преобразования их новым классово-пролетарским содержанием, а также путем критического осмысливания {199} богатого опыта прошлого и произведений пролетарской литературы, в результате чего должна создаться новая синтетическая форма пролетарской литературы.
«Звезда», 1925 г., № 1 (VII).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|